Пиктограммы как форма рабты с детьми с синдромом Дауна
статья по теме

Ильчуркина Валентина Викторовна

Мы не знаем на каком этапе у не говорящего ребенка разовьется речь: возможно, через год, возможно, через два он научится произносить два-три слова, но и этого может не произойти никогда. Давая такому ребенку в руки пиктограммы мы даем возможность ему объяснить окружающим что он хочет или не хочет, что он чувствует, что волнует его.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Неговорящие  дети и дети, страдающие речевым недоразвитием, имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение другую коммуникативную систему, которая поможет облегчить общение, улучшить развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции таких детей в социум.  

 Одним из направлений работы по социализации аутичных детей, является работа с пиктограммами (РЕСS) как  альтернативной системой коммуникации.

Неговорящие, так и малоговорящие дети должны изначально приобрести базисные навыки коммуникации для того, чтобы общаться. И данным навыкам можно обучить с помощью  карточек РЕСS.

Несколько слов об этой программе и преимуществах ее использования:

1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.

2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.

3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков.

Использование РЕСS не только не тормозит развитие разговорной речи, а наоборот, ускоряет его - благодаря парированию словесного и визуального стимула в процессе обмена

Если в работе  сочетать элементы, способы, формы работы как по программе  PECS, так и по системе пиктограмм, которая представлена автором Баряевой Л. Б.,можно так же обучить навыкам коммуникации не только аутичных, но и неречевых детей с другими диагнозами.

Что же такое пиктограмма? Пиктограммами называют символические изображения, заменяющие слова.

 Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:

- как средство временного общения, когда ребенок в перспективе может овладеть звуковой речью. В этом случае задача педагога, использующего метод пиктограммы,- сохранить у ребенка мотивацию и желание общаться.

- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем.

Методика предполагает работу с пиктограммами, изображающими предметы (на голубом фоне) и действия с ними (на красном фоне), которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

Предлагаются следующие этапы обучения:

Ознакомление ребенка со знаком - символом и уточнение его понимания:

идентификация слова. Взрослый последовательно демонстрирует  ребенку пиктограммы. Предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом или с его реалистичным изображением на картинке;

выбор нужной пиктограммы из ряда других. Из нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый

выбор такой же пиктограммы из множества других.

конструирование фразы с помощью пиктограмм. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза.

выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктограмм той, которую назвал взрослый.

выбор из двух предложений, представленных пиктограммами того, которое назвал взрослый.

2. Алгоритм установления связи между изображениями предметов и их функций:

- составить из пиктограмм пару.

  1ый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом /кукла – играть, яблоко – есть/

2ой вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет /пить – вода/

среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группе /одежда/.

найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг – другу.

найти и исправить ошибку во фразе. Взрослый показывает пиктограммы фразы, содержащие ошибку и предлагает из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить ошибку.

3.Последовательность логического конструирования фразы путем самостоятельного выбора необходимого символа.

- дополнить фразу нужной пиктограммой, выбрав ее из серии других.

составить из пиктограмм фразу, произнесенную взрослым.

составить фразу из пиктограмм соединив их между собой по смыслу стрелками.

подобрать группу пиктограмм по заданному признаку.

составить логическую цепочку.

Таким образом, невербальные средства общения предусматривают формирование логической цепочки: первоначальное понятие «знак» /пиктограмма/ - обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами – самостоятельная ориентировка в системе знаков.

Да, ребенок с пиктограммами выглядит необычно, но лучше пусть ребенок общается с помощью них  со сверстниками, и приобретает социальные  навыки, чем не общается вообще. И последнее, мы не знаем, на каком этапе у неговорящего ребенка разовьется разговорная речь - может через год, а может через два он научится произносить 2-3 слова, а может этого не произойдет никогда.  Но  мы не имеем никакого этического права оставить ребенка без возможности объяснить окружающим, чего он хочет или  не хочет, что он чувствует, что волнует его.

Литература.

  1. Баряева Л. Б. Знакомимся с окружающим миром: пособие для занятий с детьми дошкольного возраста/ Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М.: Дрофа, 2007. – 63с.: ил.- (Дошкольник. Мир вокруг нас).
  2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: метод. разраб./ Л.Г. Нуриева, - Изд.6-е, - М.: Теревинф, 2012.- 107с. – («Особый ребенок»).
  3. Фрост, Лори. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011. – 416с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна.

В статье рассматриваются особенности психофизичекого развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по  развитию и социальной адаптации....

Особенности развития ребенка с синдромом Дауна. Социально-психологическая адаптация детей с синдромом Дауна

В статье рассматриваются особенности психофизического развития ребенка с синдромом Дауна, основные направления работы по развитию и социальной адаптации....

«Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна»

Рождение ребенка - всегда праздник. Всегда ли? А если оказывается, что ребенок страдает тяжелым - и неизлечимым заболеванием, что он не только навсегда отстанет от своих сверстников в психическом разв...

Коррекционно - развивающая работа с детьми с синдромом Дауна в условиях школьного обучения

В данной статье рассматриваются проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна в условиях школьного обучения. Статья посвящена комплексному анализу особенностей психофизического развития ребен...

Открытое занятие по пластилинографии "Осеннее дерево" с детьми с синдромом Дауна

Продолжать знакомить детей с синдромом "Дауна" с техникой пластилинографии. Показать приемы рисования округлых форм и раскатывание пластилина прямыми круговыми движениями, развиватль мелкую ...

Рекомендации по работе с детьми с синдромом Дауна

Рекомендации по работе с детьми с синдромом Дауна...