Методическое пособие "Лето в лагере"
методическая разработка по теме

Божко Ольга Викторовна

У нашего Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних  есть загородный оздоровительный центр "Чайка". Я каждое лето занимаюсь  там организацией досуга детей. Кроме устных консультаций педагогов, я предлагаю вниманию воспитателей методическое пособие  "Лето в лагере". В данном пособии разработаны рекомендации по организации жизни детей в летнем лагере от посадки в автобус, до закрытия лагерной смены.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._posobie.doc618.5 КБ

Предварительный просмотр:

Список используемой литературы

Байкова Л.А., Гребенкина Л.К., Еремкина О.В. Система деятельности педагога – воспитателя. Классный руководитель.– 1998. № 4

Бесова М. Веселые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2002

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова  Н.Л. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 1996

Новиков С.Ю. Любимые праздники. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2004

Руденко В.И. Сценарии праздников, конкурсов, игр. Ростов – на – Дону: Феникс, 2002

Тубельская Г.Н. Детские праздники в семье. – М., 2000

Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Смоленск, 1998

МУ «Социально-реабилитационный центр

 для несовершеннолетних»

О.В. Божко

Лето в лагере

Методическое пособие

Прокопьевск 2005

Содержание

Введение ……………………………………………………….

Мы едем, едем, едем ………………………………………….

С чего начать? …………………………………………………

Планируем вместе! ……………………………………………

Как организовать день? ……………………………………….

Список используемой литературы …………………………...

4

5

8

10

13

24

Введение

Летняя практика работы с детьми убеждает нас, что каждый день лагерной смены может стать в умелых руках педагога прекрасной площадкой для самораскрытия, самоутверждения, самореализации ребенка. Сколько различных умений, навыков, знаний о себе и о других могут приобрести за это время ребята. Как много узнать нового, понять цену дружбы и товарищества, ощутить радость труда на общую пользу, научиться жить в коллективе.

Может получиться и обратное: скука, однообразье заполнит ребячьи дни, и выползут на свет грубость, пошлость, равнодушия, лень, хулиганство...

Насколько интересной будет жизнь ребят, в первую очередь, зависит от Вас, вожатый, воспитатель, от вашего педагогического мастерства, от умения понять и принять всех и каждого, от желания творить, удивлять и вдохновлять.

Надеемся, что наши советы помогут Вам в планировании работы, дадут импульс в придумывании и разработке вместе с ребятами и коллегами разнообразных моделей организации жизнедеятельности детей.

Мы едем, едем, едем…

Как театр начинается с вешалки, так лагерь начинается с посадки в автобус.

Дети не должны занимать самые последние сидения в автобусе – места для вожатых.

Слабых детей, которых укачивает, лучше посадить на передние сиденья.

Какие бы игры не проводились, детям вставать с мест категорически запрещено.

Пить воду и есть привезённые запасы провизии разрешайте только во второй половине пути.

Если ребёнок запросился в туалет - скажите водителю, он выберет место для остановки.

По окончании пути (после остановки автобуса), всех детей необходимо по команде организовать на выход из автобуса и на построение перед ним до следующих указаний старшего вожатого.

Проследите, чтобы в салоне не оставалось фантиков и другого мусора (для этого во время пути можно выделить под мусор пакет).

«Детей во время поездки от места сбора до лагеря можно не занимать ничем. Во-первых, не такой уж долгой будет эта поездка. Во-вторых, нужно же хоть немного «отдышаться» после суматохи отъезда. В-третьих, дети, если захотят, сами найдут себе занятие: будут смотреть в окно или разговаривать» - так рассуждают многие вожатые. И, водрузившись на сиденье в первом ряду, они устремляют свой задумчиво-отрешённый взгляд на асфальт бегущей навстречу дороги.    Но, наверное, они стали бы рассуждать по-другому, если бы узнали, что происходит в это время в душах многих детей. Это для вожатого поездка в автобусе – начало многодневного трудового марафона. А для детей – это первые минуты новой жизни, по-настоящему неизвестной и непредсказуемой. Если эти первые минуты заполнит пустота, то дети могут просто испугаться: родителей рядом уже нет, друзей рядом ещё нет. Состояние такое, словно они потерялись посредине многолюдной городской улицы: кругом чьи-то лица, и нет ни одного знакомого. Особенно тягостно в эти минуты тем детям, которые едут в лагерь впервые в окружении неновичков. Старожилы обмениваются воспоминаниями, планируют что-либо, не обращая на них ни малейшего внимания. И чем веселее и беззаботнее окружающие, тем тревожнее новичкам. И тогда в голову приходит одна из самых страшных мыслей: «Я никому не нужен». Ещё секунда – и появляются слёзы, смешанные  с желанием  вернуться обратно.

Вот что происходит, если детей во время поездки в автобусе ничем не занимать. Чтобы этого не произошло, детей надо занять. Игрой, общением, совместной деятельностью. Можно поиграть в «угадалки», т. е. предложить детям угадать имя старшего вожатого, педагога, директора лагеря. Этим вы с самого начала избавите ребят от будущей неловкости, когда им нужно будет к кому-то обратиться, а они не будут знать как. Ещё предложите угадать вашу любимую песню. После нескольких попыток признайтесь, что особенно вам нравится песня... Назовите песню популярную, знакомую, предложите спеть ее всем вместе, а ещё можно выяснить, не забыли ли мы что-то важное взять с собой в лагерь. Вы будете задавать вопросы: «Полотенце взяли?.. Хорошее настроение взяли?.. Глаза взяли?.. Жареного бегемота взяли?.. Подводную лодку взяли?..», а ребята будут хором отвечать на них. Если окажется, что кто-то прихватил с собой в лагерь запасные коленки, поинтересуйтесь, каким образом удалось упаковать их в чемодан, где это продаётся можно ли посмотреть, померить и есть ли разрешение на провоз этого ценного предмета в автобусе. Только не превращайте свой комментарий из шуточного в язвительно-саркастический. Ну, а когда автобус будет завершать свой маршрут и до лагеря останется рукой подать, можно организовать «ликование» по случаю приближения самого счастливого мгновения сегодняшнего дня. Если ребята спросят, что это за «счастливое мгновение», удивлённо воскликните: «Как, разве вы не знаете, что наш лагерь самый лучший на свете?» По этому поводу нужно просто лопнуть от радости. Конечно, вы можете использовать другие способы занять детей. Можно петь песни, рассказывать о достопримечательностях окружающего ландшафта, слушать музыку, отгадывать загадки.

С чего начать?

  Для первых трёх дней смены придумано такое название: «организационный период», или «оргпериод» - время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдёт оргпериод, так пройдёт и вся смена».

Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьёзностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут всё это делать к середине смены. Это проверено многократно, и не стоит проверять ещё раз на своём отряде. Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошёл плавно и безболезненно, вам необходимо:

как можно скорее познакомить детей друг с другом (игры, отрядные мероприятия);

приучить детей к выполнению распорядка дня (режим дня, гигиена, санитария);

создать в отряде атмосферу уюта и комфорта (оформление домика, комнат);

сделать детей «управляемыми» (поделить отряд на «команды», «экипажи» при дежурствах и др. организационных моментах);

дать возможность детям проявить себя (разная направленность отрядных мероприятий - спорт, интеллект, творческая деятельность, драматическая деятельность и т.д.);

сформировать у детей представление о том, что ждёт их в дальнейшем будущем (план смены и его составление совместно с детьми).

Чтобы всё это осуществить, вам нужно спланировать первые три дня смены буквально по минутам. Если не будет плана - будет суматоха и неразбериха, раздражение и разочарование. Причём спланировать оргпериод желательно в спокойной обстановке накануне заезда. Потом, конечно, вы вынуждены будете отказаться от многого из задуманного и экспромтом делать незапланированное. Но как вы знаете, удаётся лишь та импровизация, которая была заранее подготовлена. Попробуйте начать планирование оргпериода прямо сейчас. Предположим, вы работает с отрядом малышей. Вот несколько дел, которые вы можете с ними провести в начале смены.

1. Конкурс болтунов «Как меня собирали в лагерь».

2.»Путешествие по ближнему зарубежью» - первая организационная вылазка в лес.

3. Операция «Ы» - по спасению территории вокруг домика от мусора.

4. Показательное выступление лучших чистильщиков зубов.

5. Знакомство с отрядным уголком.

6. Составление графика дежурства по комнатам.

7. Сбор по формированию микроколлективов «Ты, да я, да мы с тобой».

8. Репетиция операции «Полундра!» по скоростному покиданию комнат и построению на утреннюю зарядку.

9. Операция «Прощай, ватрушка!» - съедание последних запасов родительских продуктов.

10. РИД - разведка интересных дел.

11. Сбор отряда по поводу утверждения плана смены и основных законов отрядной жизни. И т.п.

Планируем вместе!

Предварительное планирование смены - очень полезная работа. Воспитатель, у которого есть план-сетка, более гарантирован от неудачи в сравнении с воспитателем, рассчитывающим на экспромт и на авось. Если вы поехали в лагерь с планом, шанс, что у вас получится, очень высок. Но не спешите. Наличие у вас плана - это ещё не последний этап в планировании смены. Последним этапом будет планирование смены вместе с детьми. Согласитесь, решать за детей, что они будут делать, не узнав, а хотят ли они того, - это не совсем справедливо. У детей тоже есть определённые представления о жизни в лагере, они тоже строят планы. Конечно, эти планы часто невразумительны, наивны, расплывчаты, нереальны, да и, откровенно говоря, более скучны, чем ваши задумки, но они есть и не надо от них пренебрежительно отмахиваться. А кроме того, не забывайте: дети могут проявить удивительную настойчивость и целеустремлённость, когда реализуют собственные затеи, и наоборот: к чужим, пусть даже многообещающим замыслам, они могут отнестись прохладно и равнодушно. По этой причине план, намеченный вами перед сменой, может «не пройти».

Степень привлечения детей к планированию растёт по мере того, как растут сами дети. В отрядах малышей она может быть минимальной, старшеклассникам этот процесс можно доверить почти полностью.

На то, что воспитатели редко привлекают к планированию смены малышей есть основания. Но тем не менее привлечь карапузов к этому делу можно так. Разбейте ребят на группы, вручите каждой группе пять листочков. На каждом листочке - название какого-то дела. Их вы можете взять из того списка, что заранее составили. У всех групп названия могут быть разными, а могут и повторяться. Задача малышей: из пяти дел выбрать для плана смены только два. Это очень сложно. Когда дети закончат обсуждение, объявите общий сбор. Дайте слово каждой группе, попросите ребят объяснить, почему именно эти дела для них привлекательны - пусть малыши учатся аргументировать. Затем вместе «раскидайте» ваши отрядные дела в план-сетку общелагерных мероприятий.

И хотя фактически этот план на все 100% будет плодом вашей фантазии, малыши будут считать его своим.

Но можно поступить и по-иному. Это когда вы честно, без лукавства скажете детям:

- Мы составили примерный план, по которому мы будем жить, и хотели бы услышать ваше мнение, посоветоваться. Сейчас мы расскажем вам, что хотели бы предложить. Если что-то не понравится - скажите.

Если при обращении к детям вы будете искренни, а при рассказе о будущих мероприятиях - эмоциональны, то дети могут принять ваш план почти полностью, и при этом не будут считать его чужим.

Другой способ совместного планирования потребует от вас значительных организационных усилий, но окупится заинтересованностью и активностью детей. Он называется «Разведка интересных дел». РИД - это игра, в которой есть роли и есть сюжет. Роли очень просты, каждый ребёнок становится «разведчиком», разведчики объединяются в маленькие разведгруппы. Командиры получают задание: «обнаружить» интересные идеи для плана отрядной жизни, «захватить» их и «доставить» к установленному сроку в разведштаб. Объектами разведдействий могут быть конкретные люди, работающие в лагере: начальник, ст. педагог, ст. вожатый, завхоз, библиотекарь, физрук, вожатые др. отрядов...

Если вы сомневаетесь, что те люди, к которым вы направляете детей, примут их доброжелательно и подарят дельные предложения, проведите с ними предварительную работу: «Тут к тебе мои придут, ты с ними повежливей. И ещё вот список. Посоветуй им это провести. Только по бумажке не читай, сделай вид, что сам придумал. От себя, конечно, тоже можешь что-то добавить».

Последним этапом в сюжете этой игры будет обработка полученной информации всем отрядом - подготовка донесения и доклад в разведцентре, окончательная оценка разведданных на «интересность» и утверждение плана.

Ещё можно обыграть такие формы совместного планирования: «Рейтинг популярности», «Лучшая двадцатка», «Каталог идей» и т.д.

В любом случае, какую бы форму привлечения детей к совместному планированию вы ни использовали, на заключительном этапе при «вёрстке» плана не забывайте:

существует общелагерный план (будет возникать необходимость выделять время для подготовки к лагерным мероприятиям);

после оргпериода наступает спад активности - желательны более спокойные игры;

в «банный день» не нужно играть в футбол,

может измениться погода, и тогда вместо «запланированного» придётся проводить «резервное».

И помните: «лучший отдых - это смена деятельности»!

Как организовать день?

Начало дня

Когда человек пребывает в мрачном настроении, брюзжащем состоянии духа, его обычно спрашивают: «Ты что, не с той ноги встал?» Тем самым признаётся незамысловатая истина: «Как день начинаешь, так его и проживёшь».

Начало лагерного дня - это время от момента протирания спросонок глаз до момента поднесения ко рту первой ложки каши во время завтрака. В этот промежуток времени обычно происходит следующее: раздаётся сигнал «Подъём», дети встают и, почти не одевшись, совершают перемещение к месту, где с ними проводят зарядку. Затем дети возвращаются в корпус и начинается массовое заправление кроватей, плескание под водопроводными кранами. Потом все одеваются, выходят и собираются в одном месте, чтобы узнать, какой сегодня план на день. Дежурные по палатам проверяют порядок и подметают пол. С места сбора все организованно отправляются в столовую.

И так каждый день!

Всё однообразное утомляет и детей, и воспитателя. Тем большим бывает это неприятие, если к тому же у детей нет навыков самостоятельной заправки кроватей и собирания мусор на совок: ведь никто не любит делать то, что умеет очень плохо. В итоге начало второй недели лагерной смены превращается в источник конфликтов и скандалов. Дети делают что-то «не так», воспитатель повышает голос, призывая сделать «так», дети обижаются на воспитателя, воспитатель ходит «взвинченный».

А можно избежать превращения утра в источник раздражения на весь день. Способ держится на двух «китах»:

Дети должны уметь быстро выполнять все режимные моменты.

В проведение этих режимных моментов воспитатель должен вносить разнообразие.

Итак, вам надо...

...Ещё в первый-второй день смены выяснить степень самостоятельности и умелости детей в чистке зубов, завязывании шнурков, заправлении кроватей, подметании пола, установки подушек «парусом» и т.п. Эту информацию можно получить путём организации игры-конкурса.

Отряд разбивается на команды, которые набирают очки, соревнуясь между собой по таким этапам:

заправка кровати;

чистка зубов;

наведение порядка в тумбочке и шкафу;

одевание и причёсывание;

демонстрация готовых палат.

На всех этапах учитывается время, ведётся график-таблица, где ставятся баллы за правильность выполнения задания. Перед игрой полезно самим воспитателем продемонстрировать правильность выполнения предлагаемых операций.

Если после таких игр у вас останутся дети, не справляющиеся с «вроде бы элементарными вещами», то их следует взять под личный контроль и помогать им каждое утро. Ругать или стыдить таких детей бессмысленно - от этого у них не прибавится ни ловкости, ни скорости.

Будить детей тоже можно более чем ста способами. Среди них:

пощекотать каждого за ушком;

сымитировать крик петуха;

принести настоящий горн и протрубить в него;

громко включить хорошую ритмичную музыку;

войти с ведром воды и, позвякивая о него металлической кружкой, шутливо объявить: «А вот водой холодной поливаю! Кому водички холодненькой?»;

организовать в коридоре джаз-рок-группу;

проскрипеть голосом робота: “Внимание, экипаж, начинаем выходить из состояния летаргического анабиоза. На счёт «раз» всем громко сказать :»Хрю-хрю...»;

громко и заливисто засмеяться, причитая: «Ой, не могу! Ой, сейчас лопну от смеха!»;

В общем, при желании можно всё сделать не так, как всегда. Только делать это надо с самыми добрыми намерениями. Поэтому самое важное для ребят утром - ваша добрая улыбка, приветливое общение, ваши глаза, в которых дети прочтут: «Как же я люблю вас, мои непослушные!»

Подъём

Ласковое летнее солнышко приветливо сияло в окошке. Прохладный утренний ветерок освежающе дул с реки. Мальчик спал, ему снова снилась мама. Ни что не нарушало его покоя, пока в утренней тишине не раздался противный, до боли надоевший вопль воспитателя: «ПОДЪЁ-Ё-ЁМММ!!!»

«Вот уроды», - подумал мальчик, перевернулся на другой бок, и снова сладко заснул. Мораль. Подъем - радостное начало нового дня, полного открытий и веселья. Делайте это так, что бы... ну, в общем, Вы, надеюсь, поняли. Идеальный способ - включить в холле музыку, после чего спокойно пройтись по палатам: «Доброе утро, ребята. Подъем. Пора вставать. Быстренько одеваемся (как именно, на улице тепло или холодно) и на зарядку».

 «Сигналом к подъему» является громкий и… очень громкий клич «Подъем». Произносится он, естественно не стоя на одном месте, а в процессе обхода всех палат и продолжается до тех пор, пока последнее тело (детское) не приняло вертикальное положение и не выбежало на улицу перед корпусом, где «Сигнал к подъему» не так режет слух.

В процессе этой побудки можно заходить  во все палаты, при этом не утруждать себя предупредительным стуком в дверь (даже в палату девушек старших отрядов), так как временной интервал перед началом «сигнала к подъему» и заходом в палату достаточен для совершения всех необходимых действий, предупреждающих возникновение всех ситуаций, требующих предварительного стука в дверь (к тому же все равно так называемый «предварительный стук» не будет слышен на общем фоне «сигнала к подъему»). В результате такого подъёма многие детские тела (особенно обладающие очень нежным слухом) принимают вертикальное положение задолго до начала «сигнала к подъему», что значительно облегчает, а главное сокращает по продолжительности операцию подъема и подготовки к выполнению действий, называемых «Зарядка».

Зарядка

Прежде всего, нужно, что бы дети вышли на улицу. Для этого необходимо с начала смены поставить так, что бы действия проснулся-пописал-оделся-на-зарядку-умылся представлялись ребёнку неразрывной цепочкой.

Дети должны быть одеты в спортивную одежду, но по погоде. Следовательно, не поленитесь выйти на улицу до подъёма и на себе проверить температуру.

Цель зарядки - разогнать остатки сна и настроить организм на бодрое состояние  путём разминания мышц. Разминать мышцы надо сверху вниз. Сначала - движения головой, потом руками, потом наклоны, повороты туловищем, потом поднимания - опускания ног, приседания, прыжки, и бег. Каждое упражнение нужно выполнять раз десять, и лучше делать все упражнения вместе с детьми. Это касается и бега (фразы типа «А теперь пять кругов вокруг корпуса» будут вызывать лишь негативную реакцию, согласитесь «Бежим!!!» звучит гораздо лучше). Во время зарядки нужно отлавливать халявщиков.  И не окриком, а подойти, вместе помахать руками-ногами – «Вот так, молодец, смог». Ведь часто халявят и ради привлечения внимания. Зарядка не должна восприниматься как что-то неприятное, скорее наоборот, если зарядки нет - это плохо. Зарядка вполне может быть весёлым мероприятием. Для этого, конечно, должен быть элемент игры. Оптимальная игра - запрещённое движение – «Если я делаю рукой вот так (например, сжать левый кулак, или сделать пальцы веером), то это надо присесть (подпрыгнуть, прокукарекать и т.д.)» и делать зарядку, время от времени делая рукой запрещенное движение. Другая игра - раньше называли «Товарищи командиры». Если я говорю: «Товарищи командиры (господа бандерлоги, телепузики, уважаемые и т.д.), делаем такое-то движение - то делаем. Если же я не произнёс это обращение, то, например, приседаем».

Главное - зарядка должна реально ЗАРЯЖАТЬ хорошим настроением на весь день.

Этот метод особенно хорошо подходит именно для старших отрядов и, особенно, для девушек старших отрядов, которые не представляют себе «выход в свет» без предварительного нанесения на определенные участки тела необходимого слоя «штукатурки» и обсуждения всех насущных проблем с подругами.

Важным моментов в процессе подъёма является желание некоторых субъектов уклониться от выполнения действий, называемых «Зарядка». С ребятами этот вопрос решается просто – справка от врача о невозможности данному товарищу выполнять действия, называемых «Зарядка». С девушками (старших отрядов) же может возникать деликатный вопрос связанный со специфической женской проблемой (эта проблема достаточно хорошо изложена на телевидении в рекламе) из-за который девушки могут успешно уклонятся    от     выполнения     действий,     называемых   «Зарядка».

 При    этом   необходимо   объяснить   народу    (девушкам   старших

отрядов), что ни какие проблемы (даже женские) не могут помешать человеку хотя бы постоять на зарядке и пошевелить хотя бы пальцами и соответственно не освобождает от подъема и выхода на зарядку. А так же необходимо объяснить детям (особенно девушкам старших отрядов), что субъекты, не имеющие сил двигать на зарядке руками и ногами, не могут совершать подобные действия на вечерней дискотеке. Не выходить же на зарядку могут только те, кто волею судьбы лежит в изоляторе, так что объяснив эти правила детям в начале смены, воспитатель пресекает всякие обсуждение с детьми по поводу «А я не могу выйти на зарядку». Каких-то особенных методов к проведению самой зарядки нет, главное - чтобы человек проснулся, потому что если человек не хочет хорошо размяться, то как его не заставляй все равно этого не будет.

Воспитатель во время зарядки должен следить только за тем, чтобы дети откровенно не «выпендривались», не делая зарядку. Такие  пусть после общей зарядки наматывают круги по стадиону вплоть до завтрака, но не обязательно на пределе сил, достаточно бег трусцой, можно и пешком, все равно ему будет достаточно времени для того, чтобы проснуться и понять, что в следующий раз надо изменить

свое отношение к зарядке.

Можно разнообразить до бесконечности и утреннюю зарядку. Хотя упражнения будут вроде бы те же самые, их можно по-разному объявлять и объяснять. Можно придумывать комплексы : «морской», «индейский», «психобольничный», «тили-мили-трямский», «рэперский» (последний сопровождается стихами стиля рэп: упражненье просто «класс» - научу сейчас я вас - руки вверх поднять всем нужно - и похлопать ими дружно...).

Можно вручать за лучшее выполнение зарядки переходящий вымпел (который даёт право на что-либо), для этого ребята разбиваются в ряды, круги, линейки, квадраты по палатам.

Можно менять места проведения зарядки.

Главное вызвать у ребят любопытство: «А что будет на зарядке сегодня?»

Как закончить день

Утро и вечер - это две противоположности. Эта истина банальна, так же как и вытекающее из неё следствие: задачи, которые решает вожатый с детьми утром, не похожи на задачи, которые он решает с детьми вечером. Да, некоторые отрядные мероприятия с визгом, хохотом и беготнёй приходятся на вечер, а в лагере устраиваются дискотеки или «юморины» именно в вечерние часы. Но последний час до отбоя лучше оставить для тихих, спокойных игр, вечернего сбора отряда, вечернего туалета. Иначе дети долго не уснут, а если и уснут, то сон их будет тревожным и беспокойным. Вечерний сбор отряда нужен для того, чтобы поговорить о прожитом дне, о взаимоотношениях в коллективе, для чтения сказки в малышовом отряде, для рассказа историй «живьём». А перед тем, как уйти, можно провести маленькую игру. «Я хочу сказать пять «спасибо» тем ребятам, которые заслужили этого сегодня больше всех. Как вы думаете, кого я хочу поблагодарить и за что?» Пусть ребята попробуют угадать - это будет маленький стимул к тому, чтобы на следующий вечер тоже получить «спасибо» при всём отряде.

Ещё ребята любят слушать песни под гитару в исполнении своего воспитателя. Также можно порадовать ребят какой-нибудь приятной и интересной информацией про завтрашний день. Закончить сбор отряда можно чтением стихотворения или тихой речёвкой. Например, такой:

День отшумел, и ночью объятый лагерь зовёт уснуть.

Доброй вам ночи, наши девчата,

Доброй вам ночи, наши ребята.

Завтра нам снова в путь.

Если всё будет продумано и подготовлено, то этот вечер ни один нормальный ребёнок не променяет на «Спокойной ночи, малыши».

Отбой

Уложить детей после отбоя на самом деле очень просто. Главное не лениться (как в любом другом труде).

1. Прежде всего надо их постоянно подгонять, стоя у них над душой (Маша давай быстрей мой ноги. Петя давай), потому что если им просто скажешь «Ребята, давайте мойте ноги и ложитесь спать» и уйдете в воспитательскую, то они не будут этого делать (в особенности девушки - о их болтливости можно слагать легенды), пока вы снова не выйдете из воспитательской. А с маленькими отрядами надо просто все перевести в игру - просто ходить между ними и отсчитывать секунды, сколько осталось времени до завершении операции по мойке ног и укладывании в постель, а со старшими и средними надо определить время на отбой и опять же подгонять и подгонять, а то они могут укладываться и час и полтора. Таким способом младшие  отряды укладываются за 10-15 минут, средние и старшие за 15-25 минут. Дольше укладываются девушки (языки им мешают).

2. Как усыпить детей? Прежде всего нужно уложить их всех на бочок и категорически запрещать спать на спине (рассказывая при этом детям старших отрядов, как вредно спать на спине). И потом буквально стоять у них над душой, т.е. ходить по коридору и повторять (Вася молчать, Петя не шевелись)

Основные ошибки воспитателей таковы:

1. Они надеются на сознательность детей, думая, что если он их по-доброму попросит, они и уснут. Не будет такого, какими сознательными они бы ни были.

2. Пытаются нагнать сон детям с помощью физических упражнений (почти все начинающие это делают). Во-первых, это только выделяет у детей адреналин и они еще не скоро успокоятся, во-вторых, (особенно для младших и средних детей) физические упражнения - это развлечение для них (можно сказать на весь отряд: «Кто хочет поотжиматься?», и почти весь отряд с удовольствием выйдет в коридор и будет отжиматься, лишь бы не спать), в-третьих, просто недопустимо наказывать детей спортом (тем более, если вы не в курсе, какие нагрузки можно давать каждому из них).  Вот и все.

Требования, предъявляемые для процесса отбоя (применительно к средним и младшим отрядам):

1) Дисциплина - особо важное свойство отбоя в первые дни смены. Не давайте никаких поблажек шепчущимся и ворочающимся, объясняя жестокие меры тем, что мол «ты, нахал, сам не спишь и другим не даёшь отдыхать».

2) Непрерывность - нельзя ни на минуту оставлять детей без присмотра во время отбоя, иначе вся проделанная работа пойдет насмарку.

Например, после дискотеки, пригнав детей в корпус и перенаправив в умывалку, стоять в умывалке над их душами, не давая баловаться и, этим ускоряя процесс вечернего туалета. Затем зайти в какую-нибудь палату, поговорить немного о результатах дня, о чьём-нибудь поведении, похвалить/пожурить, пожелать спокойного сна, услышать ответное пожелание. То же проделать в соседних палатах. К 22:00-22:30 вряд ли все сразу угомонятся, поэтому обходя палаты по второму кругу, вслух заметить, что ты спокойной ночи им уже пожелал и вроде как некультурно с их стороны нарушать тишину и покой, тонко намекнуть, что «деревянные по пояс» будут учиться культуре через ноги (т.е. вместо сладкого сна в теплой постельке будут стоять в холле, поедаемые тучами комаров).

3) Разнообразие - во всём, даже при отбое стараться разнообразить проводимые действия.

Иногда бывает более эффективным маленький террор: отбой после ужина, лицо кирпичом, никаких «можно», чуть что - сразу вытаскиваешь весь отряд из постелей в холл, предварительно приказав одеться, строишь, объясняешь ситуацию, снова команда «Отбой!!» и т.д.

Но это уже совсем другая история..

4

5

6

8

10

12

14

16

18

20

22

7

9

11

13

15

17

19

21

23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы

Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы предназначены для педагогов-организаторов, вожатых, учителей занятых организацией летнего отдыха....

Методические и практические рекомендации по обеспечению мер безопасности при подготовке и проведении туристических походов и экскурсий со школьниками в оздоровительных лагерях.

Профилактические требования к организации и проведению туристских походов, экскурсий и путешествий с учащимися. При проведении туристских походов, особенно много­дневных, возникает много об...

Методические рекомендации в организации воспитательных дел в детских оздоровительных центрах (ДОЦ), лагерях

Методические рекомендации в организации воспитательных дел в детских оздоровительных центрах (ДОЦ), лагерях...

Методические материалы по организации и проведению туристско-краеведческих мероприятий в условиях летнего загородного лагеря (центра)

В брошюре собран материал  по вопросам организации  туристско-краеведческой работы в загородном летнем лагере. Даются практические рекомендации, материалы реализации программы профильной сме...

«Игровые технологии в педагогическом сопровождении лагеря с дневным пребыванием детей» (методическая разработка)

Данная методическая разработка посвящена игровым технологиям в лагере с дневным пребыванием детей.         В процессе изучения  данной темы игровая деятель...

Методическая разработка "Методический конструктор смены программы детского лагеря"

Методический конструктор поможет вам разработать программу смены детского оздоровительного лагеря...