Занятие: "Мир этикета"
план-конспект урока по теме

Погосова Ирина Сергеевна

Занятие по этикету для воспитанников (молодых людей с отклонениями в умственном развитии) РЦ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_2012.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное стационарное учреждение

социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями

в умственном развитии № 1 Комитета по социальной политике

КОНСНЕКТ

открытого занятия по социализации

 

Тема: «Мир этикета»

                                                                      Воспитатель:  Погосова И.С.

                                                                      Дата проведения:  4 мая 2012 г.

 

г. Петродворец

Цели занятия:

  • Способствовать формированию понятий об этикете. Расширить представления воспитанников об истории возникновения этикета и его использовании в разнообразных формах.
  • Развивать логическое мышление, память. Расширять кругозор и словарный запас за счёт слов и словосочетаний: церемониал, эрудит, житель Тибета, племя Маори и т.д.
  • Воспитывать у реабилитантов чувство доброжелательности, чуткости и уважения к личности другого человека.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска.
  2. Слайды.
  3. Фотоматериалы.
  4. Ширма
  5. Атрибуты для инсценировки

Предварительная работа:

  1. Экскурсии.
  2. Вариативные игры.
  3. Обсуждение и решение проблемных ситуаций.
  4. Совместные походы и праздники.
  5. Чтение литературы.

Словарная работа:

  1. Церемониал.
  2. Эрудит.
  3. «Дисциплина Клерикалис».
  4. Племя Маори.
  5. житель Тибета.

Используемая литература:

  1. Бутелёва Б.В. “Поговорим о воспитании”. С.-Пб., 1994 г.
  2. Вендербильт Э.К. “Культура поведения, этикет, мораль”. М., 1998 г.
  3. Волченко Л.Б. “Этикет”. Ростов-на-Дону, 1996 г.
  4. Вольф И.Т. “Современный этикет”. М., 1997 г.
  5. Гольдин В.Е. “Речь и этикет”. М., 1983 г.
  6. Крохина И.М. “Всё об этикете”. М., 1995 г.
  7. Лихачёва Л.С. “Уроки этикета”. Екатеринбург, 1996 г.
  8. Николаева Т.Н. “Этикет и мы”. С.-Пб., 1993 г.
  9. Мудрик А.В. “Введение в социальную педагогику”. М., 1997 г.
  10. Плоткин М.М. “Содержание и организация воспитательной работы в школе-интернате” М., 1982 г.
  11. Титаренко А.И. “Нравственные основы общения”. М., 1997 г.
  12. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате. Пособие для воспитателей. М., 2006.

Ход занятия

I.

Вводная

часть

Слова воспитателя

Инсценировка

Организационный момент – проверка готовности к занятию

Вводная беседа

Сообщение темы занятия

Ответы ребят

Ширма  

Инсценировка

II.

 ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Сообщение темы

Слайд с текстом

Слайд с текстом

(как итог обсуждения)

Слайд с текстом

Слайд с текстом

Слайд с текстом

Слайд с текстом

Слайд с текстом

Слайды с фотографиями (один воспитанник рассказывает, а другой показывает формы приветствия)

Использование интерактивной доски

(выбор правильного ответа с последующим поощрением).

Карточки на столах.

Интерактивная доска используется для обобщения ответов воспитанников

Инсценировки

Слайды на доске с изображением салона автобуса и комнаты РЦ

III

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Ребята, поздоровайтесь с гостями.

Наше занятие начинается.

-Давайте разберём эту ситуацию. Использовал ли герой вежливые слова? Перечислите их. Эти слова обычно используют воспитанные люди. Получилось ли у нашего героя быть вежливым? Почему?

Ребята, сегодня,  мы поговорим об  этикете . Тема нашего занятия «Мир этикета». Но давайте сначала вспомним, что нам известно об этом слове.

Слово « этикет », от французского «etiaquette», что означает «церемониал», в наше время обрело новый смысл – правила хорошего тона, нормы порядочности, правила приличия.

  1. Что такое  этикет ?
    ( Этикет  – это нормы, правила поведения человека в обществе.)
  2. Что такое речевой  этикет ?
    (Речевой  этикет  – это правила речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.)
  3. Каким должен быть человек, знающий  этикет ?
    (Этот человек должен быть вежливым, приветливым, знать, что следует говорить или делать, чтобы не обидеть того человека, с которым он общается, своего собеседника.)

Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом. Надо только иметь такт и умение выслушать собеседника до конца. Эти правила действуют во всех странах мира. Но народы каждой страны вносят в этикет  поправки и дополнения, т.к. везде существуют свои обычаи и традиции.

Мы говорили об особенностях этикета в мире. И сейчас я попрошу вас вспомнить, откуда к нам пришли некоторые обычаи.

Например:

-откуда пришёл обычай гостеприимства и хлебосольства ( из Древнего Рима)

-а правило предоставлять самые почётные места за столом наиболее уважаемым гостям      (из Скандинавии)

-уважительное отношение к старшим по возрасту и к женщинам ( с Кавказа)

Есть забавная история о происхождении хороших манер. Кто может пересказать её?

 

Хорошие манеры в данной истории представлены той самой «золотой серединой», принцип которой был важнейшим в культуре античных времён.

Что бы ты ни делал, ты всегда должен помнить, что живёшь на свете не один. Тебя окружают люди, твои близкие, твои товарищи. Ты должен вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с тобой. Именно в этом и состоит подлинное воспитание и подлинная вежливость?

- Что же такое вежливость?

- С чего начинается общение?

- Формы приветствия чрезвычайно разнообразны у разных народов. Кто хочет рассказать об этом?

А вы знаете, что первым правилами по поведению считается составленная почти тысячу лет назад (в 1204 году) испанцем Петрусом Альфонсом «Дисциплина клерикалис». За ней последовали правила поведения для придворных, а позднее для более широких кругов. Странами классического  этикета  принято считать Англию и Францию

В России культура  этикета  распространилась значительно позднее, чем в других странах.

На протяжении времени некоторые правила этикета изменяются. Всего 100 лет назад   жёны купцов нередко обращались к мужьям на «вы», слыша ответное «ты». На «вы» обращались к высшему чину. На «ты» обращались либо к низшему чину, либо в семье.

- Как в наше время используют обращение «ты» и «вы»?

-Ну а сейчас небольшая историческая викторина.

«Заморочки из ларёчка».


(Вам надо подчеркнуть правильный ответ)


Европейци при приветствии:
А.Снимают шляпу
Б. Целуются
В. Обнимаются.



Тибетцы, здороваясь:
А. Встают на одно колено.
Б. Высовывают язык.
В. Обе руки закладывают за спину.



Японцы для приветствия:
А. Машут друг перед другом кинжалами.
Б. Применяют три вида поклонов: самый низкий, средний, легкий.
В. Опускаются на оба колена и касаются лбом пола.



Люди из племени маори:
А.  Прикасаются друг к другу носами
Б. Дергают друг друга за уши
В.  Обнимают друг друга



Масаи приветствуя друг друга:
А. Плюют на руки
Б.  Прыгают
В.  Снимают шляпу

- Ну а теперь вернёмся к  нормам современного этикета.

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры — изысканными или вульгарными, отношение к другим — достойным или невежливым. Общая культура поведения складывается из многих составляющих, и вряд ли нужно объяснять, насколько приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Я предлагаю вашему вниманию викторину, посвященную правилам этикета в современном обществе (вопросы достают из ящика при помощи магнитной удочки)


1. Как быть, если вас толкнули или сказали вам грубость?

(Не следует делать такому человеку замечание или пытаться выяснять с ним отношения. Не нужно взывать к приличию человека, не ведающего, что это такое.)


2. Употребимо ли обращение «дядя» или «тетя» к человеку, старшему по возрасту?

 (Слова «дядя» и «тётя» обозначают степень родства. Ими не следует пользоваться в разговоре со старшими, если они вам не родственники.)


3. Прилично ли есть или пить на улице?

 (Неприлично, это некрасиво смотрится со стороны.)


4. Представьте себе, что вы находитесь в читальном зале библиотеки и у вас неожиданно зазвонил мобильный телефон. Как вы поступите?

 (Нужно выйти из зала и негромко переговорить с позвонившим. Разговаривать в зале, как и в любом общественное месте, не стоит: это мешает окружающим.)


5. Вы идёте по детскому дому, и вам навстречу идут незнакомые люди. Надо ли вам здороваться

(Обязательно, ведь это люди, пришедшие к нам в гости)
Здесь же разобрать аналогичную ситуацию в магазине, автобусе…

Молодцы ребята, ну а сейчас я вам предлагаю разобрать несколько ситуаций и решить нарушены здесь правила приличия или нет.

  1. В автобусе сидит молодой человек. Входит пожилая женщина. Молодой человек уступает место, а женщина отказывается. Тогда юноша усаживает её насильно со словами: «Старушкам всегда надо уступать места».
  2. В комнате живут 2 человека. Один в данный момент страдает от головной боли, а второй не обращает на это внимание и громко слушает музыку. Тогда первый встаёт и ударяет по голове соседа. Музыка затихает.

Сегодня на занятии мы с вами говорили  об этикете. Обсуждали, так ли уж нам необходим. И пришли к выводу, хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения. И если хотите быть культурными и приятными людьми надо следовать этим правилам всегда и везде.


Ну а сегодняшнее занятие мне бы хотелось закончить стихами.

СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ!

Обещал отцу Петрусь:

-Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым "здравствуй" говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит- утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал.

А Петрусь как заорёт:

-С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Иринку

Да как дёрнет за косынку:

-Ты куда, Ирина, стой,

я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку …

Как невежлива девчонка…

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды-прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

-Извините, добрый вечер!

-Ты,- вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлён:

Разве был невежлив он?!

Ответы воспитанников

Ответы воспитанников

Ответы воспитанников

«Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди».

Знакомьтесь - это Вежливость!
А вот ее слова:
Спасибо, извините,
Пожалуйста, простите!
В общение друг с другом
Они нам все нужны.
Простите, вам удобно?
И будьте так добры!
И в жизни очень важно
Их часто повторять
Чтоб было все прекрасно,
Что б грустными словами людей не обижать!

Писатель Сервантес писал: "Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость". Вежливость - это не только умение проявлять такт, держаться доброжелательно по отношению к собеседнику, но и знание речевого  этикета .

Общение начинается с приветствия. Приветствие является знаком признания достоинства человека. Многообразие форм приветствий в различных  странах  трудно поддаются описанию и классификации.  Это может быть кивок головой, поклон, рукопожатие, поцелуй, воздушный поцелуй, простое "Добрый день" и "Здравствуй" и т.п.

О племени масаи рассказывают, что перед  тем , как приветствовать друг друга, они плюют на руки. Житель Тибета, снимая шляпу, высовывает язык, а левую руку держит за ухом, как бы прислушиваясь. Люди из племени маори прикасаются друг к другу носами. А в Англии женщина на улице ,как правило, первой приветствует мужчину, так как ей предоставляется право решать, желает ли она подтвердить своё знакомство с данным мужчиной или нет. Европейцы при приветствии приподнимают шляпу и слегка кланяются. У японцев для приветствия существуют три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий (с углом 15 градусов).

В наше время обращение на "ты " принято между близкими людьми. На "ты" взрослые обращаются к детям. Между незнакомыми, не очень близкими друг другу взрослыми и в официальной обстановке принято говорить "вы». Иногда встречается "ты" ("Эй, мужик, где тут вокзал"), но только у людей недостаточно культурных.

Ответы воспитанников

Ответы воспитанников

Воспитанники обыгрывают ситуации с последующим обсуждением их

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Люди приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

  Не будет людей нехороших,

Придут золотые года,

И в комнату люди в калошах

Не будут входить никогда.

  Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Пусть грубость исчезнет навеки.

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие "Час этикета"

Игровое занятие предназначено для использование во внеурочной деятельности, в летних лагерях, на классных часах и т.п. Способствует духовно-нравственному и культурному развитию учащихся, развитию у ни...

План конспект занятия по этикету на тему: "Золотое правило нравственности" 2 год обучения (5-6 класс)

Методическая разработка предназначена для обучающихся второго года обучения программы дополнительного образования детей "Школа этикета", 11-13 лет....

Занятие по этикету

Этикет — вещь настолько древняя, что большинство людей и не в курсе, откуда он пошел по земле нашей. Школьники узнают не только как правильно представиться и идеально сервировать стол, но и как ...

Внеклассное занятие "Уроки этикета"

quot;...- Подумайте, а нужен ли нам сегодня этикет? И что вообще скрывается под понятием "этикет"? Может быть, вы усмотрели в этом слове насмешку или вам кажется, что оно сегодня звучит как...

Внеклассное занятие «Речевой этикет, связанный с Крещением Руси»

На занятии обучающиеся знакомятся с формулами речевого этикета, которые связаны с принятием православной веры на Руси....

Внеклассное занятие: «Школьный этикет»

Занятие разработано для обучающихся коррекционной школы....

открытое занятие Столовый этикет

Цель: систематизация знаний обучающихся по элементам столового этикета и сервировки стола.Задачи:Коррекционно-образовательные:-расширить представление детей о предметах сервировки стола (о столовых пр...