"Знеете ли вы закон"(совместное родительское собрание с детьми) Мастер- класс и презентация
методическая разработка по теме

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 « Средняя общеобразовательная школа с. Лозное

Чернянского района Белгородской области»

 

 

 

 

 

Мастер-класс

 «Знаете ли вы закон»

(совместное родительское собрание учащихся и родителей)

 

 

 

 

Социальный педагог МБОУ «СОШ с. Лозное»

                  Снимщикова А.И.

 

 

Лозное 2012 г.

 

 

 

Методические рекомендации по проведению родительского собрания

по теме «Знаете ли вы закон?»

слайд

   Сегодня в обществе возрос интерес к правовым знаниям. Решение данной проблемы осуществляется, прежде всего, семьёй, образовательным учреждением (детский сад, школа и др.), правоохранительными органами (прокуратура, органы внутренних дел), органами Опеки и попечительства. Поэтому необходимо объединить общие усилия всех субъектов и совершенствовать формы и способы их взаимодействия.

   В рамках решения данной проблемы особое внимание уделяется вопросам сотрудничества образовательного учреждения и семьи.

 Одной из наиболее действенных и приемлемых форм работы с родителями остаются родительские собрания, и они лишь тогда станут эффективной формой работы, когда будут учитываться интересы детей, их возрастные и индивидуальные особенности, условия их жизни в семье и в социуме.

слайд

 К основным элементам подготовки собрания можно отнести:

1 Выбор темы собрания.

В данном случае темами собрания могут быть:

«Закон и ответственность»;

 «Пока не поздно! Права и обязанности родителей, права и

 обязанности подростков»;

«Защита прав и достоинства ребенка в семье»;

слайд

2. Определение целей родительского собрания.

 Изучение организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

 Проведение микроисследований в сообществе детей и родителей.

 Определение вида, формы и этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

слайд

 Особой популярностью пользуются формы родительских собраний:

- родительские конференции,

- встреча за Круглым столом,

- педагогические собрания-практикумы,

- собрания-диспуты,

- консультации для родителей,

- творческие мастерские,

- групповые консультации.

   Планируя родительские собрания, следует учитывать мнения и пожелания родителей.

 В общении с родителями желательно придерживаться взаимоуважения. Для организатора, идущего на собрание, должно быть важно все: настроение, прическа, одежда и хорошая подготовка.

 Завершением любого родительского собрание должно быть подведение итогов и принятие решения.

слайд

 

Родительское собрание с участием детей «Знаете ли вы закон?»

Цель:

правовое просвещение детей и родителей, знакомство с основными правами и обязанностями ребенка, формирование активной жизненной позиции

Оборудование:

раздаточный материал, тексты документов, анкеты, презентация

Подготовка к собранию:

анкетирование учащихся и родителей

Выставка  соответстующей литературы «Семейный Кодекс», «Конвенция о правах ребенка», «Закон об образовании», «Устав школы», «Декларация прав ребенка».

Выставка рисунков «Моя семья».

ХОД СОБРАНИЯ

 

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (ответы)

Зачем вообще нужно знать какие-то права людям? соблюдать принятые законы?

(Чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни)

 Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.     Права человека можно определить как основные нормы, без которых люди не могут жить достойно. Права человека лежат в основе свободы, справедливости и мира. Их соблюдение позволяет людям и сообществу в целом развиваться всесторонне.

Декабрь богат событиями, которые очень важны для страны, для всех её жителей.  

в декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека: «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации»,  Поэтому сегодня пойдет разговор о законах, правовых знаниях

Права, обязанности и ответственность…

слайд

Давайте обратимся к  календарю:

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка

слайд

-Что такое право?/Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми/

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились много времени, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей.

слайд

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело – конвенция.

 слайд

Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была подписана нашей страной. В этом документе 54 статьи, и все они касаются не только прав и свобод детей, но и обязательств государств по защите прав детей.

     КТО ЖЕ ТАКОЙ РЕБЕНОК? Давайте вместе подумаем. И как Конвенция определяет это понятие.

слайд

РЕБЕНОК – это каждое человеческое существо, до достижения 18 летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия раньше.

Конвенция предоставляет ребенку боль­шие права. Но Конвенция – это

не волшебная палочка, а то на, что в трудную минуту вы можете опереться в вашем жизненном пути.

Дух Конвенции о правах ребенка  можно выразить так:

слайд

 «Как можно больше уважения к ребенку, его правам, заботы о нем, любви к нему».

Давайте послушаем наших детей

  (дети читают стихи)

слайд

     НО ПОМНИТЕ! Заявляя о своих правах нужно не забывать, что они есть и у всех остальных людей. Нужно учиться уважать личные права других так же, как Вы хотите, чтобы уважали ваши.

 Например, в Конвенции зафиксировано право каждого ребенка свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, его затрагивающим. В оспринятое буквально, оно может побудить некоторых школьников к обыкновенной недисциплинированности.

Анализ ситуаций

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

 

Ваня: -Вика , Я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: Ваня, ты уже который понедельник не готов к информатике!

Ваня: -Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Хочу еще раз вам напомнить особенность цивилизованного претворения этого права в жизнь:

слайд

  ПРАВА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА КОНЧАЮТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЮТСЯ ПРАВА ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА.

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

 Ст. 29 Конвенции гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

слайд

Что такое обязанность?/Круг действий, возложенных на  кого  –  то и обязательных для выполнения/

слайд

 Игра «права- обязанности»

1–я команда – “Права”дети,  2–я команда – “Обязанности”родители. Итак, приступаем к игре. Я буду показывать вам фотографии (рисунки), вы внимательно на них посмотрите, и команда “Права” расскажет о том, какие права человека здесь нарушены,

 а команда “Обязанности” расскажет о том, какие обязанности необходимо соблюдать в этом случае.

(рисунок № 1).1 Здесь нарушено одно из самых главных прав человека – право на свободу. Все люди должны быть равны, несмотря на национальность и цвет кожи.

2 Каждый человек обязан уважать право другого человека на свободу и его человеческое достоинство, а не превращать его в раба.

 (рисунок № 2). 1 “Никто не имеет право обижать другого человека, унижать его и жестоко наказывать.

2 Родители обязаны воспитывать своих детей, кормить, одевать их, покупать им книги и игрушки, давать образование, а дети обязаны слушать своих родителей, любить и уважать их, заботиться о них в старости”.

(рисунок №3).1 Никто не имеет право посадить другого человека в тюрьму, если он не виноват! Каждый имеет право на справедливый суд.

2 И каждый человек обязан знать и соблюдать закон своей страны, не нарушать его.

(рисунок № 4).1 Законы одинаковы для всех и защищают каждого, и деньгами их не переделать.

2 А судья обязан быть честным и справедливым к любому человеку и без денег.

(рисунок № 5). 1 Каждый человек имеет право на жилище, на своё имущество и никто не имеет право отобрать его у него.

2 И каждый человек обязан содержать своё жилище и место нахождения своего жилья (город, улицу, дом, подъезд) в чистоте и порядке.

(рисунок № 6 и рисунок № 7) 1Нельзя вмешиваться в личную жизнь других людей.  Входить без разрешения в чужой дом, читать чужие письма.

 2 Прежде чем взять чужую вещь, каждый человек обязан спросить разрешение (фотография

(рисунок № 6). 1Каждый человек имеет право на отдых

2 и каждый человек обязан уважать право другого человека на отдых, не мешать ему, соблюдать тишину и порядок, культурно вести себя в общественных местах, гостях и дома. (фотография (рисунок № 7).

                       НЕМНОГО ЮМОРА.

 Наверное, все вы любите сказки. Давайте посмотрим на сказочных персонажей с другой стороны, с точки зрения нарушения прав и реализации их.

родители:

  1.   В.Гаршин «Лягушка-путешественница» Лягушка, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на (свободное передвижение)

дети

  1. Колобок. Лиса съела колобка и нарушила его право на (жизнь)

родители

  1. А.Толстой «Приключения Буратино». Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на ( неприкосновенность личности)

дети

  1. А.С.Пушкин « Сказка о попе и работнике его Балде». Балда, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ( труд)

родители

  1. «Иван-царевич и серый волк» Иван-царевич, украв жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на ( частную собственность)

дети

6. А.Толстой «Буратино». Буратино отказался от уроков, которые ему предложила Мальвина, не хотел учиться. Нарушил право на( образование). Образование для детей должно быть обязательно. Буратино, не послушался своего отца папу Карло, ушел из дома и попал под дурное влияние кота Базилио и лисы Алисы. Дети должны слушаться своих родителей, т.к. взрослые несут ответственность за своих детей.

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? (Ответы). В Конституции.

слайд

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

слайд

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

В нашей школе, как и в любом учреждении есть свой закон - Устав школы, в  котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Кроме прав и обязанностей, существует еще и ответственность за совершенные поступки.

слайд

Существует ответственность – административная и уголовная, за то, что нам часто кажется совсем безобидной шалостью. Это все прописано в гражданском и уголовном кодексе нашей страны.

На территории РФ уголовная ответственность за многие правонарушения наступает с 14лет (ст. 20 УК), законом предусмотрены различные наказания, в том числе и штрафы.

1) Ложный звонок.

Без всякого предупреждения в класс вбегает первый «правонарушитель»:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Ведущий зачитывает: ложное сообщение о готовящемся террористическом акте – это статья Уголовного кодекса Российской Федерации ...

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

3) Порча чужого имущества.

На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет.

Выбрасывает телефон.

 

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только гражданину, но и его имуществу (ст. 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 МРОТ, либо лишением свободы сроком до пяти лет). А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред.

Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 МРОТ, либо лишение свободы до двух лет.

4) Осквернение зданий и транспорта.

Разрисованные стены, сожженные кнопки лифта или звонков, сломанные почтовые ящики. А знают ли дети, что действия их попадают под статью?

ст. 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 МРОТ и возмещение ущерба.

А так как гуляют дети компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

слайд

Давайте, вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности, необходимосоотнести утверждение со словами, прочитать выделенные буквы:

1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……

1-П о р я д о ч н о с т ь

2-с п Р а в е д л и в о с т ь

3А з у м н о с т ь

4-В о с п и т а н н о с т ь

5-О б я з а н н о с т и

Нужно ли нам знать свои права  и обязанности?

От того, насколько правильно мы соблюдаем правила, зависит наш социальный статус. Мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих вас людях.

Анкета

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

слайд

Рефлексия с цветными карточками:

И в заключении, я предлагаю вам определить:

-полезность нашего собрания;

-актуальность обсуждаемых ситуаций;

-атмосферу встречи.

Если вам наша встреча понравилась – поднимите  улыбающийся смайлик. Если затронутая тема оставила вас равнодушными – смайлик с равнодушным лицом Если наше собрание вам не понравилось – смайлик с  недовольным лицом.

На этом наше собрание закончено.

слайд

Спасибо  за работу.

Здоровья, удачи вам  и вашим детям.

Прложение

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

 

стихи

Чтец 1: Как хорошо, что есть права!           Чтец 2: Только ты на свет родился,

Закон нас строго защищает.                                       Право первое твое:

Они великой силой обладают —                               Получи, чтоб им гордиться

И в нем важны нам все права,                                    Имя личное свое.

Чтец 3: Очень трудно самому,                    Чтец 4: Есть еще такое право

жить на свете одному.                                               помнить думать и творить

Правом с Мамой жить и с Папой                             и другим свои раздумья

Пользуйтесь везде ребята.                                        если хочешь подарить.

 

Чтец 5: Я росточком не доволен                   Чтец 6: Если жар, все тело ломит

И пока не так силен,                                                    И совсем не до игры

Но не смей мне делать больно                                   То позвать врача на помощь

Есть у нас такой закон.                                               Тоже право детворы.

Чтец 7: Подросла, взяла я книжки                Чтец 8: Будь ты слабым или сильным ,

И пошла я в первый класс.                                            Белым, черным все равно

В школу ходят все детишки -                                       Ты родился быть счастливым

Это право есть у нас.                                                     Это право всем дано.

 

Анкета для детей

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверенно. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Анкета для родителей

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители? Проверьте себя, ответив на вопросы (да, нет, иногда).

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумываетесь ли Вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли Вы с Вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает Вам свою помощь, примете ли Вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли Вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли Вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли Вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

9. Сумеете ли Вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10. Неприятно ли Вам отделываться от ребенка фразой типа: "У меня нет времени" или "Подожди, пока я закончу работу?"

Подсчеты результатов

 За каждый положительный ответ запишите себе 2 очка, за ответ "иногда" - 1 и за отрицательный - 0.

 Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеет довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а, не мешкая, заняться улучшением своих знаний в этой области.

 От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть, над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Скачать:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместное родительское собрание "Семья - глаза в глаза"

 Родительское собрание "Семья - глаза в глаза" проводится в начале учебного года с целью выявления наиболее существенных проблем в семейных отношениях ваших воспитанников и их родителей, п...

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся 9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся  9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»...

Родительское собрание с детьми «Трудности и радости – все пополам»

Цели: 1.Помочь  устранить непонимание между родителями и детьми.2.Заставить задуматься и детей и родителей над тем, что они самые близкие друг другу.3. Улучшить успеваемость в классе на итог 2 че...

Совместное родительское собрание в 8-9 классах Тема:«Актуальные проблемы сохранения здоровья подрастающего поколения. Проблема школьной тревожности: виды, причины, приёмы снижения»

Цели:Информационное обеспечение родителей по подготовке учащихся к экзаменационному периоду; развитие педагогической культуры родителей.Принятие совместных мер по эффективной подготовке выпускников к ...