Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
методическая разработка по теме

Цель данной программы:

* обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

* создать условия для эффективного функционирования системы профилактики безнадзорности и правонарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_profilaktiki_pravonarusheniy.docx65.25 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено

решением педагогического совета
от     30.08.2012 г.    № 1

директор                          Журба Л. Н.

Программа
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
государственного бюджетного специального (коррекционного)
образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательной школы VIII вида
ст-цы Темиргоевской Краснодарского края
на 2012-2015 г.г.

                                    Составила:

                                                                           социальный педагог Оченкова Е. М.

Паспорт программы

 

Наименование программы

Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Разработчики программы

Социально-педагогическая служба ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы ст-цы Темиргоевской Краснодарского края

Цели программы

  обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

  создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

Сроки реализации программы

2012-2015 годы

Исполнители программы

Социально-педагогическая служба ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы ст-цы Темиргоевской Краснодарского края

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

  1. создание условий для обеспечения защиты прав детей, их социальной реабилитации и адаптации в обществе;
  1. стабилизация числа беспризорных детей  подростков; 
  2. преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних.

Пояснительная записка

Содержание проблемы и обоснование необходимости
её решения программными методами

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации, в России ,которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

 рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

 массовые нарушение прав детей;

рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

 омоложение преступности;

 увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. С целью  систематизации работы образовательного учреждения в области профилактики была создана программа профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в ГБС(К)ОУ общеобразовательной школе ст-цы Темиргоевской Краснодарского края. 

Правовая основа программы 

Правовую основу программы профилактики безнадзорности
и правонарушений составляют:

 Международная Конвенция ООН о правах ребёнка

 Конституция Российской Федерации;

 Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

 Указы Президента РФ;

 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

 принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ.

Цели программы:

- обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами безнадзорности и правонарушений;

- создать   условия   для   эффективного   функционирования   системы   профилактики   безнадзорности    и правонарушений.

Задачи программы:

- повышение уровня воспитательной – профилактической  работы с подростками в образовательном учреждении;

- защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;

- создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки обучающихся;

- осуществление индивидуального подхода к обучающимся и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;

- осуществление  консультативно-профилактической работы  среди учащихся,   педагогических  работников, родителей.

- развитие системы организованного досуга и отдыха «детей группы риска»

Содержание программы.

Программа содержит 4 блока: организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с родителями.

Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».

Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей обучающихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с педагогами школы, организацию мониторинга здоровья обучающихся.

Профилактическая работа со школьниками включает

предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением и детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у обучающихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности.

Задача индивидуальной работы с подростками с девиантным поведением состоит в содействии сознательному выбору воспитанником своего жизненного пути. Работа выстраивается в несколько этапов:

Этап

 

Содержание

 

 

 

Изучение подростка и окружающей его среды

Диагностика подростка

 

Обеспечение психологической готовности подростка к изменению

 

Беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности

Накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков

Стимулирование положительных поступков, изменений, профориентационная работа 

Самовоспитание

 

Поддержка подростка в процессе самовоспитания

 Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Совета школы.

Программу реализует администрация школы (с привлечением заинтересованных ведомств), классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог.

В целях профилактики безнадзорности в школе работают разнообразные кружки и секции.

Планы мероприятий по каждому блоку работы

Организационная работа:

 Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений совместно ПДН ОВД.

Организация работы школьного Совета профилактики.

Проведение тематических педагогических советов.

 Педагогический всеобуч для  родителей

 Социально-педагогическая работа с детьми  «группы риска»

 Составление социального паспорта классов, школы.

Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учёте, карты семьи.

Проведение акции «Всеобуч» (посещение семей микрорайона школы, выявление обучающихся, не посещающих школу).

Выявление и постановка на учёт детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки.

Диагностическая работа:

  1. Анкетирование учащихся 5-11-х классов на предмет выявления фактов употребления алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ.
  2.   Анкетирование учащихся с целью выявления намерений по окончанию школы и дальнейших жизненных планов (7-11 кл.).
  3. Проведение диагностических методик изучения личности ученика: памятные даты моей жизни, моё состояние, блиц-опрос, самореклама, готовность к саморазвитию, сочинение и др.
  4. Заполнение карты здоровья учащихся.

Профилактическая работа со школьниками:

1 направление:

 Предупредительно-профилактическая деятельность:

  1. реализация систмы  воспитательной работы школы;
  2. проведение мероприятий совместно с ПДН ОВД;
  3. классные часы по пожарной безопасности;
  4. организация правового всеобуча;
  5. профориентационная работа;
  6. проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска»:

  1. Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки и спортивные секции;
  2. Вовлечение учащихся в планирование КТД в школе;
  3. Охват организованным отдыхом подростков «группы риска» в каникулярное время и интересным содержательным досугом в течение всего года;
  4. Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
  5. Привлечение подростков к шефской помощи младшим школьникам.

2 направление:

Индивидуальная работа с подростками с девиантным поведением.

Работа в этом направлении предполагает:

  1. выявление причин отклонений в поведении;
  2. беседы социального педагога,  классного руководителя, администрации школы с подростком;
  3. приглашение на школьный  Совет по профилактике правонарушений;
  4. Беседы инспектора ПДН;
  5. Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
  6. Направление ходатайств в КДН;
  7. Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.

Профилактическая работа с родителями:

  1. Выбор родителей в состав школьного Совета по профилактике правонарушений.
  2. «День открытых дверей» для родителей.
  3. Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий.
  4. Привлечение родителей к осуществлению правопорядка во время проведения культурно-массовых мероприятий.
  5. Выявление социально-неблагополучных, малообеспеченных, многодетных семей и постановка их на внутришкольный контроль.
  6. Посещение по месту жительства семей, находящихся в социально-опасном положении, направление ходатайств в Центр помощи семье и детям.
  1. Проведение родительского всеобуча:

Тема

Содержание

Профориентация школьников

 

1) Профориентация, её цели и задачи

2) Правильный и ошибочный выбор профессии. Занятость населения, ситуация на местном рынке труда

3) Важность самостоятельного и обоснованного выбора профессии вашим ребёнком.

По профилактике
употребления ПАВ

 

1) ПАВ и его влияние на организм ребенка.

2) Как определить, что ребёнок начал употреблять ПАВ.

3) Устойчивость подростка в обществе.

4) Семейные конфликты - причина употребления подростком ПАВ

5) Как контролировать эмоциональное состояние ребёнка,

6) Половые особенности подростков в системе профилактики ПАВ.

По профилактике
правонарушений
и преступлений

 

1) Права и обязанности семьи.

2) Права, обязанности и ответственность родителей.

3) Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

4) Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме

5) Причина детских суицидов.

6) Свободное время и развлечения учащихся.

Организация консультаций специалистов: психологов, педагогов, медицинских работников для родителей.

Организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения.

Использование разнообразных форм для проведения родительских собраний: лекции, конференции, ролевые игры, родительские ринги, практикумы и др.

Планируемые результаты: 

1 блок

 

-разработать комплекс мероприятий, необходимых для профилактики правонарушений,

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска»

правонарушений, 

-создать банк данных по учащимся и семьям «группы риска» 

2 блок

 

-получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи,

- получение информации о «вредных» привычках учащихся, необходимой для быстрого оказания квалифицированной помощи,

- получение информации о состоянии здоровья учащихся

3 блок

 

- сформировать у учащихся образ жизни,

-сформировать жизненную позицию ребёнка достойной человека, 

-сформировать жизненную позицию ребёнка

 

4 блок

 

-создание приоритетного родительского воспитания,  

-организация педагогического просвещения родителей,  

-построение демократической системы отношений детей и взрослых

  

План  мероприятий,
направленных на  реализацию направлений программы

№ п\п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

1. Организационные мероприятия

1

Изучение и систематизация социальной структуры семей уч-ся школы.

сентябрь

Кл. руководители

Соц. педагог

2

Выявление детей "группы риска", детей с девиантным поведением, детей из неблагополучных и малообеспеченных семей

сентябрь

Кл. руководители

Соц. педагог

3

Организация заполнения в классах социальных паспортов

 

сентябрь

Кл. руководители

Соц. педагог

4

Составление банка данных и социального паспорта школы

 

До 01.10

Соц. педагог

5

Анализ состояния преступности и безнадзорности уч-ся школы за 9 мес. 2008 г.

( по информации ПДН ГОВД)

октябрь

Соц. педагог

6

Планирование и корректирование работы по профилактике правонарушений уч-ся школы совместно с КДН и ПДН ГОВД, администрацией Д\д "Надежда".

 

сентябрь-октябрь

Соц. педагог

7

Организация работы Совета профилактики школы ( по отдельному плану)

 

1-2 р. в мес-ц

Зам.дир. по УВР

8

Участие в пос., районных, областных акциях, профилактических мероприятиях по линии Министерства образования, Управления образования при администрации района, КДН района ,ПДН ГОВД.

 

В теч. года

Администрация

9

Анкетирование уч-ся с целью выявления склонности к правонарушениям

 

сентябрь

Кл. руководители

10

Вовлечение "трудных" уч-ся в работу кружков и секций.

 

сентябрь-октябрь

Кл. руководители

11

Своевременное принятие мер по поступившим сигналам о правонарушениях учащихся:
а) индивидуальные беседы;
б)посещение семьи;
в)приглашение на Совет профилактики школы.

По мере необходимости

Соц. педагог

12

Организация и проведение школьных рейдов на квартиры учащихся "группы риска", в неблагополучные семьи.

 

1 раз в четверть

Администрация

13

Участие в районных рейдах на квартиры учащихся, стоящих на учете в ПДН РОВД и на ВШУ.

 

По плану КДН
р
-на

Администрация

14

Сверка документации школы и ПДН РОВД по уч-ся, стоящим на учете в ПДН. 

сентябрь

Соц. педагог

2. Работа с учащимися.

1

Оказание учащимся информационно-правовой помощи, защита их интересов:
а) работа лектория правовых знаний;

 б) работа "Службы доверия";

1 р. в мес.

Пост.

Соц. педагог

Зам. дир. по УВР

2

Оказание помощи вновь прибышим учащимся в адаптации в новом классном коллективе

По мере необходимости

Соц. педагог

3

Оказание помощи учащимся в прохождении адаптационного периода

сентябрь-октябрь

Кл. руководители

Соц. педагог

4

Оказание помощи учащимся в трудной жизненной ситуации. Консультирование, в, том числе, через "Службу доверия".

Пост.

Кл. руководители

Соц. педагог

Администрация

5

Организация досуга учащихся

(по плану воспитат. работы школы)

Пост.

Зам. дир. поУВР

Кл. руководители

Со. педагог

6

Изучение федеральных, региональных и локальных нормативно-правовых документов, необходимых для профилактики правонарушений несовершеннолетних.

В теч. уч. года

Соц. педагог,

Учитель  общ-знания

7

Обучение учащихся способам разрешения конфликтов: а) через "Службу доверия";

б) тренинговые занятия; в)педконсилиумы;

г) "круглые столы"

В теч.

года

Администрация

Соц. педагог

Кл. руководители

8

Охват организованным отдыхом и трудом учащихся " группы риска" в каникулярное время и интересным, содержательным досугом в течение года.

В теч. года

Педколлектив школы

9

Контроль за посещаемостью уроков,

поведением детей "группы риска".

Ежедн.

Администрация

Соц. педагог

Кл. руководители

10

Самоотчеты учащихся на заседаниях Совета профилактики школы об успеваемости, посещаемости, поведению, занятости в свободное время.

По мере необходимости

Кл. руководители

Совет профилактики

3. Работа с семьей

1

Изучение социальной структуры семей учащихся школы, определение их социальных категорий.

сентябрь

Кл. руководители

Соц. педагог

2

Выявление семей, уклоняющихся от воспитания детей, неблагополучных семей.

сентябрь

Кл. руководители

Соц. педагог

1

Работа педагогического лектория для родителей ( по отдельному плану )

1 раз в четв.

Администрация

Кл. руководители

4

Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися.

Пост.

Кл. руководители

5

Консультирование родителей :

а) педагогами школы;

б) соц. педагогом;

в) медработником.

по мере необходимости

Педколектив

6

Оранизация тематической встречи родителей с руководителями образования, представителями правоохранительных органов, прокуратуры, органов здравоохранения.

декабрь,

февраль

Администрация

7

Обучение родителей приемам педагогического контроля за детьми "группы риска":

а) на "круглых столах";

б) на малых педсоветах.

1 раз в четв.

Кл. руководители

Администрация

4. Правовой всеобуч учащихся.

1

Проведение бесед, кл. часов по разъяснению правил поведения и правовой информированности учащихся.

по планам кл. рук.

Кл. руководители

2

Лекторий по правовым вопросам с привлечением специалистов по праву (по отдельному плану)

1 р. в мес.

Соц. педагог

3

Изучение государственных и международных документов по правам человека, о положении в обществе и правах ребенка.

По общешк. плану

Кл. руководители

4

Проведение тематических бесед и лекций с разъяснением учащимся ответственности за совершение правонарушений (курение, употребление спиртных напитков, сквернословие)

В декаду "За здоровый образ жизни"

Администрация

Соц. педагог

5.Профилактика алкоголизма и наркомании.

1

Диагностика учащихся по выявлению их склонностей к вредным привычкам.

сентябрь

Зам. дир. поУВР

Соц. педагог

2

Привлечение узких специалистов МЛПУ 1 для профилактики вредных привычек.

1 р. в четв.

Зам. дир. поУВР

Соц. педагог

3

Проведение акции "За здоровый образ жизни"  ( по отдельному плану)

Январь, апрель

Зам. дир. поУВР

Соц. педагог

4

Освящение вопросов профилактики алкоголизма и наркомании на занятиях Лектория правовых знаний для учащихся.

По плану

Соц. педагог

 

Критерии отслеживания эффективности программы

Отслеживание эффективности всей программы

- появление у подростков устойчивых интересов;

- положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учёте в ПДН ОВД;

-уменьшение количества детей «группы риска»

- уменьшение количества причин ,по которым дети попадают в «группу риска».

Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы

-проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей)с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечённости родителей и учащихся в мероприятия.

Конечный результат реализации программы

Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание  условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая программа социально-педагогической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «SOS»

Подпрограмма «SOS» направлена на развитие и совершенствование системы социально-педагогической деятельности  в МОУ.  Программа предполагает совместную деятельность  школы, специали...

Отчет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних за 2011-2012 учебный год МОУ ЦПМСС «Лабиринт»

Отчет по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  за 2011-2012 учебный год МОУ ЦПМСС «Лабиринт»...

Диспут: «Закон Краснодарского края «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

Цель: познакомить учащихся подробнее со статьей № 3 Закона, обратить особое внимание на его отдельные пункты, путем обсуждения выявить отношение подростков к  Закону, на жизненных примерах убедит...

Профилактика беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Советую использовать в своей работе социальным педагогам школ по профилактике беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - 120 ф-з....