Статья по гуманной педагогике на тему: "На пути к педагогическому прозрению""
статья по теме

Еремина Людмила Александровна

В данной статье я попыталась осмыслить свой путь в гуманную педагогику, выразила свое понимание роли учителя в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_szhato.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

НА ПУТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОЗРЕНИЮ

Еремина Людмила Александровна, преподаватель, ГБОУ СПО Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж»

Сегодня, в условиях духовно-нравственного обнищания общества, все чаще многие педагоги обращаются к гуманному педагогическому мышлению. «Холод зла требует усилить жар сердца»(1). В связи с реформированием российского образования актуальной стала мысль К.Д. Ушинского: «Всякая школа, позабывшая изречение Спасителя: «Не хлебом единым жить будешь»… не выполняет своего начертания; она не приготовляет человека к жизни, но на первых же шагах сбивает его с настоящей дороги. Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного…»(2). Учитель, на мой взгляд, должен не только формировать отдельные качества ученика, не только помогать детям осваивать знания и приобретать умения и навыки, необходимые в дальнейшей жизни, но и способствовать становлению личности ребенка - души, духовности. Вспомните народную мудрость: «Родители создают тело, учителя – душу». Познакомившись с книгами педагогов-гуманистов К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинского, Януша Корчака, я приняла для себя как мерило собственных действий по отношению к ученикам слова Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников, но в их душах и сердцах! Только в этом случае знания на твоих уроках могут стать ступеньками нравственного становления для каждого твоего воспитанника»(3). Сегодня только любовь может противостоять злу, агрессивности, только любовь педагога к детям способна сформировать достойного человека, раскрыть индивидуальность каждого ученика, его творческую неповторимость, только любовь может вселить в детей веру в себя, свои силы. Я уверена, что каждому педагогу необходимо прислушаться к мудрым словам В.А. Сухомлинского: «Возлюби Ребенка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, Ребенок чище, лучше, честнее, талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда ты сможешь именоваться Учителем»(4).

Вопрос - как любить детей - вечен для педагогики, и каждый учитель по-своему должен прочувствовать эту истину. Я попытаюсь осмыслить качество моей педагогической любви к детям, найти истоки зарождения этого истинно гуманного чувства к ребятам в моем сердце и рассказать о нелегком пути к педагогическому прозрению.

После окончания ПГПУ им.В.Г.Белинского я пришла работать преподавателем литературы в ПУ№6 г.Пензы. Я мечтала стать строгим учителем. Я раздражалась и повышала голос, когда кто-то из учеников нарушал дисциплину, не был готов к уроку. Я была твердо убеждена, что от этого зависят знания учащихся по предмету, мои показатели как преподавателя, отношение к моей работе администрации училища. Готовясь к урокам, я изучала горы дополнительной литературы, добросовестно писала поурочные планы, а на уроках в глубине души чувствовала, что мне нельзя быть чересчур открытой, искренней, так как это может разрушить мой авторитет учителя, привести к срыву урока. Но прошло немного времени, и я начала ощущать неудовлетворенность своей работой. Мне казалось, что дети исподтишка надо мной подсмеиваются, а отвечая на уроке, как будто нарочно копируют манеру моего общения, мои строгие интонации. А когда я возвращалась после уроков домой, мне часто хотелось расплакаться: ведь я так много сил отдавала тщательной подготовке к урокам, но взамен получала только отчуждение со стороны учащихся. Однажды после урока один мальчик обратился ко мне со словами, которые запали мне в душу: «Людмила Александровна, а вы что, в самом деле такая серьезная и строгая? Я смотрю в ваши глаза, и мне почему-то кажется, что вы не такая, какой пытаетесь быть перед нами». Каждый день я мысленно повторяла эти слова вновь и вновь – и тогда я поняла, что это правда. «А может, в этом и кроется причина моей неудовлетворенности собой, детьми, работой?» - задумалась я. Я стала взахлеб читать книги великих педагогов, пристально всматриваться в своих учащихся – и мне открылась простая истина о взаимоотношениях учителя и учеников: не надо бояться скрывать своих чувств перед детьми, они готовы помочь тебе, если ты в этом нуждаешься. Дети, как зеркало, отражают любовь. Анализируя открывшуюся мне истину, я невольно вспомнила притчу о том, как Ученик жаловался на то, что Мастер просто уничтожает все его убеждения.

— Я поджигаю храм твоих убеждений, - ответил Мастер Ученику. - Когда он будет разрушен, ты увидишь огромное, необъятное небо (5).

И я увидела это «огромное, необъятное небо» в любви к своим ученикам! «Иди путем Любви, иди путем Сердца…» - вспомнилось мне мудрое наставление Ш.А.Амонашвили (6).  Читая его книги, я заострила внимание на одной фразе: когда Шалва Александрович вспоминал своих педагогов, то отметил, что «недолюбливал своих учителей, потому что чувствовал - они тоже недолюбливали» его (7). Так вот в чем крылась причина  отчужденного, насмешливого, а порой и враждебного поведения моих учеников: я их «недолюбливала»! Только теперь я осознала, что я любила детей, говоря словами Амонашвили, авторитарно. Я любила тех, кто выполнял все требования, не нарушал дисциплину, хорошо учился. А любила ли я остальных детей? Над этим я даже не задумывалась тогда, для меня они были просто ученики. Я поняла, что можно завоевать авторитет высокими требованиями, серьезным отношением к предмету, но заставить полюбить нельзя. «Какой любви может научить нелюбящий?»(8)  Дети не будут тянуться к тебе, если не будут знать, что ты их любишь. Они не откроют тебе душу, если не увидят, что ты делаешь это первой. «Жизнь - это хитросплетение действий, мыслей и чувств, часто противоречащих друг другу, и всё же в ней есть единое начало, напоминающее тональность в музыке», - сказал знаток человеческой души Андре Моруа (9). Я бы дополнила это высказывание так: единое начало в жизни – это любовь! Причем, любовь не просто как разговор о возвышенном чувстве, не как «любовь в голове», а как реальная, действенная, как «любовь в сердце». «Любовь — это прозрение о незаменимости каждого, явленной тебе в этом вот человеке лично для тебя»(10). Это высказывание А.Круглова стало созвучно моим мыслям. «Хочешь изменить свою судьбу - измени себя» (11). Эти слова психолога  М. Е. Литвака стали смыслом моей жизни. «Хочешь испытывать радость от общения с детьми, чувствовать неподдельный интерес детей к тебе как к человеку и педагогу, искреннее уважение ребят, осознание удовлетворенности в педагогической работе – научись любить детей!» - сказала я себе. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, — писал Л.Толстой. — Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель»(12). Я поняла, что не нужно разграничивать в своей работе обучение и воспитание: если ты улыбнешься на уроке, доброжелательно посмотришь в глаза ученика, если ты просто погладишь по голове ребенка, видя, что он чем-то расстроен, если ты на несколько минут на уроке отвлечешься от изучаемого произведения и поговоришь с детьми по душам, то это не погубит урок, а поможет ребятам более эмоционально воспринять изучаемый материал, вдумчиво осмыслить его. Я перестала ждать от учащихся ответов на все поставленные мною вопросы, так как поняла, что зрелость учителя заключается в умении научить ребят не довольствоваться готовыми ответами, а самостоятельно искать их. Наши уроки – это ключ, открывающий мир чувств и мыслей учеников, «уроки духовной жизни», «радость совместного познания»(13). Я пришла к простой истине, что необходимо в педагогическую работу, в отношения к ученикам вкладывать частичку своей души, своего сердца: «Если сердца не будет – любовь бесприютна…» (Омар Хайям)(14). «Сперва любить, потом учить» - слова Я.А.Коменского стали моим педагогическим кредо. Дети понимают и ощущают больше, чем кажется на первый взгляд. Перед ними невозможно замаскироваться, только искренность в каждый момент общения помогают проложить тропинку к их душам. Я могу с уверенностью повторить слова Амонашвили: «Учительской любви необходимо учиться. Идти надо от реальных индивидуальных особенностей ребенка, принимая и любя его таким, какой он есть»(15), необходимо «развивать своё «чувствознание».

И сейчас, отвечая на вопрос: люблю ли я детей, я, не задумываясь, отвечу «да»! Я люблю именно ребят, а не просто учеников, прилежных и примерных. Что значит «любить детей» в моем понимании? Любить детей – это значит уметь вникать в тревоги каждого ребенка, прийти на помощь к каждому, уметь вслушиваться в настроение детей, своевременно разрешать противоречия детской жизни и индивидуального развития, уметь сопереживать и сочувствовать, найти хорошее в каждом и поддержать это хорошее, проявлять терпение и уметь управлять своими эмоциями, быть заинтересованной в достижениях и успехах учеников, уметь слушать и слышать детей, не обманывать детей, не унижать, бережно относиться к чувствам ребят, не ущемлять самолюбие, быть требовательной и справедливой, предоставлять ученикам возможность выбора, возможность высказать свои мысли, учить детей самооценке, поощрять творчество учеников, проявлять неподдельный интерес к чувствам, мыслям учеников, жить с детьми совместной, насыщенной, интересной деятельностью.

«Прозрение - процесс необратимый, - тонко подметил писатель                  В.А. Солоухин. - В слепых можно ходить хоть сто лет, но, раз увидев, нарочно уже не ослепнешь. Разве что зажмуриваться, да и то от увиденного не уйдешь»(16). Осознав, что в основе взаимоотношений педагога и учащихся должно быть взаимное чувство любви, уважения, доверия, понимания, я твердо следую этой истине в своей педагогической деятельности. И для меня мои ученики теперь не просто ученики, а друзьями, которые делятся своими горестями и радостями, стремятся получить именно мое слово одобрения или осуждения, просят совета. Принципом в моей учительской деятельности стали незабываемые слова  В.А. Сухомлинского: «Чтобы стать настоящим воспитателем  детей, надо отдать им своё сердце»(17).

  1. Устинов К. По слову Твоему, Владыка. URL: http://subscribe.ru/archive/economics.education.scale0ethics/201001/30180648.html (дата обращения: 25.09.2010).

  1. Ушинский К.Д.Избранные труды. – М.:Дрофа, 2005.
  2.   Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. - М., 2002.
  3. Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М., 1998.
  4. http://www.pritchi.net/modules/arms/view.php?w=art&idx=34&page=2
  5. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. – М.: Изд.Дом Ш.Амонашвили,2003.
  6. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (Опыт самоанализа). – URL: http://www.shield-of-culture.org/viewtopic.php?f=8&t=135 

(дата обращения:24.09.2010).

  1. Ильин И.О совести. – URL:http://www.paraklit.ru/aktual/I.Iljin-O-sovesti.htm (дата обращения:25.09.2010).
  2. http://www.aforizms.ru.
  3. http://www.all4wedding.com/articles_11322.htm
  4. http://www.aforizms.ru.
  5. Толстой Л.Н. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
  6. Амонашвили Ш.А.Школа жизни. – М.,2000.
  7. Хайям Омар. Стихи о любви и стихи про любовь. – URL: http://www.stihi-rus.ru/love/hayyam.htm (дата обращения:24.09.2010).
  8. Амонашвили Ш.А.Антология вечно восходящей истины. – URL: http://www.mgpu.ru/niiso/matGum3.htm (дата обращения:25.09.2010).
  9. Солоухин В.А. Последняя ступень. – М.: Изд.АО «Деловой центр»,1995.
  10. Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5 т. – Киев, 1979 – 1980. -Т. 3, с. 14 – 15.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация идей гуманной педагогики.

Традиционная школа, основанная на авторитарной педагогике, стала постепенно терять суть духовности и суть радости. Она стала учебным заведе...

Философия для детей - одно из направлений гуманной педагогики.

В данной статье предлагается открыть для себя науку о человечности. Приведена беседа с учащимися 5 класса о дружбе....

Коммуникативная компетентность преподавателя как одно из главных условий гуманной педагогики

Доклад представляет собой рассмотрение основных блоков, входящих в понятие "коммуникативная компетентность" :социально – психологического блока,нравственно – этического,эстетического, технологического...

Гуманная педагогика для родителей

В данной работе рассказывается о формах работы с родителями в период перехода на новые стандарты образования ( из опыта работы)...

7 "У" в гуманной педагогике

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7225781","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"168","width":"480"}}]]...

Выступление на НПК по гуманной педагогике

Выступление на  НПК по гуманной педагогике "Воспитываться в моральном климате памяти"...