Что такое инклюзивное образование?
статья по теме

 

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_inklyuzivnoe_obrazovanie.doc157.5 КБ
Office presentation icon chto_takoe_inklyuzivnoe_obrazovanie.ppt240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое инклюзивное образование?

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

Государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных возможностей для людей с ограничениями

«Включающее образование это шаг на пути достижения конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции, участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»

Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета

«Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»

Дэвид Бланкет

Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: 

  1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  4. Все люди нуждаются друг в друге
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Включение – это не интеграция: 

  1. Включение – это больше, чем интеграция
  2. Молодые люди учатся вместе в обычной школе
  3. Специалисты приходят помогать детям
  4. Обычные школы изменяются
  5. Внимание на возможности и сильные стороны ребенка
  6. Молодые люди воспринимают человеческие различия как обычные
  7. Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями
  8. Молодые люди получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью
  9. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих

Включение – это: 

  1. НЕТ специализированных классов в обычной средней школе
  2. НЕТ обучения ребенка в средней школе без необходимой поддержки
  3. НЕТ присутствия детей 1-2 часа в день в средней школе
  4. НЕТ закрытых учреждений интернатного типа

Основные принципы инклюзии

Инклюзивные сообщества:

  1. Быть инклюзивным - означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая детей с инвалидностью).
  2. Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)

Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.

Инклюзия учитывает как потребности, так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха.

  1. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
  2. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.

Важные составляющие инклюзии:

  1. Разрабатывайте философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
  2. Всесторонне планируйте инклюзию
  3. В процесс создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
  4. Включайте родителей
  5. Сформируйте понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
  6. Обучайте весь персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)

Неверные представления об инклюзии:

  1. Представление, что присутствие в школе само по себе достаточно
  2. Представление, что нормально бросать в воду не умеющего плавать
  3. Фокусирование не на целях, а на действиях
  4. Когда основной направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей ребенка
  5. Представление, что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию

Существующие барьеры:

  1. Архитектурная недоступность школ
  2. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
  3. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
  4. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки

Законодательные ресурсы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
  3. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
  4. Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  5. Конвенция ООН о правах ребенка

Правила инклюзивной школы:

  1. Все ученики равны в школьном сообществе
  2. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня
  3. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей
  4. Планируется и проводится эффективное обучение
  5. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников
  6. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика
  7. Семьи активно участвуют в жизни школы
  8. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности

Принципы формирования индивидуальной программы обучения:

  1. Подходит для всех учеников (не только для учеников с инвалидностью)
  2. Служит средством приспособления к широкому кругу возможностей ученика
  3. Является способом выражения, принятия и уважения индивидуальных особенностей обучения
  4. Применима ко всем составным частям программы и к привычной манере поведения в классе
  5. Является обязательной для всех работников, вовлеченных в процесс обучения
  6. Составлена с целью повышения успешности ученика

Обычный учитель может быть успешен при условии, если:

  1. он достаточно гибок,
  2. ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы
  3. он уважает индивидуальные различия
  4. он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива
  5. он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе
  6. он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде

Результаты инклюзии:

  1. У учеников есть возможность активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса
  2. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов
  3. Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно для него сложны
  4. Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика
  5. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков
  6. Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании, проведении и оценке уроков
  7. Существуют процедуры оценки эффективности

В заключение:

  1. Инклюзивные сообщества включают:
  1. Изменение взглядов в целом: "Разнообразие включает каждого"
  2. Необходимость начать раньше, чтобы изменить убеждения - чем раньше освоено поведение, тем лучше оно запоминается
  3. Возможность для каждого быть успешным
  1. Социальные изменения:
  1. Создание сообщества, в котором каждый считает свой вклад важным
  2. Создание сообщества, в котором партнеры работают вместе
  3. Начните с вашего маленького сообщества, и вы увидите результат ваших стараний по мере распространения опыта
  4. Действие отличается от убеждений и теории!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инклюзивное образование . Что это такое ?

Слайд 2

Инклюзия ( от inclusion - включение ) Процесс, при котором что-либо включается, то есть вовлекается, охватывается, или входит в состав, как часть целого.

Слайд 3

Процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Слайд 4

“ Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить” Жан Ванье

Слайд 5

Этапы движения «Образование для всех» 1990 г.- Таиланд, Всемирная конференция 1994 г.- Испания, Всемирная конференция 2001 г.- Дакар, программа «Образование для всех» 2006 г.- начало участия России в программе «Образование для всех»

Слайд 6

Все дети разные

Слайд 7

Обычное образование Специальное образование

Слайд 8

Интегрированное образование Терапия Реабилитация

Слайд 9

Инклюзивное образование

Слайд 10

Модель инклюзивного образования

Слайд 11

Социальный подход Идеология, исключающая любую дискриминацию детей

Слайд 12

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений

Слайд 13

Каждый человек способен чувствовать и думать

Слайд 14

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным

Слайд 15

Все люди нуждаются друг в друге

Слайд 16

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений

Слайд 17

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников

Слайд 18

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

Слайд 19

Все обучающиеся должны быть успешными

Слайд 20

Внимание педагога фокусируется на возможностях и сильных сторонах ребёнка

Слайд 21

Образовательное пространство Личностно-деятельностная основа Специфичные формы обучения Средства включения детей Соорганизация деятельности субъектов образовательного процесса (ПМПК) Правовая поддержка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающий семинар для педагогов №1 "Инклюзивное образование. Необходимые условия и принципы построения инклюзивного пространства"

Представлен материал для первого обучающего семинара для педагогов в условиях перехода школы на инклюзивное образование. Расскрываются необходимые условия эффективной реализации инклюзивного образован...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Доклад на конференции «Инклюзивное образование: теория и практика» "Наличие высокопрофессиональных кадров - важнейшее условие инклюзивного образования"

Обеспечение обучения и воспитания всех детей одновременно, создание условий для их эффективной самореализации и социализации требуют от педагога соответствующих компетенций в сфере инклюзивной педагог...

Всероссийский конкурс «ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ» Номинация «Лучшие практики профориентационной работы в инклюзивной школе»

Всероссийский конкурс«ЛУЧШАЯ ИНКЛЮЗИВНАЯ ШКОЛА РОССИИ»Номинация«Лучшие практики профориентационной работыв инклюзивной школе»...

От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...

Статья "От инклюзивного спорта к инклюзивному образованию"

Большую роль в коррекционной работе играют занятия адаптивной физической культурой. Наряду с решением основных задач - укреплением здоровья и закаливанием детского организма, обеспечением правильного ...

Методические рекомендации для учителей инклюзивного класса "Особенности урока в инклюзивном классе"

Успешность включения детей с отклонениями в развитии  в учебный процесс зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений. Но и от эффективности учитыва...