Социальный проект «В городе родном хорошо живем!».
методическая разработка по теме

Ульянова Ирина Анатольевна

В 2011 г наш город отмечал юбилей по поводу 350-летия, поэтому в рамках детско – родительского клуба «Родничок» мы разработали и внедрили социальный проект «В городе родном хорошо живем!». Знакомство с «малой родиной», развитие ребенка как творческой личности, его приобщение к жизненно необходимым знаниям, а также социализацию и интеграцию ребенка в общество необходимо проводить в тесном взаимодействии с семьей, рядом с близкими и родными людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gorode_rodnom_horosho_zhivem.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный проект

«В городе родном хорошо живем!»

1.Актуальность проекта

    Детско – родительский клуб «Родничок» - это содружество педагогов и родителей объединенное общей целью, деятельностью, ответственностью. Это – большая семья, в которой дети и взрослые чувствуют себя комфортно. «Родничок» - это радость  общения и свобода самовыражения, это возможность  найти новых друзей и поверить в себя. Здесь дети получают массу впечатлений, необходимых для развития. Они входят в контакт  со множеством других людей – педагогов, взрослых, сверстников, совершенствуют свои коммуникативные навыки, становятся субъектами общения, познания и практической деятельности. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья при соответствующих условиях в дальнейшем может стать полноценной личностью, развиваться духовно и быть полезным обществу. Процесс социальной адаптации и интеграции такого ребенка в общество необходимо начинать как можно раньше – с дошкольного возраста.  

     С 2008 года в работе с семьей мы используем метод проектной деятельности, стало уже традицией начинать новый год с нового социального проекта.

     В 2011 г наш город отмечал юбилей по поводу 350-летия, поэтому в рамках детско – родительского клуба «Родничок» мы разработали и внедрили социальный проект «В городе родном хорошо живем!». Знакомство с «малой родиной», развитие ребенка как творческой личности, его приобщение к жизненно необходимым знаниям, а также социализацию и интеграцию ребенка в общество необходимо проводить в тесном взаимодействии с семьей, рядом с близкими и родными людьми.

2. Краткая аннотация проекта  

   Тема  социального проекта предложила родителям вместе с детьми выйти на экскурсию: на улицу, в парк, сквер и, таким образом, ближе познакомиться с родным городом, познакомиться с его достопримечательностями и жителями. В ходе реализации проекта расширилось представление детей о городе Иркутске, началось формирование  зрительной культуры. Дети познакомились с памятниками архитектуры, увидели и почувствовали красоту родного города. Таким образом, получив положительный эмоциональный заряд, дети открылись  добру и красоте. Приобщившись к истории и красоте родного города, дети начали понимать важность сохранения памятников, начали ощущать гордость и ответственность за свой город. Им тоже захотелось сделать его красивым. В этом им помогла коллективная работа над аппликацией в творческой мастерской.

   В течение года ежеквартально для родителей проводились  групповые семинары – практикумы и консультации, семейные гостиные по вопросам воспитания и развития детей.

    Для детей и родителей были проведены  анимационные мероприятия в соответствии с тематической направленностью социального проекта.  Развлекательные, познавательные, праздничные и игровые программы, викторины, конкурсы,  творческие мастерские, экскурсии  и  выставки дали детям и взрослым положительный заряд, дали возможность для умственного и духовного  развития детей, развития их творческих способностей. Все мероприятия предусматривали взаимную активность детей, родителей и социальных педагогов.

3.  Цель проекта

    Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями и интеграция их в  общество в процессе взаимодействия с семьей; знакомство с «малой родиной».

Задачи проекта:

       - развитие познавательной сферы  детей, развитие любознательности (расширение знаний о родном городе);

      - содействие эстетическому развитию и эмоциональной отзывчивости детей (созданию ярких эмоциональных представлений о родном городе);

      - содействие формированию  нравственно – этических  понятий и принципов: чувства любви, привязанности  и уважения к родному городу, чувства бережливости, гордости;

      - содействие формированию  этикета (поведению в общественных местах)

      - содействие  формированию представлений о правильном и здоровом отдыхе, привитию основ безопасности жизнедеятельности;

      - содействие развитию коммуникативных навыков детей;

     - содействие максимально личностному становлению ребенка с целью его интеграции в общество, привитие ощущения причастности к жизни общества;

      - развитие совместного творчества и сотрудничества детей, родителей и педагогов.

      - воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, чувства гордости за свою семью;

      -создание условий, обеспечивающих взаимодействие детей с ограниченными возможностями со здоровыми детьми;

      - возможность ребенка – инвалида поверить в себя и свои возможности.

4. Гипотеза: в результате реализации проекта процесс социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество будет эффективным, если:

- в Центре будут созданы благоприятные условия включения семьи в этот процесс;

- будет создана и реализована модель взаимодействия с семьей на основе социального проекта;

- дети с ограниченными возможностями будут включены во взаимодействие с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.

5. Участники проекта: дети, родители и  социальные педагоги.

      В проектной деятельности вместе с социальными педагогами участвуют дети 4–7 лет с ограниченными возможностями здоровья и сохранным интеллектом, а также дети с ослабленным здоровьем, и их родители. В этом возрасте дети более внимательны, наблюдательны, способны к  анализу,  самооценке и совместной деятельности. Вместе с ними в проекте участвуют их младшие и старшие братья и сестры, не имеющие проблем со здоровьем. Таким образом, взаимодействие со здоровыми детьми способствует естественной взаимной адаптации и интеграции детей – инвалидов и общества.

       В процессе взаимодействия участники проекта опираются на совместное сотрудничество, творчество и оптимальные взаимоотношения, исследуют, анализируют, решают проблемные ситуации, проявляют любознательность и творческую активность.

мероприятия

сроки

1

Накопление материала для консультативной работы с родителями, досуговой работы с детьми и родителями

В течение года

2

Сотрудничество с другими организациями

В течение года

3

Пополнение видеоматериала

В течение года

6.  Основные принципы проектной деятельности:

  1. родители и педагоги  –  партнеры в воспитании и образовании детей;
  2. единство целей и задач педагогов и родителей;
  3. взаимное доверие и поддержка в совместной деятельности;
  4. анализ взаимодействия семьи и педагогов.

7. Этапы реализации проекта:

  1. информационно – аналитический (диагностика уровня познавательной сферы детей по теме проекта; анкетирование родителей; анализ результатов и выводы);

  1. ознакомление родителей с социальным проектом «В городе родном хорошо живем!» (обсуждение целей и задач, обсуждение возможного участия родителей в совместной деятельности; составление модели реализации проекта);

  1. совместная деятельность детей, родителей и педагогов (направленная на развитие познавательной сферы, творческих способностей детей, на приобретение ими жизненно необходимых знаний, социальное, эмоциональное и коммуникативное развитие и воспитание детей);

  1. подведение итогов и презентация проекта (оценка уровня творческого и познавательного развития личности детей, анкетирование родителей, анализ результатов и выводы, итоговая праздничная программа, оформление фотоальбома «В городе родном хорошо живем!»).

8. Тематическое планирование социального проекта «В городе родном хорошо живем!»

Дети - родители - педагоги

родители - педагоги

сроки

1.

Знакомство с Иркутском

1 квартал

1). «Мы живем рядом с Байкалом, в славном городе» - познавательно - развлекательная программа

2). «Расшалился ветерок, поиграй со мной, дружок!» - подвижные игры

3). «На город опустилась волшебница – зима, украсила все улицы, деревья и дома» - аппликация (творческая мастерская)

4). «Маленькие жители большого города» - фотовыставка

1).«Эстетическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: создание ярких эмоциональных представлений о родном городе» - круглый стол для родителей

2).««Как прекрасен город мой!».Эмоциональное развитие  детей дошкольного и младшего школьного возраста» - рекомендации родителям

Январь

Февраль

 Март

2.

Юбилей города

2 квартал

 

1).«Город с юбилеем поздравляем, процветания желаем! » - праздничная программа, посвященная 350 – летию Иркутска

2).«Наш город – столица Восточной Сибири – любимый Иркутск – середина Земли» - выставка рисунков

3). «И во всех аллеях, площадях и парках – игры, песни, шутки, яркие подарки» - подвижные игры

4).«Стали разноцветными все наши дворы, и смеются дети, и летят шары…» - аппликация (творческая мастерская)

1).«Привитие детям дошкольного и младшего школьного возраста нравственных понятий и принципов: деликатность, доброта, внимание и уважение к окружающим» -  консультация для родителей

2).«Привитие детям бережливости, гордости и уважения к родному городу, улице, двору» - рекомендация родителям

Апрель

Май

Июнь

3

В нашем городе осень

3 квартал

1).«В нашем городе осень… эти дни золотые» - развлекательная программа

2).«Веселый художник разбрызгал чудесные краски, и город в осеннем  наряде нам кажется доброю сказкой» - аппликация (Творческая мастерская)

3).«Навстречу утренней заре по Ангаре» - экскурсионная прогулка по городу

4).«Листья желтые над городом кружатся» - собери пазлы

1).«Гуляем всей семьей. Совместные прогулки – залог здоровой, крепкой семьи» - круглый стол 

2).«Учимся слушать друг друга»,  «Игры на развитие коммуникативных навыков» - рекомендации родителям

Июль

Август

Сентябрь

4

Любимый Иркутск - середина Земли

4 квартал

1). «Играй – город» - развлекательная программа (декада «Милосердие»)

2). «Сохраним наш город чистым и красивым» - беседа по привитию чувства гордости и уважения к родному городу

3). «Узнай свой город» - викторина

4). «Раз, два, три, четыре, пять на улицу идем играть» - подвижные игры

1).«Эстетическое развитие личности у детей дошкольного и младшего школьного возраста)» - консультация для родителей

2).«Привитие чувства к прекрасному у детей младшего школьного и дошкольного возраста во время прогулок по городу» - рекомендация родителям

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

5

1). Презентация соц. проекта «В городе родном хорошо живем». Подведение итогов работы за год

1). Оформление альбома «В городе родном хорошо живем!»

Декабрь

январь

9. Результат: наши дети много нового узнали за этот год, многому научились, стали взрослее. В процессе реализации социального проекта «В городе родном хорошо живем!» были созданы благоприятные условия включения семьи в процесс социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество; в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья были включены дети, не имеющие проблем со здоровьем, для взаимной интеграции детей – инвалидов и общества; была создана модель взаимодействия Центра с семьей. В итоге предполагаемая гипотеза подтвердилась: процесс социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество идет эффективно. В ходе реализации проекта происходит:

  1. социокультурная адаптация ребенка с ограниченными возможностями посредством развития коммуникативных навыков;
  2. формирование социальной компетентности;
  3. формирование способности ребенка с ограниченными возможностями к самовыражению, самореализации и саморазвитию;
  4. развитие у ребенка осознанного эмоционально – положительного отношения к родному городу, к себе, другим людям, окружающему миру;
  5. изменение статуса ребенка в семье и обществе;
  6. расширение круга общения с другими детьми и взрослыми;
  7. признание ребенка с ограниченными возможностями как личности в обществе.

   В ходе реализации проекта для детей был проведен ряд мероприятий обучающего, познавательного и развлекательного характера, была пополнена Методическая копилка педагогов  познавательным  материалом о родном городе, были внедрены новые формы работы с родителями, была пополнена видеотека, создан фотоальбом для продолжения летописи Центра.

   Данный социальный проект  может быть использован другими учреждениями, работающими с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Саратов - мой родной город"

Краткое содержание проекта      Тема проекта "Саратов - мой город" очень актуальна на сегодняшний день.  Говорят, что у народа, не помнящего своей истории, нет буд...

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ " МОЙ ГОРОД – МОЕ ПРОСТРАНСТВО" ПРОЕКТ "ЧИСТЫЙ ГОРОД – ЗДОРОВАЯ НАЦИЯ"

Обоснование актуальности Проекта:  Экологическая проблема в нашей стране и в большинстве стран мира - одна из важнейших экономических и социальных проблем. По мнению ученых, безответственно...

Социальный проект "Мой город и Я"

Социальный проет "Мой город и Я"-это технология гражданско-патриотического воспитания учащихся основной школы МКС(К)ОУ школы-интерната IV вида №2 города Нижнего Новгорода....

социальный проект «Сохраним город чистым»

Методическая разработка внеурочного занятия ФГОС -5 класс в рамках ООП ФГОС ООО формирование экологической культуры,культуры здорового и безопасного образа жизни....

Социальный проект "Мой город"

Социальный проект "Мой город"...

Социальный проект «Мой дом – родной город Дзержинск».

тематическое направление проекта - гражданские инициативы - популяризация ценностей российского общества...