Статья "Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда".
статья по теме

Безногова Тамара Васильевна

    Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее.

 Вопрос «Кем я буду? Чем я буду заниматься?» задает себе каждый подросток. И от того как правильно будет найден ответ на этот вопрос зависит его будущее. И здесь самое главное - правильно сориентироваться, сделать тот выбор, который соответствовал интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - начало всего: пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialno_psikhologicheskoe_soprovozhdenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда.

“Когда человек не знает,

 к какой пристани он держит путь,

 для него ни один ветер не будет попутным”

Сенека

                   

Гудкова Нина Федоровна учитель экономики лицея № 590

Липнякова Ольга Алексеевна педагог-психолог лицея № 590

Безногова Тамара Васильевна социальный педагог лицея № 590

         

    Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее.

 Вопрос «Кем я буду? Чем я буду заниматься?» задает себе каждый подросток. И от того как правильно будет найден ответ на этот вопрос зависит его будущее. И здесь самое главное - правильно сориентироваться, сделать тот выбор, который соответствовал интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный подростком выбор - начало всего: пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Весь комплекс включает 2 групповых занятия: проведение социально - психологической игры « Я - выбираю, мы - выбираем» и проектную деятельность на тему рынка труда.

Главная цель всех занятий:

Расширение у участников  знаний о мире профессионального труда, актуализация имеющихся знаний о профессии, формирование установки на преемственность в работе; развитие системности мышления.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о типах темперамента;
  • Учиться соотносить личностные особенности с профессиональной деятельностью;
  • Учиться соотносить социальные потребности учащихся и возможности современного рынка труда;
  • Расширять знании учащихся о мире профессий о их особенностях о качествах личности необходимых  определенному типу профессий;
  • Формировать умение работать в группе, делать аргументированный  выбор обобщать результаты и делать выводы осуществлять самоанализ;
  • Развивать творчество коммуникативные способности умение слышать и слушать.

Развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает конкуренцию на рынке труда. Выигрывает самый знающий, способный, умеющий, одним словом лучший. Чем быстрее ребята определяться с выбором профессии, тем больше у них будет времени и возможности для целенаправленного саморазвития и подготовки. Выбор профессии зависит от очень многих факторов: от возможности каждого (у каждого из нас разный характер, темперамент и т.п.), от предпочтений, интересов (мне это нравится, интересно), от возможностей родителей, от востребованости на рынке труда, от требований профессии к личности соискателя. Ребятам предлагается, работая в группах определить какие же требования профессии того или иного типа предъявляют к личности.

Такая системная работа требует совместных усилий учителя экономики Гудковой Н.Ф, психолога лицея  Липняковой О.А. и социального педагога Безноговой Т.В.

Для проведения занятий мы использовали уже имеющийся  в психологии опыт по данным вопросам.

 На первом занятии  учащиеся определяли с помощью диагностического материала особенности своей личности.

С помощью методики Г.Ю. Айзенга определялся тип темперамента участника. Дети познакомились с теоретическими положениями о таких понятиях как характер, темперамент. Каждый смог определить, к какому типу темперамента он относится. Учащиеся получили знания о том, как темперамент влияет на тот или иной выбор профессии. Учащиеся, у которых возникли какие-либо проблемы, получили индивидуальные консультации у  психолога лицея.

На втором занятии учащиеся, выполняя тест «Карты интересов» выбирали для себя в какой из сфер деятельности им интересно заниматься. На этом занятии они получили теоретические знания о сферах деятельности, определили для себя, в каких областях знаний они проявляют наибольший интерес. Также полученные результаты были важны и с точки зрения комплектования будущих десятых классов лицея.

После этих занятий учащиеся имели представление о своих личностных особенностях, о своих профессиональных интересах и склонностях. Большинство ребят прошли индивидуальные консультации со школьным психологом.  Кому было трудно определиться, обращался за помощью к социальному педагогу Безноговой Т.В., которая также провела работу по профессиональной ориентации с наиболее сложными учащимися.

Социально - психологическая игра “Я выбираю, ты выбираешь”

 Все учащиеся собираются в актовом зале, в котором подготовлены рабочие места для работы  шести групп.

На столах ручки, бумага, листы ватмана, таблички с названием типов профессий.

 Учащиеся входят в зал под музыку. Ребятам предлагается перед началом работы немного поиграть.

Учащиеся встают в два круга, внешний и внутренний, игра “пожелание доброго дня”. Двигается внешний круг, внутренний стоит на месте, по сигналу дети внешнего круга делают шаг влево и меняются партнерами, приветствуя друг друга.

После приветствия участникам предлагается разделиться на шесть команд: ребята делятся по результатам предварительного тестирования, сообразно типам профессий (человек - человек (делится на типы: человек, который руководит людьми; человек, который работает с людьми); человек - техника; человек - знаковая система; человек - природа; человек - художественный образ).  

Работа в группах

(ведущий в каждой группе взрослый или учащийся старших классов).

Задача ведущего помочь учащимся организовать работу. Работа начинается со знакомства группы, представления ведущего, проводится инструктаж.

1 этап

Ребята определяют, какие профессии относятся к данному типу (например: человек-человек). Работа групповая, ведущий записывает профессии предложенные учащимися на ватмане.

2 этап

Требования, предъявляемые данной профессией к соискателю. Сначала организуется, индивидуальная работа учащихся (прим. 3мин.) Они записывают своё мнение, затем высказывают его. Ведущий ведет запись на ватмане, (требования, которые высказываются 2 или 3 раза отмечаются специальным знаком и повторно не записываются). Затем все вместе выбирают наиболее значимые требования,  ранжируя их.

3 этап

 Организация работы в малых группах (2 чел.).

 Задание: записать  качества личности, которыми должны обладать люди данных профессий (прим. 5мин.). Выступление от групп. Выработка обобщенного мнения, оформление.

4 этап

Индивидуальная работа с карточками (см. приложение 1).

Ребятам предлагается ответить на вопрос, какие качества личности, перечисленные на карточке, есть у них, проранжировать. Очень важно подчеркнуть учащимся, что совсем не обязательно использовать все предложенные варианты. При ранжировке посоветуйте учащимся использовать систему точек: одну, две или три.

Далее ребятам предлагается в следующей графе, отметить над какими качествами личности им необходимо поработать. Чтобы легче было достичь желаемой цели.

Мы переходим к завершающему этапу нашего 4 задания. У ребят осталась последняя незаполненная графа. Необходимо посмотреть еще раз на те качества личности, над которыми, по их мнению, им необходимо поработать. Подумайте, как это можно сделать и запишите. Через некоторое время ведущий объявляет, что карточки, с которыми учащиеся только что работали сдавать не надо. У них будет возможность дома, в удобное для них время, подумать над этим вопросом, может еще не один раз.

Чтобы мечта стала реальностью необходимо обязательно делать шаги к ее осуществлению.

5 этап

Работа в группах: обсуждение плана выступления.

Учащимся предлагается в конце работы подготовить краткое выступление по плану: какие профессии относятся к данному типу, требования профессии к соискателю, какими качествами личности должны обладать люди данных профессий.

6 этап

Выступления групп. При выступлениях используем подготовленные во время работы плакаты.

7 этап

Ведущие групп подводят итоги работы всех участников своей группы. Ребятам предлагается оценить работу каждого участника команды от 1 до 10 баллов.

8 этап

Затем всем группам предлагается принять участие в творческом конкурсе:

1 вариант: придумать костюм для  данного типа профессий,

 2 вариант: создать дружеский шарж или коллаж на представителя данной профессии.

Выступление групп.

Отмечается артистизм, творчество, юмор.

Рефлексия занятий

“Человек, не желающий остаться без работы, должен твердо усвоить, что не следует в юности терять время на безделье. Именно в познании и самосовершенствовании смысл всей жизни!!!”.

В представленных занятиях мы не претендовали на полноту раскрытия рассматриваемой темы. Нас больше интересовала практическая сторона данной проблемы. Очень хотелось подкрепить её наглядными примерами и дать толчок импульс, побуждающий ребенка к размышлению.

Мы хотели показать, что речь идет о неизмеримо широкой области, в которую можно окунуться, но невозможно объять полностью - настолько неисчерпаема она в своем многообразии. Помочь учащимся разобраться в этом многообразии, а тем самым и раскрыть личные возможности - вот главная цель педагогов, которые подготовили и провели данные занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы ( из опыта

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Социально-психологическое сопровождение семей учащихся с ограниченными возможностями здоровья в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида № 102 города Москвы (из опыта работы)

Качество образовательного процесса должно быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сего...

Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...

Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"

Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...

Психологическое сопровождение воспитанников в период их адаптации к условиям социально-реабилитационного центра

В период адаптации ребенок остро переживает психологическое напряжение, поэтому роль педагога-психолога и воспитателя заключается в том, чтобы научить его элементам саморегуляции эмоционального состоя...