Доклад "СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
статья по теме

Семёнова Наталья Владимировна

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_partnerstvo_kak_forma_sotsialno.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                          Центр образования «Каразей»

Тема:

«СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Семёнова Наталья Владимировна

социальный педагог

«Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие.

Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя.

Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем».

А.С.Макаренко

     Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся проводят большую часть времени. Поэтому важно, чтобы школа, органы образования, родители и общественность объединили свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения.

      Создание необходимых условий для всестороннего развития личности, включения в педагогический процесс специалистов разных профилей, глубокая заинтересованность общественности и родителей в совершенствовании образовательной и воспитательной функции школы – все это обуславливает потребность в постоянном развитии деловых и творческих контактов со школой всех сил, включающихся в это сотрудничество.

В данном случае социальное партнерство рассматривается как важный аспект государственно-общественного управления образованием, главная идея которого заключается в объединении усилий всех заинтересованных сторон как равных партнеров в качественном образовании.

На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство наших соотечественников, судя по результатам социологических опросов, уверенно отвечают - семья и школа. При этом большая доля ответственности возлагается на семью, но спрос строже со школы.

Сегодня в нашей стране почти 35 миллионов родителей. Это не просто люди, наиболее заинтересованные в качестве школьного обучения и воспитания, но и, между прочим, 40% всего деятельного населения страны. Если школа сможет сделать их своими партнерами, она не только продвинется сама, но и внесет серьезный вклад в модернизацию страны.         И не когда-то завтра, а уже сейчас.

Социальное партнерство – тип социального        взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество,         поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.         Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры – вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнеры всегда взаимообусловлены.

Партнеры – это не компаньоны, но и не конкуренты. Социальное партнерство как тип взаимодействия занимает срединное положение между социальным союзом (содружеством), предполагающим общность ценностей социальных субъектов (а у партнеров могут быть несовпадающие ценности), обязательное суммирование их ресурсов (а партнеры могут и не объединять ресурсы), и социальной конфронтацией – противоборством субъектов.

В основе социального партнерства лежат принципы: - добровольности, - взаимовыгодности и взаимодополняемости, - открытости участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство; - согласования интересов на основе переговоров и компромисса, - закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах, - взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; - взаимопомощи (а при необходимости – взаимозащиты) участников партнерства в отношениях с иными субъектами за его пределами.

Между современной школой и семьей много противоречий, в том числе в вопросах воспитания. Учителя недовольны низким уровнем общей и педагогической культуры семьи, характерной для многих семей экономией на воспитательных усилии.

Родители жалуются на низкий уровень учительского профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов учителей от реальной жизни. Учителя сетуют на потребительское отношение семей к школе,  родители - на предвзятое, обусловленное корыстными мотивами отношение педагогов к их детям.

       В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации.

Семья – один из основных институтов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей. Она дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как себя надо вести.                              В семье ребенок получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношениях с другими людьми, соотносит свое «я» с «я» других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого.

       Однако,  воспитание детей – не только личное дело родителей, в нем заинтересованно все общество. Семейное воспитание – лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная и уникальная.  Уникальность ее, во-первых, состоит в том, что она дает « первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности.                                                 Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

    Эффективность воспитательной системы любого образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса.

Содружество семьи и школы должно работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за его обучение, воспитание и развитие.

Только рядом со взрослым, признающим в маленьком человеке личность, ребёнок может прожить детство во всей его полноте. Работа с родителями – это трудный экзамен, который достойно выдержать обязаны обе стороны: и учитель, и родители. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети.

Все мы родом из детства:  в семье формируется характер, появляются друзья, складываются взаимоотношения с близкими, вырабатываются нормы поведения. Семья – это тот маленький мир, с которым человек связан всю жизнь. Поэтому так необходимо учить детей искусству создания домашнего очага, умению хранить его тепло, умению общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. На первом месте во взаимоотношениях школы и семьи должно быть стремление сделать шаг навстречу друг другу, стать единомышленниками.

Сегодня каждый творчески работающий педагог не мыслит результативности своей работы без содружества семьи и школы. От этого во многом будет зависеть, какими вырастут наши дети.

Без сомнения,  школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.                                           В классе довольно часто можно привлечь  родителей, например, для подготовки методических материалов к уроку, внеклассному мероприятию, для организации экскурсий, приветствуется выступление на уроке родителей, как специалистов, по изучаемой проблеме и многое другое. Но…Все родители очень разные, отношение их к педагогам, школе, своим детям также различное.

Во всех классах должна вестись целенаправленная работа по изучению каждой семьи и привлечения родителей в воспитательный процесс. Как правило, в классе всегда есть родители, которые успешно выполняют воспитательные функции не только по отношению к своему ребенку, но и другим учащимся (28%). Они и становятся действующим активом. Эти родители берут на себя оказание содействия, помощи учителям в работе с детьми, другими семьями. Другая часть – “пассивный” актив, т.е. те родители, которые могут и участвуют во взаимодействии со школой при некотором стимуле (30%). Оставшиеся 42% -- пассив - родители, которые не желают или не могут по объективным причинам участвовать совместно со школой в воспитательном процессе.                          

       Именно для этих родителей и должна вестись целенаправленная работа по привлечению их внимания к школе. Дифференцированный подход нужен и при осуществлении поиска союзников в воспитании детей из проблемных семей:

  1. семьи, где на данный момент проблемные родители, но относительно благополучные дети;
  2. семьи, где при благоприятных условиях в семье существуют проблемы у ребенка;
  3. семьи, где проблемы есть у родителей и детей.

Во втором случае необходимо объединяться с родителями в решении проблем ребенка и организовывать дифференцированную и индивидуальную работу в зависимости от характера проблемы. Сложнее обстоит дело с первой и третьей группами. А именно такие проблемные семьи нередко встречаются в школе. Важно при этом проявлять внимание, терпение, инициативу в поиске тех, кто может оказать поддержку этим семьям. В работе с ними должны участвовать не только педагоги школы, но и специалисты и организации, способные оказать психологическую, медицинскую, социальную и материальную помощь. Чаще всего именно учителя становятся первыми помощниками и в оказании психолого-педагогической поддержки детей, и в поиске специалистов, служб, организаций, которые могут защитить права и интересы ребенка, создать условия для его полноценного развития.                                                                                   Формы и содержание сотрудничества школы с семьей зависят от целей поставленных учителем.  Учитель, устанавливая связи с родителями и общественностью, решает такие задачи как:

1. Познание семьи ученика.

2. Систематическое изучение влияния социального окружения на личность ученика.

3. Организация совместной педагогической деятельности школы и семьи в обучении и воспитании детей.

4. Помощь родителям в воспитании детей дома.

5. Организация педагогического просвещения родителей.

6. Нейтрализация отрицательного влияния семьи.

       В нашей школе уже много лет работает общешкольный родительский комитет, основной целью которого является оказание помощи педагогическому коллективу школы в организации образовательного  процесса, внеурочного времени и социальной защиты обучающихся. Общешкольный родительский комитет формируется на выборной основе, в него входят достойные представители от каждого класса. Такая форма комплектования школьного родительского комитета позволяет, с одной стороны, директору быть в курсе проблем каждого класса школы, а, с другой стороны, классному руководителю получать оперативно информацию обо всех важных решениях школьного родительского комитета. В то же время важнейшие вопросы школьной жизни не остаются в стороне от родителей. На родительский комитет возложен контроль над работой подразделений общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья детей. Среди школьников родителями был проведен опрос, с целью выявления их мнения о работе школьной столовой, родители проверили качество приготовляемых блюд.  На основе этого опроса были даны рекомендации работникам.

Важнейшей формой социального партнерства является работа Совета школы – органа самоуправления, состоящего их трех представительств: учителей, родителей (законных представителей), учеников, осуществляющий в соответствии с Уставом школы общее руководство школой.

Цель деятельности Совета школы – руководство функционированием и развитием школы. Совет школы принимает важнейшие документы, регламентирующие жизнь школы, утверждает заявки педагогического коллектива о введении профилей обучения в старших классах, утверждает режим функционирования Образовательного учреждения (5-6 – дневная рабочая неделя) и так далее. От решения этих задач зависит жизнь и развитие школы. Поэтому в принятии решений по этим вопросам должны принимать активное участие родители.

Итак, содержание всех форм работы школы с семьей заключается в организации активного воспитательного их взаимодействия, направленного на всестороннее развитие подрастающего поколения.

Очень важно, чтобы родители обладали педагогической культурой.

Под педагогической культурой понимается такой уровень педагогической подготовленности родителей, который отражает степень их зрелости как воспитателей и проявляется в процессе семейного и общественного воспитания детей. Важный компонент педагогической культуры родителей – их сугубо педагогическая подготовленность: определенная сумма психолого-педагогических, физиолого-гигиенических и правовых знаний, а также выработанные в процессе практики навыки по воспитанию детей.

Основная роль в повышении педагогической культуры принадлежит целенаправленному научно-педагогическому просвещению, которым занимается тот же классный руководитель или учитель.

        Хочу остановить ваше внимание на содержании общего педагогического просвещения родителей, они следующие:

1. Цели, задачи и методы образования и воспитания молодого поколения.

2. Психологические, физиологические и педагогические основы воспитания детей в семье, особенности детей в разном возрасте.

3. Обязанности членов семьи, содержание, формы, методы, трудности, недостатки и ошибки семейного воспитания.

4. Взаимоотношения детей и родителей, способы регулирования отношений между школой и семьей.

5. Проблемы свободного времени и занятости детей, пропаганда здоровья и здорового образа жизни.

Выделяются следующие формы педагогического просвещения:

Традиционные:

. Родительские собрания

. Лекции

. Вечера вопросов – ответов

. Диспуты

. Дни открытых дверей

Нетрадиционные:

.Деловые игры

. Регламентированные дискуссии.

Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Взаимодействие педагогов и родителей - это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Процесс сотворчества семьи и учреждения образования, его особенности определяются, прежде всего,  типом и видом образовательного учреждения, спецификой деятельности педагогического коллектива.

В практической работе с родителями воспитанников педагог использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, реализуя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.                                               Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание. Классному  руководителю  надо,  начиная с первого собрания, стараться добиться максимальной посещаемости родителей,  и  постараться  дать родителям понять, что их дети теперь для вас  - не чужие, что вы  готовы принять их в сердце,  каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно,  чтобы жить в школе им было         интересно.
      Думаю,  можно  довести  до родителей уже сложившиеся  определенные принципы работы учителя, например, такие как:        
1. Уважать, любить и доверять детям.        
2. Обсуждать с детьми и родителями возникшие проблемы и вести совместные поиски и решения. Обозначить, что мы все должны быть готовы к тому, что время от времени будут возникать проблемы, но пути их решения можно всегда найти. Но для этого требуются совместные усилия.
3.Призвать родителей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Очень важно настроиться  на плодотворную работу с семьями учащихся, быть последовательным, прислушиваться к мнению родителей и твердо руководить всей деятельностью этого сложного и многогранного явления, именуемого «класс». 

Родительское собрание - одна из основных форм работы с родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни детского и родительского коллективов.

Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Мы - одна семья», «О доброте и милосердии», «Учимся общению» и др.

Особую заботу у педагогов должно вызывать взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе. А как повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отцов в воспитании детей» и др.

Рекомендации по проведению родительских собраний:

· родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;

· тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;            

· собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.;                                                        · собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.

И в заключении - Советы педагогам и родителям:

Если

- ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть

- ребенка высмеивают, он становится замкнутым

- ребенка хвалят, он учится быть благородным

- ребенка поддерживают, он учится ценить себя

- ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины

- ребенок растет в терпимости, он учится понимать других

- ребенок растет в честности, он учится быть справедливым

- ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей

- ребенок растет во вражде, он учится быть агрессивным

- ребенок растет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в   этом мире.

Без сомнения,  школа хочет поддерживать открытые и тесные связи с семьями, а современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает замечательный педагог В. А. Сухомлинский:  «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...». 

       Станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от нас, педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и  квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями. 

Список использованной литературы:

  1. Григорьев, Д. В.  Школа и семья: социальное партнерство в воспитании / Д.В. Григорьев, О.Ю. Кожурова // Классный руководитель.-2012.-№3.-С.85-88.
  2. Григорьев, Д.   Школа и родители: социальное партнерство // Воспитательная работа в школе.-2009.-№1.-С.47-51.
  3. Хоменко И. «Взаимодействие семьи и образовательного учреждения по воспитанию успешной личности», Ж. «Директор школы», № 4, 2007, с.83-88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы социально-педагогической помощи семье

Основные формы социально-педагогической помощи семье...

Формы социально - педагогической помощи семье.(Социальный педагог, работа с семьей)

В материале предоставлены материалы для социального педагога по работе с семьей, требующей особого внимания, находящейся в социально-опасном положении....

Выступление на педагогическом совете Социально-педагогическое партнерство

Выступление на педагогическом совете "Социально-педагогичсекое партнерство"...

Методические рекомендации по разнообразным формам социально-педагогического консультирования (из опыта работы).

Проблема социально-педагогического  консультирования   считается весьма  актуальной для всех участников образовательного процесса.Актуальность и необходимость  предложенных ме...

"Социально-педагогические аспекты деятельности учителя в современной школе"

В связи с процессом урбанизации, свя­занной с концентрацией промышленно­сти, торговли и транспорта в городах, поя­вилось множество новых профессий, в ко­торых молодежи трудно ориентиро...

Формы социально - педагогической помощи семье

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия учебного заведения ...