КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по теме

Бадыкова Светлана Геннадьевна

Учебно-воспитательный процесс в условиях общеобразовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи  детям суммы знаний , умений, и навыков, но и реально готовить ученика к жизни, к участию  в строительстве современного общества.

Одной из актуальных проблем во всём мировом сообществе является повышение качества образования. Решение этой проблемы связано  с переосмыслением цели и результатов образования. Концепция модернизации российского образования поставила перед школой и в частности перед учителем ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Бадыкова С.Г., учитель математики  

МБОУ «СОШ № 8»,  г. Октябрьского

Учебно-воспитательный процесс в условиях общеобразовательного учреждения должен реализовывать свои функции не только в форме передачи  детям суммы знаний , умений, и навыков, но и реально готовить ученика к жизни, к участию  в строительстве современного общества.

Одной из актуальных проблем во всём мировом сообществе является повышение качества образования. Решение этой проблемы связано  с переосмыслением цели и результатов образования. Концепция модернизации российского образования поставила перед школой и в частности перед учителем ряд задач, одна из которых – формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Учителю важно понимать, что основным результатом его деятельности должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникативной, информационной, гражданско-правовой и других сферах.  

Следует выделить семь ключевых образовательных компетенций. Анализ их содержания позволил прийти к выводу, что поставить ученика в ситуацию  самоопределения позволяет ценностно-смысловая компетенция.

Учителю необходимо внедрять такие приёмы работы на уроке, благодаря которым ученики несознательно усваивали бы общекультурную компетенцию, а использование приёмов, способствующих обучению и развитию у учеников способности к самообразованию, позволяет реализация учебно-познавательной компетенции.

На уроке математики, как и на других уроках, учитель должен обучить ученика способам работы с информационными технологиями. В этом состоит суть информационной компетенции.

Ещё один важный приём,  который должен учитель стремиться использовать на уроках - это приём коммуникации, при котором учитель сможет подготовить ученика к реализации себя в социуме, овладеть средствами коммуникации. Это предполагает коммуникативная компетенция.

 Очень важно, чтобы те знания, умения и навыки, которыми ученик овладел, он смог бы применить в жизни. Поэтому, на мой взгляд,  одной из самых важных  компетенций является социально-трудовая компетенция.

Также не менее важно на каждом уроке  обучать ребёнка заботиться о своем здоровье, сформировать основы безопасности жизнедеятельности. Это подразумевает компетенция личностного самосовершенствования.

Одну из сторон общекультурной компетенции хочется выделить и усилить. Особенность контингента обучающихся в школах такова, что достаточно много детей из неблагополучных семей. Поэтому считаю целесообразным выделить гражданско-правовую компетенцию, подразумевающую воспитание правопослушного гражданина.

Главной составляющей в учебном процессе, на мой взгляд,  является воспитание личности человека. В год 70-летия Сталинградской битвы хочу выделить ещё одну сторону общекультурной компетенции и назвать её личностно - патриотической компетенцией.

 Для развития ключевых компетенций предлагаю некоторые конкретные приемы.

1.Использование на уроках математических фокусов:

24+12-36=30+15-45

4(6+3-9)=5(6+3-9)

4=5

2*2=5?

С помощью этого типа нестандартных задач возможна реализация учебно-познавательной   компетенции.

2. А вот еще один важный прем на уроках математики: составление задач обучающимися. В год 450-летия присоединения Республики Башкортостан к России я проводила конкурс по составлению учащимися математических задач о Республике Башкортостан. Ученики должны были при этом использовать лишь реальные факты и статистические данные. Вот некоторые из них.

1. Расстояние от г. Октябрьского до г. Уфы 200 км.    ¾  часть всего пути туристы проехали на автобусе, а остальной путь – на велосипедах. Сколько километров туристы проехали на велосипедах?

2.Для приготовления блюда «Чак-чак» необходимо 450г  муки, 100г яиц ,5г соли , 10г сметаны , 400г масла,   250г сахара  ,150г мёда,  35г воды .Какую часть всех продуктов составляет мёд?

В этом году, в год 70-летия Сталинградской битвы, я объявила конкурс  на составление задач по этой тематике.

На первый взгляд может показаться, что этот приём можно отнести к приёмам общекультурной компетенции. Однако в условиях задач прослеживается та грань, которая отвечает  за воспитание чувства патриотизма, любви к Родине. Таким образом, реализуется личностно-патриотическая компетенция.

3. Как было сказано выше, учитывая специфику школ, была выделена гражданско-правовая компетенция. Примером служит использование на уроках проблемной ситуации. Например, ставится проблемная задача: какое количество дополнительных объединений и спортивных секций необходимо школе №8, чтобы 740 обучающихся были заняты во внеучебное время? Эта задача заставляет обучающихся задуматься о необходимости заниматься в дополнительных объединениях и спортивных секциях.

Реализация компетентностного подхода на уроках способствует активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса к предмету, нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Принципиально изменяется  позиция учителя. Его главной задачей становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически он создает условия, в которых становится возможным выработка каждым ребёнком на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций в процессе реализации им своих интересов и желаний, в процессе приложения усилий, взятия на себя ответственности и осуществления действий в направлении поставленных целей.

Любому человеку необходимо быть эффективным, конкурентоспособным работником, быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива. Ему должна быть присуща потребность к познанию нового, умение находить и отбирать нужную информацию. Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении любому предмету, в том числе и математике

Таким образом, жизнь компетентностного подхода зависит от самих учителей, от готовности его принять  и реализовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ статья на конференцию

Одной из главных целей обучения математике является подготовка учащихся к повседневной жизни, а также развитие их личности средствами математики. Математика позволяет обеспечить формирование как...

Статья "Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Организация рефлективного осмысления результатов уроков в соответствии с требованиями ФГОС. Из опыта работы...

Реализация компетентностного подхода на уроках математики

Главной целью образования является развитие ребёнка как компетентной личности путём включения его в различные  виды   деятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс о...

Реализация идей компетентностного подхода на уроке математики

Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как ...

Выступление на педсовете на тему "Компетентностный подход на уроках математики"

В связи с изменениями в обществе в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого человека. В условиях стремительно возрастающего объема информации человеку необходимо не только влад...

Реализация компетентностного подхода на уроках математики в условиях коррекционно образовательного учреждения.

На современном этапе развития общества, характеризующимся стремительным возрастанием объема научной информации и высокоинтеллектуальными технологиями общественного производства, необходим человек ново...