Роль социального педагога в проектировании и развитии социально ценной деятельности детей и взрослых
консультация по теме

Екатерина Владимировна

Раскрывает основные теоретические аспекты проектирования и развития социально ценной деятельности, а так же значимость социального педагога в процессе данной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gr.kons_._rol_sots.pedagoga_v_proektnoy_deyatelnosti.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль социального педагога в проектировании и развитии социально ценной деятельности детей и взрослых Групповая консультация для социальных педагогов Измайлова Е.В. 21.02.2013 1

Слайд 2

Цель – разобрать основные теоретические аспекты проектирования и развития социально ценной деятельности, раскрыть значимость социального педагога в процессе данной деятельности. 21.02.2013 2

Слайд 3

Важное место в деятельности социального педагога занимают стимулирование и собственно развитие социально ценной деятельности обучающихся и взрослых, поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ . Под социальной инициативой понимается деятельность: - во-первых, направленная на преобразование социокультурной среды в интересах гармонизации социального поля ребёнка; - во-вторых учитывающая историко-культурный опыт и современное состояние теории и практики социально-педагогической работы; - в-третьих порождающая новое содержание, методы, формы и технологии работы с детьми, подростками, семьями, обществом. Основной целью деятельности социального педагога в плане под­держки социальных инициатив детей и взрослых является граждан­ское становление детей, их духовно-нравственное и патриотическое воспитание через создание в образовательном учреждении, на его базе или в микрорайоне интегративной, межведомственной модели педаго­гической поддержки детско-молодёжных общественных объединений. 21.02.2013 3

Слайд 4

Для этого социальный педагог проводит большую работу: по разъяснению государственной политики в области детско-молодёжного движения, оказанию помощи в программиро­вании и проектировании деятельности детско-молодёжных общественных объединений; организации активного сотрудничества общественных объе­динений с государственными структурами, спонсорами, не­правительственными организациями, средствами массовой информации; разработке и проведению системы мероприятий, обеспечи­вающих новое наполнение внеурочной воспитательной ра­боты с учащимися образовательного учреждения; поиску возможностей для материально-финансовой, орга­низационной, юридической, научно-методической и иной поддержки социально значимой деятельности общественных объединений в образовательных учреждениях; установлению и развитию контактов с детскими и молодёж­ными общественными объединениями, в том числе через организацию международных и внутрироссийских обменов представителями детско-молодёжного движения; решению вопросов занятости детей и молодёжи, оказанию по­мощи в самостоятельной организации досуга и развлечений; содействию молодёжному предпринимательству; поддержке талантливой молодёжи, творчески способных де­тей в реализации их возможностей и устремлений. 21.02.2013 4

Слайд 5

Социальный педагог сам разрабатывает социально-педагогические проекты и программы и оказывает методическую и организационную помощь инициативным группам обществен­ности, детям и взрослым. Содействуя развитию социальных инициатив детей и взрослых, социальный педагог использует различные моральные и матери­альные средства стимулирования их инициативы, добивается об­щественного признания значимых новаций, внедрения их в жизнь. Концепция воспитательной системы школы выстраивается с ориентацией на модель выпускника как социально-адаптированного, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет внедрять проектные методики социальной направленности в педагогический процесс школы . Социально значимая деятельность - это совокупность действий, направленных на реализацию социальных преобразований и проблем социума, способствующих позитивным изменениям в самом человеке, во внешней социальной среде. Цель СЗД - формирование у обучающихся активной гражданской позиции, социализации обучающихся, воспитания нравственных и морально-этических качеств личности, развития трудовых навыков обучающихся. 21.02.2013 5

Слайд 6

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. Развитие социально ценной деятельности через проектную деятельность обучающихся Что такое проект для учащегося? раскрытие творческого потенциала; умение работать в группе; деятельность , направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися; умение презентовать свою работу. Что такое проект для педагога? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность способствует развитию общеучебных навыков: Социальные; Коммуникативные; Мыслительные; Исследовательские. 21.02.2013 6

Слайд 7

По профилю знаний: монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему; межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время; надпредметные – выходят за рамки предметов. На уровне контактов: внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе; внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные; региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны; международные – в них реализуется диалог культур. По числу участников: индивидуальные (личностные); парные; групповые. По продолжительности: краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков); среднесрочные (1 – 2 месяца); долговременные (до года). По доминирующей деятельности учащихся: исследовательские; творческие; игровые; информационные; социально-значимые. Классификация проектов 21.02.2013 7

Слайд 8

Социальный проект – это программа реальных действий, в основе которого лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Это один из способов участия в общественной жизни путём практического решения насущных социальных задач. Принципы социального проектирования : добровольность; учёт возрастных, психологических и религиозных особенностей; системность; интеграция урочной и внеурочной деятельности. Социальная акция — это особый вид распространяемой некоммерческой информации, направленной на достижение определённых социальных целей . Социальные акции проводятся по трем направлениям: 1. Социальная шефская помощь. 2. Информационно-просветительские и PR акции, направленные на привлечение внимания к социальным проблемам. 3. Демонстрация и продвижение позитивного и здорового образа жизни . Требования к социальным акциям: актуальность; масштабность; зрелищность (публичная представленность); результативность; привлечение социальных партнёров; информационное освещение . 21.02.2013 8

Слайд 9

Проектная деятельность является цельной деятельнос­тью, обязательным условием осуществления которой должно стать достижение логического завершения — продукта проектной деятельности. Нацеленность на создание конкретного продукта явля­ется обязательным условием проектной деятельности. Временная и структурная завершённость проекта высту­пает в качестве одного из ведущих принципов проект­ной деятельности. Проектирование — комплексная разноплановая деятель­ность, объединяющая качественно разные виды работ (сбор информации, анализ, планирование и контроль деятельности, прямое взаимодействие с людьми и др.). Данный вид активности обязательно предусматривает практическую деятельность, а не её моделирование. Проектная деятельность предусматривает прямую связь идеи проекта с реальной жизнью. В проектной деятельности активно используется игро­вой компонент. Проектирование возможно только в ситуации реального интереса, абсолютной добровольности деятельности подростка. Продукт проекта должен иметь качественную новизну не только для самого подростка, но и для его ближайшего соци­ального окружения, это то, что реально отсутствует в общест­ве, то, что является новым для его социального окружения. Теоретические подходы 21.02.2013 9

Слайд 10

21.02.2013 10

Слайд 11

Задачи социального проекта: сформулировать социальную трудность; выявить социальную проблему; определить «точки самостоятельности» и «точки сотруд­ничества»; разработать и осуществить план действий; оформить результаты своей деятельности в виде конеч­ного продукта; отрефлексировать полученный опыт. Объекты социального проекта: социальные отношения; социальные явления; социальные институты; социальная среда . Цели социального проекта: получение и осознание опыта социально значимой деятельности; разрешение конкретной социальной проблемы за счёт собственной активности, совместной деятельности под­ростков и взрослых. «Точка самостоятельности» — вопросы, аспекты, эта­пы работы, которые подросток считает возможным разре­шить, выполнить самостоятельно, без содействия сверстни­ков или взрослых. «Точка сотрудничества» — круг задач, для разрешения которых целесообразно привлекать других людей. Не обя­зательно, что подросток не сможет сам справиться с этими шагами, возможно, он способен все сделать один, но счита­ет, что более эффективным, успешным, целесообразным бу­дет использование чьей-либо помощи. 21.02.2013 11

Слайд 12

Подготовительный - выявление проблемы, определение темы, цели, задачи, сбор информации, определение партнёров. Основной - определение стратегии и возможных мер решения проблемы, генерирование идей, их анализ, оценка. Заключительный - реализация проекта или социальной акции, мониторинг и анализ результатов. Этапы социального проектирования: 21.02.2013 12

Слайд 13

День здоровья в классе (школе). Кампания антирекламы. День душевного спокойствия. Акция «Кто с нами?!» (отказ от вредной привычки). Пикетирование табачной или алкогольной компании (оптового склада по продаже табачных изделий, алко­гольной продукции и т.п.). Социальное убежище. Консультант по телефону. Школьный консультационный пункт. Детское адвокатское бюро. Авторская ежедневная классная газета («Скандалы», «Объявления», «Помощь», «Досуг», «Переписка»), « Подъездная» газета. Школьный сайт. Фильм о школе (рисованный, кадровый). Школьные СМИ. Газета для родителей «Школа, в которой учатся ваши дети». « Предвыборная программа». Детский парламент. Школьная конституция (декларация прав учащегося). Агитационная кампания. « Чистые» выборы в классе. День компромисса. Детская конфликтная комиссия. ВАРИАНТЫ ТЕМ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 21.02.2013 13

Слайд 14

Рекомендуемая литература Аверин А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. – М., 1996. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. – Минск, 1986. Асеев В.Г., Шкаратан О.И. Социальные нормативы и социальное планирование. – М., 1984. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., СИНТЕГ – ГЕО, 1997. Викторова Т.Б. Социальное проектирование – социальное действие // Дополнительное образование. - №1, 2006. – С. 51-53. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. – М.: МАРО, 1996. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996. Колчина М.С. Социальный проект как средство развития гражданского сознания учащихся // Дополнительное образование. - №8, 2004. – С. 3-6. Лапин Н.И., Коржева Э.М., Наумова Н.Ф. Теория и практика социального планирования. – М., 1975. Носакова Т.В. Роль проектных технологий в процессе социализации личности (на примере социальной подготовки учащихся к семейной жизни) // Дополнительное образование. - №3, 2005. – С. 41-42. Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы / Отв.ред . Т.М.Дридзе . – М.,1994. Рукавишникова Е.В., Васильева Г.А., Жиркова М.В. Социальное проектирование как средство становления гражданской позиции школьников // Дополнительное образование. - №10, 2005. – С. 26-29. Сбитнева В.Б. Возможности методики социального проектирования в формировании лидерской позиции подростков // Внешкольник. - №12, 2006. – С. 17-19. Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. В.Н.Иванова . – М-Белгород, 1995 . 21.02.2013 14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»

Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...

Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»

Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...

Программа деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально опасном положении (неблагополучными семьями)

Семья, находящаяся в социально опасном положении (СОП ) - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не ...