Воспитание «Человека»
статья по теме

Роль семьи и школы в воспитании "Человека".  Семья является источником передачи тех традиций, которые складывались из поколения в поколение, способствует раскрытию заложенных  в ребенке способностей. В воспитании и становлении личности семья играет главенствующую роль. Школа призвана укрепить личностные характеристики ребенка, создать благоприятную среду для его развития, научить выбирать верные ориентиры в жизни и сопротивляться тлетворному влиянию безнравственного поведения окружающих. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_cheloveka_dubovskaya_sosh_igolnitsyna_t.i.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на IV Покровских чтениях

Воспитание «Человека»

Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего — люди.

Из них на первом месте — родители и педагоги.

Макаренко А. С.

Воспитание Человека начинается с первого дня его жизни. Все что он видит, слышит, чувствует, осязает формирует его внутренний мир. Основой всего дальнейшего развития ребенка как личности, в первую очередь, является семья: с ее традициями, укладом, системой воспитания. Домашнее окружение - исток жизни – начало начал. Гармоничное развитие ребенка  обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с близкими людьми. Особое значение в формировании  знаний и жизненного опыта имеет общение с родителями и взрослыми. У ребенка формируется потребность в общении с  окружающими , что становится важнейшим источником его разностороннего развития. Ребенок – это зеркало семейных отношений. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Взаимоотношения взрослых членов семьи накладывают неизгладимый след в сознании ребенка на много раньше, чем он начинают осознавать, что у него уже сложились представления, вкусы, приоритеты, привычки. Воспитание в семейной жизни напрямую зависит от того, как складываются взаимоотношения между взрослыми членами семьи. Поэтому личный пример родителей - одно из необходимых условий приобщения детей к семейным традициям. Пример собственного поведения родителей — самый действенный способ воздействия на ребенка.

Семья является источником передачи тех традиций, которые складывались из поколения в поколение, способствует раскрытию заложенных  в ребенке способностей. В воспитании и становлении личности семья играет главенствующую роль.

Родительская  семья  должна служить для ребенка прообразом будущего жизненного устройства. Семья  призвана не только передавать из поколения в поколение духовную, национальную и культурную традиции, а в первую очередь воспринимать их и  поддерживать.  

Необходимо помнить, что ребенку необходимы реальные примеры и достойные авторитеты, а не формально – абстракционный  идеологизм.

В семье ребёнок находится значительную  часть своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. И оттого,  какие складываются  взаимоотношения между взрослыми и ребенком, какие примеры видит он перед собой, какой смысл  вкладывают в семье в понятие "что такое хорошо и что такое плохо", таким и будет его мировоззрение на окружающий мир, так же он будет выстраивать взаимоотношения во взрослой жизни.

Поведение наших детей – это проекция нашего отношения к ним.

Без примера и наставления  родителей ребенок теряет способность формироваться как личность.

Вслед за участием родителей и близких в воспитание и формирование духовно-нравственных ценностей включаются и социальные институты: детский сад, школа, ВУЗ и т.д.

Школа призвана укрепить личностные характеристики ребенка, создать благоприятную среду для его развития, научить выбирать верные ориентиры в жизни и сопротивляться тлетворному влиянию безнравственного поведения окружающих.

Воспитание духовно богатой, нравственной и морально устойчивой личности – это общая задача семьи и школы.

Преемственность традиций формирования мировоззрения ребенка  в семье основанных на любви, уважении, доверии, почитании – первоочередная задача школы.  Но не всегда, к сожалению,  семья является положительным примером. В том случает, когда поведение близких асоциально и не несет в себе здравых ценностей, направлено скорее на разложение личности, нежели на ее формирование,  школа должна стать тем определяющим фактором в развитии ребенка, который поможет сформировать иерархию ценностей, восполнит пробелы духовно-нравственного воспитания, привьет любовь к традиционному семейному укладу, поможет социальной адаптации и сформирует устойчивые жизненные ориентиры.

Введение в общеобразовательную программу курса «Основы православной культуры» помогает обратиться к исконно русским традициям воспитания духовно обогащенной и нравственно устойчивой личности. Знакомство с основами православной культуры  раскрывает знания о культуре человеческого бытия,  исконно русских традициях, формировавшихся под влиянием христианской религии, благотворно воздействовавшими на моральный облик человека. Учитель должен быть  знатоком и ценителем  русских традиций, передавать не только энциклопедические знания, а нести духовность и культуру таким образом, чтобы ребенок осознанно стремился сохранять и укреплять эти традиции. А значит тогда можно верить, что заложенные в ребенка православные принципы помогут вырасти сильной и духовно здоровой личности.

Т.И. Игольницына (социальный педагог, учитель православной культуры)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание Человека в человеке на уроках культуры народов Саха.

«Человек на пути к себе… Он всегда ищет, по какому пути ему следовать. Ему будет легче в пути, если он осознает свою сущность и Ритуал как систему трансляции личности, если он научится проявлять в сло...

Воспитанный человек, какой он? Правила хорошего тона.

Воспитательная работа в коррекционной школе VIII вида организуется с учетом особенностей развития и познавательной деятельности умственно отсталых детей и осуществляет  разностороннее развитие ли...

Сердце - духовный аспект сознания или зависимость духовно-нравственного воспитания человека от развития сердечного чувствознания в контексте новых научных достижений

Данная работа предназначена для учащихся старших классов и преподавателей с целью расширения мировоззренческих представлений о внутреннем мире человека. Материалы презентации будут полезны учителям ес...

Воспитание человека и гражданина на уроках истории и обществознания и во внеурочной работе

В современной России  перед школой стоит важнейшая задача – формирование гражданских качеств у нового поколения россиян на основе современных знаний и умений.  Они помогут личности  раз...

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека

Формирование музыкальной культуры школьников на уроках музыки...