Работа социального педагога с родителями детей, обучающимися по специальной коррекционной программе
методическая разработка по теме

Латынина Людмила Васильевна

Для социальных педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 п. Чернянка Белгородской области»

Работа социального педагога с семьями детей, обучающимися по специальной коррекционной программе

Семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Можно с уверенностью утверждать, что значимое место в социально-педагогической деятельности должна занимать работа, в рамках которой готовятся предпосылки для создания прочных и долговременных отношений с родителями учащихся. От того, в какой степени изучены условия проживания семьи, микроклимат отношений, зависит успешность любых воспитательных воздействий, эффективность использования многообразных методов и форм по социализации учащегося. По этой причине обязательной составляющей социально-педагогической деятельности становится работа с семьями учащихся, обучающимися по специальной коррекционной программе.

2 слайд. Цели работы с семьёй: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствующие сохранению родственных связей, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

3 слайд. Формы и методы работы с семьей условно делятся на следующие этапы:  профилактический, диагностический, реабилитационный.

4 слайд. Профилактический уровень работы предполагает осуществление ряда мер, направленных на организацию общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.

На данном уровне деятельность строится на принципе тщательного отбора достоверной информации. На основе этого определяются проблемы каждой семьи, после чего выбирается стратегия дальнейшей деятельности с целью улучшения состояния. Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребёнка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания. Наиболее актуальны индивидуальные беседы с родителями на которых обсуждаются проблемы межличностных отношений в семье.

5 слайд. На диагностическом этапе социально-педагогическая деятельность предполагает наличие двух вариантов направлений работы:
1. Если ребёнок или родители семьи осознают наличие проблем и самостоятельно обращаются за помощью, социальный педагог участвует в сборе дополнительной информации, оценивает ситуацию и в случае необходимости предлагает консультативную помощь психолога, врача, учителей по предметам.

2. В том случае, если наличие и степень тяжести проблем в социализации не осознаются ни ребёнком, ни семьей, в компетенцию социального педагога входит сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней и обеспечение обратной связи. Второй вариант более распространён, когда зачастую только педагоги озабочены состоянием ребёнка, негативным влиянием на него социума, его не успешностью в той или иной сфере образовательной деятельности.

На данном этапе уместно использование следующих диагностических методов:
1. Наблюдение, позволяющее определить пол, возраст, национальность, степень материальной обеспеченности, черты характера, уровень интеллектуального развития и состоянии психики ученика;

2. Беседа как равноправный диалог или опрос по заранее обдуманному плану;
3. Проведение письменного опроса;

4. Тестирование

6 слайд. На реабилитационном уровне работы с родителями школьников используются следующие методы:

1. Беседа.

2. Включённое наблюдение.

3. Убеждение.

4. Метод «письмо-обращение».

5. Дискуссия (столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору).

6. Диспут (подготовленное обсуждение важных вопросов).

7. Собрание (плановое мероприятие по обсуждению текущих проблем).

8. Массовые акции (субботники, праздники).

Качество воспитания и дальнейшего развития детей определяется следующими параметрами семьи:

1) демографический – состав семьи;

2) социально-культурный – уровень образования родителей, их самореализация в жизни общества;

3) социально-экономический – финансовые возможности семьи и занятость родителей на работе;

4) технико-гигиенический – условия проживания, наличие необходимых для жизни предметов, специфические особенности образа жизни.

Большинство родителей детей, имеющих проблемы в развитии, имеют низкий уровень образования и культуры. Отношение их к ребёнку во многих случаях отличается неустойчивостью. На нервной системе ребёнка губительно сказывается напряжённая семейная обстановка, конфликты между родителями.

Процесс налаживания взаимодействия с родителями эффективный при соблюдении социальным педагогом психолого-педагогических правил и требований. К ним относятся:

  • использование мер, направленных на повышение авторитета родителей. В общении с родителями следует избегать категоричного тона, который может спровоцировать обиды, раздражение. Нормой должны стать отношения, основанные на взаимоуважении.

      – доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

      – педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог – лицо официальное, он по специфике своей работы может стать свидетелем отношений, которые скрываются от посторонних. Какой бы ни казалась ему семья, он должен быть тактичным, вежливым, информацию о семье использовать только для помощи родителям;

     – жизнеутверждающее настроение при решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребёнка, ориентация на успешное развитие личности. Формирование личности ребёнка предполагает преодоление трудностей, противоречий в его жизни.

Таким образом, большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку семейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

7 слайд. Принцип реализации работы :

- анкетирование;

-опрос детей;          

-совместные праздники;

-творческие выставки.

8 слайд. Основные направления работы:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций семьи и посёлка;

- формирование ценностей предусматривает проведение творческих выставок, выполнение творческих заданий;

-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»

 9 слайд. Осуществляемый контроль за семьями

  1. Индивидуальные карточки учёта.
  2. Рейды в вечернее время.
  3. Подготовка материалов на неблагополучные в КДН и ЗП, ПДН.
  4. Совместная работа с инспектором по охране прав детства.
  5. Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий.
  6. Проверка занятости после уроков.
  7. Совещания при директоре.
  8. Административные совещания.
  9. Методические семинары.

10, 11, 12 слайды. В нашей школе всего 7 обучающихся по программе 8 вида, 5 - члены неблагополучных семей, 3 из них обучаются на дому. С этими учащимися и членами их семей специалисты школы, классные руководители проводят индивидуальные коррекционные занятия по специальным планам работы, утверждёнными директором школы в начале учебного года. На фотографиях индивидуальных занятий с обучающимися, прослеживается привлечение родителей детей, обучающихся по специальной коррекционной программе а также и представителей служб района.

13 слайд. В своей работе с обучающимися по коррекционной программе применяю различные  педагогические приёмы:

«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени,  а от лица соответствующего персонажа

«Импровизация на заданную тему». Учащийся импровизирует на обозначенную тему (моделирует, конструирует, инсценирует, делает литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментирует, разрабатывает задания). В отличие от приёма «импровизация на свободную тему» учащемуся в данном случае поставлены более творческие условия, причём можно постепенно поднимать «планку трудности».

Коррекционные игры:

Упражнение «За что мы любим». Объяснение: Вступая во взаимодействия с людьми, мы обычно обнаруживаем, что они нам нравятся или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Определи, какие качества в людях мы ценим, принимаем, одобряем? Возьми лист бумаги. Укажи пять качеств, которые тебе в человеке особенно нравятся. Имя человека на характеристике не пишите. Постарайся соответствовать этому человеку и будешь нравиться людям.

Игра «Телефон Доверия». Учащемуся предлагается поиграть в «Телефон Доверия».

Предварительно объясняется про такую службу, рассказывается, что телефон доверия есть и в нашей школе, называется его номер: 5-57-95. Затем предлагается представить ситуацию: «Наберите номер «телефона доверия». О чем бы ты хотел спросить дежурного специалиста? Задай свой вопрос».

Упражнение «Рисуем радость». Подростку в течение 5 минут с помощью цветных карандашей предлагается нарисовать, что такое радость. Рисунок может быть конкретным, абстрактным, любым. Обсуждение и вывод о том, как по разному радость может выражаться.

Тест для детей и родителей. “Насколько мы знаем своих детей”

Детям: закончите приведённые ниже предложения.

Мне бывает очень радостно, когда…___________________________________

Я очень грущу, когда … _____________________________________________

Мне бывает страшно, когда…_________________________________________

Мне бывает стыдно, когда…__________________________________________

Я очень горжусь, когда…____________________________________________

Я сержусь, когда…__________________________________________________

Я бываю очень удивлён, когда… ______________________________________

Взрослым: закончите приведённые ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребёнок.

Вашему ребёнку бывает очень радостно, когда…________________________

Ваш ребёнок очень грустит, когда…___________________________________

Вашему ребёнку бывает очень страшно, когда…_________________________

Вашему ребёнку бывает стыдно, когда…_______________________________

Ваш ребёнок гордится, когда…_______________________________________

Ваш ребёнок сердится, когда…_______________________________________

Ваш ребёнок бывает очень удивлён, когда…____________________________

Затем дать родителям ответы их детей для сравнения.

Степень совпадения будет говорить о том, насколько хорошо родители знают своих детей.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Письмо - обращение детей разных времён и народов.

  1. Не портите меня. Я прекрасно знаю, что не должен получать всего, о чём прошу. Я просто проверяю вас.
  1. Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила-это всё, что имеет значение.
  1. Не будьте непоследовательны. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды».
  1. Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  1. Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы меня обслуживали всегда.
  1. Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине.
  1. Не пытайтесь меня всё время поучать. Я очень хорошо  знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
  1. Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною – это преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
  1. Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вопросы. Иначе, я буду искать информацию в другом месте.
  1. Никогда не считайте, что извиниться передо мной - ниже вашего достоинства. Ваше честное извинение вызывает у меня к вам удивительно тёплые чувства.
  1. Не забывайте, ваши тёплые мысли и добрые пожелания, если не сейчас, то через годы вернутся вам сторицей.
  1. Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо – Я, ВАШ РЕБЁНОК!

Социальный педагог: Латынина Людмила Васильевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вахта памяти". Социальный проект патриотической направленности для обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната 8 вида

Данный проект предусматривает   развитие связей с социумом  в целях создания  условий для дальнейшей социализации обучающихся, воспитанников   специальной (коррекционной) школы 8 в...

«Коррекция агрессивного поведения детей обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида»

Профилактика агрессивного поведения у детей, обучающихся по программе VIII вида  (11-12 лет)...

Рабочая программа по технологии 6-кл. обучающихся по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федера...

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 8 кл. (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

Используемый УМКПрограмма по русскому языку для 5-11 кл. / Автор-составитель: С.И.Львова. М.: Мнемозина, - 2009. С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразоват. у...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)

В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...

План индивидуальной работы социального педагога с родителями обучающегося, состоящего на контроле в школе в текущем учебном году

План индивидуальной работы социального педагога с родителями детей, которые состоят на контроле в школе....

Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд) для обучающихся по специальной (коррекционной) программе VII вида по индивидуальному учебному плану для 5 класса.

Рабочая программа по Технологии (обслуживающий труд)для обучающихся по специальной (коррекционной)  программе VII видапо индивидуальному учебному плану для 5 класса....