Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.
учебно-методический материал по теме

Воспитание личности ребёнка сограничными возможностями здоровья. Его адаптация и социализация, интеграция в современное общество в условиях коррекционной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_obshchey_kultury_uchashchikhsya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общей культуры учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида.

На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой. Исходя из этого, можно сказать, что один из принципов отечественной педагогики - "обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности", выражает стремление общества к удовлетворению потребностей лиц имеющих нарушения в развитии, не только в коррекции существующих дефектов, воспитании и образовании, но и в социальной адаптации.

Ведущий специалист-дефектолог С. Я. Рубинштейн сравнивает ребенка с особыми познавательными потребностями с растением, которое имеет плохие корни. «Они оказываются непроницаемыми для соков в тех слоях, которые могли бы дать им питание, и открывают свои поры там, где слой почвы сух или ядовит. Такое растение, развиваясь в адекватных для него условиях, могло бы зацвести. В обычных условиях оно практически остается худосочным и чахнет, не достигнув вершин развития. Следовательно, нужно переделать почву, т. е. систему культурного воспитания. Это не значит, что тогда может быть достигнуто беспредельное развитие больного ребенка. Но это значит, что остаются неизвестными пределы, которых можно достичь в развитии особых детей».

Правильное поведение в обществе должно формироваться у ребенка, начиная с самого раннего возраста.

Развитие нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, все это является необходимым элементом правил поведения в обществе.

Воспитание правил культурного поведения, является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта.

Актуальность проблемы вхождения умственно отсталых в современно общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с интеллектуальными недостатками.

Проблемой развития правил культурного поведения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н., Лисина М.И., Сильвестру А.И., А.В. Запорожец М.И., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б. Белкин А.С.

При нормальном умственном развитии ребенка происходит, в основном быстрое речевое развитие, увеличение активного и пассивного словаря. Дети понимают разговорную речь и сами активно вступают в беседу, соответствующую их возрастным особенностям, владеют навыками активной речи, необходимой для общения с окружающими, проявляют интерес к сверстникам и взрослым.

Общение, объединяя достижения ребенка становится важным условием социализации , а также условием воспитания правил культурного поведения.

Умственно отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие правил культурного поведения выходит на первый план при воспитании таких детей.

Проблемами воспитания правил культурного поведения у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Малер А.Р., Шипицина Л.М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Воспитание у умственно отсталых учащихся нравственного отношения к окружающим, от которого зависит характер их поведения в обществе, важное условие успешности социальной адаптации выпускников вспомогательной школы. Отношение школьников к окружающим проявляется в готовности действовать тем или иным способом. Нравственное отношение к людям обусловливает готовность учащихся к поведению, соответствующему принятым обществе нормам и правилам.

Процесс воспитания умственно отсталых школьников требует глубокого изучения и учета особенностей их отношения к окружающим людям. Как отмечал Ушинский К Д., если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях она должна прежде изучить Всего во всех отношениях. Отношение умственно отсталых учащихся к окружающим тесно связано с их умением отражать в своем сознании людей и ситуации, возникающие в процессе общения, а также с поведением. Следовательно, объективная оценка отношения учащихся вспомогательной школы к окружающим предполагает глубокое изучение всех этих композитов, а также выявление факторов, затрудняющих воспитательную работу в данном направлении с целью поиска путей к устранению негативного воздействия или его последствий.

Объектом исследования является воспитание основ культурного поведения у детей с умственной отсталостью.

     Формирование нравственной культуры личности.  

Мораль – форма общественного сознания, социальный институт, регулирующий поведение людей с помощью совокупности правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, природе и друг другу. В отличие от правовых нравственные нормы фиксируются только в традиции, в обычаях, в общественном мнении, в привычном поведении и, тем не менее, имеют силу требований, силу предписания. Мораль исторически изменчива, нравственные правила определяются социальными условиями жизни людей и являются разными в различных культурах и слоях общества. Вместе с тем нравственные нормы разных культур имеют много общего, что получило отражение в словах «общечеловеческие ценности».

Понятие "этика" употребляется как философская наука, изучающая мораль. Нравственность - это личностная характеристика, это принятая индивидом общественная мораль в виде его нравственных принципов, убеждений, определяющих его поведение и такие свойства, как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм и др.

Нравственная норма - это правило, требование, определяющее поведение человека в той или иной ситуации. Нравственное поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам.

Для характеристики морали используются также и такие понятия, как нравственные принципы, категории, идеалы.

Мораль - это не только форма общественного сознания, но и форма индивидуального нравственного сознания,  которое включает в себя когнитивную сферу – знания о морали; эмоциональную сферу –нравственные чувства, отношения, оценки; поведенческую сферу – способность поступать и жить в соответствии с нравственным нормами.

Все компоненты нравственного сознания и поведения представляют психолого-педагогический, личностный аспект содержания нравственного воспитания и определяют задачи нравственного воспитания (НВ), которое понимается как педагогическая деятельность по формированию у воспитанников системы  знаний о морали, нравственных чувств и оценок, нравственного поведения.  

Какие же моральные ценности должны составлять содержание нравственного воспитания в системе образования, семье, обществе?

Современный мир придерживается принципов гуманизма, гуманистической морали. Высшими ее ценностями в применении к процессу воспитания в школе можно считать следующие.

1.       Гуманность как сущностное, характеристическое качество человека, как интегральная характеристика личности. Она раскрывается в уважении к человеку, в признании его высшей ценностью, в терпимости, дружелюбии, готовности понять, помочь, поддержать.

2.        Вера в человека, в гуманистические идеалы, наличие гуманистических ценностей и целей в жизни, служение этим идеалам.

3.        Воля к выполнению своих обязанностей, умение добиваться целей и одновременно быть требовательным к себе, умение подчиняться требованиям общества, быть дисциплинированным.

4.        Ответственность за свои поступки, умение признать и исправить ошибки, отвечать делом за последствия своего поведения.

5.        Уважение ко всему живому на земле, к природе, природоохранное, экологическое сознание и поведение.

6.        Честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе и другим в сочетании с терпимостью, тактом.

7.         Сдержанность в половой жизни, готовность в самоограничению, умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение, правильное поведение в семье, понимание своей роли в семье, способность создать и жить в семье.

Это основные нравственные нормы, которые могут быть основой воспитательной работы в школе. В мире есть и другие философско-мировоззренческие концепции, определяющие состав моральных норм в разных обществах, это в первую очередь религиозные системы.

 Каковы средства решения задач нравственного воспитания  в школах России?  Это прежде всего процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории, обществознания и других. Школы могут ввести специальные уроки морали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопросам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том,   что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.

К показателям нравственной зрелости, воспитанности школьника относятся: в первую очередь это нравственное поведение - следование нравственным нормам и принципам в поступках и жизни, готовность требовать этого от других; знания о морали, способность анализировать поведение с нравственных позиций; способность давать  оценку нравственным отношениям, испытывать нравственные чувства (совести, долга, ответственности, вины и пр.).

Культура человека основана на высокой морали, все процессы её развития тесно взаимосвязаны. Воспитание общей культуры у детей с отклонениями в развитии процесс разносторонний, непрерывный, длительный, требующий постоянного воздействия со стороны всех работников школы. Но ближе всего к нему стоят учителя и воспитатели, кто ведёт образовательное и воспитательное направление.

Уроки в разделе «Культура поведения» строятся всегда индивидуально. Они всегда особенны. Здесь невозможно подобрать схему, стандарт, определённость и др. Их можно назвать миниспектаклями, сценическими зарисовками, работаем режиссерами на площадке, участники все - и учитель, и дети, приглашаем гостей, родителей, учащихся из других классов. В кабинете мы очень часто играем, здесь у нас и сцена, и спальня, и столовая, и салон автобуса, и гостиная... Мебель передвигается, создается соответствующая обстановка, всегда найдется нужная деталь, чтобы создать тот или иной интерьер. Дети это проделывают с удовольствием. В игре развивается диалогическая речь, ученики учатся правильно двигаться, приобретают свободу в действиях, контактность.

Отработкой правил поведения занимаюсь на уроках часто, закрепляю в разыгрываемых ситуациях, в сценках.

Что нужно говорить, когда звонишь в справочную телефонной сети?

Как пригласить девушку на танец?

Иногда требуется показ. Тогда я становлюсь действующим лицом. Детям это нравится. Они легче вступают в игру.

Итоговые занятия по культуре поведения лучше проводить в форме сюжетно-ролевых игр, праздников, конкурсов.

В нашей школе стало традицией проводить праздники «Ярмарка», «Гости в доме», «Хозяюшка», «Встречи с интересными людьми», «Весёлые конкурсы», «Праздник школьной семьи», устные журналы на различные темы и др.. В них проводится  очень большая,  многоплановая работа по отработке и закреплению полученных на уроках СБО  знаний, умений и навыков. Эта схема работает не  только относительно раздела  «Культура поведения», но и по многим другим разделам проводится связывающая параллель, тесное переплетение изученного материала  с  применением его в жизни. Огромное значение имеет опыт проведения подобного рода мероприятий. При подготовке и проведении праздников, конкурсов ведется большая коррекционная работа, словарная работа, развивается познавательная активность, отрабатывается культура   поведения в нестандартных ситуациях. Ребята испытывают подлинные чувства, волнение, переживания, присутствует чувство ответственности за свое поведение во время проведения мероприятия. Они и в гости приходят, и подарки дарят, принимают, заранее их готовят, все продумывают. Готовят гостям программу развлечения, стол накрывают с угощениями, стараются вспомнить правила сервировки на уроках. И дом свой украшают. Условия праздников - все должно быть изготовлено силами учащихся с помощью учителей и воспитателей. Будь то элементы интерьера или салфетки для убранства  стола, и даже костюмы для выступлений. Все это мобилизует все умения и навыки, полученные детьми на занятиях, дает им представление о необходимости работы на уроках СБО и не только в разделе культура поведения, а и во всех остальных разделах. Заканчиваются наши праздники подведением итогов. Например, вот такими словами: «Великие достоинства и слава идут на убыль от дурного нрава». На уроках последующих, мы будем возвращаться к этому выводу. Все больше раскрывая его смысл.  

Хорошая практика сложилась у нас в школе по взаимосвязи между учителями  на уроке и воспитателями во внеурочное время. В частности:                по закреплению полученных знаний, умений и навыков в формировании культуры учащихся проводятся внеклассные занятия, классные часы, мероприятия в различной форме, это и «В гостях у Мойдодыра», «Культура общения подростков», «Твой внешний вид», «Будь вежлив, внимателен в своей семье», «Культура общения по телефону» и др.

Систематическая словарная работа на занятиях обогащает речь учащихся,  мы стараемся  расширить круг предлагаемых ситуаций, использовать возможности не только на уроках, но и во внеурочное время, чтобы закрепить навыки культуры поведения.

Желая закрепить у детей навыки правильного поведения за столом, мы проводим занятия в кухне или кабинете СБО. Закрепляем в столовой  школы. Но особенность наших воспитанников - быстро забывать, поэтому необходимо постоянное закрепление,  отработка,  напоминание учителем. Планируется организация кулинарного кружка в нашей школе. Это будет хороший    помощью в закреплении умений и  навыков приобретенных на занятиях.   Учащиеся смогут глубже вникнуть в дела кухни. Например, во время дегустации приготовленного блюда часть детей может выступать в роли радужных хозяев, другая - в роли гостей. Стол сервирован, дети пользуются столовыми приборами. Происходит развитие диалогической речи, дети смогут  учится  вести беседу за столом.

В перспективе проведения факультатива «Школа этикета». Это поможет учащимся содержательнее проводить свой досуг.  Участие в инсценировках, интересных играх, общешкольных и внеклассных мероприятиях поможет ребятам приобрести коммуникабельность, уверенность в себе, умение ставить цели перед собой и добиваться их реализации.    Конечно же, такие занятия запомнятся детям надолго.

Все это в целом поможет учащимся коррекционной школы оценивать свои возможности, поступки своих товарищей, поможет в развитии самосознания. Совместная деятельность школьников и общение с учителями рождают отношения, способные формировать личность ребенка, и воспитывают у него прежде всего умение действовать согласованно с другими для достижения общей цели, стремление поддерживать товарища, умение критически посмотреть на   себя, на результаты своей деятельности.   А своевременно воспитанная привычка вести себя в различных ситуациях в соответствии с правилами культуры,  несомненно  заложит фундамент правильного социального поведения и будет содействовать адаптации выпускников коррекционной школы в обществе.

Одним из главных факторов воспитания является семья. Семья - это социальное окружение, которое оказывает сильнейшее воздействие на формирующуюся личность. Опыт работы в коррекционной школе показывает, что в очень немногих семьях, где  растут  дети с ограниченными возможностями  здоровья  ведется правильное воспитание. Чаще в семье складывается неблагоприятная обстановка. Вот о чем рассказывают ученики. - Выпускница прошлого года Лена: - Папа с мамой постоянно выясняют отношения, скандалят. Домой ехать не хочется, потому что их ссора перекладывается на меня и во всем я виновата, меня обзывают, бьют, унижают. А я наору на них, а то и запущу чем под руку  попадет и убегаю к бабушке.

Делает вывод: - Как я от них устала, ничего не хочу: 5 минут любви, задабривают, деньги суют, а потом доводят до «околения». Уйти бы от них. Вот только паспорт сделают мне, я подумаю...

Ученица 7 класса Настя: - Я сегодня не могу работать, у меня голова болит, я очень устала, потому что ночь не спала. На вопрос в чем причина отвечает:   - У папы были гости ( девочка живет то у мамы, то у бабушки с папой, т.к. они ведут раздельный образ жизни), «гудели» всю ночь. Я пробовала пиво, прикольно.

Костя: - Я люблю по ночам у костра кошек ловить, они  погреться приходят. Мы их потом мучаем.                                                                                                                                  Интересуюсь, почему по ночам ты не дома.                                                                                         Ответ: - А мама к своей знакомой ушла или на работе была  (на какой он не знает ).

Это примеры взяты из жизни уже ушедших из школы воспитанников. Вот пример ближайший во времени: Лёша, учащийся младших классов, – пока была благоприятная ситуация дома, мальчик был послушным, шустрым, быстрым, но на замечания реагировал правильно, старался быть лучше. Проблемы в семье – всё вынесено на шкалу поведения – стал грубить, много придумывает небылиц нелицеприятных, якобы происходивших с его близкими, не следит за своим внешним видом (раньше выгодно отличался этим от одноклассников). Какая уж тут культура?

И такие рассуждения и ситуации не редкость. С этими рассказами знакомятся и воспитатели, им обязательно надо знать, как складываются отношения в семье их воспитанников. Им просто необходимо глубоко вникать в жизненные условия их воспитанников. Первый помощник во всех вопросах – социальный педагог, который тесно связан с семьями наших учащихся.              На общешкольных родительских собраниях неоднократно поднимался вопрос о роли семьи в воспитании детей. Ставилась задача довести до сознания родителей мысль о том, что ребенок учится тому, что видит у себя в доме. Когда отец внимателен к матери, то и сын научится внимательному и предупредительному отношению к ней, к женщине вообще и к своей сверстнице в частности. Если же в семье царят сквернословие, грубость, часты ссоры и даже драки между родителями, дети (как бы они не возражали против этого )  усваивают, в основном, именно такие формы отношений. Мама и папа заботятся в большей   степени о своих желаниях и создают себе «удовольствия» в жизни. Ребенок предоставлен сам себе. Тут тебе и свобода в поведении, друзья сомнительного   поведения, вредные привычки, жестокость к окружающим (порой это начинается с безобидных шалостей,  издевательств над животными, грубого отношения к старикам и т.п.), да и ведет это к криминалу, как следствие. Любовь, Внимание, Доброта, терпение и настойчивость – вот главные наши спутники в воспитании культуры поведения у, доверенных нам,  детей. И неслучайно три первых понятия написаны с большой буквы. Это главное триединство в  воспитательном процессе. Остальное -  необходимые «помощники», которые могут меняться.

Вспомним завет Л.Н. Толстого:                                                                                                                       «Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».  И в наши дни эти слова очень актуальны.