Критерий «Формирование коммуникативных компетенции» Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции
опыты и эксперименты по теме

Дусенбаева Гульзира Утепергеновна

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся.

По мнению современных ученых данную задачу частично поможет решать метод проблемного обучения. Под проблемным обучением понимается такое изучение учебного материала, которое вызывает в сознании школьников познавательные задачи и проблемы, напоминающие научный поиск. При таком обучении в мыслительной деятельности школьника возникают проблемные ситуации, которые субъективно для ребенка являются важным стимулом для поиска и усвоения логически правильных научных умозаключений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерий «Формирование коммуникативных компетенции»

Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

I ступень

II ступень

III ступень

Работа в коллективе (группе, паре)

 Сотрудничает в совместном решении проблем

 Самостоятельно организовывает работу в группе

Толерантно строит свои   отношения с теми, у кого иные позиции и интересы

Учится уважительно относиться к идеям и мнениям других, пытается договориться

Умеет сопоставлять свои идеи с идеями других, развивает и уточняет их

Умеет находить компромиссы

Публичное выступление

Соблюдает нормы публичной речи и регламент

Соблюдает нормы публичной речи и регламент

Соблюдает нормы публичной  речи и регламент

Готовит план выступления, исходя из поставленной цели

Определяет содержание  выступления

Самостоятельно определяет цель выступления и целевую аудиторию, исходя из цели деятельности

Использует средства логической связи

Применяет логические и риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией

Использует невербальные средства или наглядный материал

Готовит наглядные материалы и грамотно их использует

Работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание темы

Работает с вопросами, заданными на развитие темы

Работает с вопросами на дискредитацию позиции

Диалог

Знает нормы ведения диалога

Умеет высказывать свое мнение, учится критично относиться к нему

Умеет признавать ошибочность своего мнения и корректировать его

Задает вопросы и отвечает на вопросы в соответствии с целью диалога

Умеет запрашивать мнение партнера

Умеет устранять разрывы в коммуникации в рамках диалога

Письменная  коммуникация

Оформляет свои мысли в письменной коммуникации простой структуры

Оформляет свои мысли в письменной коммуникации сложной структуры

Представляет результаты обработки информации в письменной нерегламентированной форме

Соблюдает нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом

Определять   структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью

Создает письменный документ, содержащий аргументацию за и (или) против предъявленной для обсуждения позиции



Предварительный просмотр:

ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ В КУРСАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ ( из опыта работы)

Технологию проблемного- диалогового  обучения начинаю применять в начальном  курсе географии.

В теме «Литосфера» при изучении горных пород и минералов  организую работу с образцами. В ходе такой работы дети приходят к самостоятельному выводу о разнообразии горных пород. Теперь они смогут  осознать поставленный вопрос: «Как можно объяснить многообразие горных пород и минералов?». Я руковожу их поиском причин,  объясняющих это разнообразие, выстраивая логическую цепочку решения.  Многообразие горных пород

 Условия их образования и изменения

 Группы горных пород

1. магматические

2. осадочные

3. метаморфические

 В результате решения проблемы шестиклассники усваивают прием классификации горных пород.

 При изучении рельефа суши главный проблемный вопрос: «Чем объясняется разнообразие рельефа?». Используя наглядность, работу с контурной картой (обозначение крупных гор и равнин), подвожу детей к самостоятельному выводу о разнообразии рельефа. Проблемный вопрос уже могут сформулировать с моей помощью. А далее создается проблемная ситуация, в основе которой лежит противоречие между прежними знаниями и новыми фактами, для объяснения которых имеющихся знаний недостаточно. Пытаясь ответить, проблемного изложения, выстраиваю логическую цепочку решения. Разнообразие рельефа

 Главная причина разнообразия рельефа – это взаимодействие внутренних и внешних процессов Разнообразие гор и равнин по высоте

Изменение рельефа во времени

Взаимодействие внутренних и внешних процессов.

 В итоге учатся логике решения. На этих уроках проблемный вопрос становится и основным познавательным. Изучая тему «Гидросфера», шестиклассники могут уже самостоятельно анализировать новый материал и делать выводы в ходе беседы. Рассматриваем, например, свойства океанической воды. Вопрос: «Почему соленость Мирового океана различна?». Используя имеющиеся знания и житейские представления, определяют причины, влияющие на соленость воды. Работая с текстом учебника, выделяют природные явления, уменьшающие или увеличивающие соленость Мирового океана. Анализируя физическую карту, объясняют почему соленость разных морей отличается. Умения, заложенные в шестом классе, развиваю в курсе географии материков и океанов. При изучении рельефа Африки обучающиеся уже уяснили суть теории литосферных плит и могут на уровне полусамостоятельной активности ответить на сложные вопросы. Используя наложение физической карты  Африки и «Строение земной коры» для Восточной Африки, выявляют противоречия между имеющимися знаниями и информацией из карт. На платформе есть вулканы, зоны землетрясений, а в рельефе представлены

горы, нагорья, плоскогорья, чего не должно быть. То есть сопоставили причинно-следственную связь между строением земной коры и рельефом с новой информацией из карт. Формируют вопрос: «Почему для Восточной Африки характерны горный рельеф, вулканизм, землетрясения?». Предлагаю высказать предположения для поиска ответа на вопрос. Как правило, связывают с образованием разломов и ставят следующий вопрос: «Почему образовались разломы на древней платформе?». Логика решения в теории движений литосферных плит, в карте строения земной коры (направление и скорость движения плит). Далее использую задание из учебника: «Что произойдет, если процесс раздвижения будет усиливаться?». Дети высказывают предположения, что является элементом уже прогностической деятельности. Изучая рельеф Австралии, ставлю проблемный вопрос: «Почему рельеф материка сравнительно прост?». Технология деятельности обучающихся – обсуждение и формулировка ответов в группах. Работая с картами атласа, определяют характерные черты рельефа, сравнивают Африку и Австралию. Объясняют, почему низменности в Австралии занимают большие площади, нет вулканов, современного оледенения. Рассматривая внутренние воды Африки, проблемную ситуацию создаю постановкой такого вопроса: «Как по климатической карте и диаграмме установить режим реки?». Технология деятельности – план характеристики реки. Обучаю решению проблемных задач исследовательского характера. В качестве домашнего задания предложила выполнить все этапы решения проблемы: «Почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих местах Сахары?». Технология деятельности заключается в осознании противоречия; формулировке предложения; доказательстве предположения; общем выводе. Курс физической географии России обобщает знания по физической географии и позволяет обучать логике, организовать творческо-поисковую деятельность. Можно ставить реальные проблемные вопросы, решение которых развивает умения наблюдать, анализировать окружающие явления и объекты и находить способ решения. Развитию самостоятельной активности способствуют формы обучения с различными видами деятельности. Например, дискуссии, в основе которых процесс разрешения проблемной ситуации. Она может возникнуть, спонтанно как взрыв эмоций. Обычно, так бывает, когда проблема стала личностно значимой, но знаний не хватает, и преобладают эмоции. Дискуссию провела при изучении болот. Поставила проблемные вопросы в ходе изучения внутренних вод.

1. Как вы думаете, хорошо это или плохо, когда такая

большая территория занята болотом?

2. Может быть, следует болота осушить, окультурить и

интенсивно использовать в хозяйстве?

 Целью дискуссии было раскрытие универсальности и ценности природы и ее компонентов. В результате обмена мнениями обучающиеся пришли к выводу, что болота не только природный ресурс. Ценное свойство болот – способность накапливать воду, а значит, они играют климаторегулирующую роль. Болота создают неповторимый ландшафт. Жизнь многих уникальных растений и животных связана с болотами. Своей цели, подвести детей к пониманию важности и ценности болот, я добилась.  При организации дискуссий подбираю вопросы в соответствии возрасту и накопленному жизненному опыту, опирающиеся на знания и умения.  Используемые темы позволяют оптимизировать применение проблемных ситуаций и заданий, сочетать объяснительно-иллюстративные эвристические, репродуктивные, частично-поисковые методы. Применять работу в парах и группах. Использовать игровые технологии, проводить дискуссии, работу с источниками дополнительной географической информации.  Технологии проблемного подхода к обучению открывают возможности организовывать индивидуальную, парную, групповую деятельность обучающихся. Позволяют развивать навыки оценивания результатов своей работы.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Реферат "Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"

Принцип ситуативности как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции в предметной области "иностранный язык"Основное назначение иностранного языка как предметной области школьного об...

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....