Опытно-экспериментальная работа. Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги
статья (8 класс) по теме

Цымбал Татьяна Викторовна

В настоящее время социальное проектирование приобрело весьма важное значение во всех, прежде всего развитых, странах мира, где осуществляющиеся социальные процессы модернизации обычно предваряются соответствующим проектированием различных форм деятельности, организации и управления. В итоге социальное проектирование стало необходимой составной частью социального процесса во многих государствах современного мира, особенно находящихся в процессе преобразований.

Российское общество в условиях постсоветского времени переживает сложный процесс трансформации, охватывающей все стороны жизни людей. Задачи, поставленные по выходу из системного кризиса, и потребность войти в число развитых государств мира обусловливают необходимость предварительного проектирования возникающих в стране новых социальных форм жизнедеятельности людей и реализующих этот процесс социальных структур. Сказанным определяется актуальность исследования проблем социального проектирования в современном обществе.

Сегодня социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности стало одной из наиболее перспективных технологий управленческих процессов в обществе. Оно также представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ целостной инновационной деятельности, метод решения возникающих экономических, организационных, социальных и культурных проблем. Включая новые программы, идеи, концепции, социальное проектирование создает возможности реализации задуманного действия путем внедрения в жизнь социальных проектов и тем способствует нормальному функционированию социума как системы наивысшей сложности.

Хотя объектом социального проектирования являются практически все основные стороны современного общества, особое значение имеет проектирование образа жизни, который является комплексным явлением и охватывает все стороны жизнедеятельности людей, начиная от экономической, социальной и кончая духовной сферами жизни. Кроме того, современное общество переживает не только процесс трансформации, но и демонстрирует различные (нередко полярные) способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает весьма актуальным изучение образа жизни людей в начале нового тысячелетия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ

«ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Тема «Социальное проектирование в современной школе»

По курсу «Классный руководитель в образовательном пространстве современной школы»

Цымбал Татьяна Викторовна

Учитель английского языка, I педагогической категории, руководитель МО Кафедры иностранный языков МАОУ Лицей № 21, г.Химки.

г. Химки

2014 г.

Содержание

  1. Введение.
  2. Социальное проектирование: природа, сущность, методология.
  3. Роль социального проектирования в современной школе.
  4. Опытно-экспериментальная работа. Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги».
  5. Заключение.
  6. Литература.

  1. Введение

В настоящее время социальное проектирование приобрело весьма важное значение во всех, прежде всего развитых, странах мира, где осуществляющиеся социальные процессы модернизации обычно предваряются соответствующим проектированием различных форм деятельности, организации и управления. В итоге социальное проектирование стало необходимой составной частью социального процесса во многих государствах современного мира, особенно находящихся в процессе преобразований.

Российское общество в условиях постсоветского времени переживает сложный процесс трансформации, охватывающей все стороны жизни людей. Задачи, поставленные по выходу из системного кризиса, и потребность войти в число развитых государств мира обусловливают необходимость предварительного проектирования возникающих в стране новых социальных форм жизнедеятельности людей и реализующих этот процесс социальных структур. Сказанным определяется актуальность исследования проблем социального проектирования в современном обществе.

Сегодня социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности стало одной из наиболее перспективных технологий управленческих процессов в обществе. Оно также представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ целостной инновационной деятельности, метод решения возникающих экономических, организационных, социальных и культурных проблем. Включая новые программы, идеи, концепции, социальное проектирование создает возможности реализации задуманного действия путем внедрения в жизнь социальных проектов и тем способствует нормальному функционированию социума как системы наивысшей сложности.

Хотя объектом социального проектирования являются практически все основные стороны современного общества, особое значение имеет проектирование образа жизни, который является комплексным явлением и охватывает все стороны жизнедеятельности людей, начиная от экономической, социальной и кончая духовной сферами жизни. Кроме того, современное общество переживает не только процесс трансформации, но и демонстрирует различные (нередко полярные) способы жизнедеятельности людей. Данное обстоятельство делает весьма актуальным изучение образа жизни людей в начале нового тысячелетия.

В современном российском обществе после длительного доминирования представлений о социалистическом образе жизни, как высшем по сравнению со всеми другими, сегодня возникла особая необходимость выработки новой парадигмы изучения образа жизни, предполагающей, что именно различия в жизнедеятельности людей (а не принадлежность к той или иной социальной группе) являются главными критериями дифференциации образа жизни. Это особенно усиливает актуальность исследования проблемы социального проектирования в России в целом и образа жизни её населения в частности.                                                                                                                                                                               Таким образом, социальное проектирование образа жизни, осуществляющееся в современном социуме в рамках процесса модернизации, требует социально-философского осмысления его сущности, принципов, технологий, форм, тенденций. В частности, требуют обоснованного ответа вопросы: является ли достаточным и конструктивным в нынешних условиях понимание термина «проектирование» как синонима понятий «планирование», «прогнозирование», «конструирование» или же его следует понимать более широко? Можно ли считать, что образ жизни тождественен стилю, уровню или укладу жизни и, следовательно, речь идет об их простом сопоставлении или нет? Каков критерий эффективности социального проектирования общественных явлений и процессов и возможно ли проектирование образа жизни?

2 .        Социальное проектирование: природа, сущность, методология

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Имен­но социальное проектирование позволяет воспитаннику ре­шать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектирова­нием понимается деятельность: социально значимая, имеющая социальный эффект; результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиаль­но, качественно нового в его личном опыте; задуманная, продуманная и осуществленная подростком;

в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом;через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множест­ва деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социаль­ное проектирование можно

рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межлично­стное общение.

Обратимся к сущности понятия «социальное проектирование». Деятельность по созданию проекта называется проектированием. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для учреждения/организации.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в учреждениях образования детей занимает прочное место осуществляемая под руководством педагога проектная деятельность воспитанников.

Виды социальных проектов воспитанников, реализуемых образовательных учреждениях:

Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);

Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации, и представление для широкой аудитории);

Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);

Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);

Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.

Цель социального проектирования:

- привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества;

-включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем  силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования:

-повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации;

-формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.;

-закрепление навыков командной работы

Признаки проекта

Цель - изменение ситуации, решение проблемы, появление чего-то нового

Установленные сроки начала и завершения

Определенные ресурсы

Измеряемый продукт или результат

Управление проектом — это процесс руководства всеми работами над проектом от начала до завершения.

Управление включает три основных вида деятельности:

Планирование

Организация

Управление

Планирование

Определение желаемых результатов проекта. Т.е. прописывание того, что же хочется увидеть после реализации проекта.

Разработка стратегии выполнения и графика выполнения работ. Все придуманные мероприятия, в том числе и по поиску ресурсов и спонсоров (если таковые будут нужны), а также различные встречи, акции, и опросы и риски (проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации проекта) должны быть прописаны вместе со сроками и ответственными.

Расчет количества необходимых ресурсов. Грубо говоря, всё, что понадобится для разработки и реализации проекта (люди, деньги, транспортные расходы, канцелярские расходы и т.д.)

Организация

      Распределение ролей и обязанностей внутри проектной команды.

Если один человек в проектной команде разрабатывает план работы, ищет спонсоров, ведет переговоры с администрацией города или района, проводит опросы, является ответственным за все мероприятия, то вероятнее всего он сделает не всю свою работу или сделает её не качественно.  Поэтому и существует разделение труда, в том числе и в проектной деятельности. Необходимо будет понять, кто и чем будет заниматься в силу своих возможностей и способностей. Конечно, для того, чтобы разделять обязанности в команде, прежде нужна сама команда.Включение в проектирование этого вида деятельности, поможет сделать работу в проекте качественнее, эффективнее: Руководство работами и контроль результатов (назначение ответственных и отчеты о проделанных работах).

Решение возникающих проблем. Если входе реализации проекта возникают проблемы, которые не были предусмотрены в рисках, они требуют самого быстрого разрешения. Т.к. если их не разрешить они могут отрицательно повлиять на ход реализации проекта, и в худшем случае поставленная цель не будет достигнута. Хотя не так всё страшно. Все проблемы предусмотреть всё равно сложно, но если уж они возникли, нужно постараться их решить.

Обмен информацией с заинтересованными лицами. Заинтересованными лицами (в зависимости от проблемы, на решение которой направлен проект) могут быть администрация, школы, родители, соседи, различные общественные организации и т.д.

Работа над проектом позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в микрорайоне, открыть новые возможности. Разрабатывая проект, мы проходим все стадии работы над ним: сбор материала, его обработка, выстраивание проекта, согласование, экспертиза и реализация. Эта работа выявляет не только наши положительные качества, но и позволяет определить  свои слабые стороны, над которыми в дальнейшем можно работать.

3.        Роль социального проектирования в современной школе

Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов.

Проектирование выражает прогностическую функцию управления, т. к. речь идет о создании будущей ценности. Его целью является такое преобразование объективной действительности, которое связано со стремлением придать ей желаемые свойства и черты. Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении. Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Социальное управление - это определенное воздействие на общество с целью качественного и доступного образа жизни. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества, тесно взаимодействуя, с одной стороны, с предвидением и прогнозированием, с другой - с планированием и другими функциями управления.

4.Опытно-экспериментальная работа. Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги».

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

№ п/п

Содержательный блок паспорта проекта

Описание блока

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги.

Сведения об авторе, руководителе проекта

Автор, руководитель проекта

Цымбал Татьяна Викторовна

Контактные данные (телефон, адрес электронной почты)

+7 ----------------- моб.

+------------------- раб.

--------------------------------------- 

Место работы, должность

МАОУ Лицей № 21, г.Химки. Учитель английского языка, I педагогической категории, руководитель МО Кафедры иностранный языков МАОУ Лицей № 21, г.Химки.

Консультанты проекта

Корниенко Галина Ивановна, учитель истории высшей категории,

Никаноркина Наталья Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе.

Место проведения проекта

МАОУ Лицей № 21, г.Химки.

Сведения о проекте

Сроки реализации проекта

03.09.2013 – 10.05.2014 гг.

Идея проекта

В современной России, издревле представляющей собой многонациональное государство, социализация, становление критически мыслящей, саморазвивающейся личности – является насущной необходимостью. Подростку, находящемуся на сложном этапе переходного возраста, необходима компетентная помощь специалистов, учителей-предметников, психологов, классного руководителя, социальных педагогов. Ему необходимо дать возможность почувствовать себя полноценным гражданином своего государства, своего дома. Наш социальный проект в определенной мере рассчитан на то, что подросток получив определенные конкретные знания, сможет иметь возможность применить их на практике. Различные тренинги и мероприятия. Включенные в этот проект дадут ему возможность проявить себя и индивидуально и, как часть сплоченного коллектива.

Одним из важнейших аспектов данного проекта - включенность подростков в процесс самообразования и наличие системы мер по психолого-педагогической

поддержке и стимулированию этого процесса со стороны учителя.

Цель проекта

Воспитание и социализация учащихся на ступени основного общего образования, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Задачи проекта

В области формирования социальной культуры:

• формирование российской гражданской идентичности;

• чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

• развитие патриотизма и гражданской солидарности;

• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях;

• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

В области формирования семейной культуры:

• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

• усвоение нравственных ценностей семейной жизни;

• формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Описание проблемы проекта

Сформулировать и решать основные жизненные задачи учащихся, с учетом возраста в отечественных воспитательных традициях, привить базовые российские ценности, с учетом современных социокультурных условий развития детства в современной России.

Описание основных мероприятий проекта (исходные концептуальные положения, этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта)

Аннотация проекта

Социальный проект «Россия – наш Дом. Уважай, знай, береги» посредством вовлечения учащихся в активную жизнь лицея, проведением ряда мероприятий, таких как – круглые столы, викторины, экскурсии и т.д. преследует несколько важных целей: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
Воспитание социальной ответственности и компетентности;

Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни в лицее, подготовка к сознательному выбору профессии.

Социальная значимость:

Сформировать у учащихся знания основных положений Конституции РФ, символов государства, субъекта РФ, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

Дать системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны;

Сформировать представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. получение школьником опыта

переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной,

дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). получение школьником опыта

самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Целевые группы, на которые направлен проект (участники)

Учащиеся 2-3,5-9 классов.

Механизм реализации проекта

Изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, просмотра кинофильмов,  изучения учебных дисциплин).Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке проведении мероприятий, посвящённых государственным Классные часы «Я -гражданин», «Письмо президенту» «Мой выбор – мои права – мои обязанности»;

Поздравление ветеранов труда с Днем пожилых людей. Игра по станциям «Мы Граждане России»;Уроки истории; Интеллектуальная игра «Дебаты»; КТД «День лицея» КТД «Выборы»; Социальные акции патриотической направленности;

КТД «День Победы»; Сотрудничество с музеем лицея;

Оформление классных уголков Изучение правовых актов РК «Закон № 148».

Беседы по ПДД Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и

гражданской направленности, детско-юношеских движений, организаций, сообществ, с правами гражданина (в процессе экскурсий, встреч и бесед с представителями общественных организаций, посильного участия в социальных проектах и мероприятиях, проводимых детско-юношескими организациями). Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими. Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта

-

Календарный план реализации проекта

№п/п

Мероприятие  проекта

Сроки или период

Ответственный

Классный час по теме «Памяти Детей Беслана».

3.09.2013г

Цымбал Т.В.

Проведение игры-викторины по «ПДД» во 2-3 и 5-6-7 классах.

5.09.2014г.

Цымбал Т.В. , учащиеся 8 класса «В»

Внеурочное мероприятие: Урок-викторина во 2-3 х классах «Я-гражданин РФ» .

25.09.2013

Цымбал Т.В. –классный руководитель 8 класса «В», учащиеся 8 класса «В»

Оформление творческого стенда «Мои права – мои обязанности».

15.10.2013г.

Цымбал Т.В. –классный руководитель 8 класса «В», Учащиеся 8 класса «В».

«Наша малая родина – История Сходни» - открытое мероприятие – викторины, конкурсы для 3-4-5 и 6-7-8 классов

27.10.2013г

Цымбал Т.В. –классный руководитель 8 класса «В», Корниенко Г.И. – учитель истории

«Нравственность -  что это»? – классный час по теме .

13.10.2013г.

Цымбал Т.В. –классный руководитель 8 класса «В», Корниенко Г.И. – учитель истории, Корниенко Г.И. – учитель истории

Тематический вечер – «23 февраля – День Мужества».

20.02.2014

Цымбал Т.В. –классный руководитель 8 класса «В», учащиеся 8 класса «В»

Тематический семинар «Летопись моего города».

20.12.2013г

Цымбал Т.В. –классный руководитель 8 класса «В», учащиеся 8 класса «В»

Экскурсия в Середниково.

15.03.2013г.

Цымбал Т.В. , Корниенко Г.И.

Круглый стол по теме «Лермонтов».

17.03.2013г.

Цымбал Т.В. , Корниенко Г.И.

Подготовка к викторине с участием 5-6 классов «Конституция РФ».

3.04.2014г.

Цымбал Т.В. , Корниенко Г.И.

Проведение викторины «Конституция РФ».

15.04.2014г.

Цымбал Т.В. , Корниенко Г.И., учащиеся 8 класса «В».

Конкурс на лучшую презентацию «Жизнь –глазами ребенка».

25.04.2014г.

Цымбал Т.В., учащиеся 8 класса «В»

Проведение открытого классного часа «Экология и закон».

2.05.2014г.

Учащиеся 8 класса «В», Никоноркина Н.И. Цымбал Т.В.

Посещение исторического музея лицея.

6.05.2014г

Цымбал Т. В.

Участие в акции «Бессмертный полк». Торжественный митинг 9 мая.

9.05.2014г.

Никаноркина Н.И., Корниенко Г.И, Цымбал Т.В.

Нормативное обеспечение проекта

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками).

Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

-Гражданский, Семейный, Трудовой, Уголовный кодексы РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и другие кодексы.

-Федеральные законы:

«Об образовании в Российской Федерации»,

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»,

«О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,

«Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»,

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,

«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»,

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», и другие.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" от 10.01.2002 N 7-ФЗ

(Принят ГД ФС РФ 20.12.2001).

Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе".

Форма работы над проектом

Урочная, внеурочная

Ожидаемые результаты

Знание основных положений Конституции РФ, символов государства, субъекта РФ, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России;

 системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны;

 представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

 понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина;

 знание национальных героев и важнейших событий истории России;

 знание государственных праздников, их истории и значения для общества

 ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;

 уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины; уважительное отношение к органам охраны правопорядка;

Основные риски проекта и пути их минимизации

п/п

Основные риски проекта

Пути их минимизации

1

Изменение качественного состава учащихся.

Разработка системы мониторинга, чувствительной к данному параметру.

2

Снижение интереса участников образовательного процесса к данному проекту.

Подбор интересных новых мероприятий.

Мониторинг реализации проекта

На всех этапах реализации проекта будут проводиться: анкетирования, тесты, выпуск стенгазет.

Смета проекта

Без дополнительных бюджетных средств.

  1. Заключение

Социальное проектирование - один из ведущих способов современной организации общественной жизни, управления обществом. Оно используется в социальной практике как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно также применяется при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Социальное проектирование, кроме макросоциальных процессов также касается микросоциальных процессов, в основе которых лежат жизненные ситуации людей, их образ жизни. Это позволяет: во-первых, при анализе социальных проблем и возможных последствий от инновационных мероприятий учитывать личностные предпосылки социального развития общества (соотносить социальные последствия с благосостоянием личности, с одной стороны, с социально-экономическими, социально-культурными и экологическими процессами - с другой). Во-вторых, исследовать «точки напряжения», ведущие в перспективе к перерастанию нерешенных социальных проблем в жизненные проблемные ситуации.

Следует иметь в виду, что социальное проектирование в целом предназначено для конструирования не только отдельных, конкретных сторон общественной жизни, но также имеет своей целью комплексное моделирование всей системы социальных взаимоотношений. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений.

Особенность социального проектирования состоит в том, что оно направлено на решение таких процессов, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека, которые целесообразно различать по уровням организации общественной жизни.

В диссертации на основе общих принципов проектирования показаны возможности социального проектирования узловой сферы социума - образа жизни; проанализирован имеющийся в Республике Бурятия опыт социального проектирования некоторых сторон образа жизни.

Социальное проектирование образа жизни по основным его направлениям предусматривает следующее:

В материально-экономической сфере. Это, прежде всего, осуществление мер по широкой автоматизации и интеллектуализации труда, приводящей к улучшению его эффективности и содержательности, а также глубокую информатизацию и компьютеризацию производства, способствующую активизации творческого потенциала работников. Внедрение социальных проектов необходимо не только для развития производства, но и для подготовки населения к трудовой деятельности в условиях трудной жизненной ситуации. Автор планирует, в частности, создание таких организаций, как психологические консультации, службы трудоустройства, пункты экстренной помощи, благотворительные фонды (для обеспечения жильем, для распоряжения кредитами на приобретение различных товаров и услуг и т.д.).

В сфере образования социальное проектирование предусматривает внедрение непрерывного образования в существующую образовательную систему, расширение вариативной системы обучения с новыми спецкурсами и факультативами, модернизацию социально-педагогических комплексов и развитие образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов.

Проектирование культурной сферы предусматривает, в первую очередь, обеспечения высокого уровня потребления (восприятия, использования, коллекционирования) ценностей и благ художественной культуры; развитие самостоятельного художественного творчества; повышение художественно-эстетического образования и др. Проектирование культуры включает также создание эффективного механизма включения культуры в экономическую систему для использования культурного потенциала туристической деятельности, бизнес, ориентированный на развитие культурно-коммерческой сферы.

В области проектирования оздоровительно-экологических программ выдвигаются меры по совершенствованию деятельности учреждений и качества услуг, направленных на восстановление здоровья населения, создание условий для формирования здорового образа жизни. В частности, предусматривается подготовка семейных врачей (знающих все о детстве, зрелости и старости); в практике лечащих учреждений использовать методы народной медицины (например, тибетской медицины), природотерапии; возможное внедрение негосударственных лечебных учреждений и медицинских комплексов с частной практикой.

Таким образом, мы пришли к выводу: образ жизни составляет важное звено всей жизнедеятельности человека и может проектироваться по основным его блокам. В процессе проектирования образа жизни должны максимально учитываться проблемы развития человека как субъекта многообразной социокультурной деятельности.

Будучи одной из форм подготовки и разработки практических решений, проектирование выступает важным элементом цикла управления, обеспечивающего нормальное функционирование общественной системы, в частности, российского общества.

Так, сегодня стало особенно очевидным, что благополучие современного россиянина, его социальное самочувствие не сводятся к уровню и даже к качеству его жизни, оцениваемым в среднестатистических показателях. Социальное самочувствие и благополучие человека в значительной мере определяется мерой доступности средств для решения реально жизненно важных проблем. Именно этому способствует многоаспектная, встроенная в систему социального управления подсистема жизнеобеспечения, которая проектируется как единый рекреационный комплекс, охватывающий все направления взаимодействия человека с его природной, культурной и социальной средой обитания.

Социальное проектирование образа жизни предполагает всесторонний учета интересов и потребностей человека, что находит отражение в планируемом образе жизни. Последний может не совпадать с реально существующим образом жизни, но в то же время призван выражать в идеальном виде тенденции его изменения. В итоге, при проектировании важно, с одной стороны, как можно более полно учитывать желания и устремления людей, а с другой - соотносить их с реальным состоянием дел и с идеальными целями. Степень совпадения или расхождения между реальным и проектируемом образом жизни должна учитываться при выработке оптимального, научно-обоснованного проекта.

В перспективе можно выработать идеальную модель образа жизни, к которой будут стремиться многие люди, и что одновременно будет являться показателем развитости и цивилизованности российского общества.

Список литературы:

1. Аитов Н.А. Научно-техническая революция и социальное планирование. -//Методологические основы социального управления. - Минск: Изд-во БГУ, 1977.-С. 34-56.

2. Аитов Н.А. Социальное развитие регионов. М.: Мысль, 1985. - 220 с.

3. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием (теоретико-методологический аспект). Минск: Наука и техника, 1986.-205 с.

4. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни (Методологические и методические вопросы). М.: Высшая школа, 1980. - 188 с.

5. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981. - 432 с.

6. Балабанов П.И. Закономерности научного познания. Томск: Изд-во ТГУ, 1982.- 124 с.

7. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура. М.: Ин-т философии, 1996. - 165 с.

8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. /Пер. с англ. - М.: Academia, 1999. - 956 с.

9. Белов В.Г. Управление и общественные отношения. М.: Мысль, 1985. -173 с.

10. Бенвенисте Гай Овладение политикой планирования /Пер. с англ. ML: Прогресс, 1994. - 304 с.

11. Бестужев-Лада И.В. Исходные понятия // Рабочая книга по прогнозированию. М.: Наука, 1982. - 282 с.

12. Бестужев-Лада И.В. Методологические проблемы измерения и моделирование образа жизни // Проблемы измерения и моделирование образа жизни. М.: Наука, 1978. - С.8-15.

13. Бестужев-Лада И.В. Советский образ жизни: Формы и методы его пропаганды. М.: Знание, 1980. - 146 с.

14. Бестужев-Лада И.В. Содержание и структура категории «образ жизни» //Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М.:ИСИ АН СССР, 1979. - С.4-22.

15. Бестужев-Лада И.В. Опыт экспертной оценки ближайшего будущего России //Социология: поиск новых направлений развития на пороге XXI в. -Барнаул, 1998.-С.265-275.

16. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. -М.: Наука, 1993.-232 с.

17. Бородкина О.И. Концепция и основные методологические принципы социального проектирования. Пермь: ПТУ, 1990. - 126 с.

18. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999,- 126 с.

19. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Дубна: Феникс-ь, 2001.-208 с.

20. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 1993. -122 с.

21. Бурятия: Концептуальные основы стратегии устойчивого развития /Под ред. Л.В. Потапова, К.Ш. Шагжиева, А.А. Варламова. М.: Изд. дом «Круглый год», 2000. - 512 с.

22. Важенин С.Г. Труд как образ жизни, -//www. arctogaia.com/public/v2-8.slitml

23. Волчкова Л.Т., Минина В.Н., Рященко Б.Р. Социальная переориентация народно-хозяйственного планирования: Вопросы теории и методологии. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. 152 с.

24. Вопросы социального проектирования: материалы XIII международного симпозиума Рабочей группы «Планирование и прогнозирование социальных процессов». М.: Ин-т социологии АН СССР, 1990. - 216 с.

25. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики. М.: Academia, 2000. - 480 с.

26. Гаспарский В. Введение в методологию проектирования //Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Вып.1. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.- 169 с.

27. Генисаретский О.И. Моделирование социальных процессов. М.: Наука, 1980.- 168 с.

28. Глазычев В.Л. Язык и метод социального проектирования //Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации. М.: Изд-во НИИ Культуры, 1988. - С. 51-63.

29. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). -М.: РОССПЭН, 2000. 384 с.I

30. Граждан В.Д. Философские начала общей теории управления //Методологические проблемы социального управления: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1995. - С. 26-39.

31. Гуревич М.А. Социальное проектирование новых поселений при формировании территориально-промышленного комплекса //Науч. док. высш. шк. Серия: философия науки. - 1986. - №5. - С. 33-42.

32. Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума. М.: Институт социологии РАН, 1994. - 155 с.

33. Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа. -М.: Наука,1976. 124 с.

34. Дондурей Д.Б. Социальное проектирование в сфере культуры: поиск перспективных направлений //Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации. М.: Изд-во НИИ Культуры, 1988. - С. 30-51.

35. Дубровский В.Я., Щедровицкий Л.П. Инженерно-психологическое проектирование. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 142 с.

36. Жежко И.В. В поисках стратегии развития сферы культуры //Социальное проектирование в сфере культуры. От замысла к реализации. М.: Изд-во НИИ Культуры, 1988.-С. 12-30.

37. Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: РГГУ, 1999. -282 с.

38. Зыкова Е.Г. Показатели культуры образа жизни //Социологические методы изучения образа жизни. -М.:ИСИ АН СССР, 1985. С.32-41.

39. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1997. - 355 с.

40. Ивановский В.П. Начала проектологии: гносеологический и методологический аспекты. -М.: Изд-во МСХА, 1993. 136 с.

41. Камаев Р.Б. Социальное планирование общества //Методологические основы социального управления. Минск: Изд-во БГУ, 1977. - С. 66-87.

42. Капустин П. Постмодернистская ситуация и проектная альтернатива. -http//www.expedition.vsu.m/ex/kapust.html.

43. Карапетян Л. Концептуальные вопросы социального управления //Проблемы теории и практики управления. 1999. - №5. - С. 51-55.

44. Качанов Ю.Л. Образ жизни и социальные ситуации: гносеологическое обоснование социальных показателей //Социологические методы изучения образа жизни. М.:ИСИ АН СССР, 1985. - С.44 - 54.

45. Кнорринг В.И. Искусство управления. М.: Зерцало, 1998. - 357 с.

46. Ковалева Г.А., Пешина З.В. Управление социальной сферой: нормативный подход. Екатеринбург: Ур. О. РАН, 2000. - 234 с.

47. Коган Л.Н. Социальное планирование: работа, образование, быт. (О плане социального развития коллектива предприятия). М.: Политиздат, 1970. -87 с.

48. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования /Под ред. Е.М. Бабосова. Минск: Наука и техника, 1989. - 188 с.

49. Крючков Ю.А. Проектная культура. М.: ИС АН СССР, 1990. - 132 с.

50. Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. М.: МГП «Информрекламиздат», 1992. - 245 с.

51. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. - 342 с.

52. Лебедев П.Н. Социальное управление. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 256 с.

53. Левыкин И.Т. к вопросу об интегральных показателях социалистического образа жизни //Социологические исследования. 1984. - №2. - С. 32-48.

54. Луков В.А. Социальное проектирование. М.: «Социум», 2000 - 224 с.

55. Ляхов И.И. Социальное конструирование. М.: Мысль, 1970. - 105 с.

56. Ляхов И.И. Проектная деятельность (Социально-философский аспект). -автореф. .доктора филос. н. М.: Изд-во МГУ, 1996. - 32 с.

57. Мазылу А.Д. Социальное управление как наука, политика и искусство //Методологические проблемы социального управления: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1995.-С. 144-171.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы мониторинга качества обучения в практику работы учителя-предметника

Мониторинг в образовании не заменяет и не ломает традиционную систему внутришкольного управления и контроля, а способствует обеспечению ее стабильности, долгосрочности и надежности. Он проводится там,...

Опытно-экспериментальная работа на учебно-опытном участке

Учебно-опытные участки создаются при всех типах образовательных учреждений. На участках учащиеся проводят опытно-практические и исследовательские работы, экскурсии по биологии и окружающему миру, рабо...

Проект опытно-экспериментальной работы

Проект опытно-экспериментальной работыТема: Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек 6 – 8 кл. по средством учебно-исследовательной деятельности....

Опытно – экспериментальная авторская работа «Выполнение гобеленов на уроках декоративно-прикладного искусства»

Учащиеся на уроках декоративно-прикладного искусства изучают несколько видов гобеленов: 1. Навивной гобелен2. Гобелен,выполненный крючком3. Гобелен-вышивка (гобеленный шов).Дети с интересом выпол...

Статья"Проект опытно-экспериментальной работы"

Информатизация сегодня -явление не новое и практически неизбежное.Это трудный процесс изменения содержания,методов,организации образовательного процесса...

Внеклассная работа. Социальный проект 9Б класса "Чистый город, чистая школа"

Организация школьных трудовых рейдов как возможность оказания содействия помощи  взрослым по вопросам сохранения чистоты и порядка в городе и школе....