Статья "Этапы работы социального педагога по адаптации подростков с девиантным и делинквентным поведением" (Из опыта работы)
статья по теме

Курбатская Елизавета Григорьевна

Содержание каждого этапа работы социального педагога с подростками девиантного и делинквентного  поведения по их адаптации. Индивидуальная программа реабилитации таких подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_podrostok.docx40.32 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы работы социального педагога по адаптации подростков с девиантным и делинквентным  поведением

Одной из самых трудных составляющих работы социального педагога является работа с различными видами девиаций в поведении детей и подростков. Многочисленные социологические исследования показали, что наиболее восприимчивым к различным видам отклонений  стал возраст 10-15 лет. В этом возрасте еще не сложилось мировоззрение. Поэтому подростки более подвержены влиянию окружающих и особенно сверстников.

  Трудновоспитуемые подростки – это педагогически запущенные дети, они , как правило физически здоровы, но не воспитаны и не обучены. Они отстают от своих сверстников в учебе из-за большого количества пропущенных уроков. Они не любят и не умеют трудиться, делают только то, что им нравится.

  Истоки «трудного» поведения находятся в семье, в сфере отношения ребенка с родителями. Даже в самых, казалось бы, пропавших семьях может вырасти хороший, честный человек, если ребенком его любили и принимали. А это значит, что любой человек может быть не преступником, не правонарушителем.

  Ребенка нужно понять. По большому счету это единственное , что требуется от родителей и педагогов и что не многим дается. Потому что понять ребенка – значит прежде всего разобраться в себе, признаться в собственных слабостях и пороках.  Физиономия дочери или сына, которая бешено раздражает, - зеркало, в которое глядится отец или мать.  «Трудные» дети – это несчастные дети, нелюбимые дети, преданные дети.

  Задача социального педагога (воспитателя)  - научить дитя жить достойно.

Этапы работы социального педагога по адаптации в обществе  подростков с девиантным и делинквентным поведением.

1 Этап - подготовительный

1.1.         Беседе с подростком с целью выяснение данных о нем, его родителях и ближайшем окружении.   Заполнение учетной карточки «трудновоспитуемого» подростка.

1.2.        Индивидуальная работа с «трудновоспитуемым» подростком по поводу выяснения причины его поступка (правонарушения) (незнание законов РФ, семейное воспитание, дезадаптация и т.д.)

1.3.        Посещение на дому с целью выяснения материально-бытовых условий проживания несовершеннолетнего (составление акта обследования).

1.4.        Беседа с родителями, с целью выяснения стиля воспитания в семье ( авторитарный,  демократический, либерально- демократический).

1.5.        Беседа с одноклассниками с целью выяснения взаимоотношений классного коллектива с подростком.

2 Этап – организационный

2.1.Педагогический консилиум педагогов школы работающих непосредственно с учащимся, который поставлен на ОДН или ВШ учеты:

а) Знакомство и обсуждение характеристики подростка поставленного на ОДН или ВШ учеты.

б) Составление совместного социально-педагогического индивидуального плана работы, направленного на адаптацию подростка в обществе, с учетом особенностей его личности.

Например:

Индивидуальная программа реабилитации

Подросток ___Петров Антон Иванович

Дата рождения _______07.04.1999

Дата постановки на учет _____12.02.2013________________________________________________

Причина _____________ конфликт, драка________________________________________________

Характеристика семьи____ полная,  малообеспеченная_____________________________________

Адрес __  с. Михайловка Саратовского района, ул. Чернышевского ,55________________________

Место учебы ___МОУ «СОШ с. Михайловка Саратовского района»__________________________

Общественный воспитатель ____Кошелева Вера Ивановна__________________________________

Содержание работы

сроки

ответственные

службы по взаимодействию

результаты

1.

Социально - педагогическая

а)

Изучение жилищно – бытовых условий несовершеннолетнего.

февраль

Соц.педагог,, кл.руководитель

Инспектор ГПДН

б)

Выяснить обеспеченность учебниками и школьными принадлежностями.

август

кл. руководитель

Соц. педагог              

в)

Контроль  за  посещением уроков, успеваемостью.

ежедневно

Соц.педагог,

Кл. руководитель

Администрация СОШ

г)

Индивидуальные занятия по предметам.

По плану

зам.директора по УВР учителя -предметники.

д)

Привлечение к участию в предметных неделях, олимпиадах школьного уровня, конкурсах, проектах

По мере проведения

зам.директора по УВР учителя -предметники.

Соц.педагог

е)

Беседа «Мой режим дня»

ноябрь, апрель

Соц.педагог

Кл.  руководитель  

ж)

Консультации по вопросам профориентации

1раз в месяц

Соц.педагог

Кл. руководитель  

2.

Социально-психологическая

а)

Выявление круга общения подростка

февраль

Соц.педагог

б)

Анкетирование «Как у тебя с самооценкой?»

апрель

Соц.педагог

в)

Тест «Доволен ли я собой?»

сентябрь

Соц.педагог

г)

Тренинг «Умейте сказать Нет»

декабрь

Соц.педагог

3.

Социально-медицинская

а)

Профилактический медосмотр.

октябрь, апрель

Фельдшер

ЦРП,  СОШ

б)

Профилактические прививки.

По плану

Фельдшер

ЦРП,  СОШ

в)

Индивидуальные и групповые беседы о вреде алкоголя, курения, наркотиков.

1 раз в месяц

Фельдшер

ЦРП,  СОШ

г)

Беседа по половому воспитанию

март

Фельдшер

ЦРП,  СОШ

г)

Посещение семьи по месту жительства.

1 раз в год

Фельдшер

КДН округа

4.

Социально-экономическая

а)

Обеспечение льготным питанием, пользованием учебниками, другими льготами.

август-октябрь

Соц .педагог Курбатская Е.Г

УСЗН, КЦСОН, ЦЗН

б)

Помощь в подготовке документов на постановку семьи на учет, как малоимущую в УСЗН.

сентябрь

Соц .педагог Курбатская Е.Г

УСЗН

5.

Правовая

а)

Беседа «Мои права»

1 раз в месяц

Соц.педагог

Инспектор ГПДН

б)

Беседа «Об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних»

октябрь

Инспектор ГПДН

Соц.педагог

в)

Беседа «Агрессивное поведение. Виды. Ответственность»

декабрь

Соц.педагог

Курбатская Е.Г

Соц.педагог

Курбатская Е.Г

г)

Встреча с участковым инспектором

1 раз в четверть

Участковый инспектор

6.

Организация досуга и отдыха

а)

Вовлечение в спортивные секции, кружки по интересам

сентябрь

Соц.педагог,

учитель физ-ры

ДК, ДШИ

б)

 Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях и праздниках

весь период

Соц.педагог, кл.руководитель , зам директора по ВР

ДК, ДШИ

7.

Контрольное посещение семьи

Организация подготовки к урокам.

сентябрь

Соц.педагог

Курбатская Е.Г

кл.рук.            

Занятость во внеурочное время.

октябрь, феврель

Соц.педагог

Курбатская Е.Г

кл.рук.            

Соблюдение режима дня

ноябрь, март

Соц.педагог

Курбатская Е.Г

кл.рук.            

Консультация родителей по вопросам воспитания

декабрь

Соц.педагог

Курбатская Е.Г

кл.рук.             Кошелева В.И

Права и обязанности родителей

январь

Соц.педагог

Инспектор ГПДН

Организация летнего отдыха ребенка

апрель

Соц.педагог

Зам.директора  по ВР

Обследование жилищно-бытовых условий.

май

Соц.педагог

кл.рук.             Кошелева В.И


                                                                                              Социальный педагог ______ Е.Г. Курбатская

3 Этап – социальная работа

3.1. Изучение личностных, индивидуально- психологических особенностей подростка: использование метода наблюдения, диагностических методик, бесед с воспитанником, обращение к школьной документации, медицинским картам (внимание к состоянию здоровья подростка, особенностям его физического развития, соответствие его возрасту) и др.

Для изучения личности подростка  и его социальных связей использую следующие методики :

1.        «Недописанный тезис»

          Эта методика позволяет определить ценности и убеждения подростка, убеждения людей, которые повлияли на развитие личности подростка.                                    

   Педагог просит подростказакончить следующие предложения:                                                            Я был воспитан с убеждением в том, что:

        Семья – это…

        Работа –это…

        Деньги – это…

        Учеба –это…

        Мужчина – это…

        Женщина –это…

        Успех- это…

Важно объяснить подростку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих его взрослых (родителей, родственников, знакомых, учителей). Ребята могут также отметить, какие позиции они принимают( знаком «+»), а с какими категорически не согласны( знаком «-»)

2.        «Что я люблю? Что я не люблю?

Эта методика выявляет жизненные ценности подроста.

Педагог просит детей написать по10 ответов на вопросы «Что я люблю» «Что я не люблю?»

3.        Анкета «Я и мои друзья»

Эта анкета помогает определить круг общения подростков их интересы . их взаимоотношения.

Вопросы:

1.        У вас есть круг друзей?  (Да, нет)

2.        Что вас объединяет:

        работа с техникой;

        посещение кино;

        игра на гитаре;

        хобби (какое);

        другое (допишите)______________________________________________

3.        Кому из друзей вы могли бы доверить свою тайну? _____________________________________________________________________

4.        К кому из друзей вы обратились бы в трудной ситуации? _____________________

5.        Какие качества ценят в вас друзья?__________________________________________

6.        Вспомните случаи, когда вы помогли кому-либо из своих друзей выйти из затруднительного положения или справиться с какой-нибудь проблемой______________________________________________________________

7.        Как вы себя чувствуете со своими друзьями:

        «И скучаю, и грустно, и некому руку подать…»;

        жизнь прекрасна и удивительна;

        то взлет, то падение;

8.        Каких друзей вам хотелось бы иметь и чего вы больше всего боитесь в дружбе?________________________________________________________________

9.        Какие качества характера и поступки больше всего приветствуются в кругу ваших друзей?_________________________________________________________________

10.        Как бы вы определили группу, с которой вы больше всего общаетесь, где чаще всего проводите свободное время:

        мои друзья;

        моя компанея;

        тусовка;

        мой двор;

        моя команда;

        другой вариант (допишите)________________________________________

11.        Есть ли у вас взрослые, с которыми вы общаетесь? Кто это?____________________________________________________________________

12.        Возникают ли у вас конфликты? Если «да», то как они обычно решаются:

        миром;

        дракой;

        благодаря вмешательству лидера;

        компромиссом

13.        Как относятся взрослые (родители, соседи и др.) к вашей группе:

        доброжелательно;

        враждебно;

        нейтрально;

        равнодушно;

        запрещают общение

14.        Отметьте с каким утверждением вы согласны:

        даю друзьям советы для их же пользы;

        со мной часто советуются;

        не могу принять важное решение без моих друзей;никто не понимает меня по-настоящему;

        мне легче принять решение самому и поставить всех в известность;

        я действую…(интуитивно, внезапно, взвешено)

15.        Изобразите рисунком свое душевное состояние, которое чаще всего испытываете с друзьями. Для этого нарисуйте:

        солнышко;

        человечка;

        разбитое сердце;

        одинокий корабль;

        другое

И еще есть очень много методик для изучения подростка, его семьи.

3.2. Наблюдение за подростком в различных условиях, ситуациях с целью выявления:

- отношения к учебе (успеваемость, уровень знаний, мотивы учения, познавательный интерес к определенному предмету);

- его отношения к труду (наличие трудовых навыков, умений, предпочитаемые виды труда и т.д.);

- участие во внеклассной и внешкольной деятельности (кружки, секции, клубы);

- наличие профессиональных направлений (мотивы выбора).

3.3. Изучение особенностей семьи подростка и ее воспитательного потенциала по следующей примерной программе:

1.        Состав семьи, ее структура (полная, неполная, с одним ребенком, родители разведены и т.д.).

2.        Жилищно-бытовые условия семьи (наличие жилплощади в соответствии с нормами, необходимость улучшения жилищных условий, ребенок имеет отдельную комнату, уголок для занятий и игр).

3.        Материальная обеспеченность семьи (обеспеченная, малообеспеченная, нуждающаяся).

4.        Характер взаимоотношений в семье:

- между взрослыми членами семьи (гармоничные, компромиссные, неустойчивые,          

      конфликтные, резко конфликтные, аморальные и т.д.);

- между родителями, другими взрослыми членами семьи и ребенком (слепое          

        обожание, заботливость, дружба, доверие, равноправие, отчужденность, равнодушие,

        мелочная опека, бесконтрольность и т.д.);

      - положение ребенка в семье ( соответствует норме, его интересы никого не касаются,

        предоставлен сам себе, никто им не интересуется, запуган, неуверен в себе, избегает

        общения с родителями, ощущает себя заброшенным, чувствует себя идолом, служит

        «яблоком раздора» для взрослых, каждый из которых стремится привлечь его на свою

        сторону);

- отношение ребенка к родителям (дорожит семьей, авторитет родителей

         непререкаем          

         относится к ним безразлично или пренебрежительно, остро переживает

         разлад в семье, тяготеет к одному из членов семьи ( к кому и почему?).

5.        Наличие отклонений в поведении кого-либо из членов семьи (алкоголизм, наркомания и т.п.)

6.        Отношение взрослых в семье к ценностям ребенка.

7.        Уровень педагогической просвещенности, образовательный, культурный уровень членов семьи (есть ли домашняя библиотека, посещают ли кинотеатры, театры, выставки, концерты и т.д.)

8.        Воспитательный потенциал семьи (высокий, неустойчивый, слабый):

- интерес родителей к литературе по воспитанию;

- отношение родителей к организации учебы, труда, свободного времени ребенка;

- осуществление контроля за ребенком, наличие у ребенка режима дня;

- единство требований  к ребенку, формы поощрения, наказания.

- включение ребенка во «взрослые» заботы (информированность о     трудностях и            успехах взрослых на профессиональном поприще, участие в решении семейных проблем).

9.   Восприятие семьей происходящего в мире, стране, селе, у соседей и т.д. (заинтересованное, равнодушное, негативное).

3.4. Определение положения подростка в коллективе сверстников (лидер, «середняк»,изгой), в сфере неформального общения (секция, кружок, клуб и т.п.)

3.5. Выявление характера ближайшего окружения подростка и его положения в нем.

      После того как проведена работа по изучению личности «трудновоспитуемого» подростка, его семьи, классного коллектива и ближайшего окружения, выявлены причины его проступка, можно переходить к работе по социальной адаптации подростка в обществе, но эта работа будет эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:

1.успеха подростка в усвоении школьной программы (учебная деятельность)

2.эмоционально- положительных удовлетворяющих подростка

   взаимоотношений (со сверстниками, учителями, родителями)

3.психологической защищенности

     Последнее обстоятельство самым непосредственным образом связано с гарантированной социальной защищенностью, включающей в себя:

1.знание подростком правовых норм поведения, своих прав и обязанностей;

2. соблюдение учителями школы  учебного и воспитательного процессов;

3.психологическое и социальное равенство подростка, исключающее по отношению к нему дискриминацию по любому признаку;

4.соблюдение прав учащегося на индивидуальное своеобразие и самоопределение.

     Формирование личностной и социальной компетентности подростка, коррекцию его поведенческих проявлений важно начинать с развития у него позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить перед собой задачи и принимать ответственные решения.

     Для того чтобы подросток умел делать правильный выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, конфликтами, научить неагрессивным способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно учить его самостоятельно решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами.

    Успешно  решить поставленную задачу поможет использование  в социально- педагогической работе различныхметодов :

- словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

- методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивирования и приобщения к действию, положительный пример, метод содействия и сотворчества и др.)

- организационно-распорядительные методы (инструктирование, регламентирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика и др.)

     Методы, применяемые в социально-педагогической работе, определяются:

- проблемой подростка;

- особенностью его личности;

- состоянием семейных отношений;

- отношением с классным коллективом и ближайшим окружением;

- уровнем социальной адаптации.

Организация  помощи  подросткам с девиантным и делинквентным поведением:

Организация педагогической помощи:

1.        Создание  благоприятных условий для развития личности «трудного» подростка.

2.        Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирование. Снятие «синдрома неудачника».

3.        Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» подросткам в выполнении общественных поручений.

4.        Создание для личности обстановки успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа, результата деятельности ученика, его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики – к педагогике сотрудничества и заботы.

5.        Оказание педагогической помощи родителям «трудного» подростка. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время.

Организация медицинской помощи:

1.        Проведение систематического диспансерного осмотра детскими врачами «трудных» подростков с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.

2.        Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.

3.        Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.

4.        Половое просвещение «трудных» подростков. Решение проблем половой идентификации.

Организация психологической помощи:

1.         Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков, особенностей их  жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

2.        Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

3.        Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы  решить

4.        Индивидуальные беседы с «трудными» подростками с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом, преодолеть неуверенность в общении с другими.

5.        Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Организация свободного времени «трудных» подростков:

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг – острая проблема «трудных» подростков. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает подростков нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количеством свободного времени у «трудных» подростков вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день – до 8 часов. С другой стороны наблюдается неумение «трудного» подростка рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умение добиваться поставленной цели.

1.        Изучение интересов и способностей подростков.

2.        Вовлечение «трудных» подростков в кружки, секции, общественно полезную деятельность.

3.        Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещений, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.

4.        Изучение участия «трудных» подростков в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.

5.        Поощрение любых видов художественного и технического творчества «трудных» подростков и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.

6.        Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно - досуговых школьных лагерей и групп продленного дня.

Установление контакта с девиантными и деликвентными подростками

      Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы поможет методика контактного взаимодействия Л.Б. Филонова.

Контактное взаимодействие – это такая модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования, изучения и коррекции.

     Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.

     Взаимодействие социального педагога с девиантными и делинквентными подростками разворачивается в шести стадиях:

1.        Расположение к общению.

2.        Поиск общего интереса.

3.        Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.

4.        Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.

5.        Адаптивное поведение партнеров.

6.        Установление оптимальных отношений.

     На каждой стадии используется специфическая тактика взаимодействия и решаются конкретные задачи. Методику можно использовать в диагностических целях и для налаживания постоянных отношений с девиантными и делинквентными подростками.

Методика контактного взаимодействия с подростками

Стадия взаимодействия

Содержание и характер контакта

Основная тактика

результат

1.Расположение к общению

2.Поиск общего интереса

3.Выяснение предполагаемых положительных качеств

4.Выявление предполагаемых опасных качеств

5.Адаптивное поведение партнеров

6.Установление оптимальных отношений

Использование общепринятых форм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринужденная беседа на отвлеченные темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости.

Поиск нейтрального интереса Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно значимый интерес. Подчеркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам.

Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск качеств у себя.

Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление, прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывание о собственных негативных качествах,

Подчеркивание положительных и учет негативных качеств. Советы по качествам. Подчеркивание динамики представлений о человеке. Подчеркивание индивидуальности и ее учет в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого.

Общие планы действий. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению.

Одобрение, согласие, безусловное принятие.

Ровное отношение, заинтересованность, подчеркивание уникальности личности

Принятие того, что предлагает партнер, авансирование доверием

Принятие позитивного без обсуждения, сомнения, возражения

Общие намерения

Принятие согласия

Положительный эмоциональный фон, согласие

Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности

Ситуация доверия, открытости

Согласие на выполнение принятого плана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.

Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...

Взаимодействие социального педагога с семьёй в профилактике девиантного поведения подростков 12-14 лет

В данной статье описаны следующие темы:Сущностные характеристики процесса профилактики девиантного поведения подростков.Социально-психологические особенности  развития подростков 12-14 лет. ...

Внедрение современной информационной модели работы социального педагога с участниками образовательного процесса по формированию законопослушного поведения.

Определены цель и задачи деятельности социального педагога в работе с участниами образовательного процесса по формирорванию законопослушного поведения. Статья рассказывает о работе социального педагог...

Статья Комплексная работа социального педагога и психолога по профилактике девиантного поведения учащихся в школе.

Работа, посвященная комплексным мероприятиям социального педагога и психолога по коррекции девиантного поведения у обучающихся в школе...

Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков

Как помочь несовершеннолетним, склонным к совершению правонарушений или желающим не повторять опыт асоциального поведения в восстановлении своего статуса в обществе?К важнейшим технологиям социальной ...