Особенности воспитания приемного ребенка в семье
план-конспект занятия на тему

Гатина Гульсум Нурлимановна

 

Целью данного занятия является познакомить замещающих  родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным  ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_vospitaniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПРИЕМНОГО РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Цель: 1. Познакомить замещающих  родителей с особенностями приемных детей.

2. Помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным  ребенком.

Ход мероприятия

Все участники усаживаются лицом в круг.

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим об особенностях воспитания приемных детей в семье.

Игра «Нас с тобой объединяет» (создание атмосферы доброжелательности и доверия в группе)

Инструкция: в кругу каждый по очереди бросает мяч  любому из участников, говоря:»Нас с тобой объединяет…»

Ведущий:

 Итак, в Вашу семью вошел новый  ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он есть. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий трудностей – типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление  чужого ребенка – это серьезное испытание для всей семье.

Работа в мини-группах

Упражнение «Портрет ребенка»

Инструкция:

Участники на листе ватмана должны написать характерные особенности ребенка, воспитывающегося без попечения родителя и обсудить, есть ли отличие от детей, воспитывающихся в семье.

Затем результаты обсуждения представляются в общий круг.

Ведущий:

Первые ощущения ребенка-сироты в приемной семье схожи с тем, что описал Андерсен в своей сказке о Гадком утенке. Утенок умирал от холода и голода, и добрый человек принес его домой. Реакция утенка на новую ситуацию была такой, что он все перевернул вверх дном, и семья его выгнала из дома. Попасть из одной ситуации, пусть плохой, но привычной, в другую, может быть в лучшую, но пока неопределенную, ребенку очень страшно.

Упражнение «Ребенок входит в семью».

Инструкция:

Один из участников (доброволец) выходит за дверь, остальные молча встают в круг, взявшись за круг. Задание добровольцу: «встроиться» в круг, разомкнув руки двух рядом стоящих участников. Задача группы – «впустить» его, только в тот момент, когда они почувствуют, что хотят это сделать.

Вопросы для обсуждения:

-Что чувствовал доброволец, когда смотрел на людей, держащихся за руки?

-Какие чувства были у круга к новичку?

Обычно при появлении новичка люди начинают крепче держаться за руки, так ли было  в их случае?

Ведущий:

Дети, входящие в семью, ведут себя по-разному, но в любом случае их появление сказывается на всех членах семьи.

Упражнение «Восковая палочка»

Инстукция:

Участники образуют тесный круг, в центре которого находится один из участников. Он стоит, закрыв глаза, затем он, как «тающая свеча» начинает падать из стороны в сторону. Участники круга поддерживают его, не дают ему упасть. Желательно, чтобы в роли «восковой палочки» побывали все участники.

Вопросы для обсуждения:

-Что помогало и что затрудняло выполнению данного  упражнения?

Особенностью большинства детей-сирот является недоверие к окружающему миру. Это упражнение помогает приемным родителям понять, доверяют ли они сами окружающим, и легко ли им было это сделать.

Ведущий:

В первые дни пребывания приемного ребенка в семье могут возникнуть, кажущиеся странными, особенности поведения.

Работа в мини-группах.

        Решение проблемных ситуаций.

Семья взяла на воспитание девочку 10 лет. Ребенок быстро привык к новым условиям, требованиям. Но произошло непредвиденное.. В доме стали исчезать деньги. Сначала мелочь, на что родители не обращали внимания. А чтобы избежать этого стали давать ей карманные деньги. Но ситуация не изменилась: деньги, лежавшие на холодильнике, продолжали исчезать. Как в данной ситуации поступите Вы?

Выслушиваются мнения участников.

Ведущий:

Кражи ребенка не стоит рассматривать как «оплеуху», неблагодарность семье и т.д. В своей прежней жизни он нередко с помощью воровства решал многие свои проблемы. Некоторые психологи отмечают, что ребенок, лишенный материнской любви, пытается компенсировать ее недостаток с помощью краж.

2.Приемному мальчику 13 лет. Проводя уборку в комнате  обнаруживали у него под матрацем засохшие куски хлеба и какой-то другой еды. Или в шкафчике находили припрятанные куски еды. Ваша реакция на такой поступок ребенка.

 Выслушиваются мнения участников.

Ведущий:

Процессы «поедания», жевания, насыщения успокаивают любого человека. Для депривационного ребенка, который наголодался еще в утробе матери, еда приобретает особый смысл. Она зачастую становится  для него единственным источником психологического и физического комфорта.

Упражнение «Живой коридор»

Инструкция:

Участники выстраиваются в «живой коридор», каждый получает карточку с заданием для ребенка. Участники по очереди проходят сквозь «живой» коридор, а остальные участники вразнобой читают задания: «Стой!», «Сиди!», «Подойди ко мне!», «Повернись ко мне!» и т.д.

Вопросы для обсуждения:

-Что Вы чувствовали, когда с разных сторон слышали требования выполнить то или иное задание?

Ведущий:

В первые дни пребывания ребенка в семье не стоит вываливать на него много требований. Ребенку на первых порах трудно запомнить все требования, их нужно вводить поэтапно, по мере привыкания ребенка к новым условиям.

Завершение .

Рефлексия.

-Что полезного взяли для себя из сегодняшней встречи?

-Что понравилось? Что не понравилось?

-Какое задание давалось труднее всего? Почему?

-Какие чувства испытывали в ходе встречи?

-Изменились ли Ваши представления о воспитании приемного ребенка?

-Как Вы сейчас оцениваете свою готовность к приему ребенка?

Участники анализируют изменения представления о собственной готовности к интеграции в семью нового члена семьи.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ


1. Гринберг С. Н, Вараева Н. В. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. Санкт – Петербург, 2007 г.

2. Ослон В.Н. Основы воспитания ребенка в замещающей семье. Программа дистанционного обучения и сопровождения потенциальных и действующих усыновителей, опекунов(попечителей), приемных родителей и патронатных воспитателей по заочной форме с помощью дистанционных технологий. Ханты-Мансийск, 2010г.

3. Терновская М.Ф. Тренинговая программа для подготовки граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью. Выпуск 4, Москва 2002 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности общения с ребенком в семье

Материал для родительского собрания в старших классах...

Особенности общения с ребенком в семье

Статья о воспитании в семье и об авторитете родителей....

Родительское собрание "Особенности общения с ребенком в семье"

Если дети живут в обстановке критики,они учатся критиковать и осуждать других людей;Если дети живут в обстановке вражды и злобы,они учатся быть злыми, учатся драться;Если дети живут среди насмешек,они...

Рекомендации замещающим родителям по воспитанию приемного ребенка переходного возраста.

Воспитать ребенка - трудная, ответственная миссия. Тем сложнее она, если воспитывать не своего кровного, а ребенка из другой семьи. Переходный возраст-сложный, бурный, нестабильный и противоречивый пе...

Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье"

Разработка родительского собрания " Особенности общения с ребенком в семье". Приведены результаты анкетирования родителейи детей. Подняты важные проблемы....

Особенности общения с ребенком в семье

Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми является принятие ребенка. Принятие ребенка - это проявление такой родительской любв...

Сотрудничество и взаимодействие замещающей семьи с социальным окружением, родительским сообществом, как фактор успешной адаптации приемного ребенка в семье.

В материале освещается проблема адаптации приемных детей в замещающих семьях. Рассматриваются построения взаимодействияи детей данной категории в приемной семье и школе, в родительском сообществе. В с...