Методические рекомендации социального педагога в работе с неблагополучными семьями:
учебно-методический материал

Методические рекомендации социального педагога

в работе с неблагополучными семьями:

  1. Составление списков детей, которые должны прийти в школу, изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью
  2. Работа с возможными причинами и ответственностью обследование жилищных условий неблагополучной семьи, составляется акт обследования, в котором для себя помечаем важные моменты по которым нужно работать; ( например: поставить на учет в центр занятости, или подготовить беседу по теме которая важна в этой семье и т.д)
  3. Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни; (общение с членами семьи должно проходить на уважительно-доверительном отношении, обращаться по имени отчеству, даже если родители младше вас)
  4. Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов; (Всегда не стесняюсь обращаться за консультацией или просьбой о помощи в любую службу, администрацию поселения, КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства, инспекцию по делам несовершеннолетних, медпункт, полицию и т.д. Со всеми межведомственными службами налажен необходимый контакт).
  5. Изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций; (анкетирование, беседа, наблюдение, посещение семьи на дому)
  6. Изучение личностных особенностей членов семьи; (тестирование: например: «семейная программа», беседа, наблюдения и т.д.)
  7. Составление карты семьи, (заполняется бланк карта семьи, где указывается все о семье: дата рождения, семейное положение, статус, образование, где работают и т.д.)
  8. Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.)
  9. Составление программы работы с неблагополучной семьей;
  10. Текущие и контрольные посещения семьи;
  11. Выводы о результатах работы с неблагополучной семьей;

 

Определяющее социальной защиты в работе с неблагополучными семьями

Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей:

1) денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии);

2) трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям;

3) бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и др.);

4) социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование и т.д.).

В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение масштабов социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции.

В связи с этим основными задачами социальной защиты являются:

1) реализация установленных законом социальных прав и минимальных социальных гарантий гражданам, прежде всего в области пенсионного обеспечения, социального обслуживания, материальной поддержки семей с детьми и др.;

2) адаптация системы социальной защиты к изменяющимся социально-экономическим условиям, включая развитие сети учреждений социального обслуживания, расширение перечня предоставляемых населению социальных услуг, поддержку негосударственных форм социальной помощи, подготовку кадров социальных работников;

3) совершенствование организации социальной защиты на основе формирования законченных социальных технологий, дифференцированного подхода к различным категориям населения истинам семей, адресной социальной помощи, непосредственно связанной с конкретными потребностями получателя;

4) широкое использование активных форм социальной поддержки семьи (социальная и психологическая реабилитация и адаптация населения, содействие самореализации и самообеспечению, профессиональной ориентации и т.д.);

Основными принципами в работе с семьей являются:

приоритет прав и интересов ребенка, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства;

уважение прав родителей, объективная и компетентная оценка ситуации в семье со стороны социальных служб;

соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников при работе с семьей при условии отсутствия риска насилия над детьми;

обоснованное использование власти и контроля;

учет неблагоприятных факторов в семье, возможные риски и т.д.

Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "О порядке назначения и выплаты ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений".

В работе с семьями разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя. Реальная помощь семье может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы. Социальный педагог должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, тактично оказывать помощь и ориентировать семью на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный педагог должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекать средства благотворителей, наблюдать за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопониманию, поддержки, взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

 

Было бы наивно полагать, что осуществление коррекционной работы можно провести силами только одного социального педагога. В оказании помощи семье необходимо объединение организаций. Управление образования, Управление здравоохранения, Управление внутренних дел, Управление социальной защиты населения, КДН и ЗП, инспекция по делам несовершеннолетних, Центры занятости, социально-психологические и реабилитационные центры и т.д. Их специалисты: учителя, социальные педагоги, психологи, врачи, инспектора, педагоги дополнительного образования смогут оказать помощь и поддержку неблагополучной семье. По опыту работы надо отметить, что  только тогда можно увидеть положительный результат, когда между ними будет налажена чёткая договоренность о том, кто, когда, какую помощь им оказывает. Специалисты должны составить общий план комплексного сопровождения неблагополучной семьи, чтобы не дублировать друг друга, а дополнять и оказывать конкретную помощь.

Успех в работе с семьей ученика будет тогда, когда отношения с родителями будут строиться на высоком уважении интересов семьи, родительского авторитета, на всемерном содействии семье в ее духовном обогащении и, тем самым, в ее культурном и моральном влиянии на детей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Образ жизни групп населения, находящихся в трудной жизненной ситуации: Материалы Международной научно-практической конференции 7—8 апреля 2005 г. — М.: ГОУВПО «МГУС», 2005.

2. Государственная социальная политика (научная школа профессора Г.И. Климантовой). — М.: МГСУ, 2004.

3. Хрестоматия. Семья: история и современность: Учеб, пособие / Сост., коммент. и вступ. ст. Г.И. Климантовой. — М.: Изд-во РГСУ, 2005.

4. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. — 2-е изд., доп. и пере- раб. - М.: МГСУ, 2004.

5. Пациорковский В., Пациорковская В. Большая семья в демографической ситуации // СОЦИС. 2009. № 3.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал к циклу групповых занятий

со школьниками 7-8 классов

по теме: «Социальные навыки».

Цели: 1. Познакомить учащихся с понятием «социальные навыки» и                                 научиться способам владения навыками.

        2. Развитие самопознания, адекватной оценки своего поведения и                 достижение успешности в общении.

        3. Формирование способности корректировать свои социальные                 навыки в ситуациях общения с взрослыми, со сверстниками,                         умения строить отношения в своей семье.

Занятие №1.

Знакомство. Каждый выбирает себе пару (желательно не друга и подругу)

Работа в круге: и в течение 2-х минут рассказывает о себе, затем меняться. Затем каждый из пары рассказывает всё о своём партнёре.

Комментарий: Все ли мы рассказали о себе или о чём-то умолчали?         Почему? Что было трудно?

Игра: «Паровозик».

Игра: «Рикша и пассажир».

Круг: Что испытывали при игре? (страх, ответственность за того, кто рядом). Что такое безопасность? Знакомство с правилами работы в группе с целью создания безопасной обстановки.

Правила:

  • внимательно слушать,
  •  не перебивать,
  •  не шуметь,
  •  не комментировать,
  •  не оценивать.

Задание  На листочке бумаги написать 5 хороших и 5 индивидуально: плохих качеств своего характера.

Демонстрация с каждым участником: Встав на стул, громко и выразительно с прочитать свои качества, начиная со слов: «Я люблю себя за то, что я…»

Круг: Что вы чувствуете? Что было легко? Что было трудно? Стало ли легче от того, что вы увидели? Лучше ли мы сегодня узнали друг друга? Стали ли больше доверять друг другу?

Упражнение: «Ты мне нравишься за то, что ты…» (По кругу каждый доброжелательно говорит только хорошее)

Круг заключительный: Что сегодня было трудно? Что вызывало радость, и какие чувства вы хотите  выразить?

Благодарю за работу.

Занятие №2.

Круг: Что нового? Что хорошего произошло за неделю? Что не понравилось, не удалось, не получилось?

Разминка: Игра с мячиком. Называется существительное, к нему подобрать прилагательное и наоборот.

Новый материал: Что такое агрессия? Агрессия или агрессивное поведение возникает, когда кто - то нарушил заранее оговоренные правила. Агрессия – это не просто злость, гнев, это определенное поведение. В животном мире агрессивное поведение оправдано – защита потомства, территории, еды.

А в нашем с вами общении как бывает?

Упражнение круг:  Каждый по желанию выберет себе место и покажет нам любое животное в спокойном состоянии, а затем это же животное – агрессивно. Как вы себя чувствовали? Что понравилось? Что нет?

Упражнение: «Собаки». Каждый становится собакой определённой породы. Невербальное показывает, какой именно породы. Собака в спокойном состоянии, но вот на горизонте другая собака.

  1. 2 собаки спокойно знакомятся, учитывая размеры и породу.

2. Собаки защищают свою территорию.

Новый материал: Какие интеллигентные и «неинтеллигентные» способы снятия агрессии вы знаете? Какие способы безопасны, не приносят вреда человеку? Каждый говорит о способах, которые ему известны.

Упражнение: Очень громко кричим: «Это здорово» (или любую другую фразу).

Домашнее задание: Если за неделю вам захочется эмоционально разрядиться, попробуйте сделать это безопасным способом.

Заключение: Что вы сейчас чувствуете? Что было трудно? Что хорошо?

Занятие№3.

Развитие социального навыка: Как сказать «нет».

Круг: Что нового? Что хорошего произошло за неделю?

Разминка: « Разговор больших пальцев рук». Пальцы знакомятся, ссорятся, мирятся, борются и т.д.

Новый материал: В жизни нами довольно часто манипулируют другие люди. Нам трудно им отказать, т.к. мы просто не умеем этого делать или не умеем разделять ответственность, говоря: «Мне неудобно отказать, потому, что…». Люди пользуются этим, а страдаем мы. Нужно научиться не брать на себя чужую ответственность.

Круг: Пусть каждый вспомнит ситуацию, когда ему надо было         ответить «нет», но не удалось сделать этого по разным причинам.

Работа в парах: Попросите у своего партнёра что-либо,         постарайтесь добиться положительного результата.

Круг: Работаем все. Каждая пара показывает нам ситуацию просьбы, наблюдая, мы пытаемся увидеть манипуляцию и готовимся ответить на вопросы:

 Какие возникли трудности? Что смогли выполнить?

Новый материал: Знакомство с правилом «Как сказать «нет».

Правило:

1.Выслушать просьбу.

2. Спросить пояснения, если что-то непонятно.

3. Если решаешь, что говоришь «нет», то спокойно произносишь:         «нет», «не могу», «не хочу».

4. Выслушиваешь манипуляцию, не вступая в диалог.

5. Повторяешь «нет», «не могу», «не хочу» 3-4 раза.

Как правило, после этого уже не просят.

Работа в парах: Теперь проиграем вашу же ситуацию, но только,         используя правило.

Круг: Каждая пара представляет одну из своих ситуаций с         правильным решением проблемы.

Заключение: Что нового узнали? Что не получалось?

Что         понравилось?

Литература:

  1. Эльконин Д.Б. «Психология игры». — Педагогика, 1976 г. 
  2. Образцова Т. «Психологические игры для детей». -  Лада, 2010 г.
  3. Битянова М.Р. «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». - Спб.: Питер 2009 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для социальных педагогов по работе с неблагополучными семьями

1.    Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.2.    Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает ...

Рекомендации педагогам по работе с неблагополучной семьей.

Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:Объяснить родителям, что из-за их конфликтов друг с другом страдает ребенок, что ребенок не должен быть разменной монетой в сложной игр...

Статья "Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в школе в рамках профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ"

Статья основана на личном опыте работы по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ с детьми из неблагополучных семей...

Памятка педагогам по работе с неблагополучными семьями

“Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной” (А.С.Мак...

Методические рекомендации социальному педагогу по профилактике девиантного поведения у подростков из неполных семей

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и...

Памятка социальному педагогу по работе с неблагополучными семьями

Рекомендации для работы социальному педагогу....