Групповое занятие-практикум "Общение без конфликтов"
методическая разработка на тему

Князева Светлана Андреевна

Общение людей – тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно работать  и учиться. Чем меньше возникает конфликтов, то больше людей у которых теплые и доверительные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_bez_konfliktov.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие-практикум "Общение без конфликтов"

Цели занятия:

- знакомство несовершеннолетних с основами бесконфликтного общения; - -   - отработка навыков в практических ситуациях.

Задачи:

 – профилактика асоциального поведения несовершеннолетних с девиантным поведением;

 – формирование навыков конструктивного взаимодействия в коллективе сверстников;

 – закрепление представлений о смысле законов и норм поведения у несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

Методическое обеспечение: карточки, бумага, ручки, мультимедийная презентация.

Ход занятия

1 Организационный  момент.

Тема нашего занятия: «Общение без конфликтов», на уроке мы сегодня изучим основы и правила бесконфликтного общения и отработаем их  применение на практических занятиях. Вы будете работать как в группе так и индивидуально.

        На прошлых занятиях мы с вами  узнали что такое  конфликт, как возникают конфликты и дали оценку собственному поведению в конфликтной ситуации.

        В конце урока вам будет предложен лист самооценки, пройдя который вы оцените сами себя  и

2 Основная часть.

Общение людей – тонкий и сложный процесс. Каждый из нас учится этому всю жизнь, приобретая опыт часто за счет ошибок и разочарований. К сожалению, мы нередко попадаем в ситуации, определяемые как конфликтные. Они вносят напряжение в отношениях, лишают покоя и радости, не дают возможности полноценно работать  и учиться. Чем меньше возникает конфликтов, то больше людей у которых теплые и доверительные отношения.

        Навыки бесконфликтного общения принесут вам пользу. В каких ситуациях?

Как вы думаете:

– нужны ли правила общения между людьми?

– приведите примеры общения между людьми в различных ситуациях;

– нужны ли правила общения в нашем коллективе?

Все люди в обществе должны соблюдать правила культурного общения.

Правила правовой культуры обязывают каждого человека уважать достоинства других людей.

Занятие №1

 Предлагаю вашему вниманию игру:

Вы по очереди называете свои имена и присущие вам личностные качества, название которых начинается с заглавной буквы вашего имени. Например Светлана –серьезная. Например, Даниил – добрый. Саша – спокойный. Катя – капризная. Тимерлан  – терпеливый. Виктор – великодушный, Леша – ласковый. Вова – вредный, Иван – интеллигентный, Люба – любопытная, Настя – нежная.

Вариант: назвать два качества, одно из которых помогает, а другое мешает соблюдать нормы и правила поведения.

Ведущий. Каждый день нам приходится бывать в различных местах, общаться с разными людьми и разрешать различные ситуации. Как бы вы поступили в следующих ситуациях и как вам помогут, или помешают ваши личностные качества?

Ситуации:

1.Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя, и ты упал. Как ты поступишь?

– будешь плакать;

 – встанешь и ударишь его;

 – сделаешь ему замечание;

 – не скажешь ничего;

 – пожалуешься учителю.

2. Приятель взял с парты без разрешения твою ручку. Как ты поступишь?

– пожалуешься учителю;

 – будешь кричать;

 – попытаешься отобрать ее;

 – начнешь драку.

 - спокойно попрошу вернуть ручку на место

По каждой ситуации 2-3 человека предлагают свой вариант и объясняют свой выбор.

Ведущий. Нам нужно сделать вывод, кто из ребят сделал правильный выбор?

Люди могут поступать так, как им хочется.

Но могут ли они вредить другим людям?

Можно совершать такие поступки, которые не причиняют вреда другим.

Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве. Правила, принятые в сообществе людей, являются законом. Основным законом нашей страны является Конституция РФ.

Тот, кто сознательно нарушает установленные законы, должен нести наказание согласно статьям основного закона: Конституции РФ. Тема ответственности за то или иное правонарушение мы с вами уже изучали не один раз. Поэтому не будем останавливаться на этом, сегодня нам важно научится поступать так, чтобы этих конфликтов не было.

 

Ведущий. Очень часто отсутствие знаний о правилах и нормах поведения в различных ситуациях приводит к ссорам и конфликтам.

– приведите примеры, когда разногласия между ребятами переходят в конфликт;

 – как ведут себя ребята во время конфликта? Какие слова звучат в конфликтной ситуации?

Задание –  (разделиться на пары) на карточках нужно заменить слова, обозначающие качества участников конфликтной ситуации, на слова, противоположные по смыслу:

– грубость (вежливость);

 – ненависть (любовь);

 – обман (доверие);

 – злость (доброжелательность);

 – унижение (уважение);

 – равнодушие (внимательность).

Ведущий. Да, такими качествами нужно обладать, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации и находить компромиссы.

Запомните:

– в конфликте участвуют только две стороны, остальные-зрители, союзники одной из сторон;

 – разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;

 – конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.

 – вывод: совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности – гарантия преодоления конфликта.

Дискуссия: “Компромисс – это…”.

– как вы думаете, что такое “компромисс?”;

 – в чём его преимущества?

Ведущий.

Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Компромисс – согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Существуют правила предупреждения конфликтов.

Давайте прочитаем их, постараемся запомнить и применять в конфликтных ситуациях:

– не говорите сразу с возбужденным человеком;

– постарайтесь “встать на его место”, посмотреть на проблему его глазами;

– умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре;

– не скрывайте доброго отношения к человеку, с которым вступаете в конфликт;

– прежде чем сказать человеку неприятное слово, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте хорошие дела и поступки этого человека.

Ведущий. Ребята! Сегодня мы узнали о том, как можно предотвратить конфликтную ситуацию, найти компромиссное решение. Попытайтесь проверить эти знания и умения во время игры: “Необитаемый остров”!

3.Ролевая игра «Необитаемый остров» (15 минут)

Описание игры.  Представлена ситуация, что учащиеся оказались на необитаемом острове, где нет никаких средств и возможностей для существования. Участники делятся на 2 команды. Раздаются ручки и бумага. Участникам необходимо записать 10 предметов, которые, по их мнению, пригодятся им на этом острове для существования. На принятие решения им дается 5 минут. Им нужно подумать и обосновать свой выбор.

Психологический смысл игры. Научится отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

Обсуждение. Что было легче, отстаивать свое мнение или соглашаться с другими? Удалось ли взять то, что действительно необходимо, чтобы выжить? Из-за чего чаще возникали конфликты (споры)? Как вы пришли к общему мнению?

Разрабатывается нравственный кодекс, обеспечивающий выживание, сотрудничество и предотвращение конфликтов, предусматриваются санкции за нарушение правил.

После игры обсуждается ее проведение, удачные способы принятия компромиссных решений, умения учитывать мнения остальных и отвечать за себя, избежать конфликтных ситуаций.

Трудно найти устраивающее всех решение, но это – единственный путь избежать конфликта.

А теперь вы можете оценить себя по листу самооценки.

Ведущий. Ребята! Целью нашего занятия “Общение без конфликтов” было знакомство с основами бесконфликтного общения: нормами и правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали, чему научились? Каждому из вас предлагаю быстро и кратко ответить на мои вопросы.

Ведущий. Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: “Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…”

1. Приветствие (5 минут)

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на 3 равные части: «европейцев», «японцев», «африканцев». Каждый из участников идет по кругу,  здоровается со всеми «своим» способом: «европейцы» пожимают руку, «японцы кланяются, «африканцы» трутся носами. Упражнение проходит весело и эмоционально, заряжает группу энергией.

 

2. Разминка «Встреча на мостике» (5 минут)

Описание упражнения. Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг другу на расстоянии 3-х метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете на встречу друг к другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за её пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».

Упражнение проходит более эмоционально, если используется не просто полоска на ровном полу, а небольшое возвышение (также это может быть полоска на линолеуме, продольная рейка в паркете ), длиной не менее 3-х метров, находящуюся на расстоянии не менее 1-го метра от ближайшей стены и предметов мебели, лучше, если она будет иметь ширину 5 – 10 см., но можно обойтись и простой линией.

Психологический смысл упражнения. В контексте данного занятия упражнение выступает моделью конфликтной ситуации, и к нему можно возвращаться при обсуждении стратегий поведения в конфликте.

Обсуждение. Какие чувства участники испытывали при выполнении данного упражнения? Что помогало, а что мешало успешно выполнить его? Чем упавшие «в воду» пары отличались от успешно преодолевших трудную ситуацию? Целесообразно подвести участников к пониманию того, что в выигрыше оказывались не те, кто стремились пройти сами, а те, кто прежде всего стремился помочь партнеру.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по обществознанию и литературе "Конфликт и пути выхода из конфликта"

Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается.Русская пословицаВерю я: придет пораСилу подлости и злобыОдолеет дух добра.Б. Пастернак...

Открытое мероприятие с родителями "Конфликт. Конфликт? Конфликт!"

Вашему вниманию предлагается открытое мероприятие с участием родителей. Проблема конфликтов в обществе имеет место ещё с 5 века до нашей эры, которую поднимал Сократ. В свое время он произносил речи о...

«Что такое конфликт? Начало конфликта. Стили входа в конфликт»

по программе «профилактика асоциального поведения» (7кл.) Цель  урока:  помочь подросткам увидеть роль конфликтов в жизни человека.Задачи:Образовательные:формирование ...

Групповое коррекционно-развивающее занятие для учащихся 9 класса «Что такое конфликт?»

Предназначено для учащихся 9 класса с интеллектуальными нарушениями....

Групповое занятие с элементами тренинга «Конфликт и пути его разрешения»

Групповое занятие с элементами тренинга«Конфликт и пути его разрешения»Цель: формирование и развитие у подростков навыков разрешения конфликтов. Задачи: познакомить учащихся с ...

План-конспект тренинга на групповое сплочение учащихся 9–13 лет «Нет конфликтам – да дружбе!»

Данная разработка направлена на повышение уровня групповой сплоченности, профилактику конфликтов в детском коллективе....