ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
статья на тему

Исаева Олеся Викторовна

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.

О.В. Исаева

Социальный педагог

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа» с. Сокол

Долинского района Сахалинской области

Социально-педагогическое взаимодействие по профилактике и преодолению школьной дезадаптации, педагогической и социальной запущенности представляет собой координацию профессиональных усилий работников образовательного учреждения, специалистов, для обеспечения эффективности работы в данном направлении.

Термин «адаптация» обозначает приспособление к изменяющимся условиям. Дезадаптацию можно определить как затрудненное, осложненное какими-либо факторами приспособление к меняющимся условиям, выражающееся в неадекватном реагировании и поведении личности.  Педагогам чаще всего приходится иметь дело с так называемой школьной дезадаптацией, которая может предшествовать социальной.

В основе возникновения школьной дезадаптации лежат различные факторы социального, медицинского, психологического и педагогического характера. Школьная дезадаптация – это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение учебными действиями становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным. Как следствие – появление педагогически запущенных, неуспевающих детей, подростков, склонных к конфликтам, неспособных тормозить свои негативные эмоции.

Социальной дезадаптации свойственны асоциальные проявления (сквернословие, курение, дерзкие выходки) и отчуждение от семьи и школы, что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности; трудностям в профессиональном самоопределении; снижает уровень усвоения нравственных и ценностных представлений, норм морали, права, и как следствие, способность адекватной самооценки.

Социально-педагогическая запущенность рассматривается как «негативное состояние личности ребенка, проявляющееся в несформированности свойств субъекта самосознания, деятельности и общения и концентрированно выражающееся в нарушенном образе Я». Ситуация развития социально-педагогической запущенности складывается из сочетаний характеристик воспитательного микросоциума, воспитательно-образовательного процесса и внутренней позиции ребенка. [1]

Социально-педагогическая запущенность во многом определяется особенностями семейной социализации детей, особенно в период детства. Основными факторами ее формирования является педагогическая несостоятельность родителей, низкий культурный уровень семьи, нежелание замечать особенностей развития детей, невнимание к развитию детей, отсутствие развивающей среды, адекватной возрасту. У таких детей не сформирован ведущий вид деятельности, нарушено общение со взрослыми и сверстниками, вследствие чего их психическое развитие имеет особенности развития как в личностной, так и в интеллектуальной сферах.

 Педагогически запущенные несовершеннолетние при соответствующей психолого-педагогической поддержке могут быть реабилитированы в условиях школьного учебно-воспитательного процесса. Необходимо взаимодействие педагогов, психолога, социального педагога, классных руководителей для оказания социальной, педагогической помощи и поддержки. Зачастую необходимая помощь  проводится параллельно, а не комплексно, что малоэффективно и не дает ожидаемого результата.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения в работе социального педагога являются:

  1. Ранняя диагностика обучающихся, для  выявления дезадаптированных.
  2. Проведение консультативно-разъяснительной работы с родителями, педагогами, классными руководителями.
  3. Активизация воспитательных усилий среды, работа с контактными группами подростка, с семьей.
  4. Организация коррекционно-реабилитационной работы в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, центров, служб.
  5. Разработка планов, программ, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения.

Условиями успешного устранения социально-педагогической запущенности являются:

овладение системой  знаний о причинах, признаках и проявлениях социально-педагогической запущенности;

овладение методикой её диагностики и профилактики на основе взаимодействия;

создание атмосферы доброжелательности, взаимоуважения и взаимной требовательности между педагогами и родителями. [3]

В работе с детьми, подростками необходимо также создавать доброжелательные условия, определять их интересы, связанные не столько с учебной деятельностью, сколько с будущими профессиональными планами и намерениями. Создание более эмоционально теплых, доверительных отношений с учителями и одноклассниками, также даёт положительные результаты.

Необходимо выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В  процессе взаимодействия между педагогом и подростком недопустима конфронтация,  борьба, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие педагога в судьбе ребенка дают положительные результаты. Опытные педагоги не скупятся на комплименты, поощряют   положительные сдвиги. Они способствуют хорошему поведению, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие подросткам, ободряют их при неудачах.

Список используемой литературы

  1. Пушкина Т.В. Лазарева О.В. Терентьева Н.П. Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально - педагогически запущенных детей. - М.,2005.
  2. Т. А. Шишковец Справочник социального педагога. -  М., 2007.
  3. Е. И. Рогов. Настольная книга практического психолога. М., 2006.

4.Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика: Учеб.-практ. пособие. -  М., 2000.

5.Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска,  -  М.: Academia, 2008.

6. Шульга Т.И., В. Слот, X. Спаниярд. Методика работы с детьми «группы риска». - М., 2001.

7. Пушкина Т.В. Лазарева О.В. Терентьева Н.П. Влияние семьи на интеллектуальное развитие социально - педагогически запущенных детей. – М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Презентация профилактической программы для 5 классников....

Профилактика школьной дезадаптации младших подростков средствами арт-терапии

Социальная педагогика.Статья.  Профилактическая программа для социального педагога, работающего с учащимися 5 классов (школьная дезадаптация) ....

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

Профилактика школьной дезадаптации

Особенности младшего подросткового возраста. Особенности адаптации в 5-м классе. Рекомендации родителям для успешной адаптации младших подростков....