Игра "Здоровье"
методическая разработка (8 класс) на тему

Большое внимание, как социальный педагог, я уделяю мероприятиям, которые направлены на воспитания у детей здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_zdorove.doc81.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt296.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

г. Вятские Поляны Кировской области, ул. Советская, 24. тел. 6-18-78.

korrectionvp@mail.ru

Познавательная игра

« Здоровье»

по профилактике социально опасного заболевания – курения

для учащихся 8 -9 классов с ограниченными возможностями

Автор- составитель:

социальный педагог

 Е.А. Заболотская

г. Вятские Поляны

2012

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Основная часть. Конспект классного часа

3.Список использованных источников

4. Приложение

-презентация

- видеоотрывок из мультфильма «Ну погоди», 5 серия

- листовка- текстовка

5.Рецензия

Пояснительная записка

По международной классификации болезней, вступившей в силу в 1999 году, табачная зависимость официально признана болезнью. Социальная опасность курения заключается не только во вреде здоровью курящего и его близких, но и в том, что курение может стать началом более страшного   пути.  По данным многочисленных исследований от последствий, связанных с курением, умирает больше людей, чем от употребления алкоголя, авто и авиакатастроф  вместе взятых.В возрасте 12-15 лет у подростков происходит «взрыв» интереса к курению. Отношение несовершеннолетних к курению демократичное, попустительское. Большинство молодых людей знают о вреде курения, но продолжают курить.

К сожалению эта проблема стоит и перед учащимися нашей школы. В школе ежегодно проводится анкетирование учащихся по  проблеме табакокурения,  выявляются причины, намечаются пути решения  зависимости от курения индивидуально с каждым учеником. Проводится  профилактическая работа  и с каждым отдельно взятым классом .В школе разработана программа «Здоровье», которая включает   вопросы  по профилактике социально обусловленных заболеваний (СОЗ).   Предпочтение отдается интерактивным формам работы (дискуссии, ролевые игры, КВН и т.д ),как наиболее эффективным.Данный классный час проводится в форме познавательной игры:  «Здоровье». Организация игры позволяет превратить интеллектуальную деятельность в интересное зрелище,увлекательное состязание. Правила игры довольно просты. Игра начинается с визитной карточки команды,  в середине игры предусмотрена валеологическая пауза. Ведущий не оценивает ответы , но не оставляет их без внимания, помогая найти правильный ответ. Он может дать краткий комментарий, делает совместно с детьми вывод. При проведении игры возможна импровизация, добрая шутка, умение радоваться с учащими при нахождении правильного ответа.  По окончании игры каждая команда награждается грамотой за активное участие, а также включается в социально значимую деятельность ( расклеивание листовок «Нет курению»)  

Мероприятие  проводилось   для учащихся  8 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, но данная форма  и содержание мероприятия  интересны и полезны для профилактической работы по  СОЗ  с  учащимися  5- 6 классов  общеобразовательных школ. Подобные мероприятия  по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной   зависимость  от табака.

Основная часть.

Конспект классного часа.

Тема : «Здоровье».

Форма : познавательная игра

Формы обучения: фронтальный опрос, индивидуальная работа, групповая работа

Методы: наглядный, словесный, проблемно-поисковый, практический.

 Цель игры: создать условия для  повышения уровня представлений  у подростков с ограниченными возможностями здоровья по СОЗ и поднятие престижа здорового образа жизни.

Задачи :

Образовательная:способствовать созданию условий по информированию    учащихся о социально- опасном заболевании – табакокурении.

Коррекционно-развивающая: способствовать формированию логических связей через анализ предлагаемых вопросов и ситуаций, делать простые выводы и умозаключения  .

Воспитательная:способствовать созданию условий по формированию навыков ответственного отношения к здоровью, сознательного отказа от курения.

 Подготовительная работа:  придумать эмблему, название, девиз своей команды , связанный со здоровым образом жизни; сделать плакат- коллаж с антиникотиновым содержанием, найти пословицы по ЗОЖ

 Реквизиты: игровое поле, столы, стулья, буквы и цифры на магнитах, презентация, комьютер,2 команды по 5 человек.

Оформление доски

«Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других»  (Н.А. Семашко)

 игровое поле , буквы, цифры на магнитах

-Игровое поле в начале игры

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

-Игровое поле после завершения игры(открыты все квадраты)

Л    

1балл   з

К

5баллов

!

3балла   д

!

3 балла о

Пауза

Л

1 балл  р

!

3 балла о

Б

3 балла в

?

5 баллов

?

5балла

!

3 балла  ь

Б

3 балла е

3.Плакат (в форме коллажа, сделан учащимися на предыдущем  классном часе , используется и как оформление)

Ход игры

1. Приветствие

( Примерное название: 1 команда- Улыбка. Девиз: жизнь без улыбки ошибка , да здравствует смех и улыбка. На груди эмблема- улыбающийся  смайлик )

 2 команда – Спортсмены. Девиз: В спорте сила. На груди эмблема- олимпийские кольца )

Ведущий (далее В.) Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня   вместе,  с  помощниками,  учащимися 10 класса  проведём  познавательную игру.   Как вы понимаете слова Сократа? О чем предполагаете будет игра?      (Слайд № 1) 

Как называется эта игра вы скажете , если правильно соберете слово (участники  команд должны  собрать  слово – «здоровье» из разрезных карточек)

(Слайд №2)

2. Актуализация знаний

 В.Мы с вами будем вести речь о здоровье человека. Мы можем менять свои костюмы, прически, но не можем менять  себя. Организм нам дается один на всю жизнь. Очень важно это помнить, и заботится о нем. Здоровье человека – это фундамент его жизни. Когда человек здоров, он активен и  счастлив.  

 А что мешает нам быть здоровыми?

(  несоблюдение режима дня,  неправильное питание, курение, употребление алкоголя  и т.д.) Все это опаснодля здоровья и может привести к заболеваниям.

Помощники(далее Пом.) Обратимся к статистическим данным медиков в России:

– из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний – 75 курили;
–  из каждых 100 человек, умерших от  болезни сердца – 25 курили;
–    каждый 7 длительно курящий человек страдает заболеваниями кровеносных сосудов;
–  если человек начал курить в 15 лет, то продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8  лет

(Слайд № 3)

 Пом.Это опасное занятие есть и среди учащихся школы. Проводилось анкетирование среди учащихся 5- 9 классов из 35 человек 20 % курят. Как  противостоять курению? ( обсуждение материалов слайда№ 3, позиция учащихся)

  3. Целеполагание

В.Ваша задача сегодня, отвечая на вопросы игры, не просто ответить как вы уже поняли. А подумать: «Что лучше для меня: здоровье или минутное удовольствие, которое обернется болезнью?» Команды-участники готовы?  Молодцы!
Оценивать ваши знания, находчивость, смекалку будет справедливое жюри (учитель биологии,  медработник и учащиеся старшеклассники).

4. Знакомство с правилами игры.

Прочтите  правила игры. Все ли понятно?

( Слайд №4)

Игровое поле состоит из 12 квадратов с числами. Под каждым числом  буква с заданием.

Если выпадает одна из букв слова здоровье,   то команда получает дополнительное очко.

 Команды по очереди открывают числа, и отвечает на вопросы. Команда, не справившаяся с вопросом, отдает свой вопрос   команде- сопернице.

В конкурсах капитанов и видеовопрос участвуют обе команды враз.

 Оценивание заданий:

( Слайд №5)

 К - конкурс капитанов(5 б)

!- творческий конкурс(3б)

Б - блиц опрос (3 вопроса отвечают сразу)(3 б)

 ? - сложный вопрос (5б)

Л – «легкий» вопрос (1 б) 

П- пауза (музыкальная заставка проводится в середине игры с помощью помощников)Когда команда готовиться отвечать на вопрос, который требует время для подготовки, противоположная команда обсуждает проблему с помощниками,  дают краткие советы или проводят игры.

Жеребьевка ( 3 числа в коробке, если капитан выбрал число меньшее по счету – та  команда начинает игру)

Задания для команд:

К - Конкурс капитанов.

В.Физкульпауза в занятии – это источник бодрости и здоровья, кто из капитанов сделает это интереснее и полезнее для команды. 

(2клетка на поле)Провести физкультминутку  со своей командой .  (Примерные физпаузы)

-При возникновении стресса, возбуждения необходимо усиленно правильно дышать в течении 5-минут. Я научу вас правильно дышать .Дышите глубоко(вдох- задержали дыхание –выдох- задержали дыхание и вы успокоитесь.  (для дыхания)

- Быстро потрите ладони друг об друга, разогретыми пальцами потрите щеки, постучите барабанной дробью по макушке головы, сожмите кулаки, но оставьте их в расслабленном состоянии. Энергично потрите предплечья-3 р.Нажмите немного на щитовидную железу -3 раза Большим пальцем нащупайте впадину на шее нажмите -3 раза . Посидите в расслабленном состоянии. (блиц- массаж для снятия усталости)

  ! – творческий конкурс

 В.Всемирная организация здравоохранения в своем Уставе записала, что здоровье человека - это не только отсутствие болезни. Но и состояние  души и красоты тела.

(3клетка на поле)«Рисунок -курильщик»

– По каким приметам можно определить курильщика? Нарисуйте его портрет. 

 (Помощники проводят игру «Да- нет»)

 Жвачка сохраняет зубы -нет

От курения погибает более 100000 чел. - да

 Есть безвредные сигареты - нет

 Отказаться от курения легко -нет

 Недостаток солнца вызывает депрессию – да

Подростку достаточно спать ночью 6 часов- нет.

Правила , которые мы вспомнили надо соблюдать. Слушаем игроков.

Вывод после выполненного задания: (Пахнет табаком, желтеет кожа на лице, руках, появляется сильный кашель, у девочек грубеет голос,  головокружения, боли в животе, отдышка при беге и т.д.), но это лишь внешняя сторона.

В.. Никому не хочется через несколько лет становиться таким человеком , какого вы нарисовали.

(4 клетка на поле )«Ролевая игра » (обыгрывание предложенной ситуации и нахождение выхода).

 Ситуация: Тебе грустно, ты считаешь, что тебя никто в классе не уважает, не любит. Подходит старшеклассник и предлагает закурить:»Успокойся, давай расслабимся. Закурим..»

Ваши действия.  Возможные ответы: «Нет, я не хочу пробовать.  Нет, я не буду. У меня скоро соревнования и т.д. « .( Пока команда готовиться  звучит музыка- журчание ручья, пение птиц и т.д. – противоположная команда обсуждает проблему как на здоровье влияет природа) 

Вывод: научиться курить можно за несколько дней, недель, а чтобы избавиться от этой привычки понадобятся годы, месяцы и многим это так и не удаётся, люди становятся рабами курения. Поэтому научитесь сказать вовремя «нет» этой вредной привычки. Лучше всего отвлекают прогулки в природу , походы  и т.д.

(7 клетка на поле)Видео – вопрос

В.Посмотрите мультфильм (Отрывок из мультфильма «Ну погоди- 5 серия») Ваши рассуждения  по просмотренному отрывку. Что произошло с волком после  выкуривания такого количества сигарет? Почему закашлял заяц? Что можно сказать о людях,  которые не курят, но находятся рядом с курильщиком?

Вывод: Пассивное курение опасно, потому что в организм некурящего человека  тоже поступает яд- никотин . (Слайд № 6)

(11клетка на поле) Собери пословицы.

В. В пословицах заключена народная мудрость, В течении одной минуты вам необходимо собрать пословицы и объяснить их смысл.( пословицы разрезаны на карточках) 

В здоровом теле здоровый дух.

Землю сушит зной, человека болезни .

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Быстрого и ловкого болезнь не догонит.

(Помощники достает  мяч, а члены команды, которая свободна вспоминает виды спорта, где используется мяч)

 Б - блиц опрос (3 вопроса отвечают сразу без подготовки )

(8 клетка поля)-Что такое никотин?

- Откуда пришел табак в Европу?

- Здоровое ли сердце у курильщика?

Вывод: на уроках биологии вы говорили к каким последствиям приводит курение, оно поражает все органы.

(12клетка поля)- Кто доставил табак в Европу?

- Кто здоровее курящий или  некурящий человек?

- Может ли человек отравиться никотином?

 Вывод: вы хорошо знаете, какой вред приносит никотин человеку? Птицы, воробьи сразу умирают, если поднести им к клюву палочку смоченную никотином. Для человека смертельная доза 2-3 капли, именно такая доза поступает в кровь после выкуривания 20 сигарет. Почему же человек сразу не умирает ? Потому что смертельную дозу он получает не сразу. Задумайтесь !

?- сложный вопрос.

В.Посовещаться и написать на это вопрос  полный и правильный ответ.

(9 клетка поля) Назовите причины по которым курят подростки. Как устоять перед трудностью?

 Вывод:   каждый должен выбрать себе занятие в свободное от учебы время, заниматься спортом и т.д.  

 (10 клетка поля)Чем опасно курение для человека?Что можно противопоставить курению?

 Выводы: курение поражает работу всех органов человека, ослабляет иммунитет, повышает вероятность заболеваний раком, ухудшает внимание, память

 

Пом.Антитабачная викторина для  противоположной команды  

Курильщик сам себе  кто?

 ( могильщик или доброжелатель )

 На сколько минут укорачивает свою жизнь курильщик после одной сигареты (на 15, 10 минут)

Кто здоровее ? (курящий или некурящий человек)

Кто из русских правителей запретил табак.

(Михаил Федорович, Иван Грозный)

Что поражается, прежде всего, у курильщика?

 (легкие, сосуды)

Часто курение повышает что ?

(артериальное или атмосферное давление )

Легкие вопросы

(1 клетка поля )Для чего царь Петр 1 легализовал ввоз табака ?

(Чтобы пополнить казну.)

(6 клетка поля) Кто из русских правителей запретил курение в России?

(Царь Михаил Федорович Романов)

Итоги игры

В.Вот и подошла к концу наша игра. В течении нескольких недель вы в классах проводили классные часы, сделали плакаты- коллажи «стоп курению»

Я предлагаю  написать на своих плакатах  короткое напутствие тем ребятам , которые продолжают курить, чтобы вы им сказали после нашей игры .

(Можно раздать заранее краткие послания или , чтобы дети придумали «Сигарета – это яд! Это в лёгких чёрный «клад»!

«Тот, кто сигареты курит, тот здоровье своё губит!»

«Сигарета - не конфета. Ты, подросток, помни это!»

«Курить – здоровью вредить!»

«Курение привычка плохая:

Сердце, легкие и печень больная!»

«Если будешь ты курить,

дымом отравляться,

знай, со здоровьем навсегда

можешь распрощаться!»

Предлагаю каждому участнику сегодняшнего разговора вывесить листовки на улице, в своих подъездах, которые подготовили учащиеся 10 класса, по борьбе с курением  Мы думаем надо  не только заботится о своем здоровье , но и помочь своим сверстникам.. 

Жюри подводит итоги. Награждает команды . Побежднных нет(можно взять номинации , а внизу подписать количество баллов)

Рефлексия  А какие правила здорового образа жизни вы знаете  и будете выполнять после нашего разговора?(Ответы детей. Слайд № 7)

В.Очень рада сегодняшней встрече с вами, вы все были активными участниками, правильно и верно отвечали. Надеюсь, что в жизни вы будете применять полученные знания .  Растите здоровыми, красивыми, сильными. Занимайтесь спортом, цените жизнь, берегите и укрепляйте своё здоровье, ведь оно дороже богатства. Здоровье для каждого человека является источником радости и счастья. От него во многом зависит и успешность в труде, и положение в коллективе, в обществе и семье.

Крепкого всем здоровья!

 

 

 

Список использованных источников.

1.  Воронкова В.В. Обучение и воспитание во вспомогательной школе. – Изд.2.М.:Школа – Пресс, 1995.

2. «Твой выбор – твое будущее». Методические рекомендации по организации и проведению работы по профилактике ВИЧ, наркомании.  Управление здравоохранения администрации Пермской области.Департамент образования администрации Пермской области Пермская МЕДАКАДЕМИЯ . Пермь-2004

3.Новые 135 уроков здоровья.Л.А. Обухова,Н.А. Лемяскина, о.Е. Жиренко.1-4 классы.М. ВАКО-2007г.

4. Игры, тренинги, уроки здоровья1-5кл.Н.И. Дереклеева М. ВАКО-2004г.

5. Интернет – ресурсы:

- htt:pedsovet.ru

- images.yandex.ru-рисунок курильщика

-  vsegdaprazdnik.ru- листовки – текстовки  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательная игра Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! Сократ

Слайд 2

Здоровье

Слайд 4

Правила игры Игровое поле состоит из 12 квадратов с числами. Под каждым числом находится задание, правильность ответов оценивает жюри Если выпадает в клетке одна из букв слова «здоровье», команда получает дополнительное очко. Команды по очереди открывают клетки с ц5 -9 классов ифрами

Слайд 5

Конкурсы П- пауза !- творческое задание Б- блиц-опрос(3 вопроса сразу) ?-сложный вопрос Л- легкий вопрос

Слайд 6

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Слайд 7

Избавиться от привычки курить постараюсь немедленно. Подумаю о занятиях спортом. Постараюсь научиться говорить «НЕТ», когда предлагают дурное. Ваше решение: