ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ.
проект на тему

Безъязычная Ирина Николаевна

Обобщен опыт сотрудничества классного руководителя и родителей по созданию творческих проектов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost_-_iz_opyta.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ     КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И СЕМЬИ.

      Обобщен опыт сотрудничества классного руководителя и родителей по созданию творческих проектов учащихся.

                                                                       Сотрудничество – одно слово,

                                               но оно содержит в себе, если

                                                                                вдуматься, все важные

                                                                                нравственные качества.

                                                                                Только в сотрудничестве

                                                                                 можно воспитать человека

                                                 для человека.

        С. Соловейчик.

       Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколений – самая острая проблема школы, семьи, государства.                                                                                                                                   Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры, так как оказалась в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий.            

       Отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Происходит дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся традиции семейного уклада: сказывается высокая занятость родителей или их безработица.

        Семья и общеобразовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей: для полноценного развития ребенка необходимо тесное взаимодействие обеих сторон.

        Иногда слышится упрек школе в том, что воспитательная деятельность носит формальный характер, в результате которой цели воспитания либо не достигаются, либо достигаются частично, поэтому нам необходимо искать новые подходы в организации сотрудничества, менять содержание и формы взаимодействия школы и семьи.    

        Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогами, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности.

        Суть моего взаимодействия с родителями учащихся заключается в том, что обе стороны были заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развития в нем лучших качеств и свойств. В основе такого сотрудничества лежат принципы партнерства, взаимного доверия, уважения, взаимной  поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это помогает нам объединить свои усилия в создании условий для формирования у учащегося таких нравственных качеств, как воспитание Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою судьбу, город, Отечество.

         Чтобы изменить ситуацию в сфере воспитания и достичь конкретных результатов я решила использовать в своей работе такой прием, как организация совместной проектной деятельности учащихся и их родителей, которые смогли бы сделать свои действия более целенаправленными, планомерными и результативными. На основе психолого-педагогического изучения каждого ребенка и его семьи с целью определения его склонностей, способностей и возможностей я выявила группу родителей, способных организовать межличностное общение родительской общественности и реализовать идеи, направленные на развитие личности ребенка.

         Основная цель проектной деятельности во внеурочное время:    создание  оптимальных условий для развития личности детей через сотрудничество семьи и школы.

         Задачи:

1.Создать детско-взрослую общность с целью социализации ученика.

2.Целенаправленно обучать коллективной и групповой деятельности для развития коммуникативных способностей.

3.Приобщать детей к культуре, истории родного края, традициям школы, поселка, страны.

4.Вовлекать детей и их родителей в социальное проектирование.

5.Создать банк идей социальных проектов.

           В начале нашего сотрудничества мы выяснили, что проектная деятельность – это совместная учебно – познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте. Обозначили структуру деятельности родителей и учащихся, которую можно представить в следующем виде:

                                     Ученик

                     Родитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Предлагает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Субъект деятельности

Партнер ученика

Несет ответственность за свою деятельность

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

           

          Основываясь на этом, мы выделили несколько групп умений, которые будут формироваться у детей в результате проектной деятельности:

а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);                                                                б)социального взаимодействия (сотрудничать в процессе деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять ее в нужное русло);                                                                                                                                                                          в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);                                            г)информационные (осуществлять поиск нужной информации, выявлять какой информации или каких умений не достает);                                                                                                                                      д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности – ИКТ, демонстрировать артистические возможности);                                                                                                                                                                          е) рефлективные (адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);                                                               ж) менеджерские (проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Готовясь к открытому мероприятию, посвященному 50-летию нашего поселка Чернышевский и, опираясь на все полученные знания, родители совместно с детьми приступили к выполнению проектов о поселке. Деятельность участников состояла из нескольких этапов.

Первый этап (подготовительный):

  • Определяется тема проекта.
  • Ставится проблема.
  • Определяются задания конкретной направленности.
  • Определяются группы учащихся.
  • Распределяются роли.
  • Назначается координатор.

Второй этап (практический):

  • Сбор и систематизация информации в соответствии с идеей, целями, задачами проекта.
  • Выбор оптимального варианта выполнения проекта.
  • Подготовка к презентации.

Третий этап (заключительный):

  • Публичная защита проекта.
  • Оценка проектных умений.

        В результате совместной работы учащихся и родителей были представлены проекты о социально значимых объектах нашего поселка:

  1. «У нашей почты женское лицо» (о почтовой связи).
  2. «Сбербанк – надежная копилка денежных средств» (о поселковом отделении  сбербанка).
  3. «Кадеты – школа мужества» (о новом образовательном учреждении в нашем поселке).

Во время выполнения проектов учащиеся познакомились с работой этих служб,  что способствовало развитию у них навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками этих организаций,  а также навыков поиска, анализа, использование нужной информации и использование ИКТ. Завершающим этапом деятельности стала презентация проектов,  на которую были приглашены  сотрудники этих подразделений. Жюри и зрители высоко оценили представленные работы. Все участники проектов были отмечены дипломами и памятными подарками. А на школьной заключительной конференции родители – координаторы были награждены почетными грамотами за совместную творческую работу с детьми.

       Значительным событием для нашего класса и школы явилась публикация в республиканском журнале «Ангел в ладошке» проекта «У нашей почты женское лицо».

      Проектной деятельностью ученики, обучающиеся в  моем  классе, вместе с родителями продолжают заниматься и дальше. Так, в рамках мероприятий, посвященных Году Учителя был создан проект «Учитель, перед именем твоим…» К  65-летию Победы в Великой Отечественной войне, был выполнен проект об узнице концлагеря  Рябковой  Валентине Сергеевне, которая проживает в нашем поселке. Готовим проект «Милосердие» о тимуровском ученическом движении с целью оказании Рябковой Валентине Сергеевне посильной помощи. Для способствования формирования у ребят толерантного отношения к ценностям других культур  планируем создать семейные проекты, в которых отразятся обычаи, обряды, традиции разных народов.

         Положительными результатами своей работы считаю следующие аспекты:

1.Было вовлечено подавляющее большинство учащихся и родителей.

2.Проектная деятельность дала возможность самореализации, самоутверждения каждого участника, даже «неуспешного» в учебе.

3.Совместная работа сблизила родителей и детей.

4.Участники приобрели навыки, которые помогут им адаптироваться в  современном мире, проявляя свои лучшие качества: толерантность, милосердие, уважение к Отчизне и ее традициям.

                                                                                               Социальный педагог,

                                                       классный руководитель МКОУ «СОШ №3»:    

                                                                                                      Безъязычная И.Н.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

Статья "Формы и методы взаимодействия классного руководителя и семьи".

Статья посвящена наиболее опимальным на мой взгляд формам и методам работы классного руководителя с родителями обучающихся....

Формы взаимодействия классного руководителя и семьи

В этом материале изложены формы взаимодействия воспитателя-классного руководителя и родителей воспитанников. Может служить подспорьем для организации работы с родителями...

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"

Обобщение опыта на ШМО классных руководителей по вопросу "Формы взаимодействия классного руководителя с семьёй"...

Успешные формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников

Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д. И. Писарева, « … только в молодости человек м...

"Формы взаимодействия музыкального руководителя и семей воспитанников"

laquo;Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их  известным педмини...