Профилактика социальной дезадаптации в начальной школе
статья на тему

"Первый раз, в первый класс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_adaptatsiya_pervoklassnika.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика социальной  дезадаптации детей в начальной школе

Тема: «Первый раз, в первый класс»

 

Автор-составитель:

социальный педагог

Маханькова К.В.

1. Особенности взаимодействия с социальной средой детей  6-8 лет

Понятие адаптации (от латинского слова adapto-приспособляю) возникло в биологии и рассматривается в ней как приспособление строений и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптация социальная рассматривается как приспособление индивида к условиям социальной среды, является одним из основных социально-психологических механизмов социализации личности, который включает в себя и принятие индивидом социальной роли.

Первый год обучения в школе является одним из самых сложных этапов в жизни ребенка.

      

Поступление ребенка в школу  - это  особый этап в социализации личности, так как происходит смена форм поведения, общения, деятельности и всей жизни ребенка.

Изменяется социальный статус бывшего малыша - появляется новая социальная роль "ученик".

Учебная деятельность занимает центральное место в жизни младшего школьника и является для него ведущим видом деятельности. (То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным).

Как правило, адаптационный период    у первоклассников  длится от одного месяца до полугода, Однако, у  20% шестилетних детей этот процесс не завершается и к концу учебного года.

           Школа с первых дней ставит перед  детьми целый ряд задач, требующих мобилизации их интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса.

Нобходимо:

  • вставать в определенное время, собирать портфель;
  • выучить имена одноклассников и учителя,  расположение кабинетов в школе;
  • большое количество времени проводить без активного движения, высиживать урок в одной и той же позе

( Работоспособность ребенка резко падает через 25-30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке.)

  • научиться  организовывать свое рабочее место, собирать и доставать учебники и тетради из портфеля и аккуратно их складывать  обратно;
  • подчинять свое поведение требованиям учителя, а также правилам поведения на уроке: не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции.
  • наладить контакт с другими детьми, выстроить отношения с учителем. (Важно  усвоить новые правила поведения со взрослыми, так как дети  не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.)

Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Виды адаптации. Сроки адаптации

Период адаптации ребенка к школе делится на три этапа:

Острый период, или период дезадаптации, когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды;

Подострый период, или адаптация, когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно.

Прежде всего нормализуется аппетит, но продолжительны нарушения эмоционального состояния и сна.

Период компенсации, или адаптированности  к данным социальным условиям, когда нормализуются все показатели.

Длительность каждого периода зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

Особенности поведения и проявление эмоций у ребенка в период  адаптации к школе

Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода адаптации первокласcников:  

Процесс адаптации сопровождается различными изменениями в физиологическом и психоэмоциональном состоянии ребенка.

Наиболее яркими признаками дезадаптации, являются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита, сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, чувство страха и нежелание идти в школу. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, частые простуды, обострение хронических заболеваний.

 Перечисленные признаки, а также снижение массы тела свидетельствуют о неблагоприятных изменениях в здоровье первоклассника, вызванных неуклонно нарастающим утомлением и переутомлением.

По результатам наблюдений врачей, уже к концу первой четверти масса тела снижается у 60% детей. Одновременно с этим ухудшаются показатели работоспособности, появляются жалобы на усталость, сонливость, головные боли. Утомление приводит также к значительному снижению артериального давления у первоклассников, а переутомление может обернуться повышением давления, появлением шумов в сердце, нарушениями нервно-психического здоровья. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

Причины дезадаптации

процесс протекания  беременности и родов;

алкоголизм и курение родителей;

Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет;
Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний
;

Индивидуальные особенности ребенка;

Неблагоприятные материально-бытовые условия жизни ребенка;

Уровень сформированности социально-бытовых и гигиенических  навыков;

Состав семьи;

Стиль и содержание общения в семье, а также методы поощрения и наказания в семье;

Неумение ребенка общаться и взаимодействовать со сверстниками и посторонними взрослыми;

Наличие у ребенка ценностных ориентаций, сформировавшихся в семье;

Посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения;

тип учебного заведения, уровень сложности образовательной программы, степень подготовленности ребенка к школе

Есть факторы, влияющие на адаптацию, которые сложно изменить, например,

последствия беременности и родов. 

Однако есть группа факторов (социальных и педагогических), на которые можно повлиять и,  тем самым снизить, риск развития дезадаптации  у первоклассника.

Как помочь первокласснику адаптироваться. Что необходимо знать родителям.

Домашние дети:

Говоря о социально-психологической адаптации детей к школе, нельзя не остановиться на вопросе адаптации к детскому коллективу.

 Обычно трудности в этом процессе возникают у детей, не посещавших детский сад, особенно у единственных в семье детей. Если у таких ребят не было достаточного опыта взаимодействия со сверстниками, то они ожидают от одноклассников и учителей такого же отношения, к которому они привыкли дома. Поэтому для них часто становится стрессом изменение ситуации, когда они осознают, что учитель одинаково относится ко всем ребятам, не делая снисхождения к нему и не выделяя его своим вниманием, а одноклассники не торопятся принимать таких детей в качестве лидеров, не собираются уступать им.

Не стоит удивляться, если через какое-то время родители детей, не имевших разнообразного опыта общения со сверстниками, столкнутся с их нежеланием ходить в школу, а также с жалобами на то, что их все обижают, никто не слушает, учитель не любит и т. п. Необходимо научится адекватно реагировать на такие жалобы. Прежде всего покажите ребенку, что Вы его понимаете, посочувствуйте ему, никого при этом не обвиняя. Когда он успокоится, попробуйте вместе проанализировать причины и последствия сложившейся ситуации, обсудите, как вести себя в будущем в подобном случае. Затем можно перейти к обсуждению того, как можно исправить положение теперь, какие шаги предпринять, чтобы завести друзей и завоевать симпатии одноклассников. Нужно поддержать ребенка в его попытках справиться с возникшими трудностями, продолжить ходить в школу, показать искреннюю веру в его возможности.

Соматически ослабленные дети:

Дети, имеющие постоянные сложности со здоровьем, в школе часто быстрее утомляются, работоспособность их снижена, учебная нагрузка может оказаться слишком тяжелой.

      Такие дети нуждаются в особом подходе и внимании взрослых. Во-первых, нужно, по возможности, снизить для них психологическую нагрузку. Для этого вторую половину дня им лучше провести дома, а не на продленке, причем желательно обеспечить им 2-часовой дневной сон. Во-вторых, нельзя забывать, что физически ослабленные дети нуждаются в ежедневных прогулках на свежем воздухе и продолжительном ночном сне (примерно 11 часов). И конечно, нужно помнить о необходимости психологической поддержки. Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

«Внутренняя позиция школьника»:

 О "внутренней позиции школьника" можно  судить  только тогда, когда ребенок действительно хочет учиться, а не только ходить в школу. У половины детей, поступающих в школу, эта позиция еще не сформирована. Особенно актуальна эта проблема для 6-леток. У них чаще, чем у 7-леток, затруднено формирование "чувства необходимости учения", они менее ориентированы на общепринятые формы поведения в школе. При столкновении с такими трудностями нужно помочь ребенку принять "позицию школьника": чаще ненавязчиво беседовать о том, зачем нужно учиться, почему в школе именно такие правила, что будет, если никто не станет их соблюдать. Можно поиграть дома с первоклассником в школу, существующую только по правилам, которые нравятся ему самому, или совсем без правил.

Эмоциональное развитие

В период 6-7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом.

В период же кризиса 7 (6) лет цепь неудач (в учебе, в общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое "приобретение" в 6-7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.

           Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении -  начало обучения является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественный анализ их деятельности.

Родители также должны учитывать эмоциональное состояние детей:

 при общении со своим сыном или дочерью замечать все малейшие достижения ребенка, оценивать не ребенка, а его поступки, беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно, поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.

Самоконтроль, произвольная деятельность:

Возможности волевого регулирования внимания в младшем школьном возрасте ограничены. Если старший школьник может заставить себя сосредоточиться на неинтересной, трудной работе ради результата, который ожидается в будущем, то младший школьник обычно может заставить себя упорно работать лишь при наличии "близкой" мотивации (похвалы, положительной отметки).

Тревожность

В период подготовки ребенка к школе или немного позже – в начале школьного обучения происходит изменение  в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. Хорошим оказывается тот ребенок, который много знает, хорошо учится, с легкостью решает задачи. К трудностям и неудачам, неизбежным при обучении в школе родители относятся резко отрицательно. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность. Это в свою очередь приводит не к улучшению, а к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непродуктивной трате времени на несущественные детали, к отвлечениям от работы на рассуждения  о том «как будет плохо, если я опять получу низкую отметку».

Постоянное опасение сделать ошибку отвлекает  внимание ребенка от смысла выполняемых им заданий и приводит к тому, что он фиксируется на случайных мелочах, упуская из вида главное.  Опасение сделать ошибку заставляет ребенка многократно проверять свою работу, что приводит к дополнительной неоправданной трате сил и времени. Невладение эффективными способами проверки делает ее к тому же бессмысленной, так как во многих случаях не помогает найти и исправить ошибку. Стремление сделать работу как можно лучше в итоге лишь ухудшает дело.

Так складывается порочный круг: нарушение деятельности приводит к неуспеху, негативным оценкам со стороны окружающих. Неуспех порождает тревогу. Тревога дезорганизует деятельность ребенка, способствуя закреплению неудач.  Чем дальше, тем тяжелее разорвать этот порочный круг. Чем более ответственную работу выполняет ребенок, тем больше он волнуется.   Если уровень тревоги и без того повышен, то волнение еще больше снижает результаты работы. Из-за этого контрольные работы выполняются хуже  повседневных заданий.

  1. Обеспечить ребенку ощущение успеха. Нельзя сравнивать его результаты с эталоном (требования школьной программы, образцами взрослого, достижениями более успешных детей). Ребенка можно сравнивать только с ним сами, хвалить за улучшение его собственных результатов. Хвалить ребенка лучше в тот момент, когда он что-то делает.
  2. Необходимо найти ту сферу деятельности в которой ребенок сможет реализовать себя.  В чем бы ни был ребенок успешен (спорт, различные кружки) ему нельзя ставить в вину неуспехи в учебной деятельности. Напротив, нужно подчеркивать, что если он научился что-то делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.
  3. Родителям необходимо набраться терпения, так как ждать успехов в учебе  придется долго. (тревожный ребенок)
  4. С целью уменьшить тревожность ребенка, нужно снизить ценность школьных отметок, но не знаний. Иногда закрывать глаза на то, что не полностью выполняются домашние задания. Благодаря этим мерам у ребенка будет постепенно снижаться школьная тревога, а при условии, что ребенок работает на уроке, накапливаться достижения.
  5. Важно, чтобы родители  не фиксировали свое внимание и не показывали свою озабоченность учебными неудачами ребенка ему самому. Лучше искренне интересоваться школьной жизнью своего ребенка: интересами детей в классе, подготовкой к школьным праздникам, экскурсиями.
  6.  Нельзя допускать, чтобы ребенок был замкнут на своих неудачах.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика социальной дезадаптации подростокв. Диагностически значимые признаки социальной дезадаптации.

Если проанализировать обстоятельства жизни современных детей, то можно убедиться, что они похожи. Однако одни легко их проживают, а для других становятся камнем преткновения. Это говорит о том...

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА.

Аннотация: В данной статье раскрывается проблема необходимости проведения профилактики социальной дезадаптации детей, оставшихся  без попечения родителей в условиях детского дома. На пример...

Волонтерское движение, как форма профилактики социальной дезадаптации

Данный материа будет полезен для работы школьных психологов, замистителей директоров по воспитательной работе, руководителей волонтерских отрядов....

Дипломная работа : "Технология профилактики социальной дезадаптации детей и подростков на примере Солнечнинской средней школы Усть-Майского района Республики Саха (Якутия)"

Практика показала, что ведомственная разобщенность играет крайне негативную роль, так как профилактические меры, осуществляемые ведомствами, могут быть эффективны и результативны только в случае согла...

Профилактика социальной дезадаптации учащихся

   Проблема асоциального поведения в наши дни как никогда актуальна для общества и его образовательной системы. Рост подростковой преступности бродяжничества, общей безнадзорности, ра...

Презентация "Профилактика социальной дезадаптации у подростков"

Социальная дезадаптация — это полная или частичная потеря субъектом способности адаптироваться к условиям социума. Профилактика работы по социальной дезадаптации с детьми должна быть направ...