Система работы по здоровьесбережению в средней школе
статья на тему

Представлен опыт работы по реализации программы "Здоровье"  в средней школе. Анализируются проблемы общего характера и присущие Березовской школе. Раскрыты направления деятельности, формы работы. Отражена диагностика, анализ состояния здоровья школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_zdorovesberezheniyu.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕРЁЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Система работы по здоровьесбережению  в средней школе

Обобщила и представила: Гладкая Т.М.

2012г

Аннотация 

Является  ли актуальным вопрос сохранения здоровья школьников в период обучения, если 1/7   часть жизни человека проходит в стенах школы?  По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска  нарушений  здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Проблема усугубляется тем, что в детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как  данность,  не нуждающаяся в размышлении и заботе о нём.

В Берёзовской средней школе на протяжении последнего десятилетия сложился определённый опыт по здоровьесбережению школьников.  

В настоящей работе представлен опыт работы социального педагога Берёзовской средней школы за последние 3 года  по  формированию мотивации  к ведению здорового образа жизни, являющийся частью  комплекса мероприятий  здоровьесберегающего  направления, реализуемый  в БСОШ по программе «Здоровье».  В работе выделены и обоснованы  проблемы, влияющие на формирование потребности учащихся к ведению ЗОЖ.  Представлены направления деятельности социального педагога, формы работы, предполагающие и реализуемые при  тесном взаимодействии и сотрудничестве педагогов (в т.ч. социальных  педагогов,  психолога, фельдшера школы),  учащихся и родителей, вовлечение их в игры, лектории, конкурсы, проекты, круглые столы, семинары. Социальный педагог знакомит с диагностикой и её результатами.

Данный опыт может быть полезен для социальных педагогов, классных руководителей, занимающихся формированием у школьников одной из 10 базовых  ценностей -  «здоровье».

Введение

"Девять десятых счастья зависит от здоровья", сказал Шопенгауэр.  Особенно это  выражение актуально теперь, когда на самые вершины власти пришло осознание того, что главное для государства – здоровье нации. Вот что по этому поводу говорил президент Лиги “Здоровье нации”, директор Центра сердечно-сосудистой  хирургии им. А.Н.Бакулева, академик РАМН Бокерия Леонид Антонович: “Основой современной цивилизации является здоровый и духовно развитый человек. С другой стороны, здоровая нация является безусловным признаком сильного государства. Физическое и духовно нравственное здоровье населения определяет интеллектуальный потенциал, экономические возможности и обороноспособность страны. Каждый гражданин являет собой частицу своего государства, а значит, определяет уровень цивилизованности государства, силу его общественных институтов, возможности его властных структур”.

В настоящее время деятельность  школы  направлена на введение ФГОС. « В свете  ФГОС основного общего образования  Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, одним из которых является ЗДОРОВЬЕ.

18.2.3. «Программа воспитания и социализации обучающихся должна быть направлена на: (в том числе) – на  формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью  сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

П.20. Результатом реализации указанных требований должно быть создание образовательной среды: гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся» 

В Берёзовской средней школе на протяжении последнего десятилетия сложился определённый опыт по здоровьесбережению.  Можно с уверенностью сказать, что ситуация за этот период изменилась коренным образом, начиная с улучшения условий здоровьесберегающей среды (материальной базы)  и заканчивая повышением общей культуры здоровья обучающихся.

Тем не менее, сегодня существует противоречие между комплексом прилагаемых усилий со стороны коллектива и реальным результатом  состояния здоровья учащихся и  их уровнем культуры здоровья. 

Таким образом, можно выделить несколько основных проблем, с которыми приходится сталкиваться педагогическому коллективу (школе): 

А) Недостаточный  уровень культуры здоровья большинства обучающихся, отсутствие престижа здоровья (в силу объективных и субъективных причин).

Б) Низкий  уровень побуждений школьников к ведению здорового образа жизни (не знаю и не хочу знать; знаю, но делать не буду)

В) Родители зачастую не могут или не хотят сотрудничать в вопросах воспитания полезных привычек, навыков ЗОЖ. А иногда показывают отрицательный пример своим образом жизни.

Ученик  проводит время в школе  11 лет (в средней- 7лет), т.е. время,  когда в организме происходят серьезные физиологические процессы. Человек не просто растёт,  системы органов  изменяются качественно, в т. ч. и мозг. Поэтому задача школы не разрушить хрупкий организм, а максимально сохранить  и укрепить здоровье обучающихся, используя весь арсенал современных технологий и подходов к  здоровьесбережению.

  Моя деятельность направлена на формирование у обучающихся навыков ЗОЖ,  потребности  быть здоровыми, повышение уровня побуждений учащихся к ведению ЗОЖ через занятия с детьми с ослабленным здоровьем и внеклассную работу при взаимодействии  всех участников образовательного процесса.

Обоснование  проблемы

Во все времена проблема здоровья человека была первостепенной и жизненно важной, привлекавшей внимание ученых. Многие отечественные педагоги и методисты (Ю.К. Бабанский, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, В.В. Краевский, В.М. Кроль, Л.И. Маленкова, А.Н. Мягкова, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов и др.) рассматривают в своих работах проблему формирования здорового образа жизни учеников. Авторы уточняют цели и задачи воспитания здорового образа жизни, определяют их функции, содержание и критерии успешности воспитательной работы.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100 %, то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями»

Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.

 По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Сложившаяся на сегодняшний день система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания” взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье.

Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика.

Семья в наше время не является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. У многих родителей не хватает для этого ни знаний, ни опыта. Но семья не должна устраняться от решения столь важной проблемы. Поэтому одной из задач системы образования наряду с исследовательской деятельностью здорового образа жизни школьников, проведением лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, учебно-воспитательной работой с учащимися является информационно-просветительская и воспитательная работа с их родителями.

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и социального педагога в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья                                  

В Берёзовской средней школе  действует подпрограмма «Здоровье», в соответствии с которой  проводится весь комплекс диагностических, методических, профилактических и  воспитательных мероприятий. На протяжении 5 лет работы социальным педагогом сформировалась определённая система работы.

       Направления деятельности социального педагога

в Берёзовской средней школе

Формы работы:

                

совёнок

                

Содержание деятельности

Система работы с педагогами направлена на повышение уровня психолого-педагогического сопровождения обучающихся, реализацию учителями индивидуального подхода к учащимся, улучшение  психологического климата на уроках, повышению собственной культуры здоровья.

1.Посещение уроков в 5 классах с целью наблюдения за адаптацией учащихся 5-х  классов и анализа уроков с позиций здоровьесбережения

2. Подготовка информации о состоянии здоровья пятиклассников.

  3.Совместное обсуждение результатов работы  классных руководителей, педагогов, специалистов, выработка рекомендаций на педконсилиумах.

4.Участие в работе педагогических советов: Педсовет: «Компетентностный подход к обучению»,  презентация: «Компетентность учителя в организации здоровьесберегающего урока» 2011г

5. Подготовка и проведение педагогического совета «Слагаемые здоровьесберегающего урока»-2012г

6. Информационные семинары  для педагогов: «Причины нарушения психического здоровья школьников и способы его сохранения»-2009,  «Приёмы психотехники для учителей»-2010г

7. Физминутки и их использование на уроках. Демонстрация, создание копилки физминуток.

Система работы с родителями строится на привлечении родителей к проблемам сохранения здоровья учащихся школы, основана на сотрудничестве.

1.В период адаптации учащихся 5 классов в сентябре проводится анкетирование родителей. Изучается мнение родителей: что они ожидают от школы, довольны ли организацией учебной, внеклассной деятельности, насколько самостоятельны их дети и как они выполняют режим дня. Родители высказывают свои предложения и замечания. Аналогичная анкета проводится с учащимися. При анализе обнаруживаются западающие моменты, которые являются предметом обсуждения на педагогическом консилиуме. Выдаются рекомендации в связи с трудностями, возникающими во время адаптации. Как правило, в середине сентября проводится общешкольное родительское собрание, на котором выступаю по теме: «Режим дня - одно из условий успешного  обучения», «Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса учащихся 5 классов».

2. Подготовка и участие в классных тематических родительских собраниях по запросам классных руководителей.  С  2009 по 2012г  подготовила сообщения и выступила  по темам:

 «Система психолого-педагогических требований к содержанию статуса учащихся 6,7,8 классов»,

«Семья в формировании ЗОЖ подростка»,

«Зрение и компьютер»

«Трудности подросткового возраста»

«Осторожно: грипп!»

Организация системы профилактических работ по предупреждению заболеваний и внеклассных мероприятий по формированию ЗОЖ с учащимися 5-11классов направлена  на практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье. Мероприятия проводятся в течение всего учебного года, а на Неделе здоровья делается особый акцент и подводятся основные итоги года.

  1. Подготовка и проведение мероприятий в классах, параллели учащихся

Мероприятия  проводятся с учётом возрастных особенностей. Так ежегодно в 5 классах учащиеся знакомятся с понятиями: правильное питание, вредные привычки в питании; узнают, что такое режим питания и почему его важно соблюдать; что такое –пирамида питания на познавательно-развлекательном мероприятии  «Книга здорового питания».  В 2011-12г параллель 6 классов была задействована в проекте «ЗОЖ». Проводились интеллектуальные игры на знание правил ЗОЖ «Своя игра», оформлялся «Календарь здоровых сфер»- плакаты по гигиене, проходили выступления агитбригад.  7 классы ежегодно участвуют в КВН по темам: «Правильное питание – признак хорошего воспитания?»,  «Хочешь быть здоровым  -будь им!»,  «Здоровье дороже богатства». Несмотря на то, что это первые шаги  в КТД учащиеся не только получают определённые знания по ЗОЖ,  но ещё и раскрывают свои творческие способности. На уроках биологии в 8классахбыли проведены беседы  с презентациями на темы «Гигиена дыхания»,  «О вреде курения», «Профилактика туберкулёза». В  8-9 классах проходят классные часы  по профилактике вредных привычек.  Ролевая игра  «Курить- здоровью вредить» не только расширяет знания по пагубному воздействию курения на организм человека, но ещё и  позволяет «примерить» на себя  профессию врача.  В 2012-13г провожу классные часы в рамках проекта  «Здоровье и профессии». 10-11классы являются участниками конференций с участием специалистов ЦРБ.

2.Организация мероприятий  в рамках  Недели здоровья.

 В проведение Недели здоровья включается вся школа. В  2011-12г   пятые классы участвовали в «Марафоне здоровья». Прибывая на разные станции, они получали задания, тем самым зарабатывая баллы. Если раньше все классы школы выпускали газеты по заданной тематике, то сейчас учащиеся с удовольствием выпускают видеоролики. Постепенно идёт пополнение копилки видеороликов, созданных учащимися школы по теме ЗОЖ.

Знаковыми событиями Недели здоровья являются КВН и конференции для 10-11классов. По итогам Недели проходят награждения участников.

3.Оформление наглядной агитации к календарным датам

Совместно с фельдшером оформляю информационные стенды по тематике: «Осторожно: грипп», «Курение в цифрах»,  «Чем опасен туберкулёз», «Курение- опасное увлечение» , «Вся правда о СПИДе», «О СПИДе в вопросах и ответах». Также используется готовая печатная продукция (плакаты)  по ЗОЖ. На Неделе здоровья рекреации «пестрят» высказываниями известных людей о здоровье.

4.Проведение акций.

Как правило, акции приурочены к Всемирному Дню отказа от курения, к Дню борьбы с курением «Меняем сигареты на конфеты (витамины)», «Дым вокруг гот сигарет.  Мне в том дыме места нет!»

5. Раздача памяток, буклетов: 7 апреля в  День здоровья на входе в школу раздаём памятки разной тематики: «Как бросить курить»,  «10 правил здорового сердца»,  «Гигиена нервной системы» и др.

6.Демонстрация видеороликов по теме ЗОЖ. Заранее  подбираются ролики  по теме ЗОЖ и профилактике  вредных привычек, например, из  Ханты-Мансийского окружного центра  медицинской профилактики, также созданные самими обучающимися.  Просмотр организуется в актовом зале школы, куда приглашаются учащиеся.  В этом году появилась возможность устроить просмотр на большом экране в рекреации.  

7. Стимулирование и мотивация. По окончании 2010-11г все учащиеся 5-11 классов не пропустившие занятий по болезни и другим причинам были отмечены благодарностями. Каждый год учащиеся, проявившие особое прилежание  к  занятиям специальной медицинской группы отмечаются грамотами.

8. Ведение   элективного  курса «Психогигиена»  среди учащихся 9 классов  рассчитано на расширение знаний по гигиене нервной системы

Цель курса:  создание постоянного позитивного настроя и составление собственной программы оздоровления на основе знаний способов сохранения психического здоровья

Задачи: 

  • расширить знания по курсу биологии, психологии
  • научить анализировать свои поступки, привычки,  самочувствие, с целью самоконтроля  и коррекции
  • показать, какие факторы разрушают и укрепляют психическое здоровье и здоровье в целом
  • способствовать выработке позитивной  я-концепции,  самоуважению
  • способствовать адаптации личности подростка в любом социуме
  • развивать ответственное отношение к своему здоровью
  • вырабатывать устойчивое отношение к принятию здорового образа жизни.

Курс мною апробирован в 2006г, а в 2010г  на районном конкурсе элективных курсов занял 5 место. Проводится в настоящее время (9класс)

9. Организация исследовательской деятельности  обучающихся:

       В стратегии модернизации общего образования определены ключевые компетентности, которыми овладевают учащиеся в процессе обучения, одной из них является компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Обладая определёнными навыками работы с разными источниками, желанием узнать больше и получить ответы на интересующие вопросы учащиеся уже в 6 классе могут пробовать свои силы по выполнению исследовательских или проектных работ.

Выполняя подобные работы, ученики приобретают полезные для последующей жизни качества (компетенции):

  • Умение пользоваться различными источниками информации
  • Делать отбор необходимой информации по теме
  • Ставить цель и прогнозировать результат
  • Планировать деятельность
  • Умение доводить дело до конца
  • Приобретение опыта публичных выступлений
  • Развитие таких качеств как: самостоятельность, ответственность, инициативность
  • Развитие мыслительных навыков: анализа, синтеза, обобщения, умения делать выводы

На протяжении нескольких лет  я являюсь  куратором  учащихся, занимающихся исследовательской, проектной деятельностью. Тематика  всех работ учащихся связана с вопросами здоровья: «Изучение традиций и привычек в питании школьников и их влияние на здоровье» Ширшова Галина 9кл , 2009г ; «Невидимый враг человека»- о туберкулёзе Гузун Вадим, 2010г.; «Гельминты нашего района» Семёнов Илья -2010г; проект «Путь к здоровью»(демонстрация спортивных комплексов по АТВ Берёзово) - Галкина Валерия, 11кл. 2012г  др. Работы были заслушаны на школьной конференции,  2 из них занимали места в районном конкурсе. Работа над проектами продолжается и в этом учебном году, но только уже с другими учащимися.

 Сотрудничество с другими организациями в вопросах здоровья: 

1.Одним из основных направлений сотрудничества является взаимодействие по вопросам профилактики с Центральной районной больницей и противотуберкулёзным диспансером. Ежегодно составляется план совместных мероприятий. За последние годы были приглашены для бесед с педагогами, учащимися следующие специалисты: врач –фтизиатр, инфекционист, нарколог, венеролог, гинеколог. С педагогами проводились беседы на темы: «Диагностика женских заболеваний», «Что надо знать о туберкулёзе», «Чем опасен грипп». Встречи с учащимися традиционны как для большой аудитории(как правило по параллелям- с учётом возраста учащихся), так и по классам. Так в 2010г  беседы прослушали 196 учащихся 8-11классов, в 2011г- 230учащихся. Тематика бесед такова:

«Профилактика заболеваний передающихся половым путём», «Предупреждение ранней беременности»,  

«На пороге зрелости»,

«СПИД-угроза человечеству»,

«Сделай свой выбор!»,

«Курение- коварная привычка»,

«Девичьи секреты».

Для обучающихся в 11 классах ежегодно проходят апрельские конференции под названием  «Ты в ответе за своё будущее». На такие мероприятия приглашаются не только врачи, но и  специалисты  районного ЗАГСа.

В последние два года (2010-2012) в связи с увеличением случаев заражения ВИЧ-инфекцией на территории нашего округа, района проведено много тренингов, бесед с учащимися 9-11классов по профилактике данного заболевания и наркомании. Так в 2011г в 10 классах были организованы встречи с врачом-инфекционистом и психологом ЦРБ.

Врачи выступают и на родительских собраниях (общешкольных, классных)  2012г- «Наркомания не миф, а реальность». Родители относятся с пониманием ко всем сообщениям специалистов, потому как предупреждён, значит, вооружён.

2. В секциях организованных на базе  спортивных комплексов « Прометей», «Виктория», лыжной базе  задействовано  более 50% учащихся школы.  Открытие нового комплекса позволило расширить рамки внеклассной спортивной работы.

В связи с переходом на 3-х часовое преподавание уроков физической культуры,  школа не имеет возможности проведения секций на базе спортивного зала  школы. Поэтому функционирование СК имеет большое значение для занятий  спортом учащихся во внеурочное время и удовлетворения спортивных интересов школьников. Школа может гордиться такими спортсменами как  Курмашев Тимур,  Струцкий Николай (теперь уже окончившие школу),  Струцкая Татьяна. Оба спортсмена достигли не только высоких результатов в спорте, а ещё проявили себя в исследовательской деятельности. Являясь руководителем работ  Курмашева  Тимура «Система тренировок по  лыжной подготовке на выносливость как способ улучшения функционального состояния организма»-2009г  и Струцкого Николая «Формирование личности спортсмена» -2009г, могу констатировать, что спорт играет большую, положительную роль в  формировании  личности спортсмена, особенно таких качеств как трудолюбие, целеустремлённость.   

 Критериями  эффективности  программы «Здоровья»  являются следующие показатели:

  1. Объективные медико-физиологические показатели здоровья школьников;
  2. Рост  психолого –педагогической  компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения;

3.    Физическое воспитание и двигательная активность:

   - уровень мотивации к урокам физической культуры;

   - эффективность уроков физической культуры, спортивных мероприятий;

   - охват спортивными занятиями, кружками и секциями.

4.    Совместная работа школы и родителей:  привлечение родителей к проблемам сохранения здоровья учащихся школы (тематические лекции, стенды, брошюры, тренинги, мероприятия и т.д.).

     5.  Уровень взаимодействия и сотрудничества образовательного учреждения с межведомственными организациями по укреплению и сохранению здоровья.

     6.   Эффективность работы образовательного учреждения по сохранению и  укреплению здоровья обучающихся:

         - показатели здоровья обучающихся в динамике;

         - уменьшение количества поведенческих рисков, опасных для здоровья (курение, алкоголь, наркотики), количество учащихся, состоящих на учете;

         7.  Организационно-методическое и педагогическое сопровождение оздоровительной работы:

- наличие программ, рекомендаций по оздоровлению и пропаганде ЗОЖ;

- наличие методического инструментария (анкеты, опросники, методики) для реализации мониторинга здоровья;

Результативность деятельности отслеживаю с помощью мониторинга и диагностики, цель которых: 

А)  Отслеживание уровня здоровья школьников на основе данных медосмотра

Б) Измерение  параметров физического развития и функционального состояния организма школьников 5-11классов

В) Отношения учащихся к употреблению ПАВ

Г) Отслеживание  изменения здоровья учащихся  за период с5 по11класс ( на основе заключений медицинских осмотров и  данных, предоставляемых фельдшером школы)

На протяжении последних 3 учебных лет  мною было проведены опросы и  анкетирование по темам::

  1. Мониторинг физического развития и функционального состояния организма школьников 5-11классов( совместно с учителями физической культуры, фельдшером)
  2. Рейтинг здоровья старшеклассников
  3. Изучение мнения учащихся  и родителей 5 классов по учебной нагрузке, психологическом комфорте
  4.  Изучение мнения учащихся по отношению к употреблению ПАВ  9-11классы
  5. Изучение мнения о здоровом образе жизни 9-11классы
  6. Сравнительный анализ состояния здоровья  учащихся  5классов и на выпуске-   10-11классов
  7. Психологическая комфортность  и причины суицида 9-11классы, учителя
  8. Психологическая комфортность детей в школе и дома  (учащихся  7классов)
  9. Причины суицида –опрос родителей учащихся 7классов
  10.  Изучение мнения родителей-инвалидов (учебная нагрузка, психологический  комфорт.)
  11. Профилактика гриппа: опрос, анализ   -5 кл.  
  12. Опрос учащихся 9-11 классов «Что ты знаешь о туберкулёзе»

Результаты и вытекающие из них выводы:

  • Анализ состояния здоровья учащихся  БСОШ показал, что количество практически здоровых детей (1группа) держится на уровне 10% -16% . За три года снизилось количество детей, состоящих на диспансерном учёте с 30 до 24%. Причём учащихся, стоящих на диспансерном учёте в 9 классах всегда на 5-10% больше, чем таковых в 11. Значительно уменьшилось количество детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.  Заболеваемость органов дыхания – основная причина пропусков учащихся по болезни.  Причины: слабый иммунитет,  одежда не по погоде. Девушки одеваются,  зачастую отдавая дань моде, пренебрегая здравым смыслом. С каждым годом уменьшается количество учащихся прививающихся от гриппа. 7 лет назад привитых было 70% , сейчас – около 40%.  По  этим причинам  и  создаются предпосылки для  инфекционных заболеваний.  Показатель заболеваемости (за 3 года) держится на уровне 1,2дня на одного учащегося.
  • В настоящее время в связи с всеобщей информатизацией произошло смещение интересов и деятельности в сторону информационных технологий. Учащиеся вынуждены  работать с компьютерами (по опросам: от 1часа до 3часов ежедневно) Ещё 7-5лет назад компьютеры были у единиц, а теперь ситуация поменялась в обратную сторону. Потеря зрения, гиподинамия, нарушение сна, агрессивность - вот неполный список того, что приобретают в результате наши дети. Проводя ежегодный мониторинг физического развития, учителя физической культуры приходят к выводу, что дети хуже справляются с нормативами. Несмотря на то, 50%  учащихся школы посещают различные спортивные секции. Мотивация к урокам физической культуры ( по опросам) стала выше, хотя всегда были и есть ученики, которым и 5 уроков в неделю было бы мало, а другие были бы рады отмене этих уроков.
  •  На протяжении 3 лет увеличилось количество учащихся, относящихся к основной физкультурной группе, за счёт уменьшения количества учащихся подготовительной группы. Количество учащихся   спецмедгруппы  держится на уровне 35-40 человек(6 - 7%).  После медосмотра  и уточнения диагноза специалистами 3-4человека переходят в подготовительную группу и столько же в СМГ. Для учащихся СМГ организованы  основные занятия  на базе 102 кабинета, которые я провожу на протяжении 10 лет.
  • Рейтинг здоровья. Опрос учащихся старших классов показывает, что если лет 5-7 назад здоровье как ценность занимала не выше 3 места, то за последние 3 года «здоровье» вместе с «семьёй», «взаимоотношения в семье» занимают  1 место.
  • Опрос родителей учащихся в 2011-12г подтвердил, что школа должна выполнять заказ не только на качественное обучение и воспитание.  93% родителей ожидают от школы, что дети должны быть и здоровыми. В предыдущие годы из приоритетов всегда были: знания, воспитанность и только на 4-5 месте-здоровье.
  • Диагностика 5 классов показывает, что у 5-классников нет неприятия школы. Они довольны педагогами, предметами, но устают от кабинетной системы, чему есть объективное оправдание. Наблюдая за поведением учащихся 5 классов на уроках, переменах, можно сказать, что уровень адаптации высокий.
  • Два года в школе не функционировал спортивный зал. Уроки физической культуры проводились на базе СК «Виктория» и лыжной базе. С одной стороны, это подтолкнуло учащихся к занятиям в спортивных секциях, с другой- была определённая сложность в организации самих уроков. Увеличилось количество пропусков уроков. После ремонта школьный спортзал функционирует 2-ой год. Ситуация по пропускам стабилизировалась. Уроки физической культуры учащиеся не посещаются, в основном,  по уважительным причинам.
  • Из опросов учащихся по отношению к  ПАВ видно, что первый опыт подростки  получают из «любопытства» и «нечего делать»(52%),  причинами являются также семейные проблемы,   подражание,  отсутствие каких-либо здоровых увлечений и интересов.  Причём, среди курящих подростков и девушек есть те, кто занимается в спортивных секциях и учится на 4 и 5. За последние годы благодаря в т.ч. и  профилактической  работе количество курящих уменьшилось. Открыто курят около 20 человек, 7-5 лет назад эта цифра была в 2 раза больше. Гораздо меньше стали курить на крыльце школы, в основном курят за территорией школы, практически не курят в туалетах. Но, контингент учащихся с вредной привычкой значительно помолодел: в 5 класс приходят дети с опытом курения. С такими подростками проводится индивидуальная работа. Стоит предполагать (по высказываниям учащихся) что количество курящих больше. Они явно не демонстрируют свою привычку, курят  вне  пределов школы, т.е. с друзьями, дома или на улице в компаниях. Родители не всегда являются союзниками  по формированию  навыков ЗОЖ у детей, они знают о привычках своих детей, но либо равнодушны, либо не в силах повлиять на ситуацию.
  • В школе не наблюдается распитие спиртных напитков (в т.ч. пива, тоников),  но за пределами школы учащиеся употребляют алкогольные напитки. Вообще наблюдается тенденция неприятия, осуждения таких поступков со стороны  самих учащихся.

Вывод:  Вопрос о здоровье стар как мир, но актуален и современен во все времена. Конечно, нации нужны образованные, воспитанные, культурные люди, но главное, и с этим вряд ли можно спорить, нации нужны люди здоровые. Только здоровые люди могут делать величайшие научные открытия и осваивать Вселенную, восхищать нас в балете и защищать, если будет нужно, нашу жизнь… 

Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В идеале,  в обществе должен культивироваться престиж здорового человека (здорового нравственно, физически, социально). Тогда снимутся многие   проблемы, противоречия и трудности в работе школ в данном направлении.

Эффективность работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников зависит от многих факторов. Могу с уверенностью сказать, что ситуация, пусть медленно, но всё же становится лучше. Здесь представлен опыт работы одного педагога. Моя  деятельность является частью работы всего коллектива по здоровьесбережению.  Но когда после очередного проведённого мероприятия я спрашиваю учеников: Скажите, вы услышали, что-то новое, полезное для себя или попусту провели время? А в ответ вижу искренние глаза и слышу благодарные слова, значит, ещё один день я прожила не зря!  Существуют объективные факторы: например ухудшение здоровья населения России, в том числе и детского. Школа не может взять на себя функции медицинского учреждения, но вместе (коллектив школы, специалисты ЦРБ, сотрудники СК)  мы закладываем то зерно в формирование личности обучающихся, которое со временем принесёт хорошие плоды в виде здорового поколения.

Литература и другие источники:

1.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17»  декабря  2010 г. № 1897

2. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей 5 - 7 классы. - М.: ВАКО, 2008.

3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. - СПб.: Речь, 2002.

4. Основы социальной работы: учебник/ Отв. П.Д.Павленок, - М.: ИНФРА, - М. - 2001

5. Соковня-Семенова И. И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь: Учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб, заведений. -- М., 1997

6.Журнал «Школа здоровья»  № 1,4. Москва 2003 год. № 3,4 / 2004 год.

Материалы сайтов:

http://nsportal.ru/ap/shkola/fizkultura-i-sport/library/proekt-na-2011-2013gg-zdorovye-deti-zdorovaya-rossiya

 http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/formirovanie-klyuchevykh-kompetentsii-v-oblasti-zdorovogo-obraza


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми

Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...

Использование социальных сетей интернета в работе с обучающимися средней школы

В последнее время меньше становится бумажных документов, чаще в нашу жизнь входят документы на электронных носителях. Электронные носители и документы стали использовать в общеобразовательных учрежден...

«Мир без барьеров и границ» (Развитие личностных качеств учащихся в условиях классно-урочной системы обучения химии в средней школе)»

Выступление на Городской Педагогической гостиной «Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского»...

«Реализация этнокультурного компонента во внеклассной работе МОУ Барановской средней школы»

Последние годы современные умы бьются над созданием перечня мировоззренческих ценностей, цельной системы воспитания нравственности у детей, ибо не может быть ни прочной семьи, ни сильного государства,...

Элементы дистанционного обучения английскому языку в работе с учащимися средней школы.

В работе описаны оригинальные методы применения дистанционного обучения английскому языку, которые может использовать каждый учитель. Данные методы позволяют значительно повысить интерес и мотивацию к...

Организация работы с родителями в системе дополнительного образования ГБОУ средней школы № 318 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Работа с родителями, является одним из главных  направлений работы педагога дополнительного образования. Опираясь  на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию, личностные качест...