Актуальность работы социального педагога в школе
статья на тему

Леонтьева Ольга Михайловна

В последнее время роль социального педагога приобретает особо важное значение. Основной задачей социального педагога образовательного учреждения является социальная защита прав детей, создание условий для развития ребёнка, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon О работе соцпедагога в школе52 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность работы социального педагога в школе

Леонтьева Ольга Михайловна

(Соцпедагог ГБОУ школы № 76 Санкт-Петербурга)

В последнее время роль социального педагога приобретает особо важное значение. В Приказе  Комитета  по образованию Правительства Санкт-Петербурга № 507 от 04.11.1995 г. определено, что основной задачей социального педагога образовательного учреждения является социальная защита прав детей, создание условий для развития ребёнка, установление связей и партнёрских отношений между семьёй и школой.

В настоящее время особую тревогу вызывает физическое и психическое нездоровье учащихся, агрессивность в поведении, использование ими психотропных веществ, рост случаев детской проституции, суицидов и экстремизма, национализма, отсутствие патриотизма в подростковой среде, безнадзорность, беспризорность детей.  Учитывая реалии современной жизни,  в своей работе социальный педагог выделяет для себя приоритетные  направления:

– выявление и работа с социально неблагополучными семьями;

  • работа с детьми из многодетных семей, с многодетными семьями, опекаемыми, педагогически запущенными детьми;
  • выявление и работа с малообеспеченными семьями;
  • работа с инспектором ОУУП и ПДН (прежде – ОДН), инспектором по охране прав детства, с Комиссией по делам несовершеннолетних;
  • взаимосвязь с психологом школы, заместителем директора по воспитательной работе, учебной работе и директором школы; школьным библиотекарем;
  • работа Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних;
  • взаимосвязь с внешкольными детскими учреждениями, медицинскими учреждениями;
  • воспитание уважения к окружающим; помощь в достижении взаимопонимания между сверстниками, между взрослыми и детьми (направление толерантности) и другие.

Основной и единственный способ общения с ребёнком при решении любой из перечисленных задач,  по моему мнению, – это ненасильственные формы и методы взаимодействия с ним в интересах его благополучия. В общении же со взрослыми лицами, учреждениями и организациями при решении проблем ребёнка – все предусмотренные действующим законодательством РФ методы и формы работы.                                                  

Успех работы социального педагога напрямую зависит от умения  организовать взаимодействие с классными руководителями и установить контакт с родителями. Классный руководитель наиболее близко знаком с учениками, их увлечениями и интересами, а также с родителями, взаимоотношениями в семье. На глазах классного руководителя развиваются отношения в детском коллективе. Классный  руководитель ранее других педагогов видит изменения в поведении, учёбе, здоровье учащегося. В случае возникновения проблемы классный  руководитель должен прибегнуть к помощи социального педагога, который хорошо ориентируется в сети социальных служб и других организаций, призванных обеспечивать социальное благополучие детей.    

Для улучшения развития талантов, умственных и физических способностей школьников во внеурочное время целесообразно сотрудничество социального педагога с педагогом-организатором, психологом и библиотекарем школы. Такое сотрудничество способствует организации полноценного отдыха учащихся, более удачному выбору ими занятий по интересу и соответственно – охране их от негативных влияний окружающей среды.

Чтобы быть в курсе успеваемости учащихся, социальный педагог должен находиться в тесном контакте с завучем школы, владеющим информацией о текущих оценках и посещаемости занятий. Также социальный педагог самостоятельно просматривает классные журналы и выявляет учащихся со слабой успеваемостью, склонных к пропуску уроков без уважительных причин.  

Социальный педагог ведёт активную работу с опекаемыми и детьми из многодетных семей, так как эти категории несовершеннолетних в первую очередь требуют к себе внимания и нуждаются в социальной защите. Помощь заключается в обследовании условий проживания детей, контроле использования денежных средств по целевому назначению опекунами; оформлении документов различного характера, ходатайств по разным вопросам перед органами опеки и попечительства.                                                                  

Работа школы нацелена на профилактику асоциального поведения обучающихся в соответствии с требованиями законодательных и нормативно- правовых актов. Длительный опыт работы, системный подход и межведомственное взаимодействие при решении социально-педагогических вопросов способствуют углублению индивидуальной работы с учащимися.

Работа с проблемными детьми, внутришкольный контроль – одно из направлений деятельности соцпедагога. Основанием для постановки на внутришкольный учёт служат драки, пропуски уроков без уважительных причин, нецензурная брань, дерзкое поведение с учителями, воровство, курение, распитие пива во внеурочное время.

Вот несколько примеров из практики.

А. Р. проявила себя как ученица, интересующаяся чужими вещами. Во время прогулки группы продлённого дня, девочка вернулась в класс одна под предлогом необходимости взять свои вещи. После возвращения группы с прогулки была обнаружена пропажа денег из портфеля  одноклассницы. При разговоре с учителем и социальным педагогом А. отрицала, что взяла деньги. Поскольку обстоятельства произошедшего были очевидны, администрация школы вызвала для беседы родителей А., в присутствии которых девочка созналась в своём поступке и вернула деньги.

Ж. А., учащийся 6-б класса, обучается в нашей школе первый год. Пришёл из школы Центрального района СПб. В 1 и 2-ом классах обучался в одной из школ Тюменской области, где проживал с бабушкой и дедушкой. Отец, забрал мальчика после создания новой семьи. Со слов отца, новая мама, стремится найти общий язык с ребёнком. В ноябре 2010 года появилась необходимость вызова родителей в школу из-за того, что отношения Ж. А. с одноклассниками не складывались: мальчик задирался, нецензурно выражался. Обманывал учителей. После разговора с отцом стало ясно, что С. обладает какой-то патологической склонностью к вранью. В беседе с отцом принимал участие и сам ребёнок, который соглашался с тем, что было о нём сказано. С. дал обещание не выражаться, не обманывать ребят, учителей, родителей, повысить успеваемость. Однако мальчик не выполнил свои обещания, что послужило поводом для вызова на совет по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Несколько слов о Совете по профилактике правонарушений школы.

Совет  по профилактике правонарушений школы созывается для:

  • нахождения форм работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации;
  • рассмотрения вопросов, связанных с правонарушениями учащихся школы;
  • рассмотрения вопросов, связанных с неисполнением родителями своих родительских обязанностей

Чаще всего на Совете по профилактике рассматриваются жизненные ситуации подростков, которые связаны с плохой успеваемостью, слабой посещаемостью занятий и опозданием на уроки. При вызове родителей нередко слышишь, что родитель не знает, что ему делать со своим ребёнком, как исправить сложившуюся ситуацию. Педагогический совет считает, что родители слагают с себя полномочия в воспитательном процессе детей, не следят за использованием свободного времени подростков, не нормируют нахождение подростков у компьютера. Часто ребёнок живёт обособленной от семьи жизнью, поскольку родители считают, что в 12-15 лет ребёнок уже взрослый, самостоятельный.

В этой статье мною рассмотрены лишь некоторые моменты работы школьного социального педагога и внутришкольного взаимодействия. В заключение следует подчеркнуть, что внутришкольное взаимодействие невозможно без чётко организованного межведомственного взаимодействия с инспектором ОУУП и ПДН (прежде – ОДН), Комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, центром социальной помощи семье и детям и другими организациями, созданными в помощь школе, которые неравнодушны к судьбам детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа "Социальный педагог в школе"

Социальный педагог  должен быть готовым к позитивному взаимодействию  и эффективному сотрудничеству с коллегами, родителями, воспитанниками, учреждениями различного уровня...

Социально-педагогическая работа в школе.Примерный план работы социального педагога. План работы Совета профилактики.Месячник психологического здоровья .Отчёт месячника психологического здоровья2015-2016гг

Примерное планирование работы социального педагога школы. Основные принципы деятельности социальной службы школы.Основные направления деятельности. Формы отчётности и другая документация необходимая в...

Статья. "Специфика работы социального педагога в школе-интернате".

Объектом деятельности социального педагога являются дети, нуждающиеся в процессе социализации, дети, требующие заботы общества....

План работы социального педагога в школе

План работы социального педагога в школе...

Статья. "Специфика работы социального педагога в школе-интернате"

Объектом деятельности социального педагога являются дети, нуждающиеся в процессе социализации, дети, требующие заботы общества....

Важность работы социального педагога в школе

Задачи работы социального педагога в школе...

работа социального педагога в школе

работа социального педагога в школе...