Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций
статья на тему

Головнина Марина Геннадьевна

Образование- это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает на процесс подготовки  к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, её возможность к самореализации. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как совокупность профессионально-педагогических компетенций

М.Г.Головнина, учитель английского языка

На рубеже  второго и третьего тысячелетия нашей эры особенно остро ощущаются тенденции к взаимопониманию, межкультурному обмену, которые и подготовили почву для выработки  единого образовательного  пространства с ориентиром по международным стандартам. Нужно отметить факт, что российское образование идет по пути приведения национальных образовательных программ в соответствии с международно принятыми  требованиями.

Очевидно одно: образование – это неотъемлемая часть жизни общества, оно не только отвечает за процесс подготовки к жизнедеятельности в социуме, но и определяет становление личности, ее возможность к самореализации. Динамизм общественной жизни, постоянный рост требований, предъявляемых к современному человеку, стимулирует переход к концепции непрерывного образования в течении всей жизни. В контексте этой концепции профессиональное саморазвитие личности учителя – залог его профессионального самосохранения, поэтому профессиональное развитие и самосовершенствование становится сегодня главным приоритетом для каждого педагога.

Модернизация российского образования  связывается не столько с внедрением инновационных подходов к содержанию образования и образовательным технологиям, сколько с повышением уровня профессиональной компетенции учителя. Таким образом, смена приоритетов в системе педагогических ценностей  актуализировала проблему повышения качества профессиональной подготовки  учителей, повышения уровня их профессиональной компетенции.

Существуют разнообразные трактовки понятия «профессиональная компетенция учителя». Анализ  методической литературы показал, что профессиональная компетентность учителя иностранного языка выражает готовность и способность учителя осуществлять свою профессиональную деятельность, реализуя цели обучения с учетом современных социальных требований. Профессиональная компетентность  учителя иностранных языков как совокупность профессионально-педагогических компетенций предполагает  наличие 5 основных компонентов:

  1. Социально-психологическая компетенция
  2. Коммуникативная компетенция
  3. Общепедагогическая компетенция
  4. Предметная компетенция
  5. Профессиональная самореализация

В соответствии с этим, выдвигаются  новые и новые требования к уровню профессиональной компетенции учителя иностранного языка, к его профессиональным и личностным качествам.

  • самостоятельно и критически мыслить
  • открытость способность педагогическим инновациям
  • способность адаптировать свои знания и умения к условиям вариативности  образования (постоянно меняющимся условиям социальной и профессиональной среды.)
  • умение решать новые проблемы и брать на себя профессиональную ответственность
  • способность к профессиональной рефлексии, исследовательской и творческой деятельности.
  • Способность к профессиональному самообразованию и саморазвитию

Оценка профессиональной компетенции учителя основана на трех базовых параметрах:

  1. Коммуникативной компетенции (языковой, речевой и социокультурной)
  2. Общепедагогической профессиональной компетенции (умениях в планировании, в обеспечении контроля и оценивания, организационных, аналитических, исследовательских, профессионально-коммуникативных умениях)
  3.  Общекультурной и филологической компетенции.

Современный учитель должен осознать потребность в дальнейшем самостоятельном совершенствовании своего профессионального мастерства. Можно предположить, что здесь  сливаются проблемы доступа к информации профессионального порядка и мотивации учителя к самосовершенствованию, готовности к непрерывному образованию. Разумеется, не каждый учитель способен быть исследователем всех проблем современного образования, однако под силу каждому учителю искать и находить в своей профессии оптимальные, более интересные, более удачные, творческие решения.

Существует огромное количество всевозможных ресурсных центров, Интернет-ресурсов, которые  полезны для учителей. Но основная проблема  заключается, в том, что в условиях избытка информации важна профессиональная избирательная ценность в процессе поиска нужной для работы информации. Важным моментом также является наличие умений использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроках, умений использовать современные подходы, методы и педагогические технологии в повседневной работе.

Не менее велика роль и объединений учителей английского языка для профессионального развития, где можно поделиться и обменяться информацией с коллегами.

Общеизвестно, что стимулирующей функцией к совершенствованию своего профессионального мастерства является и аттестация. Она дает импульс к дальнейшему развитию профессиональной деятельности побуждает поднимать требования к себе. Учитель, заинтересованный в своем профессиональном росте, проходит аттестацию с целью выявления уровня своей профессиональной компетенции и обозначения направлений для дальнейшего совершенствования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессиональной компетентности учителя иностранного языка как средство повышения языкового образования в условиях подготовки и введения ФГОС ООО

Стандарт нового поколения. Формирование УУД на уроках английского языка. Реализация деятельностного подхода. Учебная ситуация. Метапредметные результаты обучения. Формирующее оценивание....

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как фактор, детерминирующий школьное иноязычное образование.

ИТОГОВАЯ РАБОТА к курсам повышения квалификации «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как фактор, детерминирующий школьное иноязычное образование»....

Мультимедийная презентация "Профессиональная компетентность учителя иностранного языка."

Мультимедийная презентация "Профессиональная компетентность учителя иностранного языка."К итоговой работе "Профессиональная компетентность учителя иностранного языка как фактор, детерминирующий школьн...

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РАБОТЫ РМО

Как совершенствуют педагогическое мастерство учителя иностранного языка в рамках работы РМО...

Профессиональная компетентность учителя иностранного языка в условиях реализации ФГОС

Переход на новые стандарты обучения поставил перед всеми субъектами образования серьезные задачи....

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".

Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....