ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
статья на тему

Кукса Борис Иванович

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА  РАБОТЫ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА  РАБОТЫ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель математики Кукса Борис Иванович

Можайск,  2011 г.

 

Систематизированную работу по профилизации учебного процесса я начал в 1995 году,  когда  в нашей школе был сформирован первый в районе блок гимназических классов. В статье «Би-проект. Возможные пути дифференциации образования в рамках общеобразовательной школы», написанной в соавторстве с учителем английского языка Д.Д. Басыгысовой, я провел анализ этого проекта.

За период своей деятельности гимназия приобрёла свою историю, свои традиции. Каждый год  обучающиеся с удовольствием принимали участие в традиционных мероприятиях: «Посвящение в гимназисты», «День самоуправления», осенний общегимназический поход, «Встреча с выпускниками», различные творческие и интеллектуальные конкурсы. Учащиеся гимназических классов по праву считадись лучшими интеллектуалами района. Они принимали участие в предметных олимпиадах районного, республиканского, всероссийского уровня и ежегодно становились победителями и призерами.

Результативность работы образовательного учреждения определяют успехи его воспитанников. За 11 лет гимназия выпустила 210 учащихся, из них 9 золотых и 53 серебряных медалистов.  МОУ СОШ № 1 имеет стабильно высокие результаты обученности учащихся, что подтверждается контрольными срезами знаний по линии МУУО, результатами централизованного тестирования и ЕГЭ. Поступаемость в ВУЗы – 95-100%. Анализ поступления выпускников показал, что наши воспитанники  выдерживают самые большие конкурсы в престижные вузы страны и подтверждают свои отличные оценки и высокий уровень знаний, будучи студентами. География поступления обширна, так, например, наши выпускники являются студентами вузов г.Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска, Омска, Новосибирска, Хабаровска, Владивостока и других городов. Многие продолжают обучение в аспирантуре, серьёзно занимаясь научными исследованиями. Мы гордимся тем, что первые свои победы они одерживали в г.Олекминске на предметных олимпиадах, защищая честь родной школы. Мы радуемся тому, что на выбор будущих профессий наших выпускников достаточно большое влияние оказывает то, что они имеют возможность учиться в профильных классах, расширять и углублять свои знания по любимым предметам на элективных курсах,  индивидуальных и групповых консультациях, предметных часах по выбору.

Наши воспитанники серьезно занимаются научно-исследовательской работой. Ежегодно в гимназии проводится конференция, где обучающиеся с 5 по 11 класс выступают со своими научными проектами, над которыми они работают под руководством учителей. Это их первые шаги в исследовательской работе. Также гимназисты занимаются научной работой в ЦНИРШе, экологическом центре г. Олекминска. С самого зарождения в нашем районе движения «Шаг в будущее»  ученики гимназических классов принимают самое активное участие и ежегодно завоевывают призовые места, становятся лауреатами республиканской конференции. В течение ряда лет гимназисты выходили победителями Всероссийской конференции и становились участниками международных конференций, представляя нашу страну.

В течение десяти лет я занимался проблемами политехнизации учебно-воспитательного процесса. Основные направления этой работы:

1. Обеспечение практической направленности в преподавании предметов естественно-математического цикла.

2. Развитие и совершенствование системы профдиагностики обучающихся и обеспечение профессионального самоопределения личности.

3. Реализация модульного принципа ведения курса «Технология».

4. Подготовка обучающихся 10-11 классов к самостоятельной трудовой жизни путем реализации Концепции дуального образования.

Главной целью политехнизации УВП является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Поэтому мы активно внедряем современные педагогические технологии, позволяющие достигать поставленной цели. В этом плане методика проектного обучения является наиболее востребованной в решении наших проблем. Члены кафедры смогли в течение года достаточно глубоко изучить эту тему. Проект – это самостоятельная творческая завершенная работа, выполненная учениками под руководством учителя. В процессе реализации проекта приходится решать вопросы экономики, экологии, современного дизайна, учитывать потребности семьи, школы, общества, т.е. заниматься маркетингом. Очевидно, что работа кафедры в этом направлении станет определяющей на ближайшие годы. В качестве положительных подвижек в области производственного обучения следует отметить установление связи с предприятиями и более полное использование возможностей материальной базы школы. С ОАТП заключен долгосрочный договор о подготовке автослесарей. В течение учебного года учащиеся 10-х классов имели возможность провести практические занятия во всех ремонтных цехах, а в летний период во время производственной практики более глубоко изучить устройство автомобильной техники. Девушки, изучающие курс «Секретаря-машинистки», во время производственной практики углубленно изучили применение компьютеров в делопроизводстве, совершили экскурсию в улусный архив, провели работу в школьном архиве.

Для обеспечения контроля за ходом реализации программы политехнизации  УВП ведется мониторинг, разработанный кафедрой политехнизации, в котором отражаются следующие направления:

1. Социальный портрет учащихся 9 классов.

Изучение детско-родительских отношений – социальный педагог.

2. Состояние здоровья учащихся 9 кл. – медфельдшер.

3. Психологический портрет учащегося – психолог.

3.1. Диагностика темперамента.

3.2. Самооценка психологического состояния (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность).

3.3. Диагностика «Личность и профессия».

3.4. Диагностика потребностно-мотивационной сферы.

3.5. Диагностика интеллектуальных возможностей учащихся.

3.6. Диагностика удовлетворенности психологическим комфортом в школе (учащиеся, педагоги, родители).

4. Диагностика коммуникативной состоятельности учащихся – кл. руководители 9-х классов.

5. Диагностика профессиональной направленности учащихся 9, 11 классов – зав.кабинетом профориентации, психологи.

6. Диагностика.

6.1. Уровня обученности.

6.2. Уровня обучаемости.

6.3. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

7. Занятость учащихся в кружках и секциях – зам.директора по воспитательной работе.

8. Занятость учащихся всеми видами профессионального и допрофессионального обучения – зав.кафедрой политехнизации.

9. Трудоустройство выпускников, получивших профессию или прошедших курс допрофессиональной подготовки – зав.кафедрой.

10. Дневник самопознания.

В итоге реализации идеи политехнизации обучения уже получены первые результаты, подтверждающие наш прогноз. Выпускники увереннее делают осознанный выбор жизненного пути, уровень тревожности и дискомфорта выпускника, хотя и незначительно, но снизился. Каждый выпускник имеет план включения в рыночные отношения, знает юридические и экологические основы организации своего дела, имеет несколько вариантов трудоустройства, повысились внутренняя мотивация обучения, эмоциональный настрой.

В 2006 – 07 году с учетом рекомендации Министерства образования РС(Я) была разработана программа «Обеспечение оптимальных условий социализации выпускников общеобразовательной школы через политехнизацию учебно-воспитательного процесса и дуальное образование».

Цели программы:

1. Создание оптимального образовательного пространства в микрорайоне школы и в городе Олекминске по начальной профессиональной и допрофессиональной подготовке.

2. Привлечение предприятий, индивидуальных предпринимателей, общественности города для реализации практической компоненты учебных программ

3. Создание условий для формирования образовательного заказа.

4. Создание целостной системы образовательного процесса, обеспечивающего каждого выпускника необходимым минимумом умений и навыков самостоятельной жизни.

5. Оказание содействия выпускникам школы в ранней профориентации и профессиональной подготовке.

6. Создание благоприятных условий для разностороннего трудового обучения и воспитания учащихся с учетом их интересов и склонностей.

Мониторинг личностного роста показывает положительную динамику повышения самооценки, эмоциональной устойчивости, снижения тревожности, повышения уверенности в себе.

1. Выпускники делают осознанный выбор своего жизненного пути (90%, рост с 71%).

2. Уровень тревожности и дискомфорта выпускника снизился.

3. Выпускник школы имеет план по самовключению в рыночные отношения (80%, рост с 30%).

4. Выпускник школы знает юридические и экономические основы организации своего дела (зачеты по курсовой подготовке ОРЭ и правоведение).

5. В случае неудачного начала самостоятельного жизненного пути выпускник имеет запасной вариант трудоустройства.

6. За счет обеспечения связи теории с практикой повысился интерес к учебе и внутренняя мотивация обучения. Качество обученности в общеобразовательных классах повысился с 11% в 2000 году до 37% в 2005 году.

7. Занятия интересным делом повысили эмоциональный настрой детей, способствовали снижению правонарушений и ликвидировали отсев. В настоящее время всеми видами внеклассной работы, включая допрофессиональную и профессиональную подготовку охвачено 502 учащихся, что составляет 79% обучающихся.

8. Создано 39 рабочих мест для учащихся в системе школьного кооператива по оказанию различных услуг населению.

9. Все учащиеся 5-11 классов привлечены к участию в общественно-полезном и производительном труде.

10. Обеспечена занятость 70% учащихся 5-10 классов в летний период:

Летний лагерь труда и отдыха на базе школы;

Детская площадка для 1-4 классов.

Бригада по благоустройству города,

Бригады для работы на пришкольном участке.

Ремонтно-строительная бригада для ремонта школы.11.Заперод с 2001-по 2005 годы подготовлено:

Водителей категории А, В – 95,

Автослесарей – 77,

Машинисток – 92,

Продавцов – 16,

Младших медсестер – 47.

Как продолжение этих направлений мною разработана «Модель общеобразовательной школы № 1» и «Концепция развития МОУ СОШ № 1 г. Олекминска по переходу на профильное обучение».

Школа № 1 – тип образовательного учреждения, который предоставляет учащимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, осуществляет качественную общеобразовательную подготовку, реализует концепцию профильного обучения по предметам естественно-математического и технического (технологического) направления. Предполагается создание центра по качественной подготовке к республиканским олимпиадам естественно-математического цикла с приглашением преподавателей из крупных городов Якутии и России. В работе центра уделяется серьезное внимание политехнической подготовке и техническому творчеству.

Учебный план школы должен быть направлен на достижение следующих целей.

1. Формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

2. Создание благоприятных условий для интеллекто-нравственного развития учащихся школы путем удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования на основе концепции личностно ориентированного обучения, инновационного построения образовательного процесса.

3. Обеспечение широкой образовательной подготовки их к получению высшего образования, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, выявление способных и одаренных детей, создание условий для развития индивидуальных способностей,  создание условий для развития индивидуальных способностей каждого человека.

 Основные принципы обучения:

1. Опережающее обучение.

2. Обучение по концентрумам: математика, физика, химия, биология.

1-ый концентрум – 5 – 9 классы (должно быть изучено основные содержание предметов естественно-математического цикла 5 – 11 классов).

2-ой концентрум – 10 – 11 классы.

Профильное обучение по предметам естественно-математического цикла в классах повышенного уровня.

Закрепление общеобразовательного блока по предметам естественно-математического цикла в общеобразовательных классах.

3. Обучение по предметам гуманитарного направления в обычном режиме.

4. Цикло-блочная система преподавания предметов естественно-математического цикла и ряда предметов гуманитарного цикла.

Основные направления УВП по классам.

В начальное школе развивающее обучение становится основной стратегической линией, которая позволяет добиться становления личности младшего школьника, раскрыть его индивидуальные способности.

Обучение на первой ступени ведется по одной из систем:

По системе Л.В. Занкова

По УМК «Начальная школа ХХI в.», Виноградов Н.Ф.

По  системе Д.Б. Эльконина-В.Н. Давыдова.

Возможна реализация принципа пропедевтического построения курса математики с использованием опыта Тарасовой Л.Н. (опережающее обучение).

Курс технологии строится по модульному принципу и реализуются модули в соответствии с возрастными особенностями детей и материальными возможностями школы: начинается реализация программы по изучению особенностей каждого ребенка.

Возможно ведение спецкурса «Естествознание для начальной школы» с привлечением учителей старших классов (в структуре Учебного предмета «Окружающий мир»). Ведется спецкурс по математике «Задачи логического характера». В методической работе применяется принцип вертикали: учителя 1–4 классов – учителя 5–6 классов.

Завершается курс начальной школы сдачей итоговой работы в форме тестов (по принципу ЕГЭ по математике и русскому языку).

2. В 5–6 классах вводится курс «Физика. Химия» (по учебнику Гуревича А.Е.) Основой построения курса математики 5–6 классов являются принципы развивающего обучения. Применяется программа, разработанная И.И. Зубаревой, которая предусматривает интенсивное использование проблемно-поисковой и исследовательской технологии.

Преподавание естественно-математических дисциплин ведется в полном соответствии с обеспечением практической направленности этих предметов. Перечень соответствующих лабораторно-практических работ составлен кафедрой естественно-математических дисциплин. Лабораторные работы по математике составлены Таюрской М.И. и включаются в качестве обязательных в учебный план.

Курс «Технология» строится по модульному принципу и предполагает завершение изучения по каждому классу защитой проекта.

Модули.

1. Технология ведения дома.

2. Кулинария.

3. Электротехнические работы.

4. Декоративно-прикладное творчество.

5. Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов.

6. Машины и механизмы.

7. Современное производство и профессиональное образование.

8. ТРИЗ.

В порядке эксперимента отдельные модули изучаются всем классом независимо от деления на мальчиков и девочек.

 Основной принцип преподавания предметов естественно-математического цикла: меньше схоластики, формализма, жестких моделей, меньше опоры на левое полушарие мозга; с другой стороны, больше геометрических иллюстраций, наглядности, правдоподобных рассуждений, больше опоры на правое полушарие мозга.

Основной, приоритетной содержательно-методической линией курса является функционально-графическая линия. Обязательный спецкурс во всех 7–9 классах – «Прикладная математика» – правила вычисления, пользование программным микрокалькуляторам.

Кафедра естественно-математических дисциплин проводит эксперимент по переходу на концентрумы по 5 – 9 классам по алгебре, геометрии, физике, химии, биологии за счет увеличения количества часов из регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

 В 5-м классе вводится портфолио (учет достижений учащихся). Эта система является основополагающей при комплектовании профильных классов.

Обучение в основной школе завершается экзаменами по типу ЕГЭ. Во всех 9 классах завершается 1-й этап профдиагностики и профессиональное самоопределение учащихся.

  В 8–9 классах вводятся элективные курсы: «Прикладная физика», «Прикладная химия», «Прикладная биология». Проводятся элективные  курсы по нестандартному содержанию предметов естественно-математического направления для участия в олимпиадах.

Обучение в 10–11.

Во всех 10–11 вводится начальное или допрофессиональное образование на базе МУКа и профильное обучение по предметам естественно-математического цикла.

 Профильные классы формируются на основе портфолио за 5 – 10 класс и по результатам собеседования в приемной комиссии. За счет организации преподавания в 5 – 9 классах по принципу концентрума по предметам естественно-математического цикла, создается благоприятная возможность реальной профилизации обучения по этим предметам в старших классах. В классах с общеобразовательной подготовкой в течение 2-х лет ведется целенаправленная подготовка к ЕГЭ в соответствии с уровнем А и В. В профильных классах в соответствии с уровнем В и С.

Завершается реализация основного принципа в преподавании предметов естественно-математического цикла – обеспечение практической направленности. Ведутся элективные курсы: прикладная математика, прикладная физика, прикладная химия, прикладная биология.

Ведутся спецкурсы для всех учащихся 10–11 классов. «Общетехнологическая подготовка. Профессиональное самоопределение и карьера». «Основы рыночной экономики. Как организовать свое дело». Спецкурс (по выбору) «Основы технического творчества».

Разработка проектов с использованием современных технологий в соответствии с информацией из научно-популярных и технических журналов.

В 10–11 возможно продолжение традиции по формированию ВПК и педагогического классов, работающих по утвержденным положениям.

Важное место в системе социализации выпускников школы независимо от уровня обучения является знакомство с применением современных технология в быту, и в первую очередь в условиях Севера.

1. Автономные источники энергии (ветрофотоэлектрические установки, ветроэлектрические установки, солнечные станции и батареи, термоэлектрогенераторы, преобразующие тепло железной печки в электроэнергию, химические источники электроэнергии – солевая миниэлектростанция).

2. Радиоприемники с использованием не традиционной энергии.

3. Портативные радиостанции.

4. Бинокли с встроенной цифровой фотокамерой.

5. Компактные бинокли с мощным увеличением.

6. Бинокли со стабилизаторами.

7. Фонари профессиональные.

8. Тактический фонарь.

9. Антарктический зимний костюм.

10. Комбинезон-поплавок.

11. Термобелье АНМА.

12. Вездеход «Уранхай».

13. Подогреватели двигателей машин жидкостные, электрические.

 Содержание предметов, не являющимся профильными, строится на основании технологической направленности школы. Например, модуль по английскому языку – перевод технических текстов, модуль по истории – история цивилизации с точки зрения научно-технического прогресса и т.п.

Кадровая работа.

1. Создание кафедры естественно-математических дисциплин.

2. Разработка и реализация положения о конкурсной защите программы обучения по профильным предметам (с существенной доплатой из ФОТ).

3. Проведение фундаментальной курсовой подготовки.

4. Приглашение специалистов из крупных городов России и Якутии.

Важную роль должно играть военно-патриотическое воспитание. Этой проблемой я занимаюсь 7 лет. Опыт работы в этом направлении обобщен в проекте «Военно-патриотическое воспитание».

За период с 2005 по 2009 год проведена следующая работа:

1. Сборная команды школы принимает постоянное участие в зимних Республиканских соревнованиях «Снежный барс» и летних Республиканских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.

2. В школе работает кабинет НВП.

3. Состоялся выпуск четырех военно-правовых классов с общим количеством – 84 человек. 30% выпускников ВПК связали свою жизнь с армией, МВД и другими силовыми структурами.

Независимо от того, какой путь выбрали наши бывшие курсанты, мы уверены, что каждый из них в случае необходимости может достойно нести высокое звание – СОЛДАТ!

4. Традиционно проводятся стрелковые соревнования. На базе тира РОВД проведено 18 стрельб с использованием огнестрельного оружия, охват составил 120 человек. Непосредственно в школе проведены стрельбы из пневматического оружия с охватом 315 человек.

5. Проведены 44 встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами тыла, строителями аэродромной площадки для перегона боевых самолетов по ленд-лизу из США, участниками боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе.

6. Ежегодно в канун 9 мая проводится операция «С добрым утром, ветеран».

7. Проводится работа в музее истории народного образования Олекминского района, созданного Еникеевой Эсфирой Иннокентьевной:

- экскурсия «Учительство района в годы войны»;проведено 22 экскурсии с охватом 450 человек;

- проводится поисковая работа;

- встречи с ветеранами войны и тыла.

8. Конкурсы чтецов стихотворений о войне.

9. Конкурсы военно-патриотической песни.

10. Стало традицией проведение месячника военно-патриотического воспитания, приуроченного ко Дню защитника Отечества. В план месячника включаются:

- просмотры кинофильмов о войне, о вооруженных силах России, о современном оружии российской армии;

- конкурсы знатоков, связанные с военной историей России;

- военно-спортивные игры, в ходе которых проводятся смотры строя и песни, проверяется стрелковая, медицинская и силовая подготовка, умение действовать в чрезвычайных ситуациях, конкурсы боевых листков, посвященных российской армии и ее истории;

11. Наша школа стала инициатором восстановления традиционных военно-полевых сборов для юношей 10-х классов школ города и района. За последние 5 лет небольшой курс молодого бойца прошли свыше 200 юношей школ № 1, № 2, Эврика, Солянской СОШ, Юнкюрской СОШ. За период сборов ребята осваивали неполную разборку АК-74, основы армейской радиосвязи, изучали уставы вооруженных сил, попробовали свои силы на полосе препятствий, совершали марш-броски.

12. Военно-патриотическое воспитание в нашей школе не прекращается и в летний период. Оно организуется в форме деятельности летнего лагеря труда и отдыха «Светоч».

13. Оборудован военно-спортивный городок.

14. Проводятся спортивные соревнования, посвященные Дню Победы.

15. Навыки военно-спортивной и моральной подготовки проверяются в экстремальных условиях, традиционных командно-штабных учениях (КШУ).

КШУ проводятся по следующим направлениям:

- действия внутри школы в случае ЧС (организация эвакуации обучающихся, работа в противогазах, использование спасполотна, использование огнетушителей, развертывание пожарных рукавов, прохождение «разрушенных» лестниц, разборка завалов;

- действия внутри школы и на школьной территории (эвакуация раненых, оказание первой медицинской помощи, преодоление полосы препятствий, эстафета с пожарными рукавами, тушение очагов возгорания на улице);

- действия на местности (маршбросок, «охота на лис»);

- стрелковые соревнования (из пневматического оружия);

- соревнования по туризму (радиосвязь, полевая кухня).

В 10 – 11 классах все юноши проходят начальную военную подготовку, в которую входят:

- боевые традиции вооруженных сил России;

- особенности военной службы;

- символы воинской чести;

За период с 2004 по 2009 год курс НВП изучили 218 юношей.

Подводя итог нашей работы по военно-патриотическому воспитанию за прошедшие 5 лет, приведем данные социологического опроса, проведенного в 8 – 11 классах нашей школы. Количество респондентов – 138 человек.

1. Необходимо ли, на твой взгляд, военно-патриотическое воспитание? Да – 92%.

2. Что дает тебе военно-патриотическое воспитание?

2.1. Знание военной истории страны – 68%.

2.2. Чувство гордости за военное прошлое страны – 87%.

2.3. Чувство гордости за наше оружие – 69%.

2.4. Психологическую подготовку к службе в силовых структурах – 72%.

2.5. Психологическую подготовку к действиям в экстремальной ситуации – 88%.

2.6. Чувство ответственности и дисциплины – 73%.

3. Какие спецкурсы НВП тебе больше всего нравятся?

3.1. Устав Вооруженных Сил России – 15%.

3.2. Строевая подготовка – 48%.

3.3. Стрелковая подготовка – 100%.

3.4. Устройство, сборка-разборка АК-74 – 100%.

3.5. Силовая подготовка – 89%.

3.6. Флажковая азбука -48%.

3.7. Шифродело – 69%.

3.8. Медицинская подготовка – 78%.

3.9. Командно-штабные учения в школе (действия по эвакуации, пожаротушение) – 83%.

3.10. Командно-штабные учения на местности (маршбросок, охота на лис, туризм) – 95%.

3.11. Приемы рукопашного боя – 100%.

3.12. Преодоление полосы препятствий – 72%.

3.13. Работа с миноискателем – 84%.

3.14. Армейская радиосвязь. Основы радиопеленга – 92%

4. Необходимы ли в школе военно-правовые или военно-спортивные классы. Да – 65%.

5. Необходим ли в школе (в городе) военно-спортивный клуб. Да – 84%.

6. Нравится ли тебе армейская форма? Да – 76%.

В целом военно-патриотическое воспитание, судя по опыту работы нашей школы, несет в себе значительный позитивный заряд. В военно-правовых классах заметно повышается уровень дисциплины и ответственности. Даже недисциплинированные учащиеся, попадая в такие коллективы, становятся собранными, отвечают за свои поступки, осознают необходимость выполнения требований, предъявляемых к курсантам.

Все курсанты ВПК успешно сдают ЕГЭ. Повысился рейтинг службы в армии. Если в 2004 году хотели бы служить в армии 18% юношей – выпускников школы, то в 2009 году эта цифра уже составила 35%, причем даже некоторые девушки хотели бы получить армейскую специальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...