ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
статья на тему

Кукса Борис Иванович

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Автор – Кукса Б.И.,

учитель математики МОУ СОШ № 3

г. Можайска

г. Можайск,

20012  год

Немного из истории Руси…

Вот несколько исторических фактов. С 1228 по 1462 годы (период формирования русского народа), то есть с начала XIII в. по середину XV в., или за 234 года, Русь отбила 160 нашествий, каждое из которых представляло собой крупную войну по европейским меркам. Почти по 80 войн в столетие, война каждые 1,5 года! В XVI в. Русь воевала 43 года! В этом же веке, в 1571 г., она подверглась набегу крымских татар: их хан Давлет Гирей дотла сжег Москву. Погибло, по данным русских летописей, до 800 тысяч человек. Трупы не было сил хоронить – сбрасывали в Москву-реку. «Москва-река мертвых не пронесла» – так гласит лепопись. Ни одна европейская река, да и не одна западноевропейская столица такого не знавали. В XVII в. Россия воевала 48 лет! В XVIII – 56! И все войны имели цель: со стороны противников России – уничтожение или порабощение ее; со стороны России – защита, выживание. Ни такого количества войн, ни целей защиты, а тем более выживания ни одно западноевропейское государство не имело.

Таким образом, война как бы на генетическом уровне вошла в историческую память народов России. И не удивительно, когда по стране прошла акция «Имя России», в числе наиболее выдающихся наших соотечественников были названы: Александр Невский, Иван Грозный, Петр I, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, ИВ. Сталин и другие полководцы. Эти люди олицетворяют силу, бесстрашие, любовь к Родине, что всегда ценилось на Руси.

Слово западному (ливонскому) летописцу XV в. Рюссу, который долгое время жил на Руси, изучил ее. «Русские в крепости, – пишет он, – являются сильными, боевыми людьми… Во-первых – русские работящий народ… Во-вторых, русский с детства привык поститься скудной пищей… В третьих, если русские добровольно сдадут крепость… то не смеют показаться в своей земле.. В чужих же землях они не могут и не хотят оставаться… В-четвертых, у русских считается не только позором, но и страшным грехом сдать крепость».

ХХ век также изобиловал войнами. Но самый, пожалуй, тяжелый удар пришелся на нашу страну. Русско-японская война, I мировая война, гражданская война, II мировая война – эти войны унесли жизни десятков миллионов наших соотечественников. Даже молодое поколение становится свидетелями, и даже участниками боевых действий. Афганистан, Чечня, Южная Осетия. Поэтому военно-патриотическое воспитание на наш взгляд  должно быть одним из главных, а, может быть, самым главным направлением в воспитательной работе. Считаем, что ликвидация начальной военной подготовки являлось неправильным. В нашей школе с огромным интересом участвуют в различных военно-спортивных мероприятиях практически все школьники с 1 по 11 класс.

Наш проект «Военно-патриотическое воспитание» направлен на создание в городе необходимых условий для участия в военно-патриотической подготовке желающих из всех городских школ.

Опыт работы школы № 1 показывает, что военно-патриотическое воспитание позволяет комплексно решать многие проблемы, возникающие в процессе становления юношей и девушек.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Изучение истории России, истории города.

Учитывая, что история России – своеобразная история цепи войн, то изучая тот или иной период из истории России, учащиеся узнают цели и задачи войн, имена руководителей страны, имена полководцев, даты. Мы в своей практике используем имена, в честь кого названы улицы города. Это герои гражданской войны Строд, Каландарашвили, герои-участники Великой Отечественной войны. К сожалению, в городе мало кто знает, в честь кого названы улицы Черняховского, Филатова, Кузьмина.

Совсем недавно в городе появился пер. Бабкина, а ведь зачинатели нашего движения по военно-патриотическому воспитанию имели счастье встречаться с ним и даже совершили поездку в г. Витебск (по местам боев, в котором участвовал Валентин Вениаминович).  В прошлом году городской Совет г. Олекминска присвоил одной из улиц новостроек ул. Сисина. Это уже наше поколение. Выпускник школы № 2 героически погиб на Кавказе, защищая интересы России. История продолжается.

2. Воспитание патриотизма и чувства долга перед Родиной

на конкретных примерах.

Стало системой постоянное общение с ветеранами ВОВ, участниками боевых действий в горячих точках, с офицерами военкомата, с сотрудниками РОВД, нашими выпускниками, отслужившими в вооруженных силах России, курсантами военных институтов, училищ и высшей школы милиции.

3. Формирование нравственных качеств

в процессе оказания помощи ветеранам тыла, вдовам погибших, инвалидам.

В нашей практике: уборка снега с подворий, уборка мусора, колка дров, мелкий ремонт  ограждения в домах, где проживают ветераны. Организация встреч на базе районного музея народного образования.

4. Приобретение необходимых навыков

для службы в силовых структурах:

 - стрелковая подготовка;

- устройство автомата Калашникова;

- основы армейской радиосвязи;

- действия с пеленгатором (охота на лис);

- флажковая азбука, основы шифроподготовки;

- медицинская подготовка;

- действия в режиме чрезвычайной ситуации;

- силовая подготовка;

- прохождение полосы препятствий;

- работа с миноискателем;

- военно-патриотическая песня;

- изучение истории вооруженных сил России.

5. Изучение психологических и личностных качеств обучающихся

по возможности их службы в силовых структурах:

- психологический портрет;

- уровень сознательной дисциплины;

- мир увлечений;

- выполнение уставных требований курсанта.

6. Воспитание гордости за наше оружие:

- военная техника второй мировой войны;

- автомат века «Калаш»;

- современная военная техника (ядерный потенциал, стратегические бомбардировщики, подводные лодки).

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

В МОУ СОШ № 1 г. ОЛЕКМИНСКА

Военно-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправ-ленная и скоординированная деятельность школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель: развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у учащихся профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества и,в первую очередь, к защите Отечества.

Задачи:

- проведение научно обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного военно-патриотического воспитания учащихся;

- утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;

- создание эффективной системы военно-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у учащихся верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей.

СОДЕРЖАНИЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Социально-педагогический компонент.

Широкая социально-педагогическая направленность, позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным проблемам, важнейшие духовно-нравственные деятельностные качества.

2. Специфический компонент.

Глубокая последовательная дифференциация образования, направленная на дальнейшее продолжение образования в военно-правовых образовательных заведениях.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Проведение Дней суверенитета РФ  и РС(Я).

Проведение Смотров-конкурсов строевой песни.

Проведение соревнований по сборке-разборке АКМ.

Проведение занятий по НВП.

Проведение занятий клуба «РИФ».

Проведение занятий по ОБЖ.

Проведение встреч с сотрудниками районного военкомата.

Чествование ветеранов Великой Отечественной войны.

Проведение встреч с земляками – участниками боевых действий в горячих точках.

Проведение тематических классных часов: «Участники Великой Отечественной – наши земляки», «Учителя нашей школы – участники ВОВ», «Выпускники нашей школы – участники ВОВ».

Проведение тематических бесед «Российская армия сегодня», «Их именами названы улицы нашего города».

Участие в районном конкурсе «Защитник Отечества».

Участие в Республиканском конкурсе «Снежный барс».

Участие в районной эстафете «Школа выживания».

Участие в Республиканском конкурсе «Победа».

Проведение районных военно-полевых сборов.

Центром военно-патриотического воспитания в школе стал кабинет НВП, открытый при содействии Администрации Олекминского района в 2004 году

ПЛАН РАБОТЫ КАБИНЕТА НВП

Наименование работы

Класс

Часов в неделю

Ответственные

1. Проведение уроков НВП

10 - 11

4

Учитель НВП

2. Проведение уроков ОБЖ

5 - 11

10

Учитель ОБЖ

3. Проведение теоретических занятий клуба «РИФ»

9 - 11

4

Учителя НВП, медицины, радиосвязи

4. Работа видеосалона по ОБЖ и военно-патриотическому воспитанию

1 - 11

по графику

Учителя ОБЖ, классные руководители, зав.кабинетом

5. Проведение соревнований по сборке-разборке АК-74

8 - 11

Октябрь, февраль, май

Зав. Кабинетом

6. Проведение встреч с представителями военкомата

8 - 11

Октябрь, февраль, май

Кл.руководители, зав.кабинетом

7. Чествование ветеранов ВОВ, тыла

 

8 - 11

Февраль, май

Зам. директора по воспитательной работе

8. Встречи с земляками – участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, других горячих точек

9 - 11

Декабрь, февраль

Зам. директора по воспитательной работе, зав.кабинетом

9. Тематические классные часы: «Наши земляки – участники ВОВ»

 

5 - 11

Февраль, май

Зам. директора по воспитательной работе, кл. руководители

10. Проведение тематических бесед «Российская армия сегодня»

5 - 11

Февраль, май

Учитель НВП, зав.кабинетом

11. Улицы нашего города названы в их честь… (викторина)

5 - 11

Декабрь

Учителя истории

12. Конкурс «Защитник Отечества»

 

5 – 8

 Февраль

Зам. директора по воспитательной работе

13. Конкурс «Защитник Отечества»

9 - 11

Февраль

Учитель НВП,

зав. кабинетом

14. Подготовка и участие в республиканских соревнованиях «Снежный барс»

9 - 11

Октябрь-февраль

Учителя НВП,  медицины, радиосвязи, зав.кабинетом

15. Подготовка к участию в митинге, посвященном Дню Победы

9 - 11

Апрель - май

Военкомат, зав.кабинетом

16. Работа летнего военно-спортивного лагеря «Светоч»

8 – 10

Июнь - июль

Начальник ЛТО «Светоч»

В целях обеспечения системности в работе по военно-патриотическому воспитанию в 2004 году сформирован первый в районе военно-правовой класс, в котором могут обучаться выпускники 9-х классов из всех школ района. Для обучающихся, проживающих в сельской местности предоставляется интернат.

ПОЛОЖЕНИЕ

О ВОЕННО-ПРАВОВОМ КЛАССЕ ВПК

1. Класс формируется из числа выпускников 9 классов, изъявивших желание и имеющих соответствующие психолого – физиологические данные по дальнейшему обучению в военно-правовых учебных заведениях (Вооруженные силы, МВД, прокуратура, таможня, судебные пристава и т.п.)

2. Цель класса ВПК – формирование ценностных ориентаций на службу в силовых структурах России через организацию УВП.

3. Задачи класса ВПК

3.1. Воспитание гражданина осознающего личную ответственность за судьбу Родины.

3.2. Привитие уважение к службе в силовых структурах страны.

3.3. Безупречное знание военной  истории России.

3.4. Углубленная подготовка к службе в Вооруженных силах России.

3.5. Воспитание сознательной дисциплины.

3.6. Углубленная физическая подготовка.

4. Для зачисления в класс ВПК необходимо:

4.1. Заявление родителей или лиц их заменяющих, на имя директора школы.

4.2. Справку врача о состоянии  здоровья.

4.3. Рекомендация психолога, с указанием особенностей ребенка.

4.4. Аттестат об основном общем образовании.

4.5. Копия паспорта.

4.6. Пройти собеседование с комиссией по приему в класс.

5. Организацию жизнедеятельности класса ВПК начинается с издания приказа директора школы, в котором утверждается личный состав класса (взвода), куратор (командир взвода), заместитель командира взвода, списочный состав отдельного взвода (8-10 чел.), командиры отделений.

6. Место постоянной дислокации класса ВПК – кабинет НВП.

        Класс (взвод) полностью несет ответственность за сохранность  материальной базы кабинета НВП. Кроме того, за классом закрепляется военно-спортивный городок (полоса препятствий).

7. Обязанности курсантов класса ВПК

7.1. Соблюдать правила для учащихся и внутреннего распорядка класса.

7.2. Посещать все занятия, предусмотренные учебным планом.

7.3. Носить форму, установленного образца.

7.4. Участвовать во всех внеклассных военно-спортивных и военно-патриотических мероприятиях школы и района.

7.5. Изучать военное дело и военную историю в соответствии с утвержденной директором учебной  программы.

7.6. Принимать участие в традиционных праздниках класса.

7.7. Принимать участие в   шествии над ветеранами воины и труда.

8. Содержание учебного плана класса ВПК:

8.1. Базисный компонент учебного плана общеобразовательных классов.

8.2. Уроки военного дела:

8.2.1. изучение военного устава;

8.2.2. строевая подготовка;

8.2.3. стрелковая подготовка;

8.2.4. история ВС России.

8.3. Часы по выбору для подготовки к поступлению в учебные заведения силовых структур.

8.4. Занятия по силовой подготовке и  рукопашному бою.

9. Для обеспечения контроля за уровнем подготовки курсантов вводится система портфолио (сумма достижений). Рейтинг курсантов проводится 2 раза в год.

10. Организация учебного процесса ведется в две смены:

1-я смена – общеобразовательные предметы.

2-я смена – предметы по выбору, военное дело, спортивные мероприятия, воспитательные мероприятия.

11. Все юноши после окончания 10 класса принимают участие в военно-полевых сборах.

12. По окончании 11 класса курсанты сдают итоговый зачет по НВП с выставлением оценки в аттестат о среднем образовании с вручением сертификата о завершении курса обучения в классе ВПК.

13. Обучение в ВПК проводится по учебным планам Министерства образования для СОШ. Профессиональная ориентация учащихся проводится прежде всего в процессе преподавания общеобразовательных дисциплин и за счет часов по выбору, факультативов.

Учебные планы на дополнительные часы разрабатываются назначенными учителями и утверждаются директором школы по согласованию с УООУ. Для проведения практических занятий допускается деление на группы.

14. Учащиеся, не проявившие склонности или потерявшие интерес к выбранной специальности, могут перейти в обычный класс в течение всего срока обучения.

15.Преподавательский состав ВПК подбирается из числа высококвалифицированных специалистов, а куратор из числа офицеров запаса.

16. В случае серьезного нарушения правил внутреннего распорядка  или неуспеваемости решением педсовета учащиеся ВПК могут быть отчислены или переведены в обычный класс.

17. Учащимся ВПК особо отличившихся в изучении спец. предметов, имеющих стойкую профессиональную ориентацию (из перечисленных) с общеобразовательными выпускными документами выдается характеристика – рекомендация  для поступления в ВУЗы перечислен-ных специальностей.

СХЕМА ПОРТФОЛИО КУРСАНТОВ ВПК

  1. Выполнение правил Внутреннего распорядка (оценивается коллективно по среднему балу).

1.1. Качественное выполнение каждой позиции Правил внутреннего распорядка (ПВР)  +1 балл.

1.2. Разовое нарушение любой позиции ПВР  –1 балл.

  1. Рейтинг успеваемости (общеобразовательный блок).  
  2. Качество подготовки по спецкурсам (неуд. – 0, удовлетв. – 1, хорошо – 2, отлично – 3).

3.1. Строевая.

3.2. Военное дело (теория).

3.3. Стрелковая подготовка.

3.4. Радиодело.

3.5. Медицинское дело.

4.   Участие во внеклассных мероприятиях (от 0 до 3).

4.1. Художественная самодеятельность.

4.2. Шефская работа с ветеранами войны, тыла.

4.3. Оформительская работа.

4.4. Спортивные мероприятия.

4.5. Участие в вахтах памяти.

4.6. Другие формы работы.

5.     Итоги военно-полевых  сборов (от 1 до 5).

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА

ВОЕННО-ПРАВОВОГО КЛАССА (ВПК)

1. Явка курсантов на занятия должна быть своевременной. Не допускаются опоздания и пропуски уроков и дополнительных занятий, без уважительных причин.

2. К началу урока  должно быть приготовлено все необходимое (учебники, тетради, ручки и т. п.)

3. При появлении учителя все курсанты по команде должны встать и выйти из-за парт.

4. Дежурный в начале урока обязан доложить о готовности класса к уроку и положить журнал внутреннего распорядка на стол учителя.

5. При вызове курсант обязан встать, ответить: «Я», и на вопрос учителя по теме урока дать подробный и исчерпывающий ответ. Если ответ содержит большой информационный материал, курсант завершает ответ фразой «Ответ закончен».

6. На перемене курсанты обязаны выполнять требования дежурных, назначаемых заместителем командира взвода.

7. Ежедневно дежурят два человека. Один дежурный находится около тумбочки, второй обеспечивает все необходимое для ведения урока (мел, тряпки, вода и т. п.).

8. Права дежурного:

8.1. Требовать от курсантов соблюдение чистоты в кабинете.

8.2. Докладывать командиру взвода или зам. командира взвода обо всех  происшествиях.

8.3. Делать замечания курсантам при нарушении  Правил внутреннего распорядка.

9. Обязанности дежурного:

9.1. Следить за порядком и чистотой в кабинете.

9.2. Нести ответственность за сохранность оборудования закрепленного кабинета.

9.3. Ведение журнала внутреннего распорядка.

9.4. Оказание содействия преподавателю по обеспечению порядка  на уроках.

9.5. Рапорт преподавателю в начале урока.

9.6. Доведение до сведения курсантов об изменениях в расписании.

9.7. Организация в классе на построение в начале урока и в конце урока.

9.8. Выполнение поручений преподавателей и зам.комвзвода.

9.9. По окончанию занятий проводить влажную уборку кабинета.

10.  Права командира и зам. командира  взвода.

10.1. Обеспечивать контроль за поведением и успеваемостью курсантов.

10.2. Выходить с инициативой на директора школы о поощрении  курсантов.

10.3. Выходить с инициативой на директора школы и курсантское собрание

об исключении учащегося из класса.

10.4. Накладывать наказание на курсантов.

11. Обязанности командира и зам.комвзвода.

11.1. Вести ежедневный контроль за выполнением Правил внутреннего

распорядка.

11.2.  Вести ежемесячный учет по схеме портфолио с сообщением итогов

родителям.

11.3. Проводить еженедельные курсантские собрания с анализом УВП.

11.4. Поддерживать тесную связь с РВК, преподавателями спец.предметов, родителями.

11.5. Назначать дежурных по классу и контролировать их работу.

11.6. Организовывать все мероприятия по военно-патриотическому воспитанию.

11.7. Оказывать содействие администрации школы в организации обучения военному делу и профильных курсов.

12. Виды поощрений.

12.1. Устная благодарность командира взвода, зам.командира взвода, командира отделения.

12.2. Письменная благодарность (приказ директора по школе).

12.3. Различного вида грамоты.

12.4. Знак «Отличник военной подготовки».

12.5. Денежная премия Попечительского Совета.

13. Виды наказаний.

13.1. Устное замечание командира взвода, зам.командира взвода, командира отделения, дежурного.

13.2. Наряд вне очереди (уборка кабинета, тренажерного класса) – командир взвода, зам.командира взвода).

13.3. Письменный выговор (приказ директора по школе).

13.4. Исключение из класса (по рекомендации командира взвода и курсантского собрания).

14. Высшим органом самоуправления класса является курсантское собрание, в функции которого входит:

14.1. Утверждение плана работы ВПК.

14.2.  Подведение итогов работы ВПК за полугодие, за год.

14.3. Принятия рекомендаций по совершенствованию УВП.

14.4. Обсуждение поведения  курсантов.

14.5. Принятие рекомендаций по поощрению и наказанию курсантов.

Р А П О Р Т

МОУ СОШ № 1 г. Олекминска РС(Я)

о мероприятиях по военно-патриотическому воспитанию

в 2005 – 2009 годах

1. Сборная команды школы принимает постоянное участие в зимних Республиканских соревнованиях «Снежный барс» и летних Республиканских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта.

2. В школе работает кабинет НВП.

3. Состоялся выпуск четырех военно-правовых классов с общим количеством – 84 человек. 30% выпускников ВПК связали свою жизнь с армией, МВД и другими силовыми структурами..

Независимо от того, какой путь выбрали наши бывшие курсанты, мы уверены, что каждый из них в случае необходимости может достойно нести высокое звание – СОЛДАТ!

4. Традиционно проводятся стрелковые соревнования. На базе тира РОВД проведено 18 стрельб с использованием огнестрельного оружия, охват составил 120 человек. Непосредственно в школе проведены стрельбы из пневматического оружия с охватом 315 человек.

5. Проведены 44 встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами тыла, строителями аэродромной площадки для перегона боевых самолетов по ленд-лизу из США, участниками боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе.

6. Ежегодно в канун 9 мая проводится операция «С добрым утром, ветеран».

7. Проводится работа в музее истории народного образования Олекминского района, созданного Еникеевой Эсфирой Иннокентьевной:

- экскурсия «Учительство района в годы войны»;проведено 22 экскурсии с охватом 450 человек;

- проводится поисковая работа;

- встречи с ветеранами войны и тыла.

8. Конкурсы чтецов стихотворений о войне.

9. Конкурсы военно-патриотической песни.

10. Стало традицией проведение месячника военно-патриотического воспитания, приуроченного ко Дню защитника Отечества (февраль, ежегодно). В план месячника включаются:

- просмотры кинофильмов о войне, о вооруженных силах России, о современном оружии российской армии;

- конкурсы знатоков, связанные с военной историей России;

- военно-спортивные игры, в ходе которых проводятся смотры строя и песни, проверяется стрелковая, медицинская и силовая подготовка, умение действовать в чрезвычайных ситуациях, конкурсы боевых листков, посвященных российской армии и ее истории;

11. Наша школа стала инициатором восстановления традиционных военно-полевых сборов для юношей 10-х классов школ города и района. За последние 5 лет небольшой курс молодого бойца прошли свыше 200 юношей школ № 1, № 2, Эврика, Солянской СОШ, Юнкюрской СОШ. За период сборов ребята осваивали неполную разборку АК-74, основы армейской радиосвязи, изучали уставы вооруженных сил, попробовали свои силы на полосе препятствий, совершали марш-броски.

12. Военно-патриотическое воспитание в нашей школе не прекращается и в летний период. Оно организуется в форме деятельности летнего лагеря труда и отдыха «Светоч».

13. Оборудован военно-спортивный городок.

14. Проводятся спортивные соревнования, посвященные Дню Победы.

15. Навыки военно-спортивной и моральной подготовки проверяются в экстремальных условиях, традиционных командно-штабных учениях (КШУ).

КШУ проводятся по следующим направлениям:

- действия внутри школы в случае ЧС (организация эвакуации обучающихся, работа в противогазах, использование спасполотна, использование огнетушителей, развертывание пожарных рукавов, прохождение «разрушенных» лестниц, разборка завалов;

- действия внутри школы и на школьной территории (эвакуация раненых, оказание первой медицинской помощи, преодоление полосы препятствий, эстафета с пожарными рукавами, тушение очагов возгорания на улице);

- действия на местности (маршбросок, «охота на лис»);

- стрелковые соревнования (из пневматического оружия);

- соревнования по туризму (радиосвязь, полевая кухня).

В 10 – 11 классах все юноши проходят начальную военную подготовку, в которую входят разделы:

- боевые традиции вооруженных сил России;

- особенности военной службы;

- символы воинской чести;

За период с 2004 по 2009 год курс НВП изучили 218 юношей.

 

 

В 2009 году, учитывая позитивный опыт работы военно-правового класса и систему подготовки к республиканским военно-спортивным соревнованиям, принято решение о создании Военно-спортивного клуба «РИФ» (ВСК «РИФ»), который объединяет все направления военно-патриотического воспитания в школе по подготовке к 65-летию Победы в ВОВ. Основные отличия от военно-правового класса заключаются в следующем:

1. Более широкий охват начальной военной подготовкой. Сейчас в клубе занимаются юноши и девушки 9-11 классов. Занятия ведутся во 2-ю смену. Поэтому  на занятия могут приходить и

Учащиеся младших классов. В перспективе планируется создание подразделения ВСК «РИФ» для 5-8 классов.

2. В спецподготовку курсантов включены все направления, предусмотренные программой республиканских соревнований «Снежный барс»

3. Разновозрастной состав клуба позволяет расширить и закрепить традиции по военно-патриотическому воспитанию учащихся и создать условия для преемственности этих традиций.

4. Усилена физическая подготовка курсантов.

В перспективе ВСК «РИФ» может и должен стать городским клубом, в котором смогут заниматься все желающие из других школ города.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВСК «РИФ»

1. Усиление военно-патриотического воспитания учащихся.

2. Привлечение учащихся к занятиям  начальной военной подготовки.

3. Содействие в подготовке к службе в силовых структурах.

4. Привитие знаний, умений и навыков начальной военной подготовки.

Члены ВСК в течение двух месяцев после начала учебного года проходят вводный курс по начальной военной подготовке, а затем на торжественном построении с выносом Знамени школы принимают Клятву курсанта и им присваивается звание – курсант с правом ношения военной формы.

Повседневная  военная форма – камуфлированная куртка с подворотничком и знаками различия, камуфлированные брюки, берцы, черные туфли.

Парадная военная форма – камуфлированные куртка и брюки, белая  рубашка и черный галстук, одетые под куртку, белые перчатки и белый ремень, фуражка, белые аксельбанты, нашивки «Республика Саха» и «РИФ»

В план подготовки курсантов включаются следующие направления:

- строевая подготовка (для участия в смотре строя и песни);

- стрелковая подготовка;

- основы медицинской подготовки;

- основы радиосвязи;

- основы шифровальной подготовки;

- общеармейская физическая подготовка;

- основы рукопашного боя;

- устройство автомата АК-74.

 

 

 

Р  Е  З  Ю  М  Е

Подводя итог нашей работы по военно-патриотическому воспитанию за прошедшие 5 лет, приведем данные социологического опроса, проведенного в 8 – 11 классах нашей школы. Количество респондентов – 138 человек.

1. Необходимо ли, на твой взгляд, военно-патриотическое воспитание? Да – 92%.

2. Что дает тебе военно-патриотическое воспитание?

2.1. Знание военной истории страны – 68%.

2.2. Чувство гордости за военное прошлое страны – 87%.

2.3. Чувство гордости за наше оружие – 69%.

2.4. Психологическую подготовку к службе в силовых структурах – 72%.

2.5. Психологическую подготовку к действиям в экстремальной ситуации – 88%.

2.6. Чувство ответственности и дисциплины – 73%.

3. Какие спецкурсы НВП тебе больше всего нравятся?

3.1. Устав Вооруженных Сил России – 15%.

3.2. Строевая подготовка – 48%.

3.3. Стрелковая подготовка – 100%.

3.4. Устройство, сборка-разборка АК-74 – 100%.

3.5. Силовая подготовка – 89%.

3.6. Флажковая азбука -48%.

3.7. Шифродело – 69%.

3.8. Медицинская подготовка – 78%.

3.9. Командно-штабные учения в школе (действия по эвакуации, пожаротушение) – 83%.

3.10. Командно-штабные учения на местности (маршбросок, охота на лис, туризм) – 95%.

3.11. Приемы рукопашного боя – 100%.

3.12. Преодоление полосы препятствий – 72%.

3.13. Работа с миноискателем – 84%.

3.14. Армейская радиосвязь. Основы радиопеленга – 92%

4. Необходимы ли в школе военно-правовые или военно-спортивные классы. Да – 65%.

5. Необходим ли в школе (в городе) военно-спортивный клуб. Да – 84%.

6. Нравится ли тебе армейская форма? Да – 76%.

В целом военно-патриотическое воспитание, судя по опыту работы нашей школы, несет в себе значительный позитивный заряд. В военно-правовых классах заметно повышается уровень дисциплины и ответственности. Даже недисциплинированные учащиеся, попадая в такие коллективы, становятся собранными, отвечают за свои поступки, осознают необходимость выполнения требований, предъявляемых к курсантам.

Все курсанты ВПК успешно сдают ЕГЭ. Повысился рейтинг службы в армии. Если в 2004 году хотели бы служить в армии 18% юношей – выпускников школы, то в 2009 году эта цифра уже составила 35%, причем даже некоторые девушки хотели бы получить армейскую специальность.

Сейчас мы планируем изучить проблему формирования военно-спортивного класса в 5 или 6 классах. В этом возрасте многие мальчики обладают повышенной подвижностью, они спортивны, желают посоревноваться в стрельбе, в силовых единоборствах, участвовать в смотре строя и песни. Им хочется почувствовать романтику армейской жизни. Наша задача – помочь этим ребятам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...