Социализация выпускников общеобразовательных школ
статья на тему

Кукса Борис Иванович

Социализация выпускников общеобразовательных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_vypusknikov_obshcheobrazovatelnykh_shkol.docx34.64 КБ

Предварительный просмотр:

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ

СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

ЧЕРЕЗ ПОЛИТЕХНИЗАЦИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 И ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Автор программы

учитель математики МОУ СОШ № 3
г. Можайска

КУКСА БОРИС ИВАНОВИЧ

Можайск

2011-2012 учебный год

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПОЛИТЕХНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ВВЕДЕНИЯ ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

По нашему мнению, школа призвана не только вооружить учащихся знаниями по основам наук, но и подготовить их к трудовому образу жизни, осознанному выбору продолжения образования и будущей профессии. Удачно сформулировал сверхзадачу, стоящую перед современной школой, Сосин О.К., Сунтарский политехнический лицей: «Каждая средняя школа оправдывает свое существование только тогда, когда наряду с образовательными и воспитательными услугами создает возможность для развития конкретных способностей и интересов ребенка и в получении на этой основе знаний, навыков и умений по конкретному кругу профессий».

В таких небольших городах, как Олекминск, проблемы трудоустройства оказались трудно разрешимыми. Школа, конечно, может и должна внести свою лепту в снятии социальной напряженности. В 1997 году авторским коллективом МО С(Я) (руководитель Андреев Г.П.) была разработана концепция политехнического образования в общеобразовательных учреждениях РС(Я).

В 1999 году в нашем улусе была разработана программа «Реализация концепции политехнического образования в общеобразовательных школах Олекминского улуса». К этому времени мы завершили организацию работы по созданию гимназического блока и поэтому решили принять участие в республиканском и улусном движении по политехнизации УВП. Тем более, что наша школа имела богатую историю трудового воспитания и практику политехнического образования. В 2000 году мы подготовили программу «Обеспечение оптимальных условий социализации выпускников школы через политехнизацию УВП». Основные цели, которые педколлектив поставил перед собой:

1. Создание целостной системы образовательного процесса, обеспечивающего каждого выпускника необходимым минимумом умений и навыков самостоятельной жизни.

2. Оказание содействия учащимся в ранней профориентации и профессиональной диагностике.

3. Создание благоприятных условий для разностороннего трудового обучения и воспитания учащихся с учетом их интересов и склонностей.

Идея политехнизации УВП в нашей школе нашла поддержку у заместителя главы администрации А.Н. Платонова и у начальника УООУ Н.П. Кузьминой. Начиная с 2000-2001 учебного года, общеобразовательная школа работала над реализацией данного проекта.

За основу учебного плана был взят вариант учебного плана РС(Я) 1999 года.

По согласованию с методической и экономической службами УООУ добавлены часы на профессиональное обучение. Этот план работал как экспериментальный.

Разработан сквозной курс «Технология» с 1 по 9 классы. В 1-4 классах реализуются следующие разделы: «Технология обработки материалов» (природные, бумага, проволока, глина); «Культура дома»; «Информационные технологии».

В 5-9 классах происходит развитие разделов курса «Технология».

1. Технология обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения.

2. Культура дома.

3. Технология обработки тканей и пищевых продуктов.

4. Технология деревообработки.

5. Технология обработки металлов.

Дополнительно введены курсы в форме кружковой работы.

1. Художественная обработка материалов.

2. Резьба и выполнение поделок по дереву.

3. Лоскутная пластика, вышивка, вязание.

4. Техническое творчество (мотоклуб).

5. Радиотехника.

Для оказания содействия учащимся в профориентации за счет часов УПД в 8-9 классах ведется курс «Твой выбор». Совместно с психологической службой создана система профессиональных проб. Вообще профориентационная работа в начальных формах ведется, начиная с 1 класса. У школьников в 1-4 классов с помощью активных средств профориентационной деятельности формируется понимание роли труда в жизни человека и общества. Развивается интерес к трудовой деятельности. В 5-9 классах закладывается осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе, умение адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. В 10-11 классах внимание старшеклассников сосредотачивается на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных навыков. Начата работа по ведению на каждого старшеклассника профессиограммы, куда вносятся результаты диагностических тестирований, профессиональных проб. Психологическая служба школы предоставляет ряд психологических услуг для учащейся и безработной молодежи города по заявке Центра занятости населения. В частности, проводилась групповая и индивидуальная диагностика, групповая и индивидуальная консультация. На базе кабинета профориентации, созданного при содействии Центра занятости, проводятся профориентационные занятия с учащимися 9-х классов школ города.

Для формирования умений использовать содержание теоретических знаний предметов естественно-математического цикла, в курсе математики завершается работа по составлению перечня лабораторно-практических работ, включенных в тематическое планирование. К 10-11 классу учащиеся уже знакомятся с элементами «Математического моделирования», решают задачи оптимального планирования. В курсе физики сделан акцент на применение физики в быту, лабораторные работы обеспечивают практическую поддержку профессионального и допрофессионального обучения. Преподавание химии увязывается с материаловедением, технологией обработки материалов, технологией обработки пищевых продуктов. Особое внимание уделяется выполнению практической части программы. В содержании курса биологии внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков земледелия и применения полученных знаний в выращивании сельскохозяйственных культур в подсобном хозяйстве.

Для развития предприимчивости и получения навыков предпринимательской деятельности в 10-11 классах изучаются «Основы рыночной экономики». В процессе изучения курса ученики знакомятся с сущностью, целями, задачами предпринимательства, приобретают навыки составления основных документов (устав, учредительный договор, бизнес-план), изучают технологию создания предприятия. Курс завершается защитой проекта «Прибыльная идея».

Корректировка учебного плана дала возможность в значительной мере расширить перечень курсов профессионального и допрофессионального обучения.

К традиционной подготовке водителей кат.В мы добавили допрофессиональную подготовку автослесарей (без лицензии). Задача этого профессионального обучения состоит формирование знаний, умений и навыков по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, дальнейшего их закрепления в ходе учебно-производственной практики на базовом автотранспортном предприятии. Учащимся, освоившим программу, выдается справка  по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей». Совершенствуется подготовка машинисток. Мы перешли полностью на компьютопись, что дало возможность расширить возможности этой профессиональной подготовки. Успешно реализуется проект «Школьный журнал», что в свою очередь, повлекло появление в нашей работе новых курсов: «Издательское дело», «Журналистика», «Корректор».

Учитывая социальный заказ, в рамках допрофессиональной подготовки в 2000-01 был открыт педкласс., заключен договор с ПУ-26 по подготовке швей и слесарей-сантехников.

Основная нагрузка по реализации Программы политехнизации УВП ложится на членов кафедры Политехнизация УВП. За истекший период с 2001 года выполнены следующие работы.

1. Проведено 68 открытых уроков.

2. Подготовлено 25 докладов.

3. Подготовлено 2 сборника статей членов кафедры.

4. Проведено 5 творческих отчетов.

5. Оформлен кабинет профориентации.

6. Оформлен кабинет НВП.

7. Ведется работа по оформлению мастерской.

8. Участие в олимпиаде по технологии (1 и 2 места в республиканском туре).

9. Участие в республиканской выставке технического творчества в 2006 г. (2 и 3 места в номинации «Радиоэлектроника»).

10. Участие в республиканском конкурсе видеофильмов по профориентации, проведенном республиканским Центром занятости (Два первых места, одно третье).

11. Ведется внедрение проектной технологии в трудовой и профориентационной подготовке.

12. Активное участие в подготовке и проведении юбилея школы.

13. Ежегодное проведение «Ярмарок профессий».

14. Проведена презентация книги «Выбор профессии».

15. Проведена презентация мастерских.

16. Приняли участие в республиканском конкурсе профессиональных проектов. Получен Грант первой степени Министерства по молодежной политике РС(Я) в номинации «Лучший профориентационный проект» – 80 000 рублей на автотренажер.

17. Приняли участие в конкурсе по организации летнего труда и отдыха. По своему региону завоевали 1 место. МОРС(Я) выделен микроавтобус УАЗ.

18. Провели работы по обустройству автодрома.

За период с 2001 по 2006 год по начальной профессиональной подготовке выпущено водителей кат.А,В – 95 человек, машинисток – 102 человека. По допрофессиональной подготовке подготовлено: продавцов 16 человек, младших медсестер – 45 человек, выпуск из педклассов составил 90 человек, из военно-правового класса – 21 человек.

Концепция политехнизации УВП позволяет расширять спектр допрофессиональной подготовки в зависимости от социального заказа. В 2002 году мы вышли с инициативой о возрождении начальной военной подготовки. Эта идея нашла свою поддержку в администрации улуса. В соответствии с постановлением администрации, школа приступила к реализации плана создания на базе школы центра начальной военной подготовки. Открыт кабинет НВП и ОБЖ,  создана спортивная площадка, построен военно-спортивный городок. Был разработан проект начальной военной подготовки. В основе проекта знакомство с историей российской армии, с вооружением, практические занятия по устройству АКМ, проведение стрельб. Учащиеся, юноши 10-11 классов городских и сельских школ принимают участие в военно-полевых сборах на базе МОУ СОШ № 1. В летний период работает военно-спортивный лагерь труда и отдыха. Планируется открыть кабинет силовой подготовки. Проводилась интенсивная подготовка к республиканским соревнованиям «Снежный барс».

Предметом особой заботы администрации является укрепление материальной базы политехнизации УВП. К сожалению, пока финансирование школы проводится без учета ее специфики. Не смотря на скудное выделение средств, было приобретено учебно-наглядных пособий для кабинетов физики и химии на сумму 80 тыс. рублей, закуплено противопожарное оборудование на сумму 45 тыс. рублей. В соответствии с решением Президиума улусного собрания было выделено 100 тыс. рублей на создание кабинета НВП, закуплены макеты АКМ на сумму 24 тыс.рублей, а также плакаты, видеофильмы по ОБЖ и НВП.

В качестве подарка школе передан учебный автомобиль ВАЗ 2106. Из ГАИ получено оборудование для мотоклуба. В настоящее время переоборудован трицикл под вездеход-амфибию, восстановлен мотокарт, мотоцикл для учебных целей. Для кабинета НВП получен комплект мебели.

Слабо реализуются разделы технологии «Электротехника» и «Радиоэлектроника». В век электроники мы должны принять все меры, чтобы учащиеся овладели азами электротехники, то есть умели бы читать простейшие электрические схемы, выполнять простейшие сборные операции с применением пайки, завальцовки, запрессовки, имели понятие об измерительных приборах и основах технического творчества, рационализаторства и изобретательства. Это обучение надо вести с начального звена путем обеспечения школы электроконструкторами и другими оборудованием.

Мониторинг личностного роста показывает положительную динамику повышения самооценки, эмоциональной устойчивости, снижения тревожности, повышения уверенности в себе.

1. Выпускники делают осознанный выбор своего жизненного пути (90%, рост с 71%).

2. Уровень тревожности и дискомфорта выпускника снизился.

3. Выпускник школы имеет план по самовключению в рыночные отношения (80%, рост с 30%).

4. Выпускник школы знает юридические и экономические основы организации своего дела (зачеты по курсовой подготовке ОРЭ и правоведение).

5. В случае неудачного начала самостоятельного жизненного пути выпускник имеет запасной вариант трудоустройства.

6. За счет обеспечения связи теории с практикой повысился интерес к учебе и внутренняя мотивация обучения. Качество обученности в общеобразовательных классах повысился с 11% в 2000 году до 37% в 2005 году.

7. Занятия интересным делом повысили эмоциональный настрой детей, способствовали снижению правонарушений и ликвидировали отсев. В настоящее время всеми видами внеклассной работы, включая допрофессиональную и профессиональную подготовку охвачено 502 учащихся, что составляет 79% обучающихся.

8. Создано 39 рабочих мест для учащихся в системе школьного кооператива по оказанию различных услуг населению.

9. Все учащиеся 5-11 классов привлечены к участию в общественно-полезном и производительном труде.

10. Обеспечена занятость 70% учащихся 5-10 классов в летний период:

Летний лагерь труда и отдыха на базе школы;

Детская площадка для 1-4 классов.

Бригада по благоустройству города,

Бригады для работы на пришкольном участке.

Ремонтно-строительная бригада для ремонта школы.11.Заперод с 2001-по 2005 годы подготовлено:

Водителей категории А, В – 95,

Автослесарей – 77,

Машинисток – 92,

Продавцов – 16,

Младших медсестер – 47.

Наряду с достигнутыми успехами, анализ работы по реализации программы Политехнизации УВП показывает негативные моменты, которые могут стать серьезным препятствием в развитии профессиональной и допрофессиональной подготовке как наиважнейшего фактора социализации выпускников.

1. На сегодняшний день нами получены только две лицензии. В соответствии с социологическим опросом, проведенным кафедрой политехнизации в ноябре 2006 года, жители города называют еще порядка 10-15 наиболее востребованных профессий. Среди них есть такие, которым можем обучать в нашей школе (оператор ПЭВМ, радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры, слесарь по ремонту автомобилей, повар, продавец продовольственных товаров и ряд других).

2. Слабая связь с Олекминским техникумом электрификации и механизации сельского хозяйства. Материальную базу ОТМЭСХ можно было бы использовать для проведения лабораторно-практических работ по устройству автомобиля.

3. Необходимо завершить разработку обязательного набора лабораторно-практических работ по всем предметам естественно-математического цикла и издать сборник ЛПР.

5. Применяемая методика профдиагностики охватывает не все качественные параметры личности и пока не выстроена система отслеживания, начиная с начальных классов.

6. Несмотря на создание учебно-программной документации сквозного курса «Технология» не удалось реализовать модульный принцип построения курса.

7. В городе отсутствует система, позволяющая достаточно точно определить перечень наиболее востребованных профессий по начальной профессиональной подготовке.

8. Отсутствует схема размещения социального заказа по начальной профессиональной подготовке между всеми видами образовательных учреждений, функционирующих в городе.

9. В соответствии с социальным заказом населения города требует решения создание межшкольного учебно-производственного центра.

10. Не отработана нормативно-правовая база по дуальному образованию на городском уровне.

10.1. Форма и содержание договоров сотрудничества между ОУ и предприятиями.

10.2. Отсутствует утвержденная схема взаимодействия школ и предприятий в форме решения сессии депутатов городского Совета.

11. Требует совершенствования и организации работа по отслеживанию занятости детей в проектах «Мотоклуб», «Радиоэлектроника», «Ученический кооператив», «Летняя занятость детей».

12. Неудовлетворительная материальная база производственного обучения.

ТЕМА ПРОГРАММЫ:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ ПОЛИТЕХНИЗАЦИЮ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ДУАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Объектом реализации программы является создание системы совместной учебной и воспитательной работы общеобразовательной школы и предприятий и частных предпринимателей г. Олекминска по профессиональной и допрофессиональной подготовки выпускников школы.

ПРЕДМЕТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Создание системы мониторинга потребности в кадрах и профессиональной подготовки в г. Олекминске.

2. Реализация принципа межведомственного и межотраслевого взаимодействия для консолидации материальных и кадровых ресурсов и создание оптимального образовательного пространства в г. Олекминске.

3. Разработка нормативно-правовой базы дуального образования в г. Олекминске.

3.1. Разработка типового проекта договора сотрудничества МОУ СОШ № 1 и предприятий города по реализации концепции дуального образования.

3.2. Закрепление за МОУ СОШ № 1 предприятий и индивидуальных предпринимателей для обеспечения содействия в практическом обучении по профессиональной и допрофессиональной подготовке учащихся МОУ СОШ № 1. Разработка проекта решения сессии городского совета по стимулированию участия предприятий и индивидуальных предпринимателей в дуальном образовании.

4. Создание современной материальной базы МОУ СОШ № 1 по дуальному образованию совместно с шефствующими предприятиями и индивидуальными предпринимателями.

5. Разработка экспериментального учебного плана МОУ СОШ № 1 с учетом политехнизации УВП и Концепции дуального образования.

5.1. Обеспечение модульного прохождения курса «Технология», 1-9 класс.

5.2. Ведение курса «Основы рыночной экономики».

5.3. Ведение курса «Твоя профессиональная карьера».

5.4. Ведение профессиональной начальной подготовке по лицензированным профессиям: «Водитель кат.А,В», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Машинистка», «Машинистка, работающая с иностранным текстом», «Продавец продовольственных товаров», «Повар», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования», «Радиомонтажник по освещению и осветительным сетям», «Исполнитель художественно-оформительских работ», «Гончар», «Художник росписи по дереву», «Часовщик по ремонту механических часов», «Часовщик по ремонту электронных и кварцевых часов».

5.5. Ведение допрофессиональной подготовки: военно-правовой класс, педагогический класс, технический класс, культурологический класс, реализация проекта «Школьный журнал», реализация проекта «Младшая медсестра», реализация проекта «Мотоклуб», реализация проекта «Радиоклуб», реализация проекта «Центр художественного творчества».

6. Содержание совместной работы МОУ СОШ № 1 и депутатов городского совета по реализации Концепции дуального образования.

6.1. Создание межведомственного координационного Совета города Олекминска по дуальному образованию с привлечением членов Общественного совета содействия развитию образования, представителей всех ОУ города, предприятий, предпринимателей.

6.2. Закрепление предприятий, организаций, предпринимателей в качестве партнеров по организации дуального образования.

6.3. Разработка нормативно-правовой документации по организации дуального образования.

6.4. Создание ступенчатой системы непрерывного профессионального образования молодежи: школа–ПУ-26–ОТМЭСХ–ОФ ЯГСХА.

6.5. Создание на базе МОУ СОШ № 1 межшкольного учебно-производственного центра для обучающихся 10-11 классов школ города и района.

7. Создание системы психолого-педагогической поддержки социализации выпускников школы путем организации психологической, профориентационной, юридической, экономической подготовки.

8. Обеспечение полной занятости учащихся 5-11 классов во внеурочное время в процессе реализации программы.

9. Организация привлечения внебюджетных средств за счет оказания платных образовательных услуг, работы школьного кооператива, спонсорской помощи.

10. Введение мониторинга по реализации Концепции дуального образования.

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

1. Создание оптимального образовательного пространства в микрорайоне школы и в городе Олекминске по начальной профессиональной и допрофессиональной подготовке.

2. Привлечение предприятий, индивидуальных предпринимателей, общественности города для реализации практической компоненты учебных программ

3. Создание условий для формирования образовательного заказа.

4. Создание целостной системы образовательного процесса, обеспечивающего каждого выпускника необходимым минимумом умений и навыков самостоятельной жизни.

5. Оказание содействия выпускникам школы в ранней профориентации и профессиональной подготовке.

6. Создание благоприятных условий для разностороннего трудового обучения и воспитания учащихся с учетом их интересов и склонностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

1. Формирование политехнических знаний.

2. Формирование умений использовать содержание теоретических знаний предметов естественно-математического цикла на практике.

3. Организация начального профессионального обучения.

4. Освоить с учителями предметов естественно-математического цикла методику реализации практической направленности предмета.

5. Составить авторские разработки политехнического содержания предметов естественно-математического цикла.

6. Разработать оптимальный учебный план, направленный на политехнизацию учебно-воспитательного процесса с введением предметов «Технология», «Профессиональное обучение», «Твоя профессиональная карьера», «Практическая психология».

7. Разработать и реализовать временнýю структуру учебного дня и учебной недели.

8. Обеспечить учащимся возможность самопознания, изучения мира профессий и профессионального самоопределения.

9. Сформировать первоначальные умения по участию в предпринимательской деятельности.

10. Выпускник должен знать:

  • Мир профессий и все типы профессий;
  • Юридические, экономические и организационные основы предпринимательской деятельности;
  • Навыки технологической культуры;
  • Основы профдиагностики;
  • Роль труда в жизни человека;
  • Элементы информационных технологий.

11. Выпускник должен уметь:

  • Адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии;
  • Обрабатывать различные материалы;
  • Вести культуру дома;
  • Владеть элементами электротехники, электроники;
  • Владеть технологией обработки пищевых продуктов (девушки);
  • Владеть навыками работы с бытовой техникой (юноши);
  • Самостоятельно разрабатывать и осуществлять несложные проекты по предпринимательской деятельности и по технологии обработки материалов;

12. Выпускник школы обязан овладеть одной из лицензированных профессий, предлагаемых школой и по желанию одной-двумя нелицензированными профессиями по допрофессиональному обучению.

ГИПОТЕЗА ПРОГРАММЫ

В связи с тем, что дуальное образование тесно взаимосвязано с идеей политехнизации учебно-воспитательного процесса необходимо продолжить работу в следующих направлениях.

1. Обеспечение практической направленности в преподавании предметов естественно-математического цикла.

Необходимо завершить начатую разработку необходимого перечня лабораторно-практических работ по физике (с учетом подготовки водителей), химии (с учетом подготовки водителей), по биологии (с учетом подготовки младших медсестер). Важнейшим направлением должна стать разработка содержания лабораторно-практических работ по устройству автомобиля. Все учащиеся, изучающие курс «Водитель кат.В» и все курсанты военно-правового класса должны научиться быстро и качественно оказывать первую медицинскую помощь и проводить действия на тренажере, имитирующему остановку сердца пострадавшего. Предполагается расширение перечня лабораторных работ по физике для обеспечения качественного изучения курса «Технология» (модули «Электротехника», «Радиоэлектроника»).

Преподавание химии должно быть тесно связано с материаловедением, технологией обработки материалов и пищевых продуктов. В содержании курса биологии особое внимание будет уделено пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков земледелия и применения полученных знаний в выращивании сельскохозяйственных культур в подсобном хозяйстве. В содержании ЛПР по автоделу необходимо добавить еще 5 позиций, доведя общее количество работ до 17, с общим объемом 64 часа. Особое внимание следует уделить ТО, связанного с контрольно-измерительными приборами, системы охлаждения и тормозными системами. Необходимо восстановить автотренажер на электронной схеме и тренажер на базе ВАЗ 2106.

2. Развитие и совершенствование системы профдиагностики обучающихся и обеспечение профессионального самоопределения личности.

Будет продолжено ведение курса «Твоя профессиональная карьера». У школьников 1-4 классов с помощью активных средств профориентационной деятельности должно формироваться понимание роли труда в жизни человека и общества, будет развиваться интерес к трудовой деятельности.

В 5-9 классах должно целенаправленно закладываться осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе, умение адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

В 10-11 классах внимание старшеклассников сосредотачивается на формировании профессионально важных качеств в избираемом виде деятельности, оценка и коррекции профессиональных навыков. На каждого учащегося ведется профессиограмма. В нее вносятся результаты диагностических тестирований, профессиональных проб, дневник выбора профессии.

Должна быть продолжена практика проведения вечеров из серии «Встреча с профессией», Ярмарок профессий, учебных и рабочих мест. Основные задачи профориентационной работы с учащимися заключаются в обеспечении накопления информационной основы базовых профориентационных знаний и умений для выбора будущей профессии в формировании представлений школьников о мире профессий и о месте в нем человека, выбирающего профессию. Необходимо развивать умения самоанализа, анализа профессий, составлять личные профессиональные планы.

Должно быть обновлено оформление кабинета профориентации.

Необходимо целенаправленно заниматься изучением новых технологий, включая «Радиоэлектронику», «Современные технологии в ремонте и отделке жилья», «Современные строительные материалы», «Новые виды связи» и многое другое.

Основными параметрами по обеспечению качественного изменения трудового обучения и трудового воспитания учащихся должна стать модульный принцип построения курса «Технологии» и проектный метод изучения этого курса, начиная с 1 класса. Предполагается реализация следующих разделов в 1-4 классах.

1. Технология обработки материалов (природные, бумага, проволока, глина).

2. Культура дома, уход за домом.

3. Информационные технологии (обучающие игры на компьютере).

4. Основы радиоэлектроники.

5. Основы электротехники.

В 5-9 классах продолжается изучение разделов курса «Технология», направленных на широкую допрофессиональную подготовку. В этих классах начинается целенаправленная работа по развитию способности к решению различных технологических проблем, по активизации инициативности и предпринимательству, по усвоению обучающимися базовых основ политехнических знаний и умений по элементам техники. Особое внимание будет уделяться организации творческой деятельности (техническое творчество, радиоэлектронное творчество, декоративно-прикладное творчество).

Обучающиеся ознакомятся с понятиями о технологических, транспортных, энергетических машинах, о конструкциях и деталях, их назначении и способах соединения. Прогнозируется достаточно глубокое ознакомление с принципами использования электрической энергии в быту, с различными способами передачи информации, в том числе с помощью электромагнитных волн в радиоуправляемых игрушках.

В 5-7 классах будет проходить овладение, в основном, технологиями ручного и несложного машинного труда.

В 8классе предполагается рассмотрение таких модулей, как «Семейная экономика», «Дом, в котором ты живешь», «Художественная обработка материа-лов», «Электротехнические работы» (включая изучение и ремонт бытовых электронагревательных приборов). В 9 классе будут изучаться следующие модули: «Радиоэлектроника», «Цифровая электроника и элементы ЭВМ».

4. Подготовка обучающихся 10-11 классов к самостоятельной трудовой жизни путем реализации Концепции дуального образования.

Прогнозируется включение следующих мероприятий:

4.1. Уточнение перечня профессий по начальной профессиональной подготовке. В основу составления перечня закладывается итог мониторинга профессий, проведенного кафедрой политехнизации УВП МОУ СОШ № 1 в октябре-ноябре 2006 года. Наиболее востребованные определены с помощью социологического опроса родительской общественности всех школ города с учетом мнения Центра занятости населения и администрации города.

4.2. Размещение социального заказа по начальной профессиональной подготовке в учебных заведениях города, имеющих соответствующую материальную базу. Размещение проводится Межведомственным городским координационным советом по дуальному образованию.

В школе № 1 предлагается создание в качестве филиала Межшкольного учебно-производственного центра «Политех», цель которого – реализация в полном объеме программы допрофессиональной и профессиональной подготовки для обучающихся 10-11 классов школ города (Положение о МУПЦ «Политех» прилагается).

4.3. В функции МУПЦ «Политех» входят следующие позиции:

4.3.1. Получение лицензий по наиболее востребованным профессиям в соответствии с предложением Межведомственного городского координационного центра по дуальному образованию.

4.3.2. Открытие филиалов МУПЦ в школах города и района по заявке советов и руководителей школы.

4.3.3. Ведение углубленной профориентационной работы и профдиагностики в школах города. Проведение выездных дней профориентации в школах района.

4.3.4. Ведение мониторинга по реализации Концепции дуального образования в городе по утвержденной Координационным центром схеме.

4.4. Заключение договоров сотрудничества МОУ СОШ № 1 с закрепленным за школой предприятиями, индивидуальными предпринимателями по реализации Концепции дуального образования в соответствии с совместными решением Главы города и городского Совета депутатов по следующей схеме:

- профориентационная работа,

- производственная практика,

- организация допрофессиональной и профессиональной подготовки на предприятиях,

- участие в гос.экзаменах по изученному курсу,

- оказание содействия в повышении квалификации преподавателей начального профессионального обучения.

4.5. Закрепление предприятий и ИП по реализации Концепции дуального образования.

4.5.1. Код 11442 «Водитель категории А,В» - ОАТП, директор Краснов С.А.

                                                                ИП Михайлов А.Н.

4.5.2. Код 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей - (автосервис),

ИП Михайлов А.Н.

                                                        ОТМЭСХ, директор Суханов В.А.

4.5.3. Код 24031 «Машинистка» - Олекминская типография, Шеволдина Л.В.

4.5.4. Код 17533 «Радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры – ИП Максименко А.С.

4.5.5. Код 17353 «Продавец продовольственных товаров» - ИП Стефанчук Р.В.

4.5.6. Код 16675 «Повар» - столовая «Северянка», «Алгыс».

4.6. Привлечение квалифицированных мастеров к индивидуальной подготовке к работе в сфере услуг по системе мастер-подмастерье:

4.6.1. Код 11693 «Гончар» - Слесаренко С.М.

4.6.2. Код 12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ» - Чумак Е.И.

4.6.3. Код 19806 «Электромонтажник по освещению и осветительным сетям» - Дегтярев Ю.Д.

4.7. Допрофессиональное образование:

4.7.1. Проект «Военно-правовой класс» - военкомат, РОВД, прокуратура.

4.7.2. Проект «Педагогический класс» - МУ «УООР».

4.7.3. Проект «Технический класс» - ОТМЭСХ, ОФ ЯГСХА.

4.7.4. Проект «Культурологический класс» - управление культуры, ЦКиД, музыкальная школа.

4.7.5. Проект «Школьный журнал»- редакции газеты «Олекма», «Вести Олекмы».

4.7.6. Проект «Младшая медсестра» - ЦРБ.

4.8. Обеспечение комплексной психолого-педагогической подготовки выпускников школы к трудовой деятельности.

4.8.1. Курс «Практическая психология» нацелен на оказание помощи старшеклассникам в глубоком и всестороннем изучении своей личности, в их адаптации к самостоятельной жизни.

4.8.2. Курс «Основы рыночной экономики» направлен на развитие предприимчивости и на получение навыков предпринимательской деятельности. Учащиеся приобретают навык составления учредительных документов. Курс завершается защитой проекта «Прибыльная идея».

4.9. Мероприятия по снижению криминогенной обстановки в городе путем реализации Концепции дуального образования и обеспечение занятости обучающихся школ города.

4.9.1. Проект «Мотоклуб». Цель – объединение подростков города школьного возраста, увлеченных мототехникой. В соответствии с договором с Олекминским ГАИ по распоряжению администрации района школьному мотоклубу передаются узлы и механизмы различной невостребованной мототехники. Ребята под руководством мастера производят сборку мотокартов, багги, трициклов. Место дислокации мотоклуба – бокс школьного гаража. Возможно обучение желающих по лицензии школы по курсу «Водитель кат.А». Привлечение членов мотоклуба к участию в районной и республиканской выставке технического творчества по разделу «Транспорт». Развитие технических видов спорта.

Привлечение членов мотоклуба к дежурству в качестве помощников инспекторов ГАИ по обеспечению безопасности на дорогах. Проведение членами мотоклуба профилактических бесед по предупреждению нарушений правил дорожной безопасности для младших школьников и соревнований «Безопасное колесо». Члены мотоклуба углубленно изучают устройство мототехники, что облегчит усвоение курса «Водитель кат.В» и «Автослесарь».

4.7.2. Проект «Радиоклуб».

Цель – объединение подростков города, увлеченных радиоэлектроникой. Члены радиоклуба проводят сеансы радиосвязи с другими городами России и с другими странами. Радиоклубу присвоен свой позывной. В радиоклубе занимаются обучающиеся школ города, увлеченные радиоконструированием. К республиканской выставке технического творчества планируется подготовить следующие проекты: «Электрифицированная модель детской площадки».

Члены радиоклуба будут принимать участие в различных военно-спортивных мероприятиях, используя имеющиеся армейские радиостанции, в соревнованиях «Охота на лис» с использованием самостоятельно смонтированных пеленгаторов.

4.7.3. Работа ученического кооператива.

Кооператив должен развиваться по следующим направлениям в сфере оказания услуг населении:

- изготовление товаров народного потребления из дерева (вешалки, скамейки и пр.);

- выращивание рассады, цветов;

- оказание хозяйственных услуг населению (колка дров, уборка снега, мелкий ремонт ограждения, строительство простейших парников и т.п.);

- изготовление сувениров (керамика, стекло).

4.7.4. Обеспечение занятости детей в летний период:

- организация производственной практики в ОАТП, ЦРБ;

- организация работы лагеря труда и отдыха дневного пребывания (работы по благоустройству города);

- организация работ по ремонту школы и школьной мебели.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОЛИТЕХНИЗАЦИИ УВП

И ДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Первый этап – 2007 год.

Проведение информационно-разъяснительной работы с населением и социальными партнерами.

Проведение Круглых столов с привлечением депутатов районного и городского советов по реализации Концепции дуального образования.

Публикация статей в районной газете «Олекма» по организации дуального образования.

Разработка нормативно-правовой базы реализации на городском и школьном уровнях.

Заключение договоров сотрудничества МОУ СОШ № 1 с предприятиями, индивидуальными предпринимателями г. Олекминска по реализации Концепции дуального образования.

Корректировка учебного плана с учетом политехнизации УВП и дуального образования.

Разработка учебно-программной документации по дуальному образованию.

Корректировка и утверждение учебных программ по предметам естественно-математического цикла с учетом политехнизации УВП и дуального образования.

Организация работы психолого-педагогической службы по обеспечению социализации выпускников школы.

Организация работы кафедры политехнизации УВП по реализации концепции дуального образования.

Утверждение ставки заведующего кафедры политехнизации УВП.

Разработка и утверждение структуры учебной недели и учебного года с учетом политехнизации УВП и дуального образования.

Участие в конкурсном отборе образовательных учреждений Республики Саха для осуществления государственной поддержки внедрения дуального образования.

Второй этап – 2008-2010 год.

Создание межшкольного учебно-производственного Центра «Политех» в качестве филиала МОУ СОШ № 1.

Подготовка материальной базы, кадровое обеспечение и получение лицензий по начальной профессиональной подготовке:

Код 18511, «Слесарь по ремонту автомобилей»

Код 24033, «Машинистка, работающая с иностранным текстом»,

Код 17353, «Продавец продовольственных товаров»,

Код 16675 «Повар»,

Код 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин»,

Код 17533 «Радиомеханик по ремонту радиоэлектронного оборудования»,

Код 19806 «Радиомонтажник по освещению и осветительным сетям»,

Код 12565 «Исполнитель художественно-оформительских работ»,

Код 11693 «Гончар»,

Код 19520 «Художник росписи по дереву»,

Код 19545 «Часовщик по ремонту механических часов»,

Код 19546 «Часовщик по ремонту электронных и кварцевых часов».

Организация дуального образования по полученным лицензиям.

Курсовая переподготовка преподавательского состава по курсам «Технология», «Основы рыночной экономики», «Твоя профессиональная карьера» и по лицензированным профессиям.

Третий этап – 2011 год.

Внедрение системы дуального образования.

КРИТЕРИИ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

И ПРИМЕНЯЕМЫЕ ИЗМЕРИТЕЛИ

1. Выпускник общеобразовательных классов знает:

  • Мир профессий и все типы профессий;
  • Юридические, экономические и организационные основы предпринимательской деятельности;
  • Навыки технологической культуры;
  • Основы профдиагностики;
  • Роль труда в жизни человека;
  • Элементы информационных технологий.

2. Выпускник общеобразовательных классов умеет:

  • Адекватно оценивать свои личные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии;
  • Обрабатывать различные материалы;
  • Вести культуру дома;
  • Владеть элементами электротехники, электроники;
  • Владеть технологией обработки пищевых продуктов (девушки);
  • Владеть навыками работы с бытовой техникой (юноши);
  • Самостоятельно разрабатывать и осуществлять несложные проекты по предпринимательской деятельности и по технологии обработки материалов.

3. Все выпускники общеобразовательных классов получают свидетельства по одной из лицензированных профессий и справку по одной из нелицензированных профессий.

4. За счет политехнизации учебно-воспитательного процесса и дуального образования обеспечивается по 5-9 классам занятость 70% детей во внеурочное время, в 10-11 классах – 100% занятость.

5. Создание 50-80 рабочих мест для учащихся в системе школьного кооператива по оказанию различных услуг населению.

6. Обеспечение занятости 70% учащихся 5-10 классов в летний период за счет создания:

6.1. Городского летнего лагеря труда и  отдыха для 9-10 классов.

6.2. Школьной детской площадки для 1-4 классов.

6.3. Бригад по благоустройству города для 5-10 классов.

6.4. Бригад для работы на пришкольном участке для 5-8 классов.

7. Проведение мониторинга Концепции дуального образования.

7.1. Социальный портрет учащихся 9 классов. Изучение детско-родительских отношений.

7.2. Состояние здоровья учащихся 9 кл.

7.3. Психологический портрет учащегося.

7.3.1. Диагностика темперамента.

7.3.2. Самооценка психологического состояния (тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность).

7.3.3. Диагностика «Личность и профессия».

7.3.4. Диагностика потребностно-мотивационной сферы.

7.3.5. Диагностика интеллектуальных возможностей учащихся.

7.3.6. Диагностика удовлетворенности психологическим комфортом в школе (учащиеся, педагоги, родители).

7.4. Диагностика коммуникативной состоятельности учащихся – классные руководители 9-х классов.

7.5. Диагностика профессиональной направленности учащихся 4, 9, 11 классов.

7.6. Диагностика.

7.6.1. Уровня обученности.

7.6.2. Уровня обучаемости.

7.6.3. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

7.7. Занятость учащихся в кружках и секциях.

7.8. Занятость учащихся всеми видами профессионального и допрофессионального обучения.

7.9. Трудоустройство выпускников, получивших профессию или прошедших курс допрофессиональной подготовки.

7.10. Дневник самопознания (закрытая информация).

7.11. Выполнение договорных условий с предприятиями в %.

7.12. Рейтинг родителей по обеспечению качества дуального образования (социологический опрос родителей выпускников школ).

7.13. Процент выпускников, получивших начальную профессиональную подготовку.

7.14. Ежегодный мониторинг прогнозирования структуры подготовки квалифицированных рабочих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Смоленков Д.Ю. - Роль религиозных организаций в процессе социализации выпускников школ (курсовая работа) 14.04.2013

Предлагаю вашему вниманию курсовую работу, написанную мной полгода назад, во время обучения на втором курсе факультета психологии, отделения социальной педагогики и психологии ЛГУ им. А.С. Пушкина.Нек...

Социализация выпускников школы

Социализация  -это очень важный аспект в дальнейшей жизни выпускника....

ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...

Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога.

Одна из задач социального педагога в образовательном учреждении – содействие в социализации обучающегося, продуктивному личностному росту при решении жизненных проблем и его взаимодействия с окружающи...

Профессиональное самоопределение учащихся как один из путей успешной социализации выпускника общеобразовательной школы (в современных условиях с учетом требований ФГОС)

Сегодня необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентиров...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) ш...