Современный ученик: путь к успеху (факторы личностного развития школьника в педагогической среде).
статья (10 класс) на тему

Бережная Ольга Николаевна

Статья посвящена проблемиам повышения качества работы современного учителя-предметника, выстраиванию им индивидуальной стратегии работы с каждым ребенком и классом в целом на основе психологической диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_uchenik.docx36.99 КБ
Office presentation icon sovremennyy_uchenik.ppt991 КБ

Предварительный просмотр:

Современный ученик: путь к успеху

(факторы личностного развития школьника в педагогической среде).

Бережная Ольга Николаевна,

учитель истории и обществознания

БОУ г. Омска «СОШ № 135».

        Кто такой одаренный ребенок? Если задать этот вопрос любому современному учителю, то, скорее всего, мы получим стандартный ответ. Это  ребенок, который хорошо учится, принимает участие в разных мероприятиях, общительный и т.д., т.е. каким-то образом себя проявляет. А что делать детям, которые себя никак не проявляют, да еще и плохо учатся? Что делает педагог в таком случае? И опять стандартный набор: беседы с родителями, дополнительные занятия, жесткий контроль  и т.д. Но результата нет, и мы ставим «крест» на таком ребенке. И со временем класс для нас делится на три группы: «одаренное»  меньшинство (5-7 человек), «среднее» большинство (10-15 человек) и «болото» (5-7 человек). Мы активно работаем с «одаренным» меньшинством: олимпиады, конкурсы, внеклассные мероприятия, куда периодически подключаем и «среднее» большинство. А «болото» у нас остается вне поля деятельности. Мы «тянем» этих детей         до тройки и считаем, что свою миссию мы выполняем. Так работает среднестатистический учитель, а точнее большинство учителей. Мы работаем с одними и теми же детьми, и к старшим классам происходит «выгорание» ребенка. Это выражается в снижении успеваемости, в апатии, в нервных срывах и т.д. И тогда мы списываем эти явления на сложный подростковый возраст. Но проблема совершенно не в этом.

        Перед современным учителем стоят очень сложные задачи. Современный выпускник средней школы должен быть гармонично развитой личностью, настоящим патриотом и гражданином свое страны, обладающий высокоразвитым интеллектом, нравственными качествами и т.д. и т.п. Но как этого добиться, особенно в условиях адаптивной, т.е. общеобразовательной школы, где обучаются дети с совершенно разным уровнем умственных и физических возможностей, где классы по 30 человек «пестрого» социального состава.

        Интересно то, что, если попросить любого учителя охарактеризовать того или иного ученика, он без проблем это сделает. Откуда складывается эта характеристика?  А это результат педагогической диагностики, т.е. наблюдения. Мы – профессионалы с большим стажем работы и привыкли себе верить. Но вот в чем проблема: результаты педагогической диагностики часто не соответствуют тому, что есть на самом деле.

Пример:  Терешонок Анастасия. С 6-го класса очень старательная девочка, активная. Занимала призовые места на олимпиадах по всем школьным предметам. Активно участвует во всех конкурсах и т.д. Училась всегда только на отлично. К 10-му классу серьезно снизила качество успеваемости. Появились даже тройки. Значит, девочка недоучивает, тем более, что у нее появился молодой человек, и тут все понятно.

Савченко Александр 10-й класс. Первый месяц работы показал, что ребенок неорганизован, плохо учится, т.е. нет интереса  к учебе. Не выполняет домашние задания. На уроках отвлекается, разговаривает. На замечания учителя реагирует достаточно агрессивно, может нахамить. Демонстрирует высокомерно-наплевательское поведение.

        Встреча с родителями показала, что мать не уделяет должного внимания ребенку, поскольку одна и вынуждена много работать. Да и с сыном справляется с большим трудом,  т.е. помощи от родителей не будет. Что делать учителю?

        Это примеры педагогической диагностики, т.е. то, что лежит на поверхности. А что же на самом деле?  А на самом деле в первом случае мы имеем дело с эмоциональным выгоранием, а во втором – с трудностями ребенка в освоении учебного материала. И его демонстративное поведение – не более чем защитная реакция. Он хочет учиться,  готов принять помощь, но, увы, не привык ее получать. Необходима индивидуальная работа.

Как я смогла понять проблему? А это уже результат психологической диагностики.

        Психологическая диагностика позволяет современному школьному учителю решать важнейшие учебные и воспитательные задачи:

  • грамотно планировать урок с учетом результатов диагностирования;
  • определять дозировку заданий как во время урока, так и домашних заданий;
  • подбирать разноуровневые задания с учетом физиологических особенностей обучающихся;
  • отслеживать прогресс и проблемы  в развитии каждого ребенка.

Понятно, что диагностирование должно проводиться ежегодно, т.к. без этого отследить динамику личностного и интеллектуального роста обучающихся просто невозможно. Кроме того можно безошибочно определить, может ли ребенок работать в группе или ему лучше давать индивидуальные задания.

Диагностика способностей обучающихся позволяет грамотно планировать и предметную, и воспитательную работу. Глупо заставлять ребенка, не имеющего склонности к спорту, участвовать в спортивных соревнованиях только потому, что в команде не хватает участников или необходимо защитить честь класса. Понятно, что положительных результатов это не принесет ни классу, ни самому ребенку. Более того, в плане личностного развития ребенок получит отрицательный опыт, который, в свою очередь,  будет способствовать  выработке негативного отношения к спорту в целом, что в дальнейшем может иметь глубокие отрицательные последствия.  Необходимо очень внимательно и серьезно подходить к результатам диагностирования, чтобы не допускать подобных ошибок. Не надо забывать, что внеурочная работа мотивирует ребенка именно на результат, и этот результат обязательно должен быть положительным.

        Главной ошибкой многих педагогов является безграмотно построенная внеурочная воспитательная и предметная деятельность. Одни и те же дети участвуют во всех олимпиадах и конкурсах, а остальные остаются предоставленными сами себе. Это приводит к эмоциональному выгоранию одаренных детей, к снижению качества успеваемости, к усталости  и апатии, поскольку огромная загруженность не дает возможности таким детям полноценно  отдыхать и радоваться жизни, как их сверстники. Многие педагоги, работающие в условиях адаптивной школы, считают, что только одаренные дети способны показывать высокие результаты, а остальным это не дано. Однако не надо забывать, что каждый ребенок наделен от рождения определенными способностями и является по-своему одаренным. Задача современного учителя состоит в том, чтобы выявлять эти способности и максимально развивать с учетом требований ФГОС.

Старый метод наблюдения, которым пользуется и сегодня большинство опытных педагогов, далеко не является эффективным. Это, конечно, не значит, что его нужно сбрасывать со счетов. Как метод дополнительного изучения личности ребенка он, безусловно, остается. Но главным методом сегодня для каждого современного учителя должна стать именно психологическая диагностика.  Она позволяет определить, в каком направлении или виде работы лучше использовать того или иного ребенка. Так, принято думать, что именно отличники могут заниматься научным исследованием. Однако на деле оказывается, что ребенок имеет отличные оценки не за счет самостоятельности и креативности мышления, а за счет обычной зубрежки, что делает его совершенно неспособным к аналитической работе. И наоборот, дети, чьи результаты в учебе не слишком высоки, не раз демонстрировали высокий уровень самостоятельной аналитической работы и занимали призовые места на научно-практических конференциях разного уровня. В последствие они также показывали высокие результаты во время обучения в высших учебных заведениях.

Одним из важнейших результатов грамотного использования диагностик является привлечение большого количества обучающихся к участию в различных конкурсах, проводящихся в различных направлениях, и, как следствие, повышение качества обученности по предмету. Так, дети, имеющие хороший голос, театральные способности, с удовольствием участвуют в различных конкурсных спектаклях, КВНах и т.д., что также повышает уровень знаний, культуры ребенка в целом, его самооценку и хорошо развивает личностные качества.

Олимпиады – это хорошая возможность показать свои знания для детей, демонстрирующих высокие  учебные результаты и склонность к кропотливой индивидуальной работе. Конкурсы по информационным технологиям для детей, хорошо разбирающихся в компьютерных программах. Физика, химия и биология – это прикладные науки, где прекрасно проявят и будут развивать свои способности дети, у которых явно прослеживается тяга к практической работе. Таким образом, диагностические исследования обучающихся не только позволяют  определить виды мероприятий для максимального использования потенциала детей, но и формировать группы, команды, составлять проекты и т.д.

Благодаря выявленным диагностическим путем способностям и склонностям учеников, учитель может охватить максимальное количество детей и привлечь их к различным видам работ, что в свою очередь  повышает интерес к предмету и школе в целом, способствует развитию личности каждого ребенка, формирует положительный опыт для самих педагогов.

Дети, окруженные заботой и вниманием, с удовольствием идут в школу, проводят там огромное количество времени, продуктивно общаются и со своими сверстниками, и с учителями. Такие ребята через всю жизнь пронесут светлый образ своих любимых учителей, благодарность за их труд и, конечно, будут вспоминать свою любимую школу, как один из самых счастливых этапов своей жизни.

        Прежде всего, начинать работу необходимо с диагностики уровня учебных возможностей и способностей обучающихся, т.е. с изучения детей. Построить современный процесс обучения без этого уже невозможно. Диагностических методик сегодня очень много, и каждый педагог выбирает те, которые удобно использовать именно ему (легкие в обработке результатов и понятные его ученикам). Хорошо подходит для использования методика Ирины Зайцевой «Изучение интенсивности и уровня развития познавательных интересов учащихся», а также  методика Н. Шумаковой «Одаренный ребенок или выбор способа обучения». Мы не только получаем картину относительно конкретного ребенка, но и характеристику класса в целом. Это позволяет нам выстраивать стратегию индивидуальной работы с учениками и с классом, корректировать методику преподавания в зависимости от особенностей данного класса, что сегодня от нас и требуется. И таким образом мы постепенно выходим на достаточно высокие результаты как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

        Литература:

  1. Бережная О.Н. Диагностика как залог успеха педагога.// http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/
  2. Орешкин В.Г. От урока к педагогической мастерской. Методика и практика./Видеоконференция от 27.08.13.// http://www.zavuch.ru/news


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОВРЕМЕННЫЙ УЧЕНИК: ПУТЬ К УСПЕХУ (ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СРЕДЕ) . Бережная Ольга Николаевна, учитель истории и обществознания БОУ г. Омска «СОШ № 135»

Слайд 2

Одаренный ребенок, по мнению большинства современных учителей, это тот, кто хорошо учится, принимает участие во всех олимпиадах и конкурсах, а также во всех внеурочных мероприятиях. Он всегда в первых рядах, на него равняется весь класс.

Слайд 3

Со временем класс для нас делится на три группы: «одаренное» меньшинство (5-7 человек), «среднее» большинство (10-15 человек) и «болото» (5-7 человек). Мы активно работаем с «одаренным» меньшинством, а «болото» у нас остается вне поля деятельности. Мы «тянем» этих детей до тройки и считаем, что свою миссию мы выполняем. Так работает среднестатистический учитель, а точнее большинство учителей.

Слайд 4

Мы работаем с одними и теми же детьми, и к старшим классам происходит «выгорание» ребенка. Это выражается в снижении успеваемости, в апатии, в нервных срывах и т.д. И тогда мы списываем эти явления на сложный подростковый возраст. Но проблема совершенно не в этом.

Слайд 5

Психологическая диагностика позволяет современному школьному учителю решать важнейшие учебные и воспитательные задачи: грамотно планировать урок с учетом результатов диагностирования; определять дозировку заданий как во время урока, так и домашних заданий; подбирать разноуровневые задания с учетом физиологических особенностей обучающихся; отслеживать прогресс и проблемы в развитии каждого ребенка.

Слайд 6

Каждый ребенок наделен от рождения определенными способностями и является по-своему одаренным. Задача современного учителя состоит в том, чтобы выявлять эти способности и максимально развивать с учетом требований ФГОС.

Слайд 7

Благодаря выявленным диагностическим путем способностям и склонностям учеников, учитель может охватить максимальное количество детей и привлечь их к различным видам работ, что в свою очередь повышает интерес к предмету и школе в целом, способствует развитию личности каждого ребенка, формирует положительный опыт для самих педагогов.

Слайд 8

ЧТО НАМ ПОКАЗЫВАЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КОНКРЕТНОГО РЕБЕНКА: Уровень его познавательного интереса; Уровень самостоятельности; Сколько времени ребенок способен вдумчиво работать; Индивидуальные способности и наклонности; Уровень общительности; Психо-неврологическое состояние ребенка; Нуждается ли ребенок в помощи учителя; Может ли он работать в команде; Мотивацию; Степень самооценки и т.д.

Слайд 9

Результаты диагностики в «слабом» 10-3 классе

Слайд 10

Развитие навыка проведения мыслительных операций

Слайд 11

Уровень сформированности внутренней учебной мотивации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий педагогического совета Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы

Сценарий педагогического совета "Личностное развитие школьника на всех уровнях обучения через взаимодействие семьи и школы" может быть полезен для начинающего заместителя директора, классных рук...

Проблемный педагогический совет по воспитательной работе «Личностное развитие школьника на всех ступенях обучения через взаимодействие школы и семьи» в интерактивной форме

Необычным будет и сам педсовет… т.к. в нашем зале присутствуют не только педагоги, но и представители родительской общественности. И мы надеемся, что такие диалоги в реальной жизни не будут иметь мест...

Методический семинар:"Социальное  проектирование как фактор личностного становления школьников  в воспитывающей среде образовательного учреждения"

Методический семинар направлен на демонстрацию системы деятельности учителя по теме: «Социальное  проектирование как фактор личностного становления школьников  в воспитывающей среде обр...

Презентация по теме: «Социальное проектирование как фактор личностного становления школьников в воспитывающей среде образовательного учреждения».

Презентация направлена на обобщение опыта учителя по теме: «Социальное  проектирование как фактор личностного становления школьников  в воспитывающей среде образовательного учреждения»....

Педагогический опыт: "Внеклассная работа по математике как фактор личностного развития обучающихся в рамках реализации Концепции математического образования"

Настоящий опыт основан на реализации принципов развивающего обучения, активности обучающихся, которые характеризуются  высоким уровнем мотивации, особыми личностными характеристиками обучающихся,...

методический семинар на тему:ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА

Все учителя мечтают о высоких результатах своих учеников на государственной итоговой аттестации.  Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном о...

Портфолио ученика - путь к успеху

Портфолио ученика– путь к успехуОсновные цели внедрения технологии портфолио: – отслеживание, учёт и оценивание индивидуальных достижений учащихся, — повышение образовательной активн...