Проблема социализации детей сирот и детей
статья на тему

Степанова Людмила Владимировна

Пояснение, что такое социализация, необходимость помощи в социализации детям детского дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема социализации детей сирот и детей

Проблема социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существовала всегда, в настоящее время, в ситуации серьёзных социально экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан. Однако проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличаются особой сложностью, проведенные исследования (работы М.И. Буянова, И.А. Залыгиной, А.И. Захарова, Е.М. Рыбинского, Е.О. Смирновой и др.) позволяют утверждать, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в социально-психологическом статусе воспитанников таких характеристик как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера, повышенный уровень отклоняющегося поведения 

Недостаточно просто научить определённым знаниям и умениям. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, т.е. стать личностью, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Среди наиболее актуальных направлений воспитательной деятельности в детском доме является понятие о социализации как процессе вхождения воспитанника в социальную среду, усвоение им социального опытаосвоение и приобретении системы социальных

  В процессе социализации можно выделить 2 основных аспекта:

1. Усвоение воспитанником социального опыта, форм, опыта, способов и моделей поведения.

2. Воспроизведение системы социальных связей, моделей поведения в активной деятельности ребёнка в социальной среде.

Можно выделить несколько проблем, мешающих или тормозящих процесс социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проблема 1. Отсутствие в детских домах квалифицированных специалистов.

Проблема 2. Эмоционально-личностные деформации.

Хотя круг общения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достаточно широк с раннего детства, потребность в эмоционально тёплом контакте не находит удовлетворения, так как ребёнок нуждается в специфически материнском типе эмоциональной стимуляции.

Проблема 3. «Закрытость» пространства детских домов.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей являются жертвами процесса социализации вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских учреждений. Воспитанникам детского дома свойственно однообразие и унификация стилей поведения, что приводит к недостаточному развитию социализации в конкретных социальных ситуациях.

Проблема 4. Межличностные отношения.

У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей существуют трудности в установлении межличностных отношений с воспитателями, педагогами, сверстниками, что отражается в характеристике этих отношений как «плохих» и «скорее плохих». В детских домах к воспитанникам довольно часто обращаются по фамилии, а имя используют либо в сочетании с фамилией, либо мотивом обращения выступает приказ, порицание, а обращение с целью похвалы или проявления любви используются редко, в результате этого у ребенка появляется негативная установка в отношении своего имени.

Проблема 5. Негативное отношение к детям из детских домов.

Данная проблема есть обратная от предыдущей. Еще одним последствием социализации в детском доме является негативное отношение к детям из детских домов, которое рассматривается социологами и социальными работниками как навешивание ярлыка, когда в обществе восприятие человека происходит через призму того, что он находился и воспитывался в детском доме. Кроме того, такое отношение ребенок встречает не только по выходе из детского дома, он растет и воспитывается в такой атмосфере.

Проблема 6. Профессиональная ориентация воспитанников детского дома.

Ещё один важный аспект социализации – профессиональная ориентация подростка-сироты или оставшегося без попечения родителей и подготовленность его к выбору профессии и труду. Необходимо отметить, что замкнутый тип функционирования детских учреждений не даёт полной возможности для дальнейшего развития профессиональных предпочтений.

Проблема 7. Неприспособленность к самостоятельной жизни.

Длительное проживание в детском учреждении и специфика первичной социализции и социализации в процессе проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме, безусловно, затрудняют формирование у них необходимых для эффективного функционирования в социуме навыков и требуют специальных социально-педагогических программ по подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Воспитанников детского дома, к сожалению, не приучают к труду, самообслуживанию, готовности заботиться о себе, они знают, что их накормят и оденут – государство взяло на себя такие обязательства. У них не только нет необходимости себя обслуживать, это еще и запрещено. Воспитатели не имеют права привлекать ребенка даже к помощи на кухне - это не допускается нормативами по гигиене и технике безопасности. Таким образом, вольно или невольно воспитывается иждивенческая позиция: дети не умеют ни готовить, ни убирать, ни штопать свои вещи. Когда ребенок выходит из детского дома, он совершенно не приспособлен к жизни: получая квартиру, но не может жить один – в детском доме в комнате с ним рядом постоянно находилось четыре-пять человек, он не знает, как расходовать деньги, не достаточно разбирается в людях, т.е. имеет малое представление о жизни за стенами детского дома. Поэтому детдомовцы часто становятся жертвами мошенников и криминальных структур, редко заводят друзей и семью, а от одиночества и непонимания находят утешение в алкоголизме, наркомании, противоправных действиях.

У большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии; 80% детей, воспитывающихся в детских домах имеют задержку психического развития или интеллектуальную недостаточность разной степени выраженности.

Агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих; неумение и нежелание признать свою вину.

Бедность мотивационной сферы, поверхностность, нервозность контактов, неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искажённая потребность в любви.

Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, формирование различного рода «защиты», когда вместо умения самому справиться с трудной ситуацией возникает аффективное реагирование, обида, перекладывание ответственности на других.

Тяга к бродяжничеству и побегам как нереализованная потребность в жизненном пространстве для психологического обособления (для того, чтобы побыть одному).

Иждивенческая позиция (« нам должны», «дайте»); отсутствие бережливости и ответственности.

Инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к самостоятельному выбору.

Перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.

  Все эти черты  -это своего рода защита ребёнка от мира взрослых, неумелая попытка противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. При условиях правильно организованной воспитательной работы в детском доме можно избежать появления многих отрицательных наслоений в личности воспитанника.

Стимулы, используемые в работе с воспитанниками:

Внимание, Ласка, Одобрение, Поощрение, Положительный пример, Организация успеха

Сотрудничество, Сочувствие, Сопереживание, Неодобрение, Ирония, Критика, Замечание

Наказание.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что воспитание в детском доме на сегодняшний день не способствует успешной социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И хотя в последние годы в России всё больше внимания уделяется вопросам повышения эффективности существующей системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения прав воспитанников этих учреждений, отношения к детям воспитателей и сотрудников детского учреждения. Все соглашаются с тем, что усыновление, опека, помещение ребёнка в приёмную семью в большинстве случаев предпочтительнее его устройства в детский дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в системе воспитательно - образовательного процесса

Сложная социально-экономическая обстановка в стране приводит к тому, что выпускники образовательных учреждений часто не находят применения своим силам в обществе. Это порождает депрессию или, на...

Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида в условиях современной школы-интерната

Проблема формирования личности ребенка данной категории находится постоянно в поле зре­ния воспитателя и других работников школы-интерната. Обобщив собственный педагогический опыт и опыт, накопленный ...

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни

Социализация детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей школ VIII вида в жизни Социализация – это многоплановая структура, включает в себя и обучение и воспитание людей с проблемами в...

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната

Социализация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома и школы - интерната...

Проблемы постинтернатной социализации детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В статье описываются проблемы постинтернатной адаптации и социализации детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Система постинтернатного сопровождения....

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Дети-сироты, зачастую обладают недостаточными коммуникативными навыками для взаимодействия с окружающими – они попросту не понимают мимику, эмоции окружающих и интерпретируют их как враждебные....