ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С.Т.ШАЦКОГО КАК ОСНОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
статья на тему

Светлана Валерьевна Колядина

Станислав Теофилович Шацкий известен миру педагогической общественности как автор социальной педагогики и создатель социальгых проектов. Педагогическое наследие этого великого человека требует бережного отношения и серьезного изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_shatskom.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ С.Т.ШАЦКОГО КАК ОСНОВАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Колядина Светлана Валерьевна,

социальный педагог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 16

город Химки

В 2013 году педагогическая общественность отмечала 135-летие со дня рождения выдающегося педагога Станислава Теофиловича Шацкого, «революционера» педагогики начала ХХ века. С.Т.Шацкий (1878-1943) – активный строитель трудовой школы, организатор первых детских клубов в России, создатель воспитательных учреждений новаторского типа.

Его педагогическая система зарождалась в условиях обострения противоречий в российском обществе, накануне революций. Сегодня наблюдается поляризация общества, растет число «трудных» подростков, детей, воспитывающихся в неполных, конфликтных семьях и детей из «группы риска», и поэтому изучение педагогического наследия великого педагога – актуальная социально-значимая задача для всех участников образовательного процесса.

Профессиональная деятельность С.Т.Шацкого  началась в 1905 году и проходила в течение 12 дореволюционных лет в основном в области внешкольной и дошкольной работы с детьми.  

 С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году они вместе c архитектором  А. У. 3еленко организуют летнюю трудовую колонию из детей «рабочей бедноты».  Купец 1 гильдии, он же председатель Сущевского попечительства о бедных П.И.Прянишников предоставил свою дачу с садом и  пятьюдесятью десятинами земли для организации колонии. Первые воспитанники – 14 подростков, по выражению С.Т.Шацкого,  «представляли из себя «людей-животных, выпущенных на свободу»: ссоры, драки, брань, притеснение слабых, уклонения от дежурств были частыми явлениями. У педагогов возникало большое желание наказать, отругать хулиганов, но они понимали, что нужно искать другие, более действенные, необычные методы воспитания. И тогда они стали строить отношения с детьми на демократических и доверительных началах. [1 с 14].

Страницы истории:
1911 — С. Т. Шацкий создал с педагогами-энтузиастами детскую летнюю трудовую школу-колонию «Бодрая жизнь».

Первые воспитанники – 14 «трудных» жили в летней трудовой колонии.  Впоследствии «Бодрая жизнь» перешла на круглогодичную работу. После революции школа-колония «Бодрая жизнь» получает статус первой опытной станции и переходит на постоянное пребывание детей. В  «Бодрой жизни» проживает уже около сотни детей, еще столько же приходит на занятия из соседних деревень.

Воспитанник «Бодрой жизни» с 1911 по 1917года Иван Горячев вспоминал: «Несмотря на то, что в этом периоде колонии еще не было систематического школьного обучения (дети приезжали только на лето), С.Т.Шацкий, В.Н.Шацкая и другие педагоги дали нам обширный круг знаний природы и общественной жизни людей, научили нас трудиться, жить в коллективе, привили любовь к музыке, изобразительному искусству, научили ценить и любить песни. Я умел переплетать книги, сшил для себя ботинки,  соткал на ручном станке полотно для рубашки. Работал в столярной и слесарной мастерских и самостоятельно делал изделия. Я доил коров и выпекал хлеб, выполнял обязанности повара. Кроме того, я участвовал в спектаклях, пел в хоре, лепил из глины. Все это мне очень пригодилось в жизни».[3 с 13]

С.Т.Шацкий всегда был своим человеком среди воспитанников. Он лично принимал участие в театральных постановках.

 «Дайте детям детство», - такова была его главная цель.  Главными принципами работы ребята выдвинули самоуправление и самообслуживание, т.е. ребята делами все сами. Они себе готовили, пекли хлеб. Много работали. Облагораживали окружающую вокруг их действительность: прокладывали дороги, для этого выкорчевывали пни; разбили фруктово-плодовый сад, посадили огородные культуры – жизнь постепенно налаживалась.

        С.Т.Шацкий подходил к работе с детьми, основываясь на принципах уважения  к личности ребенка и воспитывал ребят в духе коллективизма. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны педагогов.

Страницы истории:

1919 — После Октябрьского переворота школа-колония была преобразована в Первую опытную станцию Наркомата просвещения (Наркомпроса).
1923 — Построено новое деревянное здание Первой опытной станции Наркомпроса, на месте которого в 1958 году будет построен стадион «Труд».
1934 — Умер основатель школы С. Т. Шацкий. Школе было присвоено имя Шацкого, на территории школы установлен памятник Шацкому.
1941 — С началом Второй мировой войны на территории СССР педагоги и ученики школы были эвакуированы, многие старшие воспитанники школы ушли добровольцами на фронт.
1946 — Школа была восстановлена после окончания Второй мировой войны и начала учить детей сотрудников появившейся рядом Лаборатории «В» атомного проекта СССР (будущего Физико-энергетического института).
1949 — Построено новое здание школы на улице Ленина, куда был перенесён отреставрированный памятник С. Т. Шацкому.
1950-е — Построено новое здание школы на 830 мест со спортзалом и теплицей на улице Пирогова; заложен школьный сад и учебно-опытный участок.

1961 — Указом Президиума Верховного Совета РСФСР школе № 1 было присвоено имя С. Т. Шацкого.

         

Н.К.Крупская,  А.С.Макаренко  и другие выступали за воплощение идеи С.Т.Шацкого. «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд… Организует жизнь и делает ее более легкой – деловое самоуправление.

Укрепляет жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспосабливает к жизни – игра…

Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки.»
С.Т. Шацкий

Ранее методика воспитания детей  носила авторитарный характер. Когда говорили, что нужно подавлять  дикую резвость детей в процессе воспитания силой авторитета педагога и различными мерами педагогического воздействия, применять различные замечания, внушения, указания, упреки, меры осуждения и наказания, в том числе и физические, то методика С.Т.Шацкого  являлась гуманной.

«Посильный для детей физический труд, - считал Шацкий, - это ядро в дисциплинирующей и развивающей деятельности».

Особое значение С. Т. Шацкий придавал игре как важному средству воспитания детей. «Игра,— писал он,— это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества»[3 с 35-36]. Педагог считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. «Если мы нигде не имеем ребенка самого по себе. Если нам трудно разобраться в том, где кончается ребенок и начинается среда, то, не разобравшись в этих вопросах,  невозможно и продуктивно работать с детьми»[3 с 267].

С.Т.Шацкий первым в России создал клубные учреждения для детей пролетарской окраины Москвы. Конечно, «домик в Вадковском переулке» кардинальным образом отличается от современных Дворцов и Домов пионеров. Несоизмеримы условия и размах работы, ее содержание и направленность. Но не утратили своего значения педагогические принципы, применявшиеся им в работе этих внешкольных учреждений, рассчитанные на широкую самодеятельность детей, на применение разумно и интересно организованного труда как средства воспитания.

Сам Шацкий понимал воспитание, как организацию жизни детей, которая складывается из их физического роста, труда, игры, умственной деятельности, искусства, социальной жизни. Считал, что соединение обучения с производительным трудом необходимо, оно делает процесс овладения знаниями более осмысленным. Предлагал разработать по каждому учебному предмету систему заданий для самостоятельной работы учащихся, развития их инициативы и энергии.

Большое значение имеет гуманистическая идея Шацкого о создании условий для развития каждого учащегося на основе гармонизации всех сфер школь​ной жизни. Осуществить эту задачу он считал возможным лишь на демократиче​ских принципах организации школы.  По мысли Шацкого, переход от норматив​ной педагогики к демократической, строящейся на сотрудничестве учителя и уче​ника, позволит создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания подрастающего поколения.

Будучи в душе просветителем и гуманистом, он одним из  первых создавал в предреволюционной России детские колонии, где обучение соединялось с общественно-полезным трудом. Крупнейший теоретик педагогической мысли, он развивал идею связи трудовой, эстетической и умственной деятельности ребенка с его обучением. Сделать жизнь школьника более здоровой, содержательной, культурной и интересной – вот главный девиз всей педагогической деятельности С.Т.Шацкого.

В предвоенные годы “Бодрая жизнь”, а именно ее школа, организованная С.Т.Шацким, была одной из лучших в РСФСР. В годы войны школа была разрушена. Но идеи, внесенные в преподавательскую деятельность педагогом-новатором, живы до сих пор.

Список литературы.

  1. Ефимова, И.Л.  «Школа-колония «Бодрая жизнь», изд-во «Калининград», 2012.- 222 с.
  2. Фомина, Л.П.  «Идеи С.Т. Шацкого в современной адаптивно- развивающей школе, изд-во Санкт-Петербург, 2007.-153 с.
  3. С.Т.Шацкий «Избранные педагогические сочинения в 2 томах,  изд-во «Педагогика», 1980.- с.35-36; с.267.
  4. А.М.Кузьмичева «Первая школа Обнинска (страницы истории)», изд-во

ВНИИГМИ-ЦД, 2001.-122 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация благотворительных акций с детьми из неблагополучных семей, как социально – педагогическая проблема

 Исследование основ благотворительности  в настоящее  время  играет важную роль, так как сегодня  происходит   возрождение не только  благотворительной  помощи государственных, но и частных организаци...

Организация благотворительных акций с детьми из неблагополучных семей, как социально – педагогическая проблема

 Исследование основ благотворительности  в настоящее  время  играет важную роль, так как сегодня  происходит   возрождение не только  благотворительной  помощи государственных, но и частных организаци...

Статья "Работа социального педагога с детьми из неблагополучных семей в школе в рамках профилактики употребления наркотических и психоактивных веществ"

Статья основана на личном опыте работы по профилактике употребления наркотических и психоактивных веществ с детьми из неблагополучных семей...

Авторская программа «План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями»

План мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и   неблагополучными семьями в виде таблицы...

План работы с детьми из неблагополучных семей

В данной разработке представлен план работы классного руковолдителя с детьми из неблагополучных семей (общие мероприятия с родителями, круглые столы, творческая деятельность учащихся и др.)....

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ С.Т.ШАЦКОГО СЕГОДНЯ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ.

С.Т.Шацкий - известный педагог-новатор начала ХХ века. Первым в мире использовал проектный методв педагогике, организатор первых в России детских клубов и детских воспитательных учреждений новаторског...

Работа с детьми из неблагополучных семей

В основе лежит педагогическая диагностика, с помощью которой изучаются индивидуальные особенности ребенка и выявляются его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонени...