РАЗВИТИЕ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
статья на тему

Аширова Елена Васильевна

В статье представлена коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса по развитию речи у обучающихся с ОВЗ, как условие для успешной социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st-ya.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ

Современное понимание социальной реабилитации детей и подростков с    ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)    - это обеспечение        их  возможностью максимально компенсировать ограничения жизнедеятельности через получение  таких знаний и умений, которые помогут им успешно интегрироваться в социум.  Основная задача педагогов коррекционной школы - научить обучающихся навыкам общения со сверстниками, решить личностные проблемы, подготовить к самостоятельной жизни в обществе,   поддержать в профессиональной реабилитации. Современная система обучения обязана обеспечивать образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами, возможностями.

В специальной (коррекционной) школе организация учебно-воспитательной деятельности, как особой формы активности ребёнка, тесно связана с решением проблемы развития его речи. Трудности заключаются в том, что у обучающихся наблюдается системное недоразвитие речи. Процесс же обучения предполагает анализ и обобщение родного языка как знаковой системы. В тоже время коммуникативные навыки опираются на свойства языка как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи. Такой уровень  предполагает определённую степень сформированности средств языка: произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй. Помимо этого, должна быть определённая сформированность  умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Успех социальной адаптации и интеграции обучающихся с ОВЗ напрямую зависит от глубины и качества получаемых знаний, умений и навыков. Чем выше уровень сформированных  знаний, усвоенных  на уроках и во  внеурочное время, тем легче ребёнку приспособиться к условиям современного общества, тем выше  качество его жизни.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности  к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности, совершенствуются формы её отражения. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде, обеспечивая полноценное, всестороннее его развитие и самореализацию в социуме.

Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи. Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Учащиеся с общим недоразвитием речи вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей  языковой системой. Языковой материал накапливается поэтапно в связи с различными видами деятельности. При этом осуществляется постепенный переход от речевой деятельности, развёртывающейся в наглядной ситуации, к общению с опорой на прежний речевой опыт, на контекст. Учащиеся подготавливаются к продуцированию развёрнутых высказываний, требующих усложнённых синтаксических конструкций, использования отвлечённой лексики, свободного владения морфологическими изменениями слов.

Отбор языкового материала также подчинён коммуникативным целям и осуществляется с учётом его частотности, продуктивности и доступности усвоения. Система работы по развитию речи предусматривает постепенное  освоение речевого материала. Сначала отрабатывается обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Этим обеспечиваются элементарные формы  общения. Постепенно вводится словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлечённого характера, и усложняются грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной, а  затем к составлению устных и письменных связных текстов.

 Таким образом, работа педагогов специальных  (коррекционных) образовательных учреждений позволяет наполнить смыслом жизнь ребёнка с  ограниченными возможностями здоровья  и его близких людей.   Приобретённые в школе  умения позволят учащимся рационально и эффективно применить свои знания в реальной жизненной ситуации, самостоятельно добиться поставленных  целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной технологии на уроке обществознания как условие успешной социализации обучающихся"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям обществознания в практической работе при планировании и организации урочной деятельности и во внеурочной практике....

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...

ПРОЕКТ «Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников»

Данный  проект представляется актуальным в условиях повсеместной практики реализации «Концепции организации профильного обучения на старшей ступени общего образования» и  в практ...

Доклад "Взаимодействие специалистов МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"с целью успешной социализации обучающихся с ОВЗ с использованием оборудования по программе "Доступная среда"". Доклад председателя школьной ПМПК Лобозевой Н. А.

ПМПк сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Является неотъемлемой частью образовательног...

« Взаимодействие общеобразовательной школы и центра дополнительного образования как условие успешной социализации обучающихся в обществе»

О необходимости взаимодействия  общеобразовательной школы и центра дополнительного образования с целью успешной социализации обучающихся в обществе...

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...