«Положительные тенденции воспитания и гармоничного развития воспитанников в гостевой семье»
статья на тему

Сафонова Татьяна Петровна

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (последние изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 № 558) временно, во время каникул, выходных можно детей отдавать в гостевые семьи. Так и в нашем детском доме ведется работа с гостевыми семьями.

Гостевая семья - это добровольная форма участия граждан в общественном воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в каникулярное время, праздничные и выходные дни, а также в другие дни недели, по согласованию.

Часто гостевая семья возникает на период подбора ребенка для последующего оформления усыновления, опеки или в приемную семью. Иногда инициаторами «приглашения в гости» воспитанника становятся кровные дети гостевой семьи. Высока доля гостевых семей, состоящих в дальнем родстве с воспитанниками.

Существуют разные мнения на счёт гостевой семьи. Кто-то считает, что это не есть хорошо, так как ребёнок привязывается к тому, кто его забирает на выходные, а когда по тем или иным причинам это прекращается, то наносит ребёнку определённую психологическую травму.

Другие же считают, что гостевая семья – это хороший способ помочь детям, воспитывающимся в детском доме, приобрести тот опыт семейных отношений, которого у него никогда не будет в государственном учреждении. Пребывание в семье, даже только по выходным дням, помогает ребёнку лучше социализироваться в обществе.

Гостевая семья обеспечивает воспитаннику адаптацию к независимой жизни, параллельно содействуя индивидуализации личности ребенка и его интеграции в общество. Соответственно «родители» гостевой семьи должны иметь специальную подготовку (достаточную квалификацию), чтобы обеспечить выполнение адаптационной функции. Для этого при нашем детском доме работает Школа приемных родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Положительные тенденции воспитания и

гармоничного развития воспитанников в гостевой семье»

Сафонова Татьяна Петровна, воспитатель 

МБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мохсоголлохский детский дом» МР «Хангаласский улус (район)»

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (последние изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 № 558) временно, во время каникул, выходных можно детей отдавать в гостевые семьи. Так и в нашем детском доме ведется работа с гостевыми семьями.

Гостевая семья - это добровольная форма участия граждан в общественном воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в каникулярное время, праздничные и выходные дни, а также в другие дни недели, по согласованию.

Часто гостевая семья возникает на период подбора ребенка для последующего оформления усыновления, опеки или в приемную семью. Иногда инициаторами «приглашения в гости» воспитанника становятся кровные дети гостевой семьи. Высока доля гостевых семей, состоящих в дальнем родстве с воспитанниками.

Существуют разные мнения на счёт гостевой семьи. Кто-то считает, что это не есть хорошо, так как ребёнок привязывается к тому, кто его забирает на выходные, а когда по тем или иным причинам это прекращается, то наносит ребёнку определённую психологическую травму.

Другие же считают, что гостевая семья – это хороший способ помочь детям, воспитывающимся в детском доме, приобрести тот опыт семейных отношений, которого у него никогда не будет в государственном учреждении. Пребывание в семье, даже только по выходным дням, помогает ребёнку лучше социализироваться в обществе.

Гостевая семья обеспечивает воспитаннику адаптацию к независимой жизни, параллельно содействуя индивидуализации личности ребенка и его интеграции в общество. Соответственно «родители» гостевой семьи должны иметь специальную подготовку (достаточную квалификацию), чтобы обеспечить выполнение адаптационной функции. Для этого при нашем детском доме работает Школа приемных родителей.

Работая воспитателем в детском доме, я могу смело сказать, что гостевая семья только на пользу нашим воспитанникам.        

Например, семья Ларисы Петровны. С этой семьей мы познакомились в 2009г. Мама работает воспитателем в детском саду, педагог с высшей категорией, отец – охранником в администрации. В семье четыре дочки и сын. Семья живет в частном доме, в деревне. В эту гостевую семью каждое лето выезжают Саша (14 лет), Сергей (13 лет), Сережа (11 лет). Дети игра играют во дворе, катаются на велосипедах, в жаркие дни ходят с отцом купаться на речку. Во дворе имеются: турник, качели. Познакомились и подружились с местными ребятами, собираются все вместе и играют.

Основное внимание в этой семье уделяется трудовому воспитанию. По графику дежурства убирают дом, моют полы и посуду. Мальчики пилят дрова, убирают сорняки в огороде, поливают теплицу. С удовольствием помогали отцу по хозяйству. Много времени мальчики дополнительно занимаются, не забывают про учебу.

По возвращению, осенью мальчики приезжают загорелыми, счастливыми, подросшими и с кучей рассказов и воспоминаний. С нетерпением ждут лета, чтобы поехать в уже ставшую родной семью.

Другой пример гостевой семьи. В 2009 году мы познакомились с Анной Харлампьевной. Она стала забирать Руслана на каникулы. Бабушка в возрасте, живет в частично-благоустроенном доме. У них дружная семья, живет он с дочкой и внучкой. Руслана забирали из-за внучки, так как они примерно одного возраста, вместе играли, дружили и нашли общий язык. Это был первый толчок к отношениям. За пять лет дочка Анны Харлампьевны привязалась к Руслану, постоянно звонила, интересовалась и решила забрать его и в январе 2014 года она оформила приёмную семью.

Во многих семьях отмечают интерес детей к организации и ведению хозяйства, к освоению различных приборов и инструментов. Некоторые формы досуга для многих ребят также становились новыми: семейный пикник, празднование юбилея дедушки, отмечание праздников, семейная прогулка на велосипедах в лес и др. Например, вечерний разговор, применяемый некоторыми семьями, позволял обсудить те представления о мире, которые сложились у детей, уточнить или скорректировать их в случае несоответствия. Уточнялись и прояснялись на практике знания детей о правилах поведения в общественных местах: магазинах, на транспорте, в городе, в театре и др.

Результаты работы демонстрируют положительное влияние опыта гостевого пребывания на формирование готовности к самостоятельной жизни. Положительным моментом следует отметить и желание воспитанников посещать гостевые семьи.

Более того, гостевая семья дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он находится в ней, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, так как обычно между ребенком и гостевыми родителями возникает переписка, телефонные контакты. Таким образом, у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает его не столь одиноким, повышает самооценку и уровень иерархии среди подобных ему детей в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность, как средство воспитания и коррекции развития воспитанников детских домов.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им». Георг Гегель. ...

Карта социального развития воспитанника из неблагополучной семьи

Карта социального развития воспитанника из неблагополучной семьи...

Карта социального развития воспитанника из неблагополучной семьи

Карта социального развития воспитанника из неблагополучной семьи...

Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания. Положительный опыт воспитания, как основа успешности подростка.

В современной России одной из задач, продиктованных состоянием демографической ситуации, является сохранение института семьи. Существуют специальные государственные программы, например «Молодая семья»...

Доклад: "Половое воспитание, как составляющая гармоничного развития личности воспитанника школы-интерната".

С давних времен половое воспитание относилось к числу, во-первых, наиболее запутанных, а во-вторых, пренебрегаемых областей педагогики и психологии.  Между тем, половое воспитание -  неотъем...

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.

Абсолютизация роли школы и принижение значения семьи в воспитании подрастающего  поколения трансформируется сегодня в общественном сознании в другую крайность: перенос на родителей всей ответстве...