Рабочая программа внеурочная деятельность социальное направление 5 класс "Мы разные, но все вместе..."
рабочая программа (5 класс) на тему

Силивончик Елена Ивановна

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тучковская средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов»

____________________________________________________________________________________________________________________                        

                        

                        «Утверждаю»

                        Директор МБОУ _________________

                        ________________________________

                        Приказ № _____ от

                        «______»___________________ 2015 г.

ПРОГРАММА

«Мы разные, но все вместе»

(социальное направление

внеурочной деятельности)

для 5 классов

на 2015-2016 учебный год

Продолжительность – 34 часа

Интенсивность – 1 час в неделю

                                                                                                                                                                                                  Составитель:

Силивончик Е.И.

Пояснительная записка

             Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы разные, но все вместе» имеет социальную направленность и составлена на основе ФЗ РФ № 272 «Об образовании» от 29.12.2012 г., приказа Мин. ОБрнауки ОФ № 373 «ОБ утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО» от 06.10.2009 г.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, но по-прежнему особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Подготовить ребёнка к жизни – это конечная цель системы. Принципиально важно – что и как формировать у него для её достижения.

             Любой ребёнок, в каком бы возрасте он ни был, требует к себе самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Обращение к личности ребёнка, к его жизненным  силам и потенциальным возможностям,  к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов воспитания.

Цель программы:

развитие социально адаптированного человека с эмоционально-ценностным отношением к жизни,  понимающего необходимость беречь  здоровье, имеющего активную гражданскую позицию согласно возрасту.

Задачи:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и национальных духовных ценностей;
  • формировать активную жизненную позицию личности, приобретение опыта гражданских действий, демократического поведения и общения;
  • развивать умения и навыки конструктивно-критического мышления, инициативы, самостоятельности, навыков коллективной деятельности;
  • воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
  • научить детей действовать в соответствии со своими  правами, не ущемляя при этом права других людей и соблюдая обязанности;
  • сформировать у учащихся понимание принципов и ценностей демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.

Общая характеристика социального направления внеурочной деятельности «Мы разные, но все вместе»

Программа рассчитана для реализации в 5 классах и включает в себя следующие  направления:

  • Гражданско-патриотическое воспитание
  • Нравственное и духовное воспитание
  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
  • Интеллектуальное воспитание
  • Здоровьесберегающее воспитание
  • Социокультурное и медиакультурное воспитание
  • Правовое воспитание и культура безопасности
  • Формирование коммуникативной культуры
  • Экологическое воспитание
  • Культуротворческое и эстетическое воспитание

Программа воспитательной работы «Мы разные, но все вместе» выстраивается в соответствии со школьной программой развития и поэтому и ставит своей целью, прежде всего, личностный рост ученика. Личностный рост ученика возможен при условии становления системы личностных образовательных смыслов каждым воспитанником. Это позволяет выйти на компетентностный подход в обучении и воспитании, так как  компетентности:

  • отражают и развивают личностные смыслы ученика в направлении объектов изучаемых им областей реальности;
  • представляют собой интегральные характеристики личности учащихся;
  • характеризуют деятельностный компонент образования ученика, степень его практической подготовленности;
  • дают минимальный опыт предметной деятельности;
  • многофункциональны, поскольку позволяет ученику решать проблемы из разных сфер жизни;
  • формируются средствами содержания образования;
  • позволяют построить четкие измерители по проверке успешности их освоения учениками;
  • обеспечивают личностный рост учащихся в отношении к общечеловеческим ценностям

Принципы воспитательной работы:

  • Принцип самоактуализации: в каждом ребенке заложена потребность в самоактуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей, важно побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
  • Принцип неделимости процессов воспитания и обучения.
  • Принцип индивидуальности: создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и учителя, необходимость не только учитывать индивидуальные особенности ребенка и взрослого, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
  • Принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта; межсубъектный характер взаимодействия должен быть доминирующим в школьном сообществе.
  • Принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.
  • Принцип творчества и успеха: индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и уникальность учебной группы; достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
  • Принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации.

Основные формы воспитательной работы:

  • Социальные проекты.
  • Коллективные творческие дела.
  • Групповые дискуссии.
  • Тренинги общения.
  • Групповая проблемная работа.
  • Интеллектуальные игры.
  • Традиционные мероприятия: конкурсы, беседы, викторины, праздники, устные журналы, видео-экскурсии, соревнования, трудовые десанты, выставки.

Личностные и метапредметные результаты к концу 5 класса

   В результате освоения данной программы в течение 34 занятий (1 раз в неделю) является направленность на достижение воспитательных результатов в соответствии с ФГОС, в частности:

Личностные результаты:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование познавательной и информационной культуры;
  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • формирование осознанной адекватной и критической оценки своей деятельности,  умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
  • умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы.
  • умение извлекать информацию из различных источников.
  • умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

     Воспитание – длительный процесс, состоящий их огромного количества составляющих, поэтому явный результат можно получить только по окончании обучения. Явным результатом является формирование полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме.

Конечная цель работы вижу в становлении личности ребёнка, обладающей следующими качествами:

  • умею взаимодействовать с другими людьми
  • способен к познанию мира
  • умею управлять своими эмоциями
  • веду здоровый образ жизни
  • обладаю гражданской позицией согласно возрасту
  • чувствую сопричастность с судьбой страны
  • испытываю гордость за свою страну
  • понимаю необходимость самостоятельно строить свою жизнь.

Содержание курса

Направление воспитательной работы

Мероприятие

Форма проведения

Гражданско-патриотическое воспитание

Символы государства

Устный журнал

Формирование коммуникативной культуры

Я – частица класса, но я - индивидуальность

Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений (презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект.

Правовое воспитание и культура безопасности

Улицы и движение в нашем городе Дорожные знаки и дополнительные средства информации

Беседа по плану занятий ПДД Творческая выставка

Нравственное и духовное воспитание

Люди пожилые, сердцем молодые

Коллективное творческое дело Социальный проект. Поздравление ветерана

Здоровьесберегающее воспитание

 Как уберечься от гриппа? Способы закаливания.

Беседа с участием школьного медика. Практические упражнения.

Нравственное и духовное воспитание

Ежели вы вежливы…

Викторина

Экологическое воспитание

В защиту Матери-Земли

Устный журнал

Здоровьесберегающее воспитание

Я против вредных привычек

Беседа. Работа над сценарием выступления агитбригады

Здоровьесберегающее воспитание

Я против вредных привычек

 Выступление агитбригады. Социальный проект.

Правовое воспитание  

Уголовная и административная ответственность

Беседа  с представителем ОДН

Нравственное и духовное воспитание

О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи?

Коллективное творческое дело.

Совместное занятие с представителями родительской общественности

Здоровьесберегающее воспитание

Здоровое питание против фастфудов.

Устный журнал, викторина

Правовое воспитание и культура безопасности

 Права твои, мои, наши

Командная познавательная игра

Гражданско-патриотическое воспитание

Конституция – основной закон гражданина

Коллективное творческое дело

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Мастерская Деда Мороза

Коллективное творческое дело

 Правовое воспитание и культура безопасности

Новый год - от беды отворот!

Беседа о безопасном празднике и отдыхе

Интеллектуальное воспитание

Экологическое воспитание

Знай и люби свой край

Видео-экскурсия в краеведческий музей

Здоровьесберегающее воспитание

Влияние компьютера на наше здоровье

Устный журнал, викторина

Формирование коммуникативной культуры

Дружба начинается с улыбки

Тренинг общения

Здоровьесберегающее воспитание

 «Нет» вредным привычкам!

Конкурс рисунков и плакатов

Правовое воспитание и культура безопасности

Административная ответственность за использование ненормативной лексики в общественном месте

Беседа

Гражданско-патриотическое воспитание

Формирование коммуникативной культуры

Аты-баты! Стань солдатом!

Праздничная программа

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Формирование коммуникативной культуры

Народные традиции

Коллективное творческое дело

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Формирование коммуникативной культуры

Мисс Весна

Праздничная программа

Правовое воспитание и культура безопасности

Я и закон

Беседа, выпуск листовки

Формирование коммуникативной культуры

Причины непонимания в отношениях «взрослый-ребёнок»

Тренинг общения и выхода из стресса

Социокультурное и медиокультурное

В школе ты гость и хозяин

Устный журнал, викторина. Социальный проект.

Здоровьесберегающее воспитание

Формула здоровья Табак – твой враг

Викторина

Формирование коммуникативной культуры

Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты.

Дискуссия, тренинг общения, составление многонациональной карты страны

Правовое воспитание и культура безопасности

 

Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка пострадавших

Беседа по плану занятий ПДД

Гражданско-патриотическое воспитание

Поклонимся великим тем годам.  

Урок мужества. Военно-историческая игра-викторина

Нравственное и духовное воспитание

Без друзей меня чуть-чуть…

Дискуссия, тренинг общения

Формирование коммуникативной культуры, направление антисуицид

Жизнь прекрасна, потому что…

Составление веера позитива. Социальный проект.

Правовое воспитание и культура безопасности

 Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере

«Весёлые старты» по ПДД

5а, , 5в             Тематическое планирование внеурочных занятий по  социальному направлению

5 класс

№ занятия по порядку

Дата

 Тема занятия

 Содержание.

 Вид деятельности

По плану

По факту

02.09.

07.09.

04.09.

Символы государства

Устный журнал

09.09.

14.09.

11.09.

Я – частица класса, но я - индивидуальность

Представление своего увлечения, хобби, спортивных или творческих достижений (презентация, фото, рассказ, демонстрация). Социальный проект.

16.09.

21.09.

18.09.

Улицы и движение в нашем городе Дорожные знаки и дополнительные средства информации

Беседа по плану занятий ПДД Творческая выставка

23.09.

28.09.

25.09.

Люди пожилые, сердцем молодые

Коллективное творческое дело Социальный проект. Поздравление ветерана

30.09.

05.10.

02.10.

 Как уберечься от гриппа? Способы закаливания.

Беседа с участием школьного медика. Практические упражнения.

07.10.

12.10.

09.10.

Ежели вы вежливы…

Викторина

14.10.

19.10.

16.10.

В защиту Матери-Земли

Устный журнал

21.10.

26.10.

23.10.

Я против вредных привычек

Беседа. Работа над сценарием выступления агитбригады.

28.10.

09.11.

30.10.

Я против опасных вредных привычек

 Выступление агитбригады. Социальный проект.

11.11.

16.11.

13.11.

Уголовная и административная ответственность

Беседа  с представителем ОДН

18.11.

23.11.

20.11.

 О матери можно говорить бесконечно. В чём тайна крепкой семьи?

Коллективное творческое дело.

Совместное занятие с представителями родительской общественности

25.11.

30.11.

27.11.

Здоровое питание против фастфудов.

Устный журнал, викторина

02.12.

07.12.

04.12.

 Права твои, мои, наши

Командная познавательная игра

09.12.

14.12.

11.12.

Конституция – основной закон гражданина

 Познавательная программа

16.12.

21.12.

18.12.

Мастерская Деда Мороза

Коллективное творческое дело

23.12.

21.12.

25.12.

Новый год - от беды отворот!

Беседа о безопасном празднике и отдыхе

13.01.

11.01.

15.01.

Знай и люби свой край

Видео-экскурсия в краеведческий музей

20.01.

18.01.

22.01.

Влияние компьютера на наше здоровье

Устный журнал, викторина

27.01.

25.01.

29.01.

Дружба начинается с улыбки

Тренинг общения

03.02.

01.02.

05.02.

 «Нет» вредным привычкам!

Конкурс рисунков и плакатов

10.02.

08.02.

12.02.

Административная ответственность за использование ненормативной лексики в общественном месте

Беседа

17.02.

15.02.

19.02.

Аты-баты! Стань солдатом!

Праздничная программа

24.02.

22.02.

26.02.

Народные традиции

Коллективное творческое дело

02.03.

29.02.

04.03.

Мисс Весна

Праздничная программа

09.03.

07.03.

11.03.

Я и закон

Беседа, выпуск листовки

16.03.

14.03.

18.03.

Причины непонимания в отношениях «взрослый-ребёнок»

Тренинг общения и выхода из стресса

23.03.

21.03.

25.03.

В школе ты гость и хозяин

Устный журнал, викторина. Социальный проект.

06.04.

04.04.

08.04.

Формула здоровья. Табак – твой враг

Викторина

13.04.

11.04.

15.04.

Мы такие разные, но все вместе живём в большой стране. Национализм или толерантность, что выбираешь ты?

Дискуссия, тренинг общения, составление многонациональной карты страны

20.04.

18.04.

22.04.

Правила оказания первой медицинской помощи при ДТП (при кровотечениях и ожогах), транспортировка пострадавших

Беседа по плану занятий ПДД

27.04.

25.04.

29.04.

Поклонимся великим тем годам.  

Урок мужества. Военно-историческая игра-викторина

04.05.

16.05.

06.05.

Без друзей меня чуть-чуть…

Дискуссия, тренинг общения

11.05.

23.05.

13.05.

Жизнь прекрасна, потому что…

Составление веера позитива. Социальный проект.

18.05.

30.05.

20.05.

 Езда на велосипеде, скейтборде, самокате, скутере

«Весёлые старты» по ПДД

Материально-техническая база

  1. Бумага различного формата для индивидуального и коллективного рисования.
  2. Фломастеры, карандаши и краски.
  3. Костюмы и маски для выступлений.
  4. Ватман 10 штук
  5. Карта России
  6. Фото и видео материалы по краеведению.
  7. УК РФ
  8. АК РФ
  9. Текст конвенции о правах ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Социального направления «Занимательный английский»

Рабочая  программа по английскому языку для учащихся пятых классов составлена на основе «Внеурочная деятельность        школьников. Методический конструкто...

Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...

Рабочая программа внеурочной деятельности (социальное направление) "Этикет общения" 8 класс

Цель курса: формирование коммуникативной грамотности и культуры поведения и общения обучающихся...

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Права и обязанности подростка".

Материал может быть использован при планировании занятий внеурочной деятельности в 5 - 7 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Цветная карусель» для основной школы (5 класс)

Внеучебная деятельность  по социальному направлению обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитии культуры труда подрастающего поколения, становления с...

Рабочая программа внеурочной деятельности социальной направленности «Моя малая Родина» для обучающихся 5-6 классов

Изучение родного края необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»...