Перспективное планирование работы учителя-логопеда в 6 классе по преодолению СНР у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме

Нерослова Ольга Николаевна

Автором создана программа логопедической коррекции  с учетом учебного плана школы, в котором для логопедических занятий в 6 классах отводится 2 часа в неделю. Перспективное планирование является продолжением методических разработок.

Развитие  речи обучающихся специальной  (коррекционной) школы VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя речи.

Основной задачей логопедических  занятий в шестом классе является работа над формированием устной и письменной монологической речи, так как именно в связном высказывании проявляется уровень овладения словарным запасом, грамматическим строением, нормами речи в целом. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащиеся анализируют с помощью логопеда содержание прочитанного материала, учатся располагать его в нужной последовательности, выполняют задания по пересказу текста по вопросам, опорным словам и картинкам, предложенному и самостоятельно составленному плану. Устные виды работ необходимо чередовать с письменными, для определения результатов деятельности и осуществления контроля, исправления недостатков в построении высказываний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областное государственное  казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья № 11»

 г. Димитровграда

Перспективное  планирование  работы учителя-логопеда в 6 классе по

 преодолению СНР у обучающихся с интеллектуальными нарушениями 

 

                                               

                                                   Логопед: Нерослова О.Н.


Перспективное  планирование в 6 классе.

Группа № …

Программно-методическое обеспечение:

  1. Кобзарёва Л.Г. Юшина Г.Н. Резунова М.П. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или ОНР на первом этапе обучения. – ТЦ «Учитель»,2001.
  2. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.
  3. Ястребова А. В. Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. – М.; Аркти,2007.
  4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.  - М., Владос, 2001.

Задачи:

Основной задачей логопедических  занятий в шестом классе является работа над формированием устной и письменной монологической речи, так как именно в связном высказывании проявляется уровень овладения словарным запасом, грамматическим строением, нормами речи в целом. Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом. Учащиеся анализируют с помощью логопеда содержание прочитанного материала, учатся располагать его в нужной последовательности, выполняют задания по пересказу текста по вопросам, опорным словам и картинкам, предложенному и самостоятельно составленному плану. Устные виды работ необходимо чередовать с письменными, для определения результатов деятельности и осуществления контроля, исправления недостатков в построении высказываний.

Повторение раздела грамматики и синтаксиса. Предложения и словосочетания (согласование и управление).

Пересказы. Пересказ по вопросам, по опорным словам и предметным картинкам, по данному плану, по составленному плану. Самостоятельный выбор помощи при пересказе. Пересказ краткий, выборочный, творческий.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

6 класс.

Учащиеся должны уметь:

  • согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
  • определять тему рассказа, основную мысль;
  • пересказывать по вопросам, по опорным словам, по данному плану, по составленному плану;
  • выполнять краткий, выборочный, творческий пересказ;

Психолого-педагогическая характеристика группы: системное нарушение речи, обусловленное умственной отсталостью

Нарушения речи у обучающихся группы  носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в нарушениях количества последовательности слогов, а также структуры отдельного слога.

Речь детей монотонная, маловыразительная, лишена сложных и тонких эмоциональных оттенков.

У обучающихся выявляется бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, нарушения процесса организации семантических полей. Не знают названий многих предметов, которые их окружают (табурет, клумба, кружка), особенно названий отдельных частей предметов. Глаголы с приставками заменяют бесприставочными глаголами (пришел, перешел - шел). Противопоставления же по признакам «длинный - короткий», «толстый - тонкий» и т. д. используются очень редко. Почти не употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека. Количество наречий в словаре весьма ограничено (здесь, там, туда, потом).

Встречается неточное употребление слов, парафазии. Преобладающими являются замены слов по семантическому сходству. Характерными являются замены слова с диффузным, расплывчатым значением (скачет, ползает - «идет», толстый, высокий - «большой»). Наблюдаются смешения слов одного рода, вида.

        Пассивный словарь больше активного, но он с трудом актуализируется, часто для воспроизведения слова, требуется наводящий вопрос.

Выявляются искажения в употреблении падежей. Наиболее сформированными оказываются формы именительного, винительного и родительного падежей имени существительного. Наибольшее количество ошибок встречается в употреблении творительного и всех предложно-падежных конструкций. Нарушения использования предложно-падежных конструкций проявляются в пропуске, замене предлогов, искажении окончаний.. В импрессивной речи наблюдаются смешения предлогов за, перед, около, на и над, под и в. В экспрессивной речи отмечается опускание предлогов в, из, отсутствие предлогов над, около, перед, за, между, через, из-за, из-под.

Характерными для обучающихся являются простые распространенные предложения, включающие чаще всего прямое дополнение, иногда обстоятельства места.

         В самостоятельной речи частыми являются фрагментарные предложения с пропуском подлежащего, либо сказуемого, либо и подлежащего и сказуемого.

Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны. В рассказе нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью изложения.

Дисграфия сопровождается распространенными орфографическими ошибками. Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова.

Примечания:

  1. В столбце «Дата по факту» даты указываются только в случае  несовпадений с «Дата по плану».
  2. В столбце «базовые учебные действия» следующие сокращения: Л – личностные, П – познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные. Они указываются кратко. Ниже приводится полная формулировка  формируемых базовых учебных действий:

Личностные учебные действия

  • осознавать себя как гражданина России, имеющего определенные права и обязанности;
  • гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
  • адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;
  • уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
  • активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осознанно относиться к выбору профессии;
  •  бережно относиться к культурно историческому наследию родного края и страны;

Коммуникативные учебные действия

  • вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
  • слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый незнакомый и т.п.);
  •  использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

Регулятивные учебные действия:

  • принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
  • осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия

  • дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию;
  • использовать логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
  •  применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
  • использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

№ п./п

Дата

Тема /

Содержание коррекционно-воспитательной работы.

Задачи фонематического развития.

Цели

 

Чтение

Письмо

Развитие связной речи

Планируемые

результаты

обучения

по плану

по факту

предметные

базовые учебные действия (БУД)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сентябрь

Фронтальное обследование.

Состояние звукопроизношения. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза.

Исследование понимания речи (имрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма.

Грамматика и синтаксис.

1

Предложение и словосочетание. /Составление предложений на основе данных словосочетаний.

Упражнять в составлении словосочетаний и на их основе предложений; развитие долговременной памяти.

Слова на карточке.

Таблица с.255.

Запись предложений, составленных по вопросам.

Дифференциация словосочетаний и предложений.

П.:  использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале;

К.:  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций

2

Согласование слов  в числе на уровне словосочетаний и предложений.  /Изменение окончаний в слове.

Восстановление текста. Сокращение предложений.

Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, глаголов в числе на уровне словосочетаний и предложений, изменяя окончания в слове; развитие долговременной памяти;

Предложения на карточке

Запись восстановленных предложений.

Последовательно пересказывать текст «Кит» с опорой на вопросный план, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слов.

Последовательно пересказывать текст, согласовывать слова в числе.

3

Согласование слов  в роде на уровне словосочетаний и предложений.  /Изменение окончаний в слове для связи слов в предложении и словосочетаний. Выделение гласных звуков в словах.

Упражнять в согласовании существительных, прилагательных, глаголов в числе на уровне словосочетаний и предложений, изменяя окончания в слове; развитие долговременной памяти;

Предложения на карточке

Запись предложений, составленных из набора слов.

Последовательно пересказывать текст «Кит» с опорой на предметные картинки и вопросы.

Последовательно пересказывать текст, согласовывать слова в роде.

4-5

Управление. Винительный падеж.

Закрепление знаний о существительных одушевленных и неодушевленных, закрепить понятие о падежах; обучение постановке вопросов кого? что? к словам;  развитие умения строить предложения из 4-6 слов, работа по распространению предложений.

Закрепление знаний о правописании предлогов, закрепить знания о падежах; обучение постановке вопроса куда? к словам;  

Предложения на карточке

Запись ответов на вопросы.

Закончить предложения, используя данные существительные.

Постановка вопросов к выделенным существительным.

Ответы на вопросы, используя образец и данные существительные.

Знать и определять грамматические категории существительных.

Постановка вопросов кого? что?

К.:  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

П.: использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания;

П.:  использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

6-7

Управление. Родительный падеж.

Закрепление знаний о существительных мужского рода, закрепить знания о падежах; обучение постановке вопросов кого? чего? к словам;  развитие умения строить предложения из 4-6 слов, работа по распространению предложений.

Закрепление знаний о правописании предлогов, дифференциации их с приставками; обучение постановке вопроса от кого? от чего? до кого? до чего? к словам;

Прочитай предложения, поставь вопрос к выделенным существительным.

Прочитай предложения, выделяя предлоги интонационно.

Закончи предложения, используя данные существительные

Поставь вопрос к выделенным существительным

Распространите записанные предложения до 5-6 слов.

Уметь строить предложения из 4-6 слов.

Постановка вопросов кого? чего?

8-9

Управление. Дательный падеж.

Закрепить знания о падежах; обучение постановке вопросов кому? чему?;  развитие умения строить предложения из 4-6 слов, работа по распространению предложений.

Прочитай предложения. Обрати внимание на окончания выделенных существительных.

Прочитай предложения, выделяя предлоги интонационно.

Закончи предложения, вставив подходящие по смыслу существительные

Ответь на вопросы, используя образец и данные существительные

Закончи предложения, используя данные существительные. Обрати внимание на приставки глаголов.

Уметь строить предложения из 4-6 слов.

Постановка вопросов кому? чему? 

10-11

Управление. Предложный падеж.

Закрепление знаний о правописании предлогов, закрепить знания о падежах; обучение постановке вопроса о ком?  о чём? к словам;  

Прочитай предложения. Обрати внимание на окончания выделенных существительных.

Прочитай предложения, выделяя предлоги интонационно.

Запись составленных предложений.

Закончи предложения, используя данные существительные с предлогами О, ОБ.

                 Закончи предложения, используя данные существительные с предлогом НА.        

Уметь строить предложения из 4-6 слов.

Постановка вопросов о ком?  о чём?/

К.:  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

П.: использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания;

П.:  использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

12-13

Управление. Творительный падеж.

Закрепить знания о падежах; обучение постановке вопросов кем? чем?;  развитие умения строить предложения из 4-6 слов, работа по распространению предложений.

Обучение постановке вопроса с кем?  с чем? к словам;  

Прочитай предложения. Обрати внимание на окончания выделенных существительных.

Прочитай предложения, выделяя предлоги интонационно.

Ответь на вопросы, используя образец.

Ответь на вопросы, используя образец и данные существительные

Упражнение в постановке вопросов.

Уметь строить предложения из 4-6 слов.

Постановка вопросов кем? чем?  с кем?  с чем?

14

Закрепление падежных форм.

Проверка знаний о падежах,  о правописании предлогов, умений ставить падежные вопросы к словам;  

Чтение предожений в тесте.

Спиши предложения, задавая вопрос и вставляя пропущенные предлоги. Определи падеж выделенных слов.

Правописание предлогов.

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Пересказы.  

15

Последовательный пересказ по вопросам. «Окунь»  / Составление предложений (полных ответов на вопросы).

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план, составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова;

развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память.

Чтение плана.

Запишите первое предложение в тетрадь (орфографическая диктовка вслух). Обозначьте предлог. Запишите схему предложения

Дайте полные ответы на вопросы.

Давать полные ответы на вопросы.

К.:  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

П.: использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания; П.:  использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Л.:  адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

 

К.:  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

П.: использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания;

П.:  использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

16

Последовательный пересказ по вопросам. «Лисы»./

 Выделение главной мысли и смысла рассказа.

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,  учить выделять главную мысль рассказа и объяснять его смысл.

составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова;

развивать фонематический анализ слов, слуховое восприятие, память.

На доске план-вопросы:

Запись цепочки родственных слов. Дифференциация со словами, имеющими корень –лес-.

Запись под диктовку предложения: В лесу у лиса и лисы родились маленькие лисята. Выделить в родственных словах корень.

Используя вопросный план, перескажите рассказ «Лисы».

Пересказывать по вопросам.

17

Последовательный пересказ по вопросам. «Редкие цветы» /

 Выделение главной мысли и смысла рассказа.

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,  закреплять умение выделять главную мысль рассказа и объяснять его смысл; пополнение лексического запаса; определение границ предложения.

развивать слуховое восприятие, память.

Определи границы предложения.

На доске вопросы к тексту.

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Замени правильным словом.

Правильно построй предложения.

Используя вопросы, перескажите рассказ «Редкие цветы»

Пересказывать по вопросам.

18

Последовательный пересказ по вопросам. «Молодцы»  /

Выделение главной мысли и смысла рассказа.

закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст с опорой на вопросный план,  закреплять умение выделять главную мысль рассказа и объяснять его смысл; пополнение лексического запаса; определение границ предложения.

развивать слуховое восприятие, память.

Определи границы предложения.

На доске вопросы к тексту.

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

- Замени повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.

Используя вопросы, перескажите рассказ «Молодцы»

Пересказывать по вопросам.

19

Пересказ «Ёжик» по опорным словам и предметным картинкам.  

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст по опорным словам и предметным картинкам; пополнение лексического запаса; определение границ предложения.

развивать слуховое восприятие, память.

Определи границы предложения.

Опорные слова.

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Выдели слова с орфограммами:

Замени правильным словом.

Пересказ  по опорным словам и предметным картинкам рассказа «Ёжик».

Пересказывать с опорой на картинки и по опорным словам

20

Пересказ по опорным словам и предметным картинкам.

«Утки».

Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать текст по опорным словам и предметным картинкам; пополнение лексического запаса; определение границ предложения.

развивать слуховое восприятие, память.

Определи границы предложения.

Подбери проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.

Замени правильным словом.

Пересказ  по опорным словам и предметным картинкам рассказа «Утки».

Пересказывать с опорой на картинки и по опорным словам

К.:  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

П.:  использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Л.:  адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

 

 

21

Описание времени года по индивидуальным картинкам./ Серия «Пришла весна». 

Закреплять представлений о весне; обучение составлению коротких зарисовок о весне; распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них; использование существительных с уменьшительно-ласкательным значением; развивать долговременную память, зрительное внимание.

Тютчев «Весенние воды»

Запись предметов, признаков, действий.

Составление описательных зарисовок из 3-4 предложений по индивидуальным картинкам о весне.

Коллективное распространение составленных предложений.

Составлять описание по индивидуальным картинкам.

22-

24

Пересказ  Пришвина «Золотой луг» и др./ Пересказ с изменением действующего лица.

Учить пересказывать с изменением действующего лица; подготовка к самостоятельному описанию одуванчика; упражнение в звуко-слоговом анализе слов.

Пришвин «Золотой луг»

Запись составленного плана.

Пересказ по плану с изменением лица.

Составлять описание по предметной картинке.

25-

27

Последовательный пересказ. /Определение последовательности действий в рассказе. «Как медведь себя напугал»

Учить:

-отвечать на вопросы полными  предложениями;

-  объяснять лексическое значение новых слов;

-  выполнять звукобуквенный  и слоговой анализ, определять ударный слог;

- дифференцировать слова-предметы и действия;

Н. Сладков «Как медведь себя напугал»

Записать по памяти  слова-действия, которые происходили в рассказе

Пересказать рассказ «Как медведь сам себя напугал с опорой на предметные картинки, слова-действия

Объяснять лексическое значение новых слов;

последовательно пересказывать  текст.

28

Проверочная работа.

Л.: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

29-

31

Последовательный пересказ по данному плану. /

( «Смелая ласточка», «Теплица», «Берёзка» или др.)  

Формировать умение пересказывать текст описательного характера по данному плану; закреплять навык сознательного чтения;

развивать активный и пассивный словарь; совершенствовать навыки фонематического анализа.

Чтение индивидуальных отрывков рассказа по цепочке,  

Запись плана в тетрадь

Пересказ по цепочке;

с опорой на план;

Объяснять лексическое значение новых слов;

последовательно пересказывать  текст.

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

П.:  использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивид. возможностями;

32-

35

Пересказ по составленному плану. / («Грачи открыли весну», «В берлоге», «Как заяц зимует» или др.)

Упражнение в выделении смысловых отрывков в тексте рассказа и составление плана; пересказ рассказа по составленному плану; обогащение лексики признаками-прилагательными и синонимами; обучение составлению вопросительного плана; пересказ рассказа по плану; обогащение синонимами и родственными словами; обучение ведению диалога.

Повторное чтение с установкой на запоминание

Запись плана в тетрадь

Пересказ по плану по цепочке

Объяснять лексическое значение новых слов;

последовательно пересказывать  текст.

П.:  использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

К.:  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его

36-

39

Самостоятельный выбор помощи  в пересказе прочитанного рассказа  / (М.Пришвин «Дятел», И.Тургенев «Воробей», К. Ушинский «Проказы старухи зимы», «Рано утром…», «Лиса и козёл»)

Коллективное составление  плана прослушанного рассказа с установкой на запоминание; обогащение лексики причастиями;

Повторное чтение с установкой на запоминание

Запись плана в тетрадь;

Запись признаков, синонимов, действий

Пересказ рассказа  с помощью по выбору;

пересказ с изменением лица;

Умение пересказывать повествовательный текст с опорой на серию сюжетных картинок, опорные слова, план, вопросы (по выбору)

40-

46

Краткий пересказ. /  ( «Суслик и хомяк», «Утренние лучи», «На дальнем Севере», «Как слон спас хозяина от тигра», «Выдра-наездница», «Водолаз и акула», «Карандаш», «Откуда соль берётся» и др.)

Формировать умение составлять полные предложения-объяснения лексического значения слова, учить определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план при кратком пересказе; совершенствовать фонематический анализ слов.

Чтение текста по индивидуальным карточкам

Запись плана в тетрадь

Краткий пересказ текста.

Сравнение двух вариантов рассказа

Кратко пересказывать повествовательный текст, составлять план рассказа и использовать составленный план при кратком пересказе;

47-

48

Диктант. Работа над ошибками.

Проверить ЗУН, развивать фонематический анализ слов, умение анализировать структуру предложения.

Л.: гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;

Р.:  осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку;

49-

51

Выборочный пересказ. / («Храбрая девушка», «Цветок или волчья пасть», «Дятел», «Наши друзья дельфины», «Дожди»)

Формировать умение выборочно пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей в тексте, составлять план рассказа и использовать составленный план при выборочном пересказе;

 развивать фонематический анализ слов, слуховое внимание, способность к переключению;

Текст  на карточках

Запись плана в тетрадь

Выборочный  пересказ текста

Выделение частей текста.

Составление плана пересказа.  

П.:  использовать логические действия на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

К.:  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

52-54

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа  / («Пришла весна», «Весенние каникулы», «Запасы на зиму») 

Формировать умение определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме,

совершенствовать навык фонематического анализа слов;

Текст на доске, на карточках

Запись плана в тетрадь

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа (с использованием плана текста)

Точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста;  

Уметь закончить  рассказ по заданному началу, концу, середине. Придумать и вставить  в рассказ сведения о каком-либо  герое или его описание внешности, характера. Описать более подробно при пересказе какое-либо событие или время года, упомянутое в рассказе).

К.:  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

К.:  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

55-57

Творческий пересказ   по обозначенному концу рассказа. /  ( «Алёша и уточка», «Птенец», «Настоящие друзья»)

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа (с использованием плана текста)

58-59

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа /  («Двойка», «Найда»)

Творческий пересказ по обозначенной середине (с использованием плана текста)

60

Творческий пересказ от первого лица. /  «Что легче».

Учить пересказывать с изменением действующего лица; упражнение в звуко-слоговом анализе слов.

«Что легче».

Запись составленного плана.

Пересказ по плану от первого лица.

Составлять описание по предметной картинке.

К.:  слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

К.:  излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Р.:  осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

Май

Фронтальное обследование.

Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма.

Диктант. Работа над ошибками.

Проверить ЗУН, развивать фонематический анализ слов, умение анализировать структуру предложения.

Итого: 60 занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету Математика по теме:«Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд», 5 класс, 2018 год, для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока и сопровождающая его презентация по математике школы VIII вида 5 класса по теме:«Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд...

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС

РАБОЧАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда для работы с учащимся 7 – 9 кл, имеющим интеллектуальные нарушения, обучающегося в общеобразовательном учреждении в условиях ФГОС...

Методическая разработка учителя-логопеда по теме: « Формирование процесса чтения у обучающихся с речевыми нарушениями».

Чтение –сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и времен...

Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития .

Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития . ...

Адаптированная рабочая программа по курсу «Логопедическая коррекция» для обучающихся 2-го и 3-го годов обучения в соответствии с ФГОС для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) ( вариант 9.1, 8.3)

Представленная рабочая программа предназначена  для работы учителя-логопеда школьной организации, в которой обучаются и воспитываются дети с умственной отсталостью и тяжелыми нарушениями речи (ТН...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...