Актуальность проблемы обучения и образования детей с умеренными, тяжелыми нарушениями и множественными нарушениями развития.
статья на тему

Сорокина Марина Александровна

1. Дети со сложным дефектом. Сравнение систем специального образования в Европе и России.

2. Статистика среди детей с ОВЗ по России.

3. Минобразования России – изменения в системе специального образования.

4. Нормативно-правовые документы.

5. Содержание образования в коррекционных учреждениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_probleme_obucheniya_detey.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время значительно возрос интерес к проблеме помощи детям со сложным дефектом. Этому во многом способствует деятельность таких организаций, как ООН, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная ассоциация по научному изучению умственной отсталости, Международная лига обществ содействия умственно отсталым и др.

Проблемы потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью, приспособления их к жизни приобретают большую социальную значимость. Разрабатываются психолог – медик -педагогические критерии отбора детей в специальные учреждения, постоянно совершенствуются организационные формы их воспитания и обучения, исследуются разнообразные стороны интеграции этих детей в общество.

Актуальность проблемы образования детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в нашей стране еще нет достаточного научно-методического обеспечения процесса его реализации, осуществление его идет с опорой на положительный зарубежный опыт, который не всегда приемлем для нашей системы образования, а именно:

- массовая школа ориентирована на детей, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, на детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы;

- препятствия социального свойства, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования;

- неосведомленностью родителей детей-инвалидов о возможности получения образования для рассматриваемой категории детей.

Во многом это зависит от уровня экономики и культуры страны, состояния законодательства в области специального образования и традиционных методов работы с детьми, имеющими проблемы развития.

Проблема сложной структуры дефекта становится всё более актуальной для современной психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики.

За последние десятилетия специалисты, работающие в области этих наук, отмечают рост числа случаев сложных нарушений развития.  

       В настоящее время среди воспитанников образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

Во всех цивилизованных странах наблюдается тенденция уменьшения количества специальных учреждений, интеграции детей с недостатками развития в общеобразовательную среду. Что касается детей с тяжелой умственной отсталостью, то для них открываются отдельные школы или классы при специальных школах.

Закон об образовании всех детей с проблемами развития принят в США в 1975 году. Что касается обучения детей с тяжелой умственной отсталостью, то работа с ними осуществляется в классах специальных школ, центрах развития и частных школах. Эти учреждения работают по типу школ с продленным днем. Тяжело отсталые дети с грубыми и сложными нарушениями помещаются в интернаты-клиники.

Дети с тяжелой умственной отсталостью в Англии согласно Акту об образовании включены в систему специального образования, начиная с 1970 года. Они могут обучаться также в разных специальных учреждениях, классах, тренировочных центрах, с тяжелой формой - в закрытых частных и платных учреждениях. В специальные учреждения дети поступают в возрасте 5 лет и обучаются по индивидуальной программе.

В возрасте 16-18 лет подростки переводятся из детских специальных учреждений в дневные центры профессиональной подготовки.

В Германии для таких детей существуют несколько типов реабилитационно - педагогических учреждений: специальные школы, дневные центры, интернаты, дома с длительным пребыванием в них воспитанников. Широко практикуется в этой стране частный патронаж для аномальных детей.

В Скандинавских странах тоже существуют специальные школы и реабилитационные центры. В частности, Закон о помощи умственно отсталым в Швеции(1968) уравнял в правах детей с тяжелой умственной отсталостью и признал их обучаемыми. Школьный возраст для этих детей установлен от 6 до 18 лет.

В специальном обучении Нидерландов выделяют детей с проблемами обучения и с серьезными образовательными проблемами. К дет ям с проблемами обучения относят детей с легкой степенью интеллектуальной недостаточности, с умеренной степенью, с тяжелой степенью - образование осуществляется в отдельных школах.

В Японии одной из ведущих проблем образования является совершенствование обучения детей с тяжелыми и множественными дефектами. Для этого созданы специальные курсы для учителей пи Национальном институте специального образования. Главная цель таких школ - приспособление детей к жизни и труду, поэтому большое внимание уделяется работе в мастерских, которые разнообразны по профилю подготовки и хорошо оборудованы. По окончанию обучения, если воспитанник не может устроиться на работу вне школы, он остается в мастерских работать.

Большое внимание во многих странах уделяется вопросам интеграции детей с ограниченными возможностями в коллектив здоровых детей. В частности, в Австралии малыши - дауны посещают ясли и сады с нормальными детьми. В дальнейшем они обучаются в обычном классе, где есть педагог - дефектолог, или в специальном классе общеобразовательной школы. Достаточно прочные позиции завоевало интегрированное обучение в Германии, где дети с тяжелой умственной отсталостью могут находиться в общеобразовательных детских садах.

Таким образом, воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта за рубежом является весьма важной и актуальной проблемой. Это находит свое отражение в создании широкой сети специальных учреждений, которые в своем большинстве являются государственными.

В России дети с тяжелой умственной отсталостью находятся преимущественно в домах-интернатах Министерства труда и социального развития. Здесь они живут на полном государственном обеспечении с 4 до 18 лет (в дальнейшем большинстве из них переводится в психоневрологические интернаты для взрослых)

В домах-интернатах Министерства труда и социального развития занимаются с детьми учителя - дефектологи, воспитатели, логопеды, а также инструкторы по трудовому обучению. Создаются обучающие  индивидуальные образовательные программы.  В настоящее время в Тульской области Ц(О)ПМПК было проведено обследование всех детей, находящихся в доме инвалидов с целью определения индивидуальной программы обучения.

Обучение будет осуществляться на базе      педагогами коррекционных школ для уо детей, по договору.

Дети с умеренной  УО имеют возможность обучаться в коррекционных школах для детей с уо ( классы со сложным дефектом)

Многие из домов - интернатов работают по режиму пятидневки, родители могут также забирать ребенка на время школьных каникул и отпуска. Это помогает сохранить необходимый ребенку контакт с семьей и расширить его социальные связи.

В настоящее время в Тульской области Ц(О)ПМПК было проведено обследование всех детей, находящихся в «Головеньковском детском  доме инвалидов для умственно отсталых слепых детей» с целью определения индивидуальной программы обучения.

Обучение будет осуществляться на базе «Головеньковского детского  дома инвалидов для умственно отсталых слепых детей» педагогами коррекционных школ для уо детей, по договору.

В настоящее время 1,6 млн. детей ,проживающих В Российской Федерации(4,5 процента от их общего числа),относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном(коррекционном)образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Из них 362,9 тысячи посещают группы дневного пребывания в массовых детских садах, группы и учреждения компенсирующего вида дошкольного образования. Причем,63,6% таких детей постоянно общаются в дошкольных учреждениях с детьми, не имеющими отклонений в развитии. Из детей с особыми образовательными потребностями 276,6 тысячи человек школьного возраста обучаются в 1944 специальных(коррекционных)образовательных учреждениях8 видов(для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата ,речи, с задержкой психического развития, умственно отсталых);224,4 тысячи человек - в специальных( коррекционных) и 2,5 тысячи человек - в общих классах общеобразовательных учреждений; почти 18 тысяч человек, нуждающихся в дополнительном лечении, - в 114 оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа;36 тысяч человек - на дому и в школах надомного обучения. Всего 45% процентов детей с отклонениями в развитии интегрированы в общеобразовательную среду. Среди обучающихся в системе специального образования 56,2 тысячи детей - инвалидов и 40,5 тысячи детей-сирот.

В последние годы в системе специального образования произошли заметные позитивные изменения. Министерством образования России разработаны и утверждены Правительством Российской Федерации типовые положения об образовательных учреждениях: специальных(коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии ( с изменениями и дополнениями к Типовому положению);оздоровительных санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; для детей, нуждающихся в психолого-педагогической медико-социальной помощи - Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

Министерством образования России разработаны и направлены в органы управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по проведению аттестации специальных( коррекционных) образовательных учреждений; инструктивные письма об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения; о классах, группах, группах продленного дня для детей с тяжелой умственной отсталостью; о классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных(коррекционных) образовательных учреждениях; об организации помощи детям с ранним детским аутизмом ;об организации образовательных учреждений надомного обучения, об открытии на базе учреждений системы Минтруда России филиалов общеобразовательных учреждений для обучения детей с глубокой умственной отсталостью и другие.

Одним из ограничений жизнедеятельности у детей со сложным дефектом является ограничение способности к обучению, что отражено при создании  Нормативно-правовой базы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
  • Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.
  • Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Данный Закон вступил в силу с 1 сентября 2013 года. Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (например, 42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников. Статья 42 гарантирует оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации. В статье 79 установлены условия организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271). В нем был сформулирован основной принцип инклюзивного образования:
  • В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012.
  • Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) и ставит задачи:

- законодательного закрепления правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования (права на инклюзивное образование);

- обеспечения предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях;

- нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

- внедрения эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;

- пересмотр критериев установления инвалидности для детей; -реформирования системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;

       -внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.

В этих документах основной задачей является обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей, в том числе имеющих выраженные и значительно выраженные функциональные нарушения.

У Минобразования России установились тесные контакты и взаимодействия с соответствующими структурными подразделениями Минздрава России и Минтруда России; проведены совместные семинары, совещания, конференции. Во взаимодействии с заинтересованными подразделениями Минобразования России удалось значительно увеличить подготовку психолого-педагогических кадров для специальных(коррекционных) образовательных учреждений.

способность к обучению - способность к восприятию, запоминанию, усвоению и воспроизведению знаний (общеобразовательных, профессиональных и др.), овладению навыками и умениями (профессиональными, социальными, культурными, бытовыми).

1 степень — способность к обучению, а также к получению образования определенного уровня в рамках государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях общего назначения с использованием специальных методов обучения, специального режима обучения, с применением при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.

2 степень — способность к обучению только в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников, детей с ограниченными возможностями здоровья или на дому по специальным программам с использованием при необходимости вспомогательных технических средств и технологий.

3 степень - это способность к обучению элементарным навыкам и умениям (профессиональным, социальным, культурным, бытовым) в том числе правилам выполнения последовательных элементарных, целенаправленных действий в привычной бытовой сфере, или невозможность этого обучения в связи с имеющимися ограничениями жизнедеятельности

В связи с этим пристального внимания требуют вопросы установления 3 степени ограничения к обучению и разработки индивидуальной программы реабилитации детей, имеющих множественные нарушения развития.

Образование и обучение детей со сложным дефектом в специальном коррекционном образовательном учреждении

Содержание образования в коррекционном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников, принимаемыми и реализуемыми коррекционным учреждением самостоятельно.

Для детей, которые не усваивают программу специального коррекционного образовательного учреждения, создаются специальные классы.

В специальный класс (группу) коррекционного учреждения воспитанники переводятся с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Проблема интеграции в социум детей с умеренными, тяжелыми интеллектуальными нарушениями в развитии и множественными нарушениями становится всё более актуальной. За последние десятилетия специалисты, работающие в  этой области, отмечают рост числа случаев сложных нарушений в развитии.

Для успешной интеграции в социум детей со сложным дефектом необходимо решить ряд задач:

  • Подготовить общество к принятию детей-инвалидов
  • Подготовить детский социум к принятию детей со сложным дефектом
  • Разработать законодательную и нормативно-правовую базу специального образования.

Будущее специального образования, в первую очередь, связано с дальнейшим развитием законодательной и нормативной правовой базы. А данном направлении сделано немало, но еще больше предстоит сделать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы музыкально-эстетического образования детей в школе на современном этапе

Приобщение детей к музыкальному искусству наиболее естественно происходит в активных формах совместного музицирования, в частности,  ансамблевой, которое составляет фундамент музыкального в...

Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях.

Краюхина  Светлана Валентиновна воспитатель Чкаловской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната    Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниче...

Особенности социальной адаптации детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения. Для «особых» детей нужно создавать ситуации, стимул...

«Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

«Единство требований к образовательной среде от дошкольного к школьному обучению – условие доступности образования детей с выраженной с тяжелыми и множественными нарушениями развития»выступление учите...

Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития .

Адаптивная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в умеренной, глубокой или тяжелой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития . ...

Актуальные проблемы обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном пространстве

Статья из сборника научных статейпо материалам научно-практической конференции с международным участием...