Программа по профилактике потребления ПАВ
материал (10 класс) на тему

Формирование у подростков стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, а также формирование активной жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pav_15-18_gody.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

 по профилактике потребления ПАВ

в МБОУ «ЦО № 2» г. Чебоксары

 на 2015 - 2018 годы.

Цель:

 - создание условий для реализации эффективной программы по профилактике употребления ПАВ;

- формирование у подростков стойкой негативной установки по отношению к употреблению ПАВ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, а также формирование активной жизненной позиции.

Профилактическая программа включает в себя следующие направления деятельности:

  • Информирование о причинах, формах и последствиях употребления ПАВ;
  • Формирование навыков анализа и критической оценки информации о ПАВ, навыков принятия правильных решений;
  • Предоставление альтернатив наркотизации (основная цель – коррекция социально-психологических особенностей личности);
  • Целевая работа по оказанию адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению химической зависимости;
  • Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу;
  • Работу по изменению отношения общества к употребляющим ПАВ, где в направлении повышения гуманности при одновременном противостоянии любым попыткам распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчения доступа к ним.

Приоритетная задача школы:

        Сдвиг баланса в сторону увеличения доли школьных факторов защиты и уменьшения доли школьных факторов риска.

Основные задачи организации профилактической работы в школе

  • Внедрение превентивных образовательных программ, направленных на снижение интереса к наркотикам и формирование форм активной                                                                                                                                                                          психологической защиты (противодействия) вовлечению в их употребление
  • Подготовка кадров, способных реализовать превентивные программы из числа педагогов и специалистов
  • Определение «группы риска» и организация выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи (просвещение родителей и работников школы, профилактическая работа с «группой риска»)
  • предупреждение возникновения у подростков установки на желание попробовать наркотики, алкоголь, табак;
  • систематизация совместной работы с родителями, педагогами, медиками и общественностью по профилактике употребления ПАВ;
  • обеспечение условий для организации и проведения мероприятий, направленных на формирование  учащихся стремления к ведению здорового образа жизни; повышать значимость здорового образа жизни, престижность здорового поведения через систему воспитательных мероприятий;
  • создание информационного поля по профилактике ПАВ.
  • развитие коммуникативных и организаторских способностей учащихся, способности противостоять негативному влиянию со стороны;
  • воспитание толерантности к социуму, нравственных и гражданских установок;
  • формирование знаний об опасности различных форм зависимостей, негативного отношения к ним путём просветительской и профилактической деятельности с учащимися, педагогами, родителями;
  • проведение мониторинга и оценки эффективности программной профилактической деятельности.

Приоритетные направления деятельности школы в области первичной профилактики

  • Устранение неблагоприятных условий школьного окружения (дискриминация и подавление детей, негативные ожидания, аддиктивное окружение, оценочные отношения со стороны педагогов и т.д.);
  • Создание благоприятных и безопасных условий для развития ребенка (уважение к праву голоса и естественным потребностям ребенка, безусловное принятие его самого, условия для самореализации, удовлетворения интересов, сотрудничество с взрослыми, создание и укрепление школьных традиций, создание безопасных зон отдыха и т.п.);  
  • Укрепление самооценки подростка через позитивное подкрепление;
  • Формирование осознанного отношения к ценности здоровья;
  • Культивирование духовных ценностей и нравственных идеалов;
  • Укрепление социальной компетентности учащихся: тренинги навыков, помогающих преодолевать стрессы, конфликты, эмоциональные трудности, кризисы; находить место в группе сверстников; реализовывать свое право

     голоса; принимать самостоятельные решения, нести ответственность за свое     поведение и т.д.;

  • Воспитание у подростков критичного, основанного на правдивой информации, отношения к удовольствиям, средствам зависимости и потребительскому стилю жизни;
  • Реализация детьми права голоса через школьные органы самоуправления;
  • Помощь семье в укреплении ее воспитательной функции;
  • Формирование социально-положительных навыков, ответственного отношения к здоровью, обучение здоровому жизненному стилю;
  • Успех профилактических мер зависит от их координации: ни одна из предпринимаемых мер не будет эффективной, если ее реализовывать отдельно от других.

Направления реализации программы

1. Работа с педагогическими работниками:

  • проведение обучающих семинаров по программе, обсуждение хода реализации программы на заседаниях МО классных руководителей;
  • информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ;
  • индивидуальная работа, консультирование.

2. Работа с учащимися:

  • включение в работу по профилактике употребления ПАВ органов ученического самоуправления;
  • проведение занятий по вторичной профилактике потребления ПАВ по программе  «Осознай свой выбор»;
  • создание волонтёрской команды «Мы – за здоровый образ жизни!» для организации волонтёрской работы по профилактике употребления ПАВ;
  • проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые занятия, деловые и ролевые игры, акции, тематические месячники  и т.д.)
  • спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, мини – книжек, открыток, проведение конференций и круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни.  Создание научно-исследовательских и социальных проектов, проведение КВН, конкурса агитбригад, создание лучшего рекламного ролика, выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки.
  • использование  аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и т.д.;
  • тематические встречи со специалистами (юрист, нарколог и т.д.);
  • организация и проведение индивидуальной работы (беседы, собеседования, интервью и т.д.).

3. Работа с родителями:

  • участие в проведении и организации родительских собраний школы, работы органов ученического самоуправления;
  • работа и  обсуждение проблем  на родительском всеобуче;
  • информационно-консультативная работа;
  • привлечение к участию в тренинговых занятиях.

 

 4. Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде:

  • ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями;
  • проведение рейдов по выявлению каналов распространения  ПАВ;
  • организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ.

Методы исследования:

  • Теоретические: выявление и анализ проблемы, изучение литературы и документации по проблеме ПАВ, анализ ситуации употребления ПАВ в образовательном учреждении, анализ результатов экспериментальной работы.
  • Практические: диагностические исследования, анкетирование, наблюдение, тестирование, изучение и обобщение педагогического опыта.

Ожидаемые результаты:

  • уменьшение факторов риска употребления ПАВ;
  • повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы, развития ученического самоуправления;
  • увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора  собственной деятельности в активно-положительном  использовании досуга;
  • повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростков;
  • увеличение процента учащихся с положительной мотивацией на здоровый образ жизни;
  • установление более прочных социальных связей с органами системы профилактики употребления ПАВ.

Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике употребления ПАВ:

Администрация: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом.

Учителя-предметники и классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, социально-реабилитационной службой школы), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке.

Социально-реабилитационная служба:

Педагог  - психолог обеспечивает:

  • психологическую поддержку педагогического процесса (выявление и предотвращение различных ситуаций риска, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса, позитивное разрешение конфликтных ситуаций);
  • психологическое консультирование и сопровождение семей учащихся;

  • организационно целостную психологическую помощь детям группы риска, в том числе направление ребенка и его родителей к тому специалисту, который может оказать им квалифицированную помощь вне школы.

Социальный педагог  несет ответственность:

  • за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов;
  • систематическую работу с семьями школьника (особенно с семьями детей «группы риска»);

Библиотечно-информационный центр: обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы.

Учреждения дополнительного образования: организуют информационно-просветительскую, работу с родителями, совместное творчество детей, педагогов и родителей, создают условия для активного участия родителей в организации досуга детей.

СМИ, в том числе Интернет формируют общественное мнение.

Правоохранительные органы:

  • работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ;
  • осуществляют юридическое консультирование по проблемам наркомании;
  • обеспечивают взаимодействие школы с городской  комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделениями профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  • организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков.

Инспектор по делам несовершеннолетних,   закреплённый за школой профилактическую деятельность строит по трем основным направлениям: работа с учащимися, родителями и педагогическими коллективами.  

Схема взаимодействия по профилактике употребления ПАВ среди учащихся

Возрастные этапы профилактики ПАВ

Этапы

Возраст

Характеристика

I

13-15

Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих); развитие навыков самоконтроля.

Формирование комплексного представления о здоровье, расширение знаний о негативном воздействии ПАВ на организм человека; формирование устойчивости к негативному давлению среды.

II

15-17 лет

Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ).

III

17 лет и старше

Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения в ситуациях, связанных с ПАВ умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!”

Формы реализации программы

Этапы

Класс

Формы работы

I

7-8

Игровые ситуации, инсценирование,  сказкотерапия, контекстное обучение (включение информации об опасности наркотизации в содержание базовых учебных курсов); тренинги “Загадки необитаемого острова”, “Учимся быть внимательными”;

Ролевые игры, инсценирование, контекстное обучение, тренинги “Правила доброты”, “Я учусь владеть собой”;

Занятия по программам «Полезные привычки»  

II

9-10

Тренинги “Уроки общения”, ролевые игры, контекстное обучение, инсценирование, беседы с элементами рассуждения; занятия по программам «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор», спецкурс «Профилактика наркомании»

III

10 -11

Тренинги “Мир моих чувств”, тренинг общения, ролевые игры, дискуссии, деловые игры; контекстное обучение, беседы с элементами рассуждения;

Тренинги “Мой жизненный выбор”, тренинги толерантности, дискуссии, деловые игры, презентации; занятия по программам «Полезные привычки. Полезные навыки. Полезный выбор»


Критерии оценки результативности программы по целевым группам

1. Целевая группа  - учащиеся

  • увеличение числа учащихся отрицательно относящихся к употреблению ПАВ;
  • снижение степени вовлеченности  в проблему злоупотребления ПАВ (скрининг, выявление группы риска наркотизации);
  • динамика роста посещаемости учащимися кружков, секций и клубов по интересам;
  •  разнообразие внеурочной деятельности, реализуемой в образовательном учреждении.
  1. Целевая группа – педагоги  
  • повышение уровня развития педагогического коллектива;
  • положительная мотивация работников образовательного учреждения к антинаркотической профилактической деятельности;
  • сформировавшийся актив.
  1. Целевая группа – родители.
  • сотрудничество образовательного учреждения с социальными институтами поддержки семьи;
  • поддержка родителями антинаркотической деятельности образовательного учреждения.


Описание модели организации работы по профилактике употребления ПАВ в МБОУ «ЦО № 2» г. Чебоксары

 Согласно положениям Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде, утвержденной приказом Министерства образования России от 28.02.2000 № 619, основными направлениями работы в школе по профилактике употребления ПАВ являются следующие: профилактическая работа с родителями, педагогами и обучающимися.

В целом успех профилактических мер зависит от их координации: ни одна из предпринимаемых мер не будет эффективной, если ее реализовывать отдельно от других. Например, меры, направленные исключительно на родителей, будут безуспешными, если ничего не делается в рамках образовательного процесса; меры же, направленные исключительно на педагогов, могут встретить сопротивление родительской семьи и детей; а меры, направленные только на детей, могут вызвать сопротивление родительской семьи. То есть изолированное решение проблемы только на одном из уровней целостной системы невозможно.

 В основе наиболее успешных превентивных стратегий лежит координированное нацеливание профилактических мер на все ключевые группы системы профилактики.   


 1 БЛОК  Модель организации работы по профилактике употребления ПАВ в МБОУ «ЦО №2» г. Чебоксары

 Блок профилактической работы с учащимися


2 БЛОК    Модель организации работы по профилактике употребления ПАВ в МБОУ «ЦО №2» г. Чебоксары

Блок работы с педагогами по организации профилактической работы

3 БЛОК  Модель организации работы по профилактике употребления ПАВ в МБОУ «ЦО №2» г. Чебоксары

Блок профилактической работы с родителями

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"

Вписка из Федерального закона от 07.06.2013 №120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ."...

Внеклассное мероприятие по пропаганде ЗОЖ и профилактике потребления ПАВ « МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!» для учащихся 5-11 классов

Учебно-методическая разработка по пропаганде  ЗОЖ  и профилактике потребления ПАВ несовершеннолетними...

Рекомендации педагогам образовательных учреждений по профилактике потребления психоактивных веществ (ПАВ) среди детей и подростков.

Профилактика потребления психоактивных веществ (пав) среди детей и подростков в  образовательных учреждениях....

Методическая разработка на тему Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ

Методическая разработкаТема:«Профилактика потребления никотиносодержащих веществ и алкогольной продукции и других психоактивных веществ»Составил педагог-организатор ОБЖТесленко Иван Василь...

Методические рекомендации педагогам по проведению занятия по профилактике потребления пав

Данные рекомендации помогут педагогам, классным руководителям в реализации и решении вопросов, связанных с проведением занятий по  профилактике потребления психоактивных веществ (пав) среди детей...

Работа по профилактике потребления психоактивных веществ, алкоголизма, табакокурения среди учащихся

          Алкоголизм, табакокурение, потребление психоактивных веществ является одной из важнейших проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и...