Семья «группы риска», как социально-педагогическая проблема.В данной статье приведена классификация, которая помогает упорядочить мои знания в области социальной педагогики. Возможно и вы откроете для себя что-то новое благодаря этому материалу.
статья ( класс) на тему

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся «звезда» не стала падающей или гаснущей. Взаимоотношения семьи и школы неразрывно связаны между собой.
Социальная педагогика под семьей понимает  основанную на браке и кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, в которой вырабатывается  совокупность норм, санкции и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями, детьми между собой .
Семья это также сложная, многофункциональная система, выполняющая ряд взаимосвязанных функции. В частности под функциями семьи понимается способ проявления активности жизнедеятельности ее членов.  Функции семьи, по мнению педагогов и социологов, заключаются в экономических, хозяйственно-бытовых, реактивных, репродуктивных, воспитательных воздействиях и взаимодействиях. По Т. Ф. Ефремовой семья – это группа близких родственников, живущих вместе. Таким образом, можно приводить множество синонимичных определений семьи, обозначающих, прежде всего взаимодействие и сотрудничество ее членов. Несколько иначе ситуация в семьях «группы риска», или маргинальных, неблагополучных, асоциальных семьях.
Под семьей «группы риска» понимается семья с низким материальным достатком, низкой педагогической культурой, асоциальным образом жизни.
Проблемы семьи «группы риска» определяются, прежде всего, общегосударственными проблемами, в частности  не только низким экономическим уровнем жизни, но неустойчивостью  относительно своего будущего и своих детей, а также проводимой социальной политикой государства. К тому же стоит отметить, что отсутствие уверенности в завтрашнем дне, личная неустроенность, безработица, толкают современную семью в асоциальный круг, со всеми вытекающими последствиями. Это не только семьи, где родители злоупотребляют спиртным, но и семьи с авторитарным стилем воспитания или полным безразличием к своим детям, а также семьи, где дети своего рода рабы, «золушки».
Почему так происходит? Ответ на этот вопрос одинаково прост и сложен. Прост, потому, что все беды можно переложить на государство, на общество; сложен, так как, перекладывая вину за случившееся на других, проблемы не решить, поэтому, прежде всего причины неблагополучия необходимо искать в каждой семье индивидуально. Список причин, ведущих к неблагополучию, этим далеко не ограничивается, ведь каждая семья по своему индивидуальна, обладает своим психологическим климатом, и своей же, присущей только ей способностью противостоять трудностям современной жизни.  На основе вышеизложенного попытаемся обобщить классификацию семей, исходя из существующих причин неблагополучия.
Семья в классификаторе социального педагога имеет несколько значении: это и ячейка общества,  и малая группа, и объединение людей, основанное на кровном родстве или брачных узах. Стоит, однако, отметить, что особое значение в социально-педагогической деятельности занимают семьи «группы риска». Над классификацией данной группы семей работают много известных педагогов, ученых, и каждый предлагает что-то свое, основываясь на личном профессиональном опыте, на особенностях своего региона. Например, А. Иванцова предлагает классификацию семей, основываясь на трех позициях – ассоциальность,  педагогическая культура и педагогическая запущенность, безнадзорность и беспризорность. Соответственно она выделяет: семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей; семьи с низкой педагогической культурой родителей, которые допускают ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми; семьи, в которой дети безнадзорны по разным причинам: развод, разлад в семье, занятость родителей.
Более расширенную классификацию предлагает М.А Галагузова. Основной критерий  классификации – невыполнение семьей жизненно важных для развития и социального становления ребенка функций: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения, т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие .Также представляют ценность и исследования В.М. Целуйко, комплексно обозначив понятие «неблагополучная семья», как семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания. И, следовательно, на основе этого выделяет две категории семей: семьи с явной формой неблагополучия (конфликтные, проблемные, аморально-криминальные, асоциальные, семьи с недостатком воспитательных ресурсов); внешне респектабельные семьи, ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями .
М. В. Шакурова также выделяет семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Данные семьи имеют хаотическую структуру, низкоорганизованные, конфликтны и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций.  Она же предлагает классификацию семей на основе функциональности и нефункциональности, относя к нефункциональным семьи «группы риска». Остановимся более подробно на классификации семей именно группы риска по М. В.  Шакуровой:    
Конфликтные семьи (от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами), где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п. Как правило, родители осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, потому что далеко не всегда без помощи специалиста способны понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта. Таким семьям может помочь сеть служб социально-психологической помощи. Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность. Очевидно, что дети из таких семей нуждаются в мерах социально-правовой охраны, в помощи сотрудников ПДН, участковых милиционеров, представителей правоохранительных органов.
Семьи с недееспособными по разным причинам родителями. Среди них значительное число, имеющее тенденцию к увеличению, составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.
Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями. Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные   семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение (но не всегда, иногда таким родителям просто нужна социально-педагогичеческая поддержка).  
Асоциально-аморальные  семьи. К данному типу семей относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни — достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей. Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях. По отношению к подобным семьям чаще всего применимы коррекционные методы, основанные на принципах «обратной социализации», когда через взрослеющих детей, которые достаточно наглядно отражают внутренний облик родителей, происходит переосмысление родителями своих собственных позиций. 
Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают» затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.
Таким образом, семья «группы риска» напрямую зависит от социальной политики государства, сбалансированности действий всех его институтов. Список критериев неблагополучия можно продолжить, сделав упор на стили воспитания. На мой взгляд, данная классификация наиболее приемлемая, так как отражает весь спектр причин неблагополучия, одновременно систематизируя их.  Основываясь на классификации Шакуровой, можно осуществлять планирование социально-педагогической деятельности с различными категориями семей группы риска. К тому же любая типология семей, их классификация формируется под влиянием причин этого неблагополучия.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Современные социально-педагогические технологии в работе в детьми и семьями "группы риска"

Данная презентация раскрывает применяемые мною в работе современные технологии  , тнеобходимые для социального педагога...

«Социально-педагогическое сопровождение семей группы «риска»»

« Жить в семье всю жизнь –это большой, ни с чем несравнимый труд,духовный труд, напряженный.Для этого нужна большая духовная культура,моральная подготовка, школа мудрости».В.А. Сухомлинский. АКТУ...

Статья "Работа социального педагога с семьей "группы риска"

1. Психо-педагогическое обоснование проблемы социально-педагогической деятельности с семьей "группы риска"2. Опытно-экспериментальная работа социального педагога с семьей "группы риска"...

Семья "группы риска" как социально-педагогическая проблема современного общества

Семья, как уже отмечалось – первичная ячейка социализации ребенка, именно в ней закладываются основы его будущих мировоззрении, взглядов, традиции. Именно от семьи зависит, чтобы родившаяся &laq...

Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения

Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...

Социально-педагогическая поддержка семей группы риска

Социально-педагогическое сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка....

Семьи "группы риска" как объект социально-педагогической деятельности.

В статье рассматривается деятельность социального педагога с семьей "группы риска" как объектом воздействия....