Взаимодействие социального педагога с классными руководителями
статья на тему

Осецкая Наталия Яковлевна

Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осецкая Наталия Яковлевна,

социальный педагог,

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы "Школа № 37"

Взаимодействие социального педагога с классными руководителями

Разделы: Социальная педагогика

Обсуждения вопроса, касающегося взаимодействия социального педагога и классного руководителя обусловлено, прежде всего, тем, что их работа связана самим ее объектом – это человек, обучающийся в социальной среде.

Если мы сравним функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, то они во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей  у социального педагога на первом месте не обучающая и не образовательная функция.

Классный руководитель является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В нашей школе  классные руководители в начале каждого учебного года  для работы в классе составляют социальный паспорт класса и список об чающихся по категориям для составления социального паспорта школы (Приложение 1), в котором отражают количество детей из многодетных семей, детей-сирот, детей-инвалидов, матерей-одиночек, находящихся под опекой, детей из семей родителей-инвалидов, детей и семей «группы риска», детей и семей, стоящих на учете в ОДН, нарушителей дисциплины, детей-лидеров+, детей-лидеров-. Затем составляю  сводную таблицу по категориям по школе, дошкольным отделениям, а затем по комплексу. Справку по социальному составу и социальный паспорт по комплексу для дальнейшей работы. (Приложение2)

Чаще всего  классный руководитель обращается к социальному педагогу тогда, когда собственные меры воздействия на обучающегося и его семью не приносят желаемого результата.

Взаимодействие классного руководителя и социального педагога имеет своей целью совместное выявление причин возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

Наиболее распространенные вопросы, с которыми обращаются классные руководители к социальным педагогам:

  • оказание помощи в социально-педагогическом обследовании ребенка;
  • своевременная поддержка детей, попавших в экстремальные ситуации;
  • принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий;
  • взаимодействие в ходе работы с семьей ребенка;
  • получение какой-либо специальной информации или консультации.

Анализируя опыт взаимодействия  классных руководителей и социальных педагогов возможно выделить следующие общие проблемы:

  • организация воспитательной работы с детьми, направленной на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, изучение психолого-педагогических особенностей личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;
  • выявление имеющихся у детей проблем и трудностей, с одной стороны, и их интересов и потребностей – с другой;
  • своевременное разрешение конфликтных ситуаций;
  • оказание социальной помощи и поддержки обучающихся;
  • пропаганда и обеспечение здорового образа жизни среди детей и подростков;
  • развитие демократических основ жизни детских коллективов;
  • поддержание партнерских отношений с семьей ребенка, совместное решение детских проблем;
  • взаимодействие с учителями, родителями, специалистами социальных служб и оказание помощи детям и подросткам, нуждающимся в опеке и попечительстве; с ограниченными физическими возможностями, а также попавшими в экстремальную ситуацию;

Исходя из совместно решаемых  проблем, можно назвать и общие формы работы: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психолого-педагогической диагностики как  отдельных учащихся, так и классов в целом; проведение  психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; совместное посещение семей; проведение совместных мероприятий.

Наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа  с трудными детьми. Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с трудными детьми, социальный педагог проводит не только коррекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. В нашей школе  работа с этими детьми происходит следующим образом:   выявляются,   заносятся в банк данных в «группу риска», после неоднократного нарушения правил поведения и Устава школы ставятся на внутришкольный учет с последующим обследованием социальным педагогом и психологом при непосредственной помощи классного руководителя. При необходимости эти дети приглашаются вместе с родителями на заседания Совета профилактики правонарушений, с ними проводятся профилактические мероприятия  не только специалистами школы, но и инспектором ОДН. В этой деятельности,  сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.

Говоря о взаимодействии классного руководителя и социального педагога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирование его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем обучающегося, его семьи и классного коллектива.

Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание – та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя и социального педагога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем

Приложение1

Список учащихся класса по категориям на начало 201_-201_ учебного года:

Категории

Всего:

    Ф.И.О.классного руководителя:

Класс:

«   »

Всего учащихся:

1.

Многодетные

2.

Дети-сироты

3.

Потеря корм.

4.

Дети-инвалиды

5.

Матери-одиночки

6.

Дети под опекой

7.

Семья в разводе

8.

Лишены род.прав

9.

Родители-инв.

10.

Родители-пенс.

11.

Родители-студ.

12.

Постр. от ст. бед

13.

Беженцы

14.

Ликвидаторы

15.

Военнослужащие

16.

По регистрации

17.

Безработные

18.

Низкий доход

19.

Повтор обучение

20.

Дети-гр. риска

21.

Дети, учет ВШК

22.

Дети, учет ИДН

23.

Семьи-гр. риска

24.

Семьи, учет ВШК

25.

Семьи,учет ИДН

26.

Наруш. дисц.

27.

Лидеры +

28.

Лидеры -

Подпись кл.руководителя________________число_________________

Приложение 2

Справка по социальному составу учащихся ГБОУ Школы № 37

Наименование

всего

Кол-во уч-ся

1.

Многодетные

2.

Дети-сироты

3.

Потеря кормильца

4.

Дети-инвалиды

5

Матери-одиночки

6.

Дети под опекой

7.

Семья в разводе

8.

Лишены род прав

9.

Родители-инвалиды

10.

Родители-пенсионеры

11.

Родители-студенты

12

Постр.от стих. бед-ий

13.

Беженцы

14.

Ликвидаторы

15.

Военнослужащие

16.

По регистрации

17.

Безработные

18.

Низкий доход

19.

Повторное обучение

20.

Дети группы риска

21.

Дети, учет ВШК

22.

Дети, учет ИДН

23.

Семьи группы риска

24.

Семьи, учет ВШК

25.

Семьи, учет ИДН

26.

Наруш. дисциплины

27.

Лидеры +

28.

Лидеры -

Социальный педагог _______________________

Сводная справка по социальному составу воспитанников и обучающихся ГБОУ Школы № 37

Наименование

всего

Дошкольное отделение

Школа

Кол-во уч-ся

1.

Многодетные

2.

Дети-сироты

3.

Потеря кормильца

4.

Дети-инвалиды

5

Матери-одиночки

6.

Дети под опекой

7.

Семья в разводе

8.

Лишены род прав

9.

Родители-инвалиды

10.

Родители-пенсионеры

11.

Родители-студенты

12

Постр.от стих. бед-ий

13.

Беженцы

14.

Ликвидаторы

15.

Военнослужащие

16.

По регистрации

17.

Безработные

18.

Низкий доход

19.

Повторное обучение

20.

Дети «группы риска»

21.

Дети, учет ВШК

22.

Дети, учет ИДН

23.

Семьи группы риска

24.

Семьи, учет ВШК

25.

Семьи, учет ИДН

26.

Наруш. дисциплины

27.

Лидеры +

28.

Лидеры -

                                Социальный педагог_______________

Справка по социальному составу учащихся

ГБОУ Школы № 37 в 2015-2016 уч. году

 

В августе 2015 года всем классным руководителям и воспитателям в дошкольном отделении были розданы пустые бланки по социальному составу классов и групп. В течение двух недель всеми классными руководителями была проведена  работа  по проведению социального статуса обучающихся каждого класса и всех групп в дошкольном отделении.

В результате анализа собранных  сведений был составлен социальный паспорт ГБОУ Школы № 37, где выявлено общее количество учащихся –        человек, из них:

             обучающихся и воспитанников из многодетных семей:

Фамилия, имя

Класс

Дошкольное отделение № 1 (адрес)

Дошкольное отделение № 1(адрес)

Дошкольное отделение № 2 (адрес)

Школьное отделение

Со всеми многодетными семьями была проведена информационная работа по сбору  документов на оформление этих детей на бесплатное питание. Из приведенного списка все  обучающиеся и воспитанники оформлены на бесплатное питание. При составлении списков на бесплатное питание были учтены дети-сироты, дети, находящиеся под опекой, дети-инвалиды, дети, потерявшие кормильца, дети, чьи матери-одиночки, а также с низким доходом.

Дети-сироты    обучающийся

Фамилия, имя

Класс

Дети, находящиеся под опекой –  обучающихся и воспитанников

Фамилия, имя

Класс

Дети-инвалиды –  обучающихся

Фамилия, имя

Класс

Дети, потерявшие кормильца –     обучающийся

Фамилия, имя

Класс

Дети, чьи матери-одиночки –      обучающийся и воспитанников

Фамилия, имя

Класс

Количество детей, чьи родители находятся в разводе, составляет      % от общего количества обучающихся и воспитанников ГБОУ Школы № 37.

Дети, проживающие в семьях с низким доходом –     обучающийся

Фамилия, имя

Класс

При составлении этого списка не учитывались обучающийся, относящиеся к категориям: многодетные, матери-одиночки, потеря кормильца, дети –инвалиды, родители-инвалиды.

При составлении списков было выявлены обучающиеся, чьи родители-инвалиды      обучающийся и воспитанников

 

Фамилия, имя

Класс

Обучающиеся, чьи родители-пенсионеры      обучающихся

Фамилия, имя

Класс

Обучающиеся, чьи родители лишены родительских прав –     обучающийся

Фамилия, имя

Класс

Обучающиеся, состоящие на учете в ИДН –    

Фамилия, имя

Класс

, состоящие на учете ВШК –    

Фамилия, имя

Класс

Обучающиеся  «группы риска» -    

Фамилия, имя

Класс

Семьи состоящие на учете в ОДН –    

Семьи, состоящие на учете ВШК –    

Семьи «группы риска» -    

Фамилия, имя

Класс

   Несмотря на небольшое количество учащихся, стоящих на учете ВШК, список из детей «группы риска» состоит из      обучающихся

     В семьях, относящихся к «группе риска»         , будут проведены акты обследования.

     Дети, относящиеся к данным категориям, будут взяты под особый контроль со стороны классных руководителей, социального педагога и психолога.

                                      Социальный педагог_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

      Как же  в нашем образовательном учреждении ведется  работа в этом направлении?  Основной целью деятельности классного руководителя и социального педагога...

Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению неблагополучных семей и детей.

Взаимодействие социального педагога, классного руководителя и школьного психолога  обусловлено,  прежде всего тем,  что их работа связана с одним объектом – это ученик. И главная цель э...

Статья "Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в работе с детьми группы риска"

В статье определен алгоритм взаимодействия классного руководителя и социального педагога при работе с детьми данной категории, а также конкретные советы и рекомендации  исходя из многолетнего опы...

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя в организации профилактической работы с учащимися.

Школьная социально – психолого – педагогическая служба обеспечивает сопровождение ребенка на всех этапах его школьной жизни через тесное сотрудничество психолога и социального педагога с классными рук...

Статья «Взаимодействие социального педагога с классным руководителем по социально – педагогическому сопровождению детей и семей»

Взаимодействие социального педагога по социально – педагогическому сопровождению детей и семей с классным руководителем...