Уполномоченный по правам человека.
материал на тему

Лопатина Валерия Вячеславовна

Уполномоченный по правам человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность.

Предупрежден – значит вооружен! Незнание своих прав, обязанностей и ответственности – одна из основных причин их нарушения закона. Ребенок с рождения приобретает основные, естественные права человека. Со временем он приобретает не только права, но и обязанности, а также ответственность. Для того чтобы человек имел возможность реализовать свои права, исполнять предусмотренные законодательством обязанности, нести ответственность за свое неправомерное поведение, он со школьной скамьи должен знать основы законодательства о  правах, обязанностях, ответственности,  способах и механизмах защиты своих прав, обладать навыками применения этих знаний в повседневной жизни. С помощью проведения правовых мероприятий в образовательных учреждениях, носящих информационных характер для участников образовательного процесса, у родителей будет формироваться правовое поле.

 

        Цель собрания – формирование правового сознания родителей.

        Задачи собрания:

  1. Защита прав, свобод и имущественных прав детей.
  2. Знакомство детей с различными институтами общества.
  3. Оказание консультирования в вопросе детско-родительских отношениях, в вопросах опеки и попечительства.

  Данное мероприятие проводилось на общеродительском собрании при участии Уполномоченного по правам человека г. Лобня, уполномоченного по правам участников образовательного процесса, Инспектора по делам несовершеннолетних.

  После выступления всех участников общеродительского собрания, родители остались довольны полученной информацией и задали несколько вопросов по теме собрания.

Об Уполномоченном по правам человека

в образовательном учреждении

  • Специальная роль Уполномоченного— в напоминании правительству и гражданскому обществу об обязательствах, установленных Конвенцией ООН о правах ребенка; распространении и пропаганде знаний о правах ребенка; содействии осуществлению и уважению прав детей на всех уровнях общественной жизни.
  • Уполномоченный наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
  • Уполномоченный наделяется полномочиями отслеживать соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей, разбирать конфликтные ситуации, заниматься правовым воспитанием, образованием и профилактикой нарушения прав всех участников образовательного процесса. Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.

Что дает школе работа уполномоченного? 

Детям: 

  • чувство правовой защищенности — есть человек, к которому можно обратиться со своими проблемами;
  • понимание, что можно и нужно жить по определенным правилам, что у других людей тоже есть права и их надо уважать;
  • понимание, что конфликты можно и нужно разрешать мирно, договариваясь.

Учителям:

  • осознание границ своих полномочий;
  • возможность отстоять свои права, не вступая в открытый конфликт с администрацией;
  • четкое понимание того, что как участники общественного договора они не должны вступать в конфликт с ребенком.

Родителям:

  • спокойствие за детей, так как вероятность, что их могут обидеть или унизить, уменьшается. В случае возникновения проблемной ситуации родителям есть с кем посоветоваться, разобраться, кто прав, не вводя конфликт в официальное русло.

Права и обязанности родителей (законных представителей)

1. Обеспечение со стороны государства общедоступности получения их детьми начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Конституция Российской Федерации, ст. 43; Закон РФ «Об образовании», ст. 2, п. 3; ст. 5, п. 3. 

2. Выбор для своих детей форм получения образования, в том числе семейного образования, и видов образовательных учреждений.

Закон РФ «Об образовании», ст. 52, пп. 1,4; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 200! г. № 196), п. 59. 

3. Ознакомление с Уставом школы и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

Закон РФ «Об образовании», ст. 16, п. 2; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст. 9, п.

4. Прием детей в соответствии с Уставом школы и действующим законодательством.

Закон РФ «Об образовании», ст. 16; ст. 19, п. 2. 

5. Участие в управлении школой в соответствии с Уставом школы (Совет школы, Попечительский совет, родительские комитеты).

Закон РФ «Об образовании», ст. 52, п. I; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. М 196), п. 59. 

6. Ознакомление с проведением и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.

Закон РФ «Об образовании», ст. 15, п. 7 

7. Перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в школе при его положительной аттестации.

Закон РФ «Об образовании», ст. 50, п. 3. 

8. Обсуждение спорных вопросов с учителями или администрацией школы и обращение за рекомендациями к Уполномоченному по правам участников образовательного процесса.

9. Обеспечение религиозного и нравственного воспитания в соответствии с собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 14; Закон, РФ «Об образовании», 

ст. 2, п. 4. 

10. Посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку (родители, проживающие отдельно от ребенка).

Семейный кодекс РФ, ст. 66

11 (.Добровольные пожертвования и целевые взносы школе в форме, предусмотренной Уставом, и ознакомление с материалами об их использовании.

Закон РФ «Об образовании», ст. 41, п. 8.

12. Своевременную информацию о родительских собраниях и встречах родительской общественности с директором школы.

13. Дополнительные встречи с учителем, если родитель (законный представитель) считает, что на то есть основания (по согласованию с учителем). Рекомендация ЮНЕСКО от 5 октября 1966 г. «О положении учителей», п.74 

14. Корректное высказывание обоснованной критики в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196), п. 59 пп. «в». 

15. Перевод ребенка в другой класс с согласия администрации (в случае конфликта между родителем (законным представителем) и учителем, между учителем и учащимся, а также в случае конфликта между самими учащимися).

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 3.

16. Требование от органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, проверок содержания и качества подготовки обучающихся, уровня и направленности образовательных программ по обращению в указанный орган на основании решения общего собрания родителей (законных представителей) учащихся школы.

Закон РФ «Об образовании», ст. 38, пп.   1,2 

Родители (законные представители) обязаны:

1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей.

 Семейный кодекс РФ, ст. 64, п. I. 

2. Не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Семейный кодекс РФ, ст. 65, п. 1. 

3. Обеспечить детям получение основного общего образования и создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.

Семейный кодекс РФ, ст. 63, п. 2;  Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196), п. 60. 

4. Воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 18; Семейный кодекс РФ, ст 65, п. I. 

5. Следить за здоровьем и внешним видом ребенка, а также обеспечивать по мере своих возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка, обеспечить его всем необходимым для обучения в школе (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).  

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №   196), п. 60.

6. Выполнять Устав школы и настоящие «Правила школьной жизни». Закон РФ «Об образовании», ст. 52, п. 2; Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №   196),п.60. 

7. Посещать родительские собрания.

 Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196), п. 60. 

8. Поддерживать контакт с классным руководителем своего ребенка.

9. Отпускать ребенка на внеклассные мероприятия, если ребенок здоров и сам того желает.

Закон РФ «Об образовании», ст, 50, п. 16. 

10. Возместить ущерб в полном объеме в случае причинения вреда имуществу школы.

Ответственность родителей (законных представителей).

1. Родители (законные представители) учащихся несут ответственность за их воспитание, получение ими общего образования, создание необходимых условий для обучения

Закон РФ «Об образовании», ст. 52, п. 5 

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями (законными представителями) несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите их прав и интересов влечет административную ответственность родителей.

Кодекс об административных правонарушениях, ст.5. 35. 

3. За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Гражданский кодекс РФ, ст. 1073 

Статья 1074. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях.

2. В случае, когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

3. Обязанность родителей (усыновителей), попечителя по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, прекращается по достижении причинившим вред совершеннолетия либо в случаях, когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность.

Можно ли разделить права и обязанности?

  • Нет.

 Их необходимо знать и выполнять всем и всегда! Потому что, каждое человеческое существо на земле и любая социальная общность должны обладать всей полнотой прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, без всякой дискриминации. Но этот принцип относится также к выполнению людьми своих ОБЯЗАННОСТЕЙ перед обществом и друг другом. Они также являются всеобщими, универсальными ценностями.

В МБОУ СОШ № 9 проводятся добровольные и анонимные тестирования по запросам:

  • Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Московской области;
  • Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • Министерства образования Московской области;
  • Управления образования г.о. Лобня.

Результаты социально-психологического тестирования обучающихся (9,10,11классов) на предмет определения рисков формирования зависимости от наркотических средств и психоактивных веществ.

47% обучающихся старшеклассников не относятся к группе риска

53 % - относятся. Из них: высокий показатель степени риска у 16% старшеклассников, средний показатель у 14% и умеренный у 23%.

Результаты анкетирования учащихся старших классов по вопросам межнационального общения детей и подростков.

У 6% старшеклассников выявлен очень низкий уровень этнической толерантности и у 17% низкий уровень, т.е. эти учащиеся категорически нетерпимы к представителям других национальностей.

У 50% опрошенных – средний уровень национальной терпимости. Т.е. данные учащиеся в одних ситуациях ведут себя толерантно, в других могут проявлять нетерпимость к другим национальностям.

Высокий уровень и очень высокий уровень толерантности  у 16% и 11% соответственно. Представители этих группы обладают выраженными толерантными установками по отношению к представителям других этнических групп.

По результатам тестирования планируются и проводятся мероприятия, направленные на:

  • Повышение толерантности, снижение степени религиозного и межнационального противостояния в детской и молодежной среде;
  • Снижение рисков формирования зависимости от наркотических средств и психоактивных веществ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчетный доклад за 2010/2011уч. год Уполномоченного по правам участников образовательного процесса МОУ Маргаритовской СОШ.

Отчетный докладза 2010/2011уч. годУполномоченного по правам участников образовательного процесса МОУ Маргаритовской СОШ....

Информация для родителей об Уполномоченном по правам ребёнка в образовательном учреждении

Информация для родителей об Уполномоченном по правам в образовательном учреждении...

Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае

Данные об Уполномоченном по правам ребенка в Алтайском крае....

Роль уполномоченного по правам ребёнка в школе

Роль и значение уполномоченного по правам ребёнка в школе...

План работы Уполномоченного по правам ребенка 2013-2014

Цель Уполномоченного: обеспечить ребенку полное и гармоничное развитие, уважая его достоинство.Основные задачи Уполномоченного:Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка;Оказание помо...

Материал по работе школьного уполномоченного по правам ребенка

Здесь размещен материал по работе школьного уполномоченного, разработки, презентации о конфликтах в школе и путях их разрешения, а так же о медиаторах....