Причины снижения мотивации обучения обучающихся
методическая разработка по теме

Ткачева Людмила Вячеславовна

Всем нам  хорошо известно, что те изменения, которые сейчас происходят в образовании, направлены на:

- обновление содержания обучения,

- постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний,

- на развитие   познавательных интересов,

- формирование у них активной жизненной позиции.

 И здесь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем   школы.

Важнейшую роль в воспитании и обучении детей играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Они являются мощными «мотиваторами» в учебно-воспитательном процессе. Следует признать, что в настоящее время мотивационный кризис ощущается повседневно. Он ставит под угрозу процесс развития и сам процесс деятельности.

Почему же происходит снижение учебной мотивации?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx1.83 МБ
Файл vystuplenie.docx33.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ НАО « Средняя школа № 3» «Причины снижения мотивации обучения обучающихся» социальный педагог Ткачева Л.В.

Слайд 2

Мотив Мотив - побудительная причина поведения и действий человека: - возникающая под воздействием его потребностей и интересов ; представляющая собой образ желаемого человеком блага .

Слайд 3

Мотивация 1.Система доводов, аргументов в пользу чего-н., мотивировка. 2.Совокупность мотивов, обуславливающих тот или иной поступок (псих.)… Мотивация – это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности .

Слайд 4

Учебная мотивация Это включение в деятельность учения , учебную деятельность. 3 типа отношения к учению:

Слайд 5

Положительная мотивация

Слайд 6

Отрицательная мотивация

Слайд 7

Причины снижения успеваемости (мнение учащихся) Лень; Много домашних заданий, не успеваешь сделать; Перегрузка, сильная усталость, недосып, слабое здоровье Проблемы в семье; Невоспитанные люди, срывающие урок; слабая дисциплина на уроке; Хочется проводить время не за домашними заданиями, а на улице, за компьютером и другими подобными занятиями; Весна, теплая погода, внешкольная жизнь; Некоторые учителя своим отношением к ученикам отвергают интерес к предмету; плохие отношения с учителями; Незаинтересованность в обучении, непонимание цели обучения; Отсутствие самомотивации , собственные учебные принципы; Неинтересные уроки, неинтересная программа по некоторым предметам.

Слайд 8

Причины снижения успеваемости (мнение родителей ) Глобальные социально-экономические; Нет престижа образования в целом; Перегрузка информацией, много предметов в среднем звене; Информация стала доступной, потеряла свою ценность, учитель перестал быть основным носителем информации; Учеба перестала быть основной целью современных подростков; Учитель не смог заинтересовать ребенка; Нет индивидуального подхода к ребенку со стороны учителя; Лень детей; Занятость родителей, некогда; Авторитарный и опекунский стиль руководства в учебном процессе перестал быть действенным; Стали хуже учить, часто идет натаскивание учеников; неинтересные однообразные уроки; Изменилась мотивация учителей – «мне за это не платят».

Слайд 9

Причины снижения успеваемости (мнение учителей ) Потребительское отношение родителей к школе; воспитание сводится к «содержанию»; надежда на репетитора, который быстро всё исправит; Переполненность класса, нет возможности уделить внимание каждому; Усталость и перегрузка учителей (предметная нагрузка, классное руководство, возраст, репетиторство, вторая работа) Нет контроля со стороны родителей; Снижение престижа педагогической профессии Отсутствие ответственности обучающейся стороны, отсутствие реальных форм наказания к неуспевающим;

Слайд 10

Причины нежелания учиться Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности. Громадность школьного материала, который нужно усвоить и запомнить. Отвлекающие факторы полнокровной детской жизни. Однообразие учебного процесса. Бедность и непродуманность методики и организации учебного процесса и школьной жизни вообще. Упорно - однообразная авторитарная позиция учителей и родителей.

Слайд 11

Причины спада школьной мотивации у подростков У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. Отношение ученика к учителю. Отношение учителя к ученику. У девочек 6-7 кл . снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. Личная значимость предмета. Умственное развитие ученика. Продуктивность учебной деятельности. Непонимание цели учения. Страх перед школой.

Слайд 12

Критерий оптимальной мотивации в школе состоит в том, чтобы в результате педколлектив и учащиеся оказались удовлетворенными.

Слайд 13

Осмысленная деятельность учителя – осмысленное обучение. Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

Слайд 14

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Учебные мотивы Внутренние Внешние Собственное развитие в процессе учения Действия вместе с другими и для других Познание нового, неизведанного Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни Процесс учения как возможность общения Похвала от значимых лиц (мотивация благополучия) Желание быть первым учеником (престижная мотивация) достижения Мотивация избегания неприятностей неудачи

Слайд 15

1. Отрицательный мотиватор . 2. Мотивационный стиль «диктатор». 3. Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». 4. Мотивационный стиль перегрузки . Самых неэффективные мотивационные стили:

Слайд 16

Мотивация достижения и способности.

Слайд 17

Состояние «выученной беспомощности». Причина неуспеха Ведущее чувство Динамика мотивации Динамика поведения Отсутствие способностей Чувство неполноценности Снижение Ухудшение Трудность задания Непреодолимость ситуации Снижение Ухудшение Невезение Чувство досады Снижение Ухудшение Недостаточность усилий Стыд, вина Повышение Улучшение

Слайд 18

Эмоциональность урока.

Слайд 19

Любознательность и познавательный интерес.

Слайд 20

Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация. Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня). Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе). Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель-лидер» на атмосферу в классе.

Слайд 21

«В основе нашего поведения лежат сокровенные желания». Г.Оверстрит Вывод : Опирайтесь на желания!

Слайд 22

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Причины понижения учебной мотивации

Добрый день уважаемые коллеги!

 Всем нам  хорошо известно, что те изменения, которые сейчас происходят в образовании, направлены на:

- обновление содержания обучения,

- постановку задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний,

- на развитие   познавательных интересов,

- формирование у них активной жизненной позиции.

 И здесь формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем   школы.

       Важнейшую роль в воспитании и обучении детей играют ощущение успеха и связанное с ним признание. Они являются мощными «мотиваторами» в учебно-воспитательном процессе. Следует признать, что в настоящее время мотивационный кризис ощущается повседневно. Он ставит под угрозу процесс развития и сам процесс деятельности.

   Поведение человека всегда мотивировано. Это может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, а может быть уклонение от нее «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения.

слайд 2  Что такое мотив?

Мотив - побудительная причина поведения и действий человека:

          - возникающая под воздействием его потребностей и интересов;

  •   представляющая собой образ желаемого человеком блага.

Потребность – это необходимо. Базовые – есть, спать

социальные – общаться, дружить, любить.

Потребность самореализации- творить, чувствовать.

Мотив – если в реальном мире есть возможность удовлетворить потребность, появляется мотив для действий.

Мотив может быть рациональным – я ем потому что голоден» и иррациональным « я сам не знаю почему я это сделал»

потребность-желание-цель

( голод-потребность , вызывает у нас желание  искать еду (мотив), еда- это цель).

слайд 3

Мотивация – это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. (стимул к действию)

Слайд 4 Учебная мотивация

Мотивировать учащихся – значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.

слайд 5.   Положительная мотивация.

слайд 6.  Отрицательная мотивация.

слайд 7. Причины снижения успеваемости  (мнение учащихся)

  • Лень;
  • Много домашних заданий, не успеваешь сделать;
  • Перегрузка, сильная усталость, недосып, слабое здоровье
  • Проблемы в семье;
  • Невоспитанные люди, срывающие урок; слабая дисциплина на уроке;
  • Хочется проводить время не за домашними заданиями, а на улице, за компьютером и другими подобными занятиями;
  • Весна, теплая погода, внешкольная жизнь;
  • Некоторые учителя своим отношением к ученикам отвергают интерес к предмету; плохие отношения с учителями;
  • Незаинтересованность в обучении, непонимание цели обучения;
  • Отсутствие самомотивации, собственные учебные принципы;
  • Неинтересные уроки, неинтересная программа по некоторым предметам.

слайд 8.  Причины снижения успеваемости  (мнение родителей)

  • Глобальные социально-экономические;
  • Нет престижа образования в целом;
  • Перегрузка информацией, много предметов в среднем звене;
  • Информация стала доступной, потеряла свою ценность, учитель перестал быть основным носителем информации;
  • Учеба перестала быть основной целью современных подростков;
  • Учитель не смог заинтересовать ребенка;
  • Нет индивидуального подхода к ребенку со стороны учителя;
  • Лень детей;
  • Занятость родителей, некогда;
  • Авторитарный и опекунский стиль руководства в учебном процессе перестал быть действенным;
  • Стали хуже учить, часто идет натаскивание учеников; неинтересные однообразные уроки;
  • Изменилась мотивация  учителей – «мне за это не платят».

 

слайд 9. Причины снижения успеваемости  (мнение учителей)

  • Потребительское отношение родителей к школе; воспитание сводится к «содержанию»; надежда на репетитора, который быстро всё исправит;
  • Переполненность класса, нет возможности уделить внимание каждому;
  • Усталость и перегрузка учителей (предметная нагрузка, классное руководство, возраст, репетиторство, вторая работа)
  • Нет контроля со стороны родителей;
  • Снижение престижа педагогической профессии
  • Отсутствие ответственности обучающейся стороны, отсутствие реальных форм наказания к неуспевающим;

слайд 10.

В результате проведенного опроса,  можно сделать вывод, что основными причинами  понижения учебной мотивации являются

слайд 11.

так же нужно учитывать возрастные особенности учащихся

слайд 12

Критерий оптимальной мотивации в школе состоит в том,

чтобы в результате педколлектив

 и учащиеся оказались удовлетворенными.

тест

Инструкция. Вам даются личностные и деловые качества учащихся, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной школьной жизни. Их всего 16. Они пронумерованы. Вам надо поставить слева от каждого номера знаки плюс или минус, но таким образом: если вам импонирует то или иное качество, оно ближе вам, интереснее, приятнее, то вы ставите плюс, а если по какой-то причине оно вас не устраивает – минус.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, «на лету» схватывающий.
  12. Неумеющий общаться, конфликтный.
  13. Обучающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиниться большинству или официальному руководителю.

  А теперь подсчитайте, сколько у вас получилось четных плюсов. Сделайте выводы для себя (если их менее 3, то работа над собой должна быть усиленной ).

слайд 13

Осмысленная деятельность учителя – осмысленное обучение.

Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.

Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

слайд 14

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

Учебные мотивы

Внутренние

Внешние

  1. Собственное развитие в процессе учения
  2. Действия вместе с другими и для других
  3. Познание нового, неизведанного
  1. Понимание необходимости учения для дальнейшей жизни
  2. Процесс учения как возможность общения
  3. Похвала от значимых лиц (мотивация благополучия)
  4. Желание быть первым учеником (престижная мотивация)

достижения

  1. Мотивация избегания неприятностей

неудачи

Учебная деятельность всегда полимотивирована. В системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.

У каждого человека присутствует и тот и другой вид мотивов, причем внешняя мотивация, как правило, преобладает.

Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие «подкрепления», которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.

Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

слайд 15

Стратегия «Положительная мотивация».

Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.

Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

1. Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. «Не сдам экзамен – скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт». Однако о неприятностях думать неприятно.

Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

2. Мотивационный стиль «диктатор». Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа «необходимо», «должен» или «обязан». Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение – как и смена формулировок на «было бы здорово», «было бы полезно», «мы хотим».

3. Мотивационный стиль «Вообрази выполнение». Многие ученики застревают на мысли о том, какого это – выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблемувыполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

4.Мотивационный стиль перегрузки. Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы – и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

слайд 16

Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако, обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи – с тревожностью.

Люди, мотивированные на успех предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные).

Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работаю быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера – картина меняется наоборот.

Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или «слишком легкой», или «слишком трудной».

слайд 17

Как помочь ученику выйти из состояния «выученной беспомощности».

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название – «выученная беспомощность».

Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?

Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.

Рассмотрим влияние каждой из причин на мотивацию и поведение ученика.

Причина

неуспеха

Ведущее

чувство

Динамика

мотивации

Динамика

поведения

Отсутствие способностей

Чувство неполноценности

Снижение

Ухудшение

Трудность задания

Непреодолимость ситуации

Снижение

Ухудшение

Невезение

Чувство досады

Снижение

Ухудшение

Недостаточность усилий

Стыд, вина

Повышение

Улучшение

Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика – это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

слайд 18

Эмоциональность урока – стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.

Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы наоборот высокая эмоциональность – фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

слайд 19

Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся можно действовать через более раннюю стадию деятельности – познавательную потребность.

Первый начальный уровень этой потребности – это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень – потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах – любознательность; в старших классах – потребность в творческой деятельности.

слайд 20

Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации не возможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

  • Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).
  • Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).
  • Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия «учитель-лидер» на атмосферу в классе.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности.

слайд 21

Американский философ Г.Оверстрит говорил:

«В основе нашего поведения лежат сокровенные желания».

Вывод: Опирайтесь на желания!

Чего хочет ученик- главный вопрос для учителя.

Когда мы намерены поймать мышь, мы кладём в мышеловку не спелую вишню, а кусочек сыра, учитывая не наши собственные вкусы, а вкусы грызуна. И так достигаем своих целей. Давайте постараемся найти кусочки сыра для ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....

Диагностики "Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-9 класса"

Данная методика предполагает изучение отношения школьников к учению и к отдельным предметам. Она позволяет провести сравнительный анализ результатов....

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такойпоказатель мотивации, как личностный смысл обучения.Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II ме...

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса. [ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такойпоказатель мотивации, как личностный смысл обучения.Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II ме...

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.

Зачем нужна мотивация ученика учителю? Психология мотивации Причины снижения мотивации учащихся.Мотивация- это побуждения, вызывающие активность, определяющие направленность личности. Поведение челове...

Развитие познавательных интересов у подростков со сниженной мотивацией обучения.

Проблема формирования мотивации учения лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного образования. Только умелое сочетание разнообразных методов стимулирования мот...