Материал для семинара с педагогами "Рекомендации по дальнейшему формированию универсальных учебных действий"
методическая разработка на тему

Елена Викторовна Максимова

Реализация ФГОС предполагает новую роль учителя, который использует адекватные, современные педагогические технологии, методы и приёмы обучения. Материал предназначен для проведения семинара с педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_formirovaniyu_uud.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации

по дальнейшему формированию универсальных учебных действий

        Реализация ФГОС предполагает новую роль учителя, который использует адекватные, современные педагогические технологии, методы и приемы обучения. Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Меняется роль учителя, теперь он - тьютор, организатор развития ученика, понимающий и знающий, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития его личностных, регуляторных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями.

Сформулированы новые требования к современному учителю, который будет преподавать по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, не «вбивать» знания, а развивать личность ученика.

        Каждый ребенок индивидуален, и задача учителя  помочь ему раскрыть свои таланты. Во многом успех зависит от профессионализма и компетентности педагога. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов  обучении учащихся.

        Ученик превращается из «объекта» педагогического воздействия в «субъект» – партнера по взаимодействию с учителем и одноклассниками, что является необходимым условием его социализации. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном и диалоговом обучении меняется взаимодействие педагога и учащегося: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.         Именно такой подход не тормозит развитие личности, а помогает ей развиться в творческом плане.

1. Групповая работа школьников. В частности, очень важны такие формы работы, как  организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп. Например, в ходе  взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее  выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может  отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят  только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их  характер).

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая  совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы,  планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции  самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и  содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую  работу класса, например робкие или слабые ученики.

Групповая работа учащихся 4-5 класса предполагает свои правила: нельзя принуждать  детей к групповой работе, совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во  избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей  абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков.

2.Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них  умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.

3.Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом  неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей  коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и  оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.

4.Огромное значение для развития коммуникативных умений учащихся имеет  организация ролевых игр, приближенных к реальной ситуации общения.

5.  В современных условиях особую актуальность приобретает формирование и развитие у школьников логического и визуального мышления.

Разные формы работы над задачей      

        1. Работа над решенной задачей. Многие ученики только после повторного анализа осознают план решения задачи. Этот путь к выработке твердых знаний по математике.

2. Решение задач разными способами.  

3. Правильно организован способ анализа задачи - по вопросу или от данных к вопросу.

4. Представление ситуации, описанной в задачи (нарисовать «чертеж»)

5. Самостоятельное составление задач учениками.

6. Решение задач с отсутствующими или лишними данными.

7. Изменение вопроса задачи.

8. Составление разных выражений по данным задачам и объяснение, которое помечает то или другое выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задачи.

9. Объяснение готового решения задачи.

10. Использование приема сравнения задач и их решений.

11. Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверных.

12. Изменение условия задачи так, чтобы задача взвешивалась другим действием.

13. Закончить решение задачи.

14. Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или, напротив, возобновить пропущенный вопрос и действие в задаче).

15. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

16. Решение обратных задач.

В процессе поиска решений и ответов у ребенка развиваются мыслительные операции: анализ, синтез, абстракция и конкретизация.

Успешному и эффективному формированию визуального мышления  у младших школьников способствуют специальные психолого-педагогические условия, к которым относятся:

- организованное рассматривание картин, как форма упражнения в наблюдении;

- создание особой развивающей (креативной) среды, характеризующейся такими параметрами, как проблемность, принятие, безоценочность, слабая информационная определенность (исключение искусствоведческой информации);

- процесс обучения умению создавать и понимать зрительные образы должен строиться на основе познавательной инициативы самого ребенка, опираясь на его зону ближайшего развития;

- отсутствие искусствоведческой информации со стороны учителя, что позволяет дать возможность ребенку использовать все имеющиеся у него способности воспринимать и интерпретировать произведения живописи;

- организацию атмосферы ненасильственной коммуникации, обеспечение учебного сотрудничества;

- специальным образом составленный зрительный ряд, как средство развития визуального мышления.

6. Часто причиной утомления младших школьников на уроках являются однообразные задания, переписывание, решение большого количества примеров, заучивание непонятных текстов, слов и т.п. Одна из важных задач повышение мотивации учащихся. Уроки должны облачиться в интересную, не обычную форму. Пришло осознание того, что детей надо учить поновому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Один из способов решения этой проблемы –освоение и применение образовательных педагогических технологий: дифференцированное обучение; коллективные способы обучения; модульные технологии; педагогические мастерские; развивающее обучение; проблемное обучение; здоровьесберегающие технологии; технология «Портфолио»; метод проектов; технология интерактивного обучения; информационно - компьютерные технологии.

7. Развитие волевых свойств личности – необходимый, но очень длительный процесс. Здесь важно учитывать и возрастные особенности детей, специфику волевого усилия. Развивать волю – это значит учить ребёнка подчинять весь процесс деятельности поставленной цели. Поэтому очень важно научить детей определять цели деятельности, дифференцировать эти цели, выделять более близкие и более далёкие, легко и трудно достигаемые, определять последовательность действий, обеспечивающих достижение как близких, так и далёких целей.

        Низкая скорость выполнения работы может быть следствием повышенной старательности ученика. Эти случаи не должны вызывать озабоченности. Такие учащиеся  просто склонны к буквальному выполнению инструкции (в данном случае, в тесте Тулуз-Пьерона - указание работать, в первую очередь, внимательно и аккуратно). Они могут работать гораздо быстрее, когда задача поставлена иначе (например, если в ограниченное время надо успеть выполнить значительный объем работы). Причиной медленного выполнения заданий может быть слабое интеллектуальное развитие  ребенка  в целом, особенно неразвитость его визуального мышления.  Такой ученик особые сложности будет испытывать при освоении нового материала, ему трудно будет поспевать за объяснением учителя, любую новую тему ему придется разбирать во время дополнительных занятий после уроков с педагогом или дома. Только по мере развития мышления возрастает скорость понимания и выполнения любой работы. Выполнение освоенной стандартной деятельности может осуществляться в достаточно быстром темпе. Медлительный ребенок не успевает «следовать» за объяснением учителя и постепенно вообще перестает понимать что-либо, думая  о чем-либо. Зато дома, работая в удобном темпе, он вполне способен самостоятельно разобраться в том, что не понял на уроке. Для успешного обучения такого ребенка важной оказывается тщательная подготовка к урокам и упреждающее знакомство с материалом, который только будет изучаться (не надо полностью предварительно дома разбирать новый материал, но следует просмотреть, о чем пойдет речь на уроке). Когда ученик имеет дело со знакомой (или частично знакомой) информацией, то ее оперативные переработка и понимание происходят значительно быстрее.

8. Психологическая поддержка – это процесс, где взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка, с целью укрепления его самооценки; процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; процесс, который поддерживает ребенка при неудачах; процесс, который помогает ребенку избежать ошибок. Поддерживать ребенка – значит верить в него. Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Взрослые должны научиться, помогая ребенку, учитывать какие силы в школе, семье, в более широком окружении ребенка способны привести его к разочарованию в самом себе.

Важнейшей составляющей психопрофилактики является, естественно, и непосредственная психологическая работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, в случаях неуспеха и еще:

1. Пробуждение у учащихся интереса к себе как к личности.

2. Развитие образа Я.

3. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственных личностных качеств.

4. Усиление у учащихся ценностных личностных качеств.

5. Развитие и укрепление чувства доверия к себе.

6. Коррекция негативного отношения к себе в ситуации неуспеха в значимых видах деятельности.

При профилактике тревожности эта работа направляется, прежде всего, на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода, при психокоррекции, преодолении тревожности, а также, помимо этого, на индивидуальные «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка.

В целом в образовательном учреждении необходимо:

- результаты исследования должны быть доведены психологом до педагогов с разъяснениями и комментариями;

- улучшение профессиональной подготовки педагогов: увеличение штата учителей, систематическое повышение их квалификации;

- повышение эффективности системы оценки знаний учащихся, переход с суммирующей констатирующей формы оценки на формирующую, применение индивидуального подхода в обучении;

- совершенствование учебных планов и программ, использование таких педагогических технологий, как проблемное обучение, развивающее обучение, игровое обучение, модульное обучение, дифференцированное обучение, основанные на системно-деятельном подходе;

- активизация деятельности школьного психолога по гармонизации отношений учеников и учителей, по изменению сознания учителей, мотивирование учителей к новым формам обучения.

        Использование и сочетание различных педагогических технологий обучения, форм и методов организации познавательной деятельности позволят учителю преодолеть индивидуалистический характер работы учеников, поднять социальную активность, повысить роль коллективного начала, тем самым развивать не только предметные, но и метапредметные компетенции учащихся.

      Соблюдение предложенных рекомендаций и учет выявленных в ходе диагностического исследования проблем позволит создать благоприятные условия для обучения и развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка. Выступление на семинаре творческой группы

Формирование УУД на уроках английского языка:1.                  Формирование познавательных действий, определ...

Методический семинар Тема: «Проектная деятельность учащихся на уроках технологии как средство развития творческих способностей и формирования универсальных учебных действий учащихся»

В настоящее время –  время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследоват...

Методический семинар " Учебная ситуация как способ формирования универсальных учебных действий"

Одной из приоритетных задач современного образования является реализация ФГОС ООО, в основе которого лежит деятельностный подход. Задача педагога заключается в создании условий, активизирующих детское...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока изобразительного искусства, реализующего цели формирования универсальных учебных действий»

Презентация к семинару-практикуму для учителей ИЗО ЮАО «Проектирование урока  изобразительного искусства,  реализующего цели формирования  универсальных учебных действий»...

Универсальные учебные действия. От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий

Виды УУД.Личностный (Л.Р.): внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности  Регулятивный (М.Р.): организация, планирование, контроль, коррекцияПознавательный (М.Р.): восприятие, анализ, модел...