Стили и методы семейного воспитания
методическая разработка на тему

Акатова Елена Дмитриевна

Доклад на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогика должна стать наукой  для всех –

                                                             и для учителей и для родителей.

                                                                                       В.А. Сухомлинский.

 

Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Брак двух людей - еще не семья, она появляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении и воспитании детей заключены основные функции семьи (Л.Д. Столяренко).

Семья - это социально - педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Она создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувство, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - это такое образование, которое "охватывает" человека целиком во всех его проявлениях. Здесь формируются все личностные качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности растущего человека общеизвестна.

Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Семейное воспитание - сложная система. На него влияют наследственность и биологическое (природное) здоровье детей и родителей, материально - экономическая обеспеченность, социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания семьи ( место дома), отношение к ребенку. Все это ограничено переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.

Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.Ж.Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, проявление любви, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д.

Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуативных условий.

Характер ребенка - это результат семейного воспитания. В каждой семье свой стиль общения.

 Ученые определили, что существует несколько моделей общения, а значит и воспитания: авторитарный, демократический, попустительский, хаотичный и опекаемый.

Авторитарный стиль – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

Демократический стиль – (авторитетный, сотрудничество) - родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учетом их возрастных возможностей, уважают личность ребенка, принимают его таким, какой он есть.

Попустительский стиль – (либеральный, снисходительный, гипоопека) - ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей и не выполняет указание родителей.

Хаотический стиль – (непоследовательное руководство) - отсутствие единого подхода к воспитанию, разногласие в выборе воспитательных средств между родителями.

Опекающий стиль – (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) – стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все его проблемы.

В современных социокультурных условиях особую значимость приобретают вопросы воспитания подрастающего поколения, формирования у детей личностных качеств,  необходимых для успешной самореализации. Как справедливо отмечает Е.И. Казакова: «в воспитательном процессе лидируют три «института»: семья, школа и общество (в целом). Однако не следует забывать, что, как и в образовательном процессе в целом, ведущая роль остается за самим ребенком, т.е. воспитание остается успешным только тогда, когда оно превращается в программу самовоспитания»

Это позволяет предположить, что одним из важнейших качеств, которые необходимо формировать и развивать с детства,  является самостоятельность. 

“Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен”. М.Монтессори.

 У многих детей самостоятельность не сформирована. Не удивительно, что когда дети становятся старше,  родители начинают задумываться, почему их ребенок ни к чему не приучен и ничего не умеет и, следовательно, начинают винить в этом всех окружающих. Но, прежде всего все зарождается в семье.

Часто родители сами отказываются от воспитания в ребёнке самостоятельности, так как это для них проще и удобнее. Например, когда ребенок делает домашнее задание под полным контролем родителей и отказывается его выполнять, если взрослых нет дома. Или дети приучены к тому, что ничего нельзя делать без ведома родителей и поэтому без особых указаний они не сходят за продуктами или не сделают чего-нибудь по дому. Или ребенок хочет сделать какое-то дело самостоятельно, но взрослые из-за чрезмерной опеки и боязни за него, не позволяют  ничего сделать.

Т.е.основные ошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности – это две прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, во втором – синдром беспомощности.

 Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем.

Что же такое самостоятельность? Как помочь детям и их родителям заложить это важное качество?

"Зорко одно лишь сердце", - давным - давно сказал Сент Экзюпери. Как много ситуаций в жизни учителя, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем.Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.

Одна из главных ступенек в сотрудничестве  родителей со школой -  родительские собрания, которые провожу не только для того, чтобы держать родителей в курсе обучения и помочь им в воспитании детей, но и для того, чтобы помочь решить те проблемы, с которыми родители безуспешно пытаются справиться сами.

           Как происходит становление самостоятельности?

 Учителя знают, что до определенного момента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудь кладут. Эти подражательные операции называют действиями “в логике предмета”. Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, – он просто воспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл: после его завершения должен быть определенный результат – чистый пол. Вот когда ребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется за веник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности, действовал “в логике цели”. Проявление инициативы – это первый этап развития самостоятельности.

Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, а заставляет удвоить усилия и в случае необходимости – даже обратиться за помощью. Очень важно вовремя помочь ребенку – это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи как только почувствует, что может справиться сам.

Овладев вторым компонентом самостоятельности – целенаправленным осуществлением своих намерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от его способности соотносить результат с “нормой”. Ребенок не обладает достаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающий всех результат. Носитель этого знания – взрослый, поэтому каждое самостоятельно задуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, а это – целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление – столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его “взрослых” инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, нужно сначала похвалить, эмоционально поддержать ее, а уже потом тактично объяснить, почему не получилось.

         С раннего возраста ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего – не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность – функция самоконтроля – завершающий этап формирования самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени независимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути к зрелой самостоятельности.

Изменится возрастная ведущая деятельность, и он снова будет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она не переносится автоматически из одного типа деятельности в другой. Если ребенок  до школы успешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, что он будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилий для этого. “Пробелы” в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этапов ее развития чреваты “цепной реакцией” – минусами в последующем. Часто самостоятельность ребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать в учебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Тем не менее нарушения неизбежны: отсутствие произвольности, усидчивости, ответственности за порученное дело – все это прямое следствие личностных деформаций при становлении самостоятельности.

Иной дошкольник вполне самостоятелен и дома, и в детском саду. Сам одевается-раздевается, легко заводит дружбу с незнакомыми детьми на детской площадке или на даче, помогает маме по дому, разбирается в папиных инструментах, может даже один сходить в магазин...

А в школе? Неожиданно для себя родители могут услышать  от учителя, что ребенок пассивен, на уроке его приходится постоянно побуждать к работе, он не может сам записать домашнее задание...

Такое расхождение связано с тем, что самостоятельность житейская и самостоятельность учебная - понятия далеко не совпадающие. Что же такое учебная самостоятельность?

Вот мнение Н. Ф. Виноградовой, доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования. Самостоятельность школьника - это "умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне" ("Делай вот это...", "Делай вот так..."). Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению ("Я хочу это сделать...", "Мне нужно это сделать...", "Мне интересно это делать..."). То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого - в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой

О чем стоит задуматься и родителям и учителям?

- Не слишком ли часто мы даем понять ребенку: ты мал, ты глуп, не умеешь того, не знаешь этого? Не слишком ли часто оговариваем его ("Не лезь в разговоры взрослых", "Это не твоего ума дело")?

- Не пытаемся ли мы контролировать каждый шаг растущего ребенка? К чему может привести этот тотальный контроль? Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; если что-то не получается, перекладывает свою вину на взрослого - мама не напомнила, бабушка не уследила... Может, стоит спросить своего ученика: "Ты пришел из школы. Что будешь делать сначала, что потом?"; "У тебя что-то не получается с домашними заданиями. Что будешь делать?" (варианты: сделать то, что получается, позвонить однокласснику, отложить до прихода родителей и т.д.); "У тебя завтра диктант по русскому. Что нужно повторить в первую очередь?"; "Ты на контрольной по математике. С чего начнешь, о чем нужно помнить? Как будешь себя проверять?" Не ждите, что ребенок сразу предложит конструктивный ход действий. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение муниципального образования Плавский район

«Волхонщинская средняя общеобразовательная школа»

ДОКЛАД

на тему

«Стили и методы семейного воспитания. Их влияние на развитие самостоятельности ребёнка».

Выполнила

 социальный педагог

 Е.Д. Акатова.

2015г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Стили и методы семейного воспитания".

В данной разработке рассматривается роль семьи в становлении личности ребенка, раскрывается влияние родительско-детских отношений на этот процесс,  даётся характеристика наиболее распростра...

методы семейного воспитания

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.Целью семейного воспитания является формирование таких качеств л...

Методическая разработка "Начальное техническое творчество как метод семейного воспитания детей"

В  данной методической разработке показывается, как организовать интересный и развивающий досуг, организовать предметную деятельность ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы учит...

Стили и ошибки семейного воспитания.

В работе раскрываются основные стили воспитания: авторитарный, либеральный и демократический, разбираются ошибки семейного воспитания....

Тема "Методы семейного воспитания" (лекция для родителей)

Методы  семейного  воспитания как способы взаимодействия родителей с детьми, которые помогают последним развивать свое сознание, чувства и волю, активно стимулируют формирование оп...

Консультация для родителей «Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение.»

Уважаемые родители! Занимаясь воспитанием детей, мы, конечно, используем всевозможные способы и методы. И главные из них – это поощрение и наказание....