Познавательно-игровое занятие «Права, обязанности, ответственность подростка»
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Добряк Людмила Алексеевна

Круглый стол

Познавательно-игровое занятие

«Права,  обязанности, ответственность подростка»

7 -е классы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-игровое занятие

«Права,  обязанности, ответственность подростка»

Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в

игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в

соответствии с законодательством РФ.

Задачи мероприятия:

заинтересовать школьников в дополнительном изучении

правовой литературы;

повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

Необходимые материалы:

компьютерная, видео- и аудиоаппаратура с записями;

листы А 4 с заданиями для команд;

оценочные листы для жюри;

 грамоты и

Домашнее задание:

создание двух команд для участия в конкурсе;

разработка названий и девизов.

Ход занятия :

1. Мотивация, вводная речь ведущего, определение целей и задач занятия.    

- Здравствуйте. Сегодня мы с вами встретились, чтобы, еще раз поговорить об очень важной для всех нас проблеме - о правонарушениях, которые совершают подростки, и об их последствиях. О правах, обязанностях и ответственности.

Наше занятие пройдет в  форме круглого стола 

Знакомство.

а) Представление ведущих

В. 1. Итак, давайте знакомиться!

В. 2. Ведущие круглого стола:  Добряк Людмила Алексеевна – социальный педагог средних и старших классов.

В. 1. И Шеремета Владимир Александрович – учитель истории и обществознания.

б) Представление учеников

В. 2. А теперь перейдем к участникам! Представиться мы попросим вас следующим образом: встаете, называете свое имя, класс.

Тема нашего круглого стола: «Права,  обязанности, ответственность подростка»

В повседневной жизни о праве чаще вспоминают тогда, когда оно по каким-либо причинам окажется нарушенным или когда возникла спорная ситуация и даже прямой конфликт. Чем лучше люди знают свои права и обязанности, тем лучше складываются их отношения и тем увереннее они чувствуют себя в достаточно сложных условиях современного общества.

                           Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда.

                                                                ( народная мудрость)

 Эпиграфом данного занятия являются эти строки народной мудрости. Как вы понимаете смысл данного изречения?  Как вы думаете,  почему случаетcя так, что подросток оступился  или совершил правонарушения?

Самые необдуманные поступки свойственны молодости, так как, к сожалению, не каждый подросток осознает, что совершает противоправные деяния, которые ведут к тяжелым и подчас непоправимым последствиям. Какие причины появления преступников среди несовершеннолетних?

 ( обмен мнениями : плохо учатся, а потом бросают школу; курят и выпивают; грубят и сверстникам, и взрослым; унижают маленьких и слабых; лгут даже без причины; стараются выяснить отношения только с помощью силы; играют в карты; разрисовывают стены; портят школьное имущество …)


Многие подростки , которые не достигли совершеннолетия, рассматривают свои деяния и поступки зачастую как проявление обычной шалости. "Подумаешь, какие мелочи - разбил стекло, сломал дерево, начал высказываться нецензурной бранью", - говорят они, когда приходит время отвечать за содеянное.  Но эти действия уже расцениваются  как проступок или преступление и не являются детской шалостью.

-Ребята,  попробуйте ответить на такой вопрос: Связаны ли между собой эти слова (Права, обязанность, ответственность). Почему? (Предполагаемый ответ.- Права не могут соблюдаться без выполнения обязанностей и без соблюдения видов  ответственности).

-А много ли вы знаете о своих правах, обязанностях, ответственности?

Я предлагаю вам мини викторину. За правильный ответ вы получаете  1 балл.

 Вопросы викторины.

1 вопрос. Что такое "правовой статус человека?"

 Ответ. - Это изменение набора прав и обязанностей по мере взросления.

2 вопрос. Какие права имеет подросток в нашей стране?

Ответ. -    Право на защиту закона , на бесплатное образование и медицину, на выбор вероисповедания, на выбор учебного заведения, на отдых,  и т.д.

3 вопрос.  Какие документы защищают твои права?

Ответ. - Конституция, Международная Конвенция Прав Ребенка, Гражданское право, Семейное право, Уголовное право.

4 вопрос  Какие виды  ответственностей, назначаемых несовершеннолетним вы знаете? С какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

  • Административная и дисциплинарная ответственность наступает с 16 лет.
  • Гражданская – с 18 лет.
  • Уголовная ответственность наступает с 16 лет.
  • Административные наказания. 
  • .Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

5 вопрос.  Что такое "Комендантский час"?

Ответ. –  Это время, в которое подростки до 16 лет не имеют права находиться на улице, в общественных местах  без сопровождения взрослых.

6 вопрос  С какого минимального возраста могут привлекаться к уголовной ответственности несовершеннолетние в нашей стране?

  • Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Сегодня попробуем  найти  ответы на вопросы:

- Что  же такое правонарушение?

- Несет ли подросток ответственность за  правонарушения?

- Как не допустить неправильного поступка в своей жизни?

  • Правонарушение– это не только неправильное поведение, но и за совершение проступка имеется ответственность.

Воспитатель: Давайте разберемся, когда ваши действия можно рассматривать как детскую шалость или вы уже совершаете преступление, за которое  вам предстоит отвечать.

  • Шалость - поступок ради забавы, веселая проказа, проделка.

  Проступок - действие, либо бездействие, посягающее на установленные законами или подзаконными актами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью.

Злонамеренный поступок - умышленное причинение вреда людям или окружающей среде. Например, 14-летний мальчик в неположенном месте перебежал улицу, всем машинам пришлось резко затормозить. (проступок).А вот ,если при этом произошла авария, а вы являетесь ее причиной, то вы будете отвечать по статье Уголовного Кодекса.

  • Группа подростков ловила рыбу запрещенными способами ( например, сетью или  во время нереста). (проступок).( Вред- уничтожение природных ресурсов.
  • . Девочки – школьницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона. (проступок).(Вред- уничтожение растений, занесенных в Красную книгу)
  • Преступле́ние - (уголо́вное преступле́ние) - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к ли Десятиклассник гулял по крыше дома и наступил на козырек балкона. Тот рухнул на стоящего под балконом человека, который получил тяжёлые увечья, оказался  в больнице.(преступление)
  • Статья 207 УК РФ ...УК РФЗаведомо ложное сообщение об акте терроризма

  • гласит: наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Игра «Необитаемый остров»

Командам за 5 минут нарисовать остров и написать правила общежития на острове: «Кодекс выживания». Представитель от команды расскажет, а жюри решит, какой из островов наиболее защищённый.

В школе есть тоже «Кодекс выживания» - это «Устав школы».

         Как не допустить правонарушение.

  1. Веди себя так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
  2. Организуй свое  свободное время отдыха (посещение кружков, секций, занятие любимым делом).
  3. Не общайся с сомнительными компаниями (кто пьет, курит, ворует, хулиганит).
  4. Если что-то произошло , обязательно расскажи  об этом взрослым.

5.Помни, что за все свои поступки всегда будешь  отвечать ты. 

Если закон не будешь выполнять, ответственности не избежать!

Подведение итогов.

-самая активная команда

- самый активный участник.

Вручение грамот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие Права, обязанности и ответственность школьников для 7 класса

Цель:Закрепить и активизировать знания о «Декларации прав человека», «Конвенции прав ребенка», через наглядный материал. Формировать практические навыки в применении прав и обязанностей в повседн...

Права, обязанности и ответственность подростка

Профилактика правонарушений среди подростков...

Права, обязанности и ответственность подростка

Материал предназначен для проведения классного часа в 7-8 классах в рамках проведения декады правовых знаний. В нем содежится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткого в...

Права, обязанности и ответственность подростка

Материал предназначен для проведения классного часа в 7-8 классах в рамках проведения декады правовых знаний. В нем содежится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткого в...

Права, обязанности и ответственность подростка

Материал предназначен для проведения классного часа в 7-8 классах в рамках проведения декады правовых знаний. В нем содежится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткого в...

"Права, обязанности и ответственность подростка"

Разработка предназначена для проведения внеклассного меропрятия в рамках декады правовых знаний. В ней содержится информация о правах, обязанностях и ответственности учащихся подросткового возраста....

Конспект занятия «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Занятие  поможет провести внеурочную деятельность с целью: профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся....