СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА «МИР ВОКРУГ НАС»
план-конспект занятия (8 класс) на тему

Добряк Людмила Алексеевна

Сценарий Круглого стола «Мир вокруг нас», посвящённого международному дню толерантности

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА «МИР ВОКРУГ НАС», ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ

ЦЕЛЬ КРУГЛОГО СТОЛА «МИР ВОКРУГ НАС», ПОСВЯЩЁННОГО МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ – профилактика ксенофобии и экстремизма среди детей и подростков.

Открытие круглого стола

Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости и участники круглого стола «Найдём общий язык». Мы рады приветствовать вас. Проблема толерантности (говоря русским языком терпимости) в нашем обществе за последние годы проявилась до предела. Одни считают, что Россия, как многонациональная страна должна быть терпима в этом вопросе, другие придерживаются радикальных взглядов, выкрикивая лозунги «Россия для русских!» и прочие.

Ведущий 2. Да, действительно, проблема актуальна. И сегодня мы решили собраться за одним столом с вами, ребята, учащимися 8-х классов, чтобы обсудить проблемы диалога культур.

Знакомство.

а) Представление ведущих

В. 1. Итак, давайте знакомиться!

В. 2. Ведущие круглого стола:  Добряк Людмила Алексеевна – социальный педагог средних и старших классов.

В. 1. И Анюхина Ирина Антоновна – практический психолог средних и старших классов.

б) Представление учеников

В. 2. А теперь перейдем к участникам! Представиться мы попросим вас следующим образом: встаете, называете свое имя, класс (и национальность.)

Открытие дискуссии – вопрос №1

«Что нас объединяет, живущих в одной стране?»

Проведение акции «Современный крымчанин, какой он?» (написать три качества крымчанина)

Цель: разработка наших предложений для «Кодекса крымчанина»   

 Все мы живем  в обществе, каждый из нас имеет определенные потребности, не всегда они совпадают с желаниями и возможностями других, их взглядами. Возникают конфликты.

Упражнение «карта нетерпимости». Необходима настенная карта мира, цветные флажки. На карте флажками учащиеся обозначают горячие точки планеты, где проходят межнациональные конфликты, военные действия (Чечня,  Ирак, Израиль, страны Африки и др.) на работу дается 10 минут. Далее обсуждение:

Каковы основные причины конфликтов? Можно ли оправдать конфликты, приводящие к человеческим жертвам.

Какие вы можете предложить способы, чтобы не допускать возникновения «горячих точек»?

      Народы отличаются, но мы не можем сказать  какой лучше, а какой хуже. Подобные высказывания приводят  к унижению одного народа и возвышению другого. А порой приводят к уничтожению целых групп народов, вспомните примеры из истории. (геноцид армян в начале 20 века, геноцид славян, цыган и  евреев  во время второй мировой войны)

Школа – это государство в миниатюре.

Какие правила и нормы мы можем предложить в «Кодекс лицеиста»?

Выступление участников

Общая дискуссия всех участников

Резюме – ведущие – «Мы предлагаем наши правила»

Что нужно, чтобы «Кодекс лицеиста» заработал?

Общая дискуссия всех участников

Социальная реклама

Вывод ведущих «Наши предложения в жизнь!»

Стартовый мониторинг - этнотолерантности

Ваш пол:  мужской,   женский    (нужное подчеркните)

Ваш возраст, класс_________ ___________________  

Отметьте значком правильное, по Вашему мнению, утверждение:

Утверждения

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

Среди моих близких друзей (подруг) есть представители разных национальностей  

2

Для меня важна не национальность, а личность и поведение человека, с которым я общаюсь.  

3

Я убежден(а), что дети разных национальностей должны обучаться в одном классе, а не в разных

4

Я уверен(а), что в нашем районе люди разных национальностей могут мирно сосуществовать друг с другом

5

Попытайтесь выразить мысль о дружбе представителей разных национальностей в одном предложении или фразе  

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КСЕНОФОБИИ И ЭКСТРЕМИЗМА

  1. Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965г.)
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря, 1948г.)
  3. Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995г.)
  4. Декларация о культуре мира ООН (1999г.)
  5. Конституция РФ
  6. Федеральный Закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ст. 1)
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС, серия «Стандарты второго поколения»)

Ксенофобия [ греч. Xenos – чужой + phobos – страх] – негативное отношение к социальным общностям или отдельным людям, воспринимаемым в качестве чужих и поэтому эмоционально неприемлемых, враждебных (А.В. Петровский).

     Культура мира – сочетание ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, основанных на:

  • уважении к жизни, прекращении насилия и поощрении ненасилия и практическом отказе от насилия через посредство образования, диалога и сотрудничества;
  • полном уважении и поощрении всех прав человека и основных свобод;
  • приверженности мирному урегулированию конфликтов;
  • уважении и поощрении права на развитие;
  • уважении и поощрении равных прав и возможностей женщин и мужчин;
  • уважении и поощрении права каждого на свободу выражения мнений и убеждений и свободу информации;
  • приверженности принципам свободы, справедливости, демократии, терпимости, солидарности, сотрудничества, плюрализма, культурного разнообразия, диалога и взаимопонимания на всех уровнях общества и между народами. (Декларация о культуре мира ООН, 1999).

     Национализм (в политической психологии) – идеи, связанные с национальным доминированием, неприязнью к иным национальностям (Р.Костерман, С.Фешбах). Национализм характеризуют:

  • идеализация нации в целом и её истории в частности;

чувство национального превосходства.

Патриотизм (в политической психологии) – позитивное чувство преданности, гордости и любви к своей стране (Р.Костерман, С.Фешбах).

     Расизм – система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими (Французский словарь Ларусса).

     Расовая дискриминация – любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения (Международная конвенция ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации, 1965г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий круглого стола «Совесть и честь, достоинство»

Современные школьники зачастую не имеют конкретных представлений о моральных нормах. Изучая и обсуждая произведения писателей ХХ века, ребята формируют в своем сознании нормы и правила поведения в кри...

Сценарий круглого стола «Зависимость от курения».

Данное мероприятие было проведено в рамках II Рождественских образовательных чтений, где рассматривался вопрос об актуальной проблеме «Зависимость от курения»....

Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм"

Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм" представлен в виде заседания Правового канала "Подросток и закон"....