Актуальность развития социального здоровья младших школьников
статья на тему

Семенько Анна Викторовна

Что такое социальное здоровье? Почему социальное здоровье является неотъемлемым компонентом понятия "здоровье"?  Младший школьный возраст именно тот период, когда необходимо развивать социальное здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Вопрос сохранения и укрепления здоровья детей и подростков был насущным всегда. Но в последние годы данный вопрос становится все более  и более актуальным. Данные последних исследований показывают, что порядка 90 % школьников России имеют существенные отклонения в состоянии здоровья. Причины: загрязнение окружающей среды отходами вредных промышленных производств, социально-экономический кризис, снижение уровня жизни – все это негативно влияет на здоровье каждого человека и общества в целом.

В связи с этим первоочередной задачей нашего государства постепенно становится забота о здоровье подрастающего поколения, а значит и о здоровье нации.  Важность здоровья несомненна, ведь само понятие «здоровье» является одним из основных компонентов структуры человеческой личности.

В различных науках: педагогике, валеологии, медицине, социологии, психологии, философии даются разные трактовки данного понятия.

Согласно «Словарю русского языка», здоровье – «это состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы». Можно сказать, что согласно этому определению здоровье – это отсутствие болезни. Т.е. определение характеризует здоровье с физической точки зрения.

Наука о здоровье – валеология – обращает внимание на взаимосвязь здоровья человека с окружающей средой.

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) рассматриваемое понятие раскрывается так, «здоровье – это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Некоторые ученые  (Е. В. Макаревич, Е. Н. Приступа), признают, что определение, предложенное ВОЗ, наиболее полно и цельно раскрывает понятие «здоровье». И в этом определении обращает на себя внимание наличие социального компонента, как необходимого условия здоровой жизни.

Ситуация с определением понятия «социальное здоровье человека» или «социальное благополучие» обстоит сложнее, хотя данный компонент является для современного человека таким же важным, как здоровье тела и души. Поэтому, понятие «социальное здоровье» требует к себе пристального внимания.

Несмотря на достаточно молодой возраст понятия «социальное здоровье», существуют разные его трактовки. Достаточно полно раскрывает данное понятие применительно к детям определение, данное Э. И. Поднебесной. «Социальное здоровье подростка как интегративное личностное образование, которое характеризуется гармоничными взаимоотношениями его со сверстниками, другими людьми, социумом, обществом, культурой, и способствует его эффективному развитию, а также позитивному влиянию, которое подросток оказывает на сверстников, других людей, общество и культуру в целом».

А когда же стоит задумываться о социальном здоровье?

К семи годам ребенок становится способен осознавать себя и свое положение в окружающем его мире, что приводит к осознанию ребенком своего социального «Я» и возникновению на этой основе внутренней позиции. Формирование социального здоровья ребенка должно начинаться с младшего школьного возраста, потому что именно в этот период закладываются и культивируются основы многих качеств личности. Кроме того, современные требования к образовательному процессу, подробно изложенные в «ФГОС начального общего образования», обязывают обеспечить сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования.

Также воспитание здоровой личности является целью «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года». «Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка».

Младший школьный возраст – конкретный, относительно ограниченный во времени период физического и психического развития индивида и его развития как личности, характеризуется совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений.

С поступлением ребенка в школу коренным образом меняется его социальное положение: с приобретением новой позиции – школьника и новым ведущим видом деятельности - учением, требуется много времени, сил, старания, усвоения новых требований, касающихся правил поведения в социуме, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Ребенок впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Вновь складывающаяся социальная ситуация обуславливает формирование особенностей личности ребенка.

Без знания основных характеристик социального здоровья, закономерностей и условий его формирования невозможно успешное развитие личности ребенка. Достижение цели требует глубокого теоретико-методологического обоснования и практической реализации модели развития социального здоровья младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимосвязь интеллекта и социального статуса младших школьников и подростков»

Изучение взаимосвязи интеллектуальных особенностей младших школьников и подростков и их социального статуса...

«Взаимосвязь интеллекта и социального статуса младших школьников и подростков»

Вступая в различные социальные взаимодействия, индивид занимает определенное положение в социальных системах, которое называют социальным статусом, от занимаемого социального статуса зависит успешност...

Конспект коррекционного занятия "Развитие коммуникативных способностей младших школьников с задержкой психического развития".

Занятие "Учимся эффективно взаимодействовать" направлено на развитие коммуникативных навыков младших школьников с ЗПР, эмпатии, умения работать в команде....

. «Нетрадиционные приемы работы для развития ручной умелости младших школьников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии"

Статья в сборнике в рамках научно-практической конфеенции с международным участием "Я в мир удивительный этот пришел"...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование с...

Актуальность в изучении письма младших школьников с позиции нейропсихологического подхода.

Проблема обучения письму младших школьников выраженными является одной из центральных задач коррекционной педагогики.  В последние 10-15 лет во всем мире отмечаются усиление исследовательского ин...