Описание опыта работы Социального педагога, эссе "Один день социального педагога", визитная карточка
материал по теме

Здесь вы найдёте пример описания опыта работы Социального педагога, эссе на тему "Один день социального педагога", визитную карточку в стихотворной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы

                                                                                 Под лежачий камень вода не течёт.

     Этому высказыванию я следую всю свою сознательную жизнь.

В 2004 году меня пригласили работать в школу учителем. Через два года предложили  должность социального педагога. Перечитав кучу методической литературы, пообщавшись со специалистами, применив несколько методик, я выработала для себя систему работы с несовершеннолетними и семьями.

Вся моя работа выстроена по  восьми направлениям: диагностика, социально – педагогическая защита прав ребёнка, социально – педагогическая поддержка семьи, социально – педагогическое консультирование, социально – педагогическая профилактика, создание среды для оптимального развития личности ребёнка, поддержка социально – ценной деятельности детей, организационно – методическая деятельность.

  1. Диагностическое направление

     Для результативной работы необходимо знать контингент, с которым приходиться работать. Конечно, в небольшом посёлке все знают друг друга, но, тем не менее, очень важна диагностическая работа. Так же диагностика школьников необходима для составления и корректировки плана на следующий учебный год, для определения проблемы, на которую необходимо сделать акцент в работе.

     Диагностическая функция – очень важный вид деятельности. Мною применяются такие диагностические методики как:

1.  Наблюдение – я изучаю внешние проявления поведения детей, не вмешиваясь в их деятельность. Здесь важно видеть и анализировать всё (действия, движения, речь, мимику), а главное правильно их истолковать. Бывают случаи, когда достаточно только наблюдения. Но бывает когда наблюдения не достаточно, и приходиться применять другие методы.

2.  Беседа – она так же зависит от ситуации. Может быть индивидуальной или групповой. А может быть и коллективной. Успех беседы зависит от того насколько ты владеешь ситуацией и насколько хорошо установлен контакт с собеседником. В начале беседы я делаю вступление, затем предлагаю простые вопросы. А в середине беседы более сложные, требующие анализа, размышления.

3.  Тестирование, анкетирование – этим методом я собираю необходимую информацию об учащихся и их семьях. Этот метод я применяю, когда хочу получить конечный результат, а не отследить динамику.

4.  Если же мне необходима динамика я применяю параметрический метод.

К диагностической работе отношу паспортизацию классов, которую провожу ежегодно. При помощи рассмотренных методов изучаю отношения в семьях, которые стоят в базе семей, находящихся в  СОП или имеют признаки неблагополучия.

  1. Социально – педагогическая защита прав ребёнка

     В современном мире, наверное, в каждом поселении имеются дети, находящиеся под опекой. Всем этим детям пришлось нелегко в жизни, и социальный педагог выступает той самой ступенькой к спокойному будущему. Почему дети попадают под опеку, потому что их родители не хотят исполнять свой родительский долг. И социальному педагогу необходимо разглядеть неблагополучие в семье и вовремя успеть оказать помощь ребёнку. За мою социально-педагогическую практику было трое детей отдано под опеку. Но это крайняя мера, а до неё, сколько работы, борьбы, убеждений  горе родителей.  

    Когда в результате диагностической работы выявляется неблагополучие, я посещаю семью и провожу профилактические беседы. Если результата нет, приглашаю на Совет профилактики и так по цепочки (педсовет, Совет общественности, привлечение сельских депутатов, главы поселения, КДН, ОВД). Активизируются все службы для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Не было ни одного случая, когда бы ни было достигнуто положительного результата по проблеме.

     Ещё одна группа, требующая особого внимания – это инвалиды. У нас в школе была одна девочка инвалид по зрению. Приходиться объяснять ребятам, что такие дети требуют понимания, заботы и участия окружающих. Что мы должны быть к ним внимательными.

  1. Социально-педагогическая поддержка семьи

     В своей работе я всегда тесно связана с работой  классных руководителей. Первые звоночки всегда поступают от них. Если ребёнок неопрятен, сонный на занятиях, пропускает занятия без уважительной причины и сам классный руководитель уже ничего не может исправить, то он пишет мне информацию. В соответствии с полученной информацией, я выстраиваю  свою дальнейшую работу (беседа с несовершеннолетним, посещение семьи, постановка на ВШК, разработка МПР и её реализация).

     Параллельно веду профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями. Что приводит к снижению количества постановок на ВШК. Это различные мероприятия по здоровому образу жизни (круглый стол, тренинги, участие в различных акциях, ролевые игры и т.п.) (приложение 1). Выступала с отчётом на выездных заседаниях КДН и ЗП в 2012, 2013, 2014  годах.

     К различным акциям оформляю стенды, провожу выставки плакатов, газет, конкурсы рисунков, оформляю и распространяю буклеты (приложение 2). Одна из таких антинаркотических акций была акция «Классный час» (приложение 3). В ходе проведения которой был оформлен стенд «Это должен знать каждый», ребята писали письма одноклассникам «Цени свою жизнь», старшие классы состязались в интеллектуальной игре «Сделай свой выбор», а начальная школа рассуждала о «Вредных привычках». Считаю, что просвещение - важное звено в профилактической работе.

     В моём кабинете оформлен стенд с буклетами разной тематики: «Детские страхи днём и ночью», «Курение и подросток», «Мифы о наркомании», «ВИЧ/СПИД – знать – значит жить», «Как себя вести, чтобы избежать конфликтов с родителями», «Комендантский час», «Спокойствие, только спокойствие!».  На стенде размещена  полезная  информация (Телефон доверия Государственного учреждения Омской области «Омский областной центр социально – психологической помощи молодёжи и несовершеннолетним).

  1. Социально-педагогическое консультирование

     Информация, размещённая на стенде, полезна не только несовершеннолетним, но и родителям и педагогам. Бывает, родители обращаются за помощью (за советом, за правовой помощью, если трудности возникают при оформлении документов). И в ходе индивидуальных консультаций с родителями вместе находим решение проблемы (приложение 4).

     Работа социального педагога многогранна и невозможна без объединения с родителями, классными руководителями и педагогами. Систематически обращаюсь к классным руководителям за информацией и никогда не слышу отказа. В школе функционирует медико – психолого – педагогический консилиум, в состав которого я вхожу. И вновь никак без классных руководителей. По их информации рассматриваем на консилиуме учащихся,  затем я занимаюсь подготовкой документации для прохождения ПМПК.

     Выступаю на совещаниях при директоре: с отчётами («Отчёт о ходе выполнения плана совместных мероприятий с инспекцией по делам несовершеннолетних»), итогами анкетирования учащихся («Анкетирование обучающихся на знание правил поведения в общественных местах»), диагностиками, а порой и с тематическими вопросами («Предупреждение беспризорности и безнадзорности детей»).

     Ежегодно выступаю на общешкольных родительских собраниях по волнующим вопросам. В 2014-2015 учебном году выступала с докладом «Наши дети – наше будущее»,  в 2015-2016 учебном году - «Профилактика курения несовершеннолетних», в текущем учебном году – «Агрессия детей. Как её избежать».  Систематически посещаю заседания школьного МО классных руководителей.

  1. Социально-педагогическая профилактика

     Легче предупредить негативные проявления в подростковой среде, чем бороться с этими проявлениями. Планирую профилактические мероприятия и провожу их так, чтобы задействовать весь контингент школы. Мероприятия всегда проходят в доброжелательной, рабочей обстановки. Ребята всех возрастов заинтересовано слушают и принимают участие в обсуждении поставленных проблем, высказывают своё мнение, анализируют полученную информацию. К профилактическим беседам всегда привлекаю службы профилактики. Специалисты разъясняют ребятам актуальную для них информацию (фельдшер – «Вред курения», «Ранняя беременность», «Физическое здоровье подростка»; участковый – «Административная и уголовная ответственность за правонарушения», «Соблюдение правил дорожного движения», «Курение в общественных местах» и т.п.) (приложение 5). Занимаюсь организацией реабилитации трудных подростков.

     В различных формах учу ребят быть отзывчивыми, вежливыми, терпимыми, добрыми. С такими людьми хочется общаться. Конечно, есть исключение, те, кто не принимает добро. С таким контингентом необходимо проявить жёсткость, настойчивость.  Это в основном семьи, состоящие в базе семей, находящихся в СОП. Именно в таких семьях и необходимо посеять семя добра, или хотя бы постараться, и, может быть, оно  прорастёт. Так хочется в это верить.

  1. Создание среды для оптимального развития личности ребёнка

     Участвую в организации учебно-воспитательного процесса. Предлагаю темы тематических классных часов классным руководителям. Привлекаю детей «группы риска» для участия в различных общешкольных мероприятиях. Так в 2006 учебном году организовала тематическое мероприятие «Наркомания – знак беды» в рамках КМО. А в 2010 – общешкольное внеклассное мероприятие «О культуре поведения в школе», так же в рамках КМО. В 2013 – тематический праздник «». В 2016 – общешкольное мероприятие «» в рамках КМО. Организую участие несовершеннолетних «группы риска» в кружках в СДК. Совместно с заместителем по воспитательной работе проводим месячники правовой грамотности. Ежегодно проводим цикл классных часов антитеррористической направленности.

  1. Поддержка социально-ценной деятельности детей

     Являюсь одним из руководителей волонтёрского отряда «Созвездие», который был создан четыре года назад. Его цель -  воспитание сознательного и ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; формирование полезных навыков и привычек, способствующих: укреплению здоровья человека, повышению его работоспособности, гармоничному развитию, творческому долголетию. В школе имеется уголок волонтёрского отряда «Созвездие».  Изготовлены информационные бюллетени и газеты: «Дерево здоровья», «Профилактика заболеваний», «Весенний авитаминоз», «Правила гигиены», «СПИД», «Здоровый образ жизни». Распространяем листовки «Формирование навыков ЗОЖ». Проводим акции в помощь детям (собираем игрушки и книги и передаём их в семьи и в детский сад, проводим занятия с ребятами в детском саду) (приложение 6). Ежегодно проводим весеннюю «Неделю добра», посвящённую празднику - День Победы. Помогаем пожилым людям копать грядки, возить и колоть дрова (приложение 7). Являюсь организатором акции «Чистый берег». Привлекаю несовершеннолетних участвовать в благоустройстве школьной территории (приложение 8). Культура здоровья – здоровый стиль жизни. Как его можно сформировать? На мой взгляд, только тремя способами: примером, активностью и заинтересованностью обеих сторон.

  1. Организационно-методическая деятельность

     Считаю, что социальный педагог должен быть активным, служить примером для своих подопечных, способным заинтересовать окружающих и увлечь их за собой. Показывать пример в общении, в поступках. А для этого необходимо постоянно повышать качество своего самообразования (что немало важно в современном мире). Перенимать опыт  специалистов других школ и разных ведомств. Именно поэтому я принимаю участие  во всех семинарах, проводимых  для социальных педагогов.  Прошла обучение на семинаре по проблеме «Профилактика употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и молодёжью» - 2013 год. Прослушала семинар по теме «Организация и деятельность службы медиации в образовательной организации» - 2016 г. Выступала с докладом на диалоговой площадке – 2016 год. Имею публикацию своей статьи в сборнике «Профилактика правонарушений в подростково - молодёжной среде: взаимодействие гражданского общества и правового государства» - 2014г.

    Обобщение моего социально – педагогического опыта для меня в новинку. Обобщала свой педагогический опыт на конкурсе  «Учитель года – 2009», «Учитель года-2012». Имею свой мини-сайт, куда размещаю методическую информацию (nsportal.ru/varakina-svetlana-stanislavovna). Публикую заметки в районную газету «Вперёд» («Ручеёк милосердия»-2014 г., «Экскурсия в Комплексный центр»-2015 г., «Цени свою жизнь»-2015г.).

     Я считаю, что новизна моей социально – педагогической деятельности заключается в преодолении необщительности школьного коллектива. В умении показать несовершеннолетним связь обучения с жизнью. Направления, по которым я выстраиваю свою деятельность, актуальны. И как показывает практика, они дают положительные результаты (приложение 9).

    Вся моя деятельность направлена на формирование личности. Стремлюсь поделиться с ребятами теплотой, пониманием, поддержкой. Отдаю им кусочек добра. Стараюсь помочь «сбившимся с пути» родителям поверить в свои силы. Со мной всегда девиз «Под лежачий камень вода не течёт» (приложение 10).



Предварительный просмотр:

Самопрезентация

Я рада приветствовать всех в этом зале!

Спасибо всем тем, кто пришёл поддержать.

Позвольте немного  о себе рассказать.

Мой девиз: «Под лежачий камень вода не течёт»

Моё  педагогическое кредо:

Чужих детей не бывает.

Моё жизненное кредо:

Все мелочи пройдут - запомнятся основы,

И будут наши дни прекрасны и легки.

Я всюду за собой таскаю лишь три слова.

Живу – Благодаря, Согласно, Вопреки.

Главная моя педагогическая задача –

Социальная защита здоровья, гражданских  прав и  интересов несовершеннолетних

Кто я, как живу и чем занимаюсь,

Какого достигла в профессии роста,

Какие мечты претворила в жизнь я.

Чтобы у вас не осталось вопросов

Покажу альбом свой с фото.

Усть-Шиш родиной малой считаю,

Тот край, где судьба завещала родиться.

Милей для меня места нет – точно знаю!

И именно здесь мне пришлось пригодиться.

Такой малышкой вот с серьезным взглядом

Смотрю со старых фотографий я.

Тут с папой, с мамой рядом.

Я их частица, а они – моя семья.

Вот в школе. Два банта белых,

Из астр букет, портфель в руках.

И с тех шагов своих несмелых

Вступила в школьный мир, отбросив страх.

И вот уже школьные годы промчались.

Не зря говорят: они быстро летят.

Мы с партою школьной тогда распрощались,

Но я собиралась вернуться назад.

Стать социальным педагогом не мечтала

Но к этому теперь тянусь душой.

От судьбы своей нам никуда не деться,

И эта истина придумана не мной.

С успехом я училась в институте,

Я собиралась педагогом стать.

И вот мои ребята, и трепет в сердце,

И детские глаза, в которые смотрю.

В ребяческие души я приоткрыла дверцу,

И с ними вместе я дышу, живу, люблю.

Решать проблемы – важное уменье.

Стандарты жизни об этом нам гласят.

Учу самостоятельно искать решенья.

Я и помощник, и координатор для ребят.

Стараюсь к жизни детям привить любовь,

Чтоб стать ответственным и добрым.

                                 Искать свою дорогу в жизни вновь и вновь,

И быть целеустремлённым.

Успехам подопечных я горжусь.

Победа в жизни на 100 баллов.

Себе я говорю: «Не зря тружусь!

Уроки я свои не зря давала!»

Своих подопечных я не забуду.

Росли, взрослели на моих глазах.

Я их всегда, конечно, помнить буду,

Удачи им желаю в их делах.

Удача их, моя награда

Своей активностью с ребятами делясь

Дипломы, грамоты, сертификаты

Мы получаем, к творчеству стремясь.

Здесь и мои заслуги и ребят

Идём мы вместе, держась рукою об руку

Вдруг увидав, в газете о делах своих заметочку,

У них восторженно глаза горят.

Со своим девизом я по жизни следую,

Сессии депутатов, смотры, Новый год.

Везде участие активно принимаю,

Ведь под лежачий камень вода не течёт!

Хочу представить вам семью свою:

Мои мальчишки – вот моя отрада!

Мужу и сыновьям своим всю душу отдаю.

А счастья большего не надо!

И дом у нас, и сад, и огород,

Содержим вместе, сажая повсюду цветы.

Ну а традиция наша – семейный поход

Очень долго храним её мы.

Чтоб скучно не было порой и было чем заняться

Зверушек разных завели

Для пользы, ну и для души

И о себе я напоследок так скажу:

Мечтала педагогом стать – ни на минуту!

По жизни это званье с гордость несу,

Я Социальный педагог – и это круто.



Предварительный просмотр:

Эссе «Один день из жизни социального педагога»

Как же проходит мой день. Спокойно, безмятежно? Или в суете, борьбе, заботе?    

Профессию социального педагога называют: высокой, благородной, прекрасной, почётной, душевной. Социальный педагог по определению не может быть равнодушным.  Я «пропускаю» через себя переживания, проблемы других. Ко мне обращаются за помощью.

…Что случилось, что случится,

Знает он наверняка.

Мой день наполнен общением. Ученик с утра в плохом настроении, учёба не задаётся. Неоднократно приходит на занятия без выполненного домашнего задания. Не может найти контакт с одноклассниками. Или не хочет соблюдать определённые правила. Почему? Что случилось? Давай поговорим. У меня широкая душа и большое сердце. Я тактична, внимательна. Всегда готова выслушать, дать совет, отдать частичку своей теплоты.

…И всегда понять стремится

«трудного» ученика…

А может всё дело в должности? Нет. Человек, работающий с детьми, не может быть равнодушным. Не считая своего времени,  я спешу посетить «нерадивых» родителей. Столкнулась с непониманием – объясняю ещё раз. Нет положительного результата – не беда, ищу подход. Не получается в одиночку, обращаюсь за помощью. У меня налажена работа с другими субъектами профилактики. Неразрешимых ситуаций не бывает. Социальный педагог – это не профессия. Это мой образ жизни.

…Педагоги за советом,

И родители к нему…

Результат моей деятельности не может быть сиюминутным. Это кропотливая работа. Работа изо дня в день. Но именно сегодня я доношу до учащихся важную информацию. Как? По - разному. Это может быть беседа или внеклассное мероприятие. А, может, пообщаюсь с учащимися за круглым столом или проведу ролевую игру. Оформлю информационный стенд. Раздам буклеты. Организую выставку тематических газет. Выбор зависит от поставленных на сегодня задач.

Дети не терпят обмана. Когда ты с ними открыт,  и они к тебе тянутся. Доверяют. Бывает, понимаем друг друга с полуслова. При необходимости могу быть и строгой. Моя работа направлена на решение комплексных задач, на формирование личности. У меня не бывает бесполезно-прожитого дня.

Я – социальный педагог. Я люблю свою профессию. А «любить можно то, чему уже отдал частичку своей души», - говорил В. Сухомлинский.

…Без призванья нет уменья.

Лёгких в жизни нет дорог…

Путь, по которому я иду, полон трудностей. Неизвестно, что принесёт новый день. Падения или взлёты, радость или переживания. А может быть будут новые трудности. Преодолевать их и нести добро – вот цель каждого моего дня. И пусть сегодняшний день не совсем удался, завтра всё получится. Работа каждого дня имеет результат. Главное не сворачивать с выбранного пути. Ведь не зря говорят «дорогу осилит идущий».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы социального педагога с учащимися, пропускающими учебные занятия

В данном материале предложено положение об учете посещаемости учебных занятий учащимися план работы с учащимися, пропускающими учебные занятия сведения о пропустивших учебные занятия сведения по кл...

"Выявление причин отклонений в поведении учащихся". Обобщение опыта работы социального педагога.

Положительный результат в работе по выявлению причин отклонений в поведении учащихся во многом зависит от степени согласованности целей и способов деятельности между всеми участниками учебно-воспитате...

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Из опыта работы социального педагога МОУ «Краснооктябрьская СОШ» по организации профилактической работы по предупреждению пропусков занятий без уважительной причины.

       Наша МОУ «Краснооктябрьская СОШ», как и любая современная школа, часто  сталкивается с рядом проблем, которые приходится своевременно решать. ...

Профилактика суицидальных проблем среди подростков (из опыта работы социального педагога МАОУ СОШ № 24 г. Тамбова Пономаренко О.Г.)

Уже не первый год я работаю над темой профилактики суицида среди подростков. Данная проблема весьма актуальна в последние десятилетия. В 2012-2013 учебном году проведя опросы школьников, я получила сл...

Профилактика правонарушений. Из опыта работы социального педагога.

Профилактика правонарушений - одна из основных задач школы. Использование современных образовательных технологий даёт наилучший результат при решении данной проблемы....